Основано в 1991 году

01.07.2016

ДЛЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ И ПРОЧИХ ГОВОРУНОВ

ДЛЯ КАНДИДАТОВ ДЕПУТАТЫ И ПРОЧИХ ГОВОРУНОВ

Мы в Новосибирской школе журналистики исповедуем «занятную» журналистику – это когда увлекательное чтиво, но не рассказ о преступлении. Мы в принципе против гласности в отношении каких-либо преступлений — уголовных, нравственных, этических (зачем пропагандировать порок?). Мы считаем, что доблесть журналиста — в том, чтобы находить в текущем мире удивительное и рассказывать о нем людям, не пытаясь надеть на себя тогу судьи, прокурора или депутата. Журналисты не должны заниматься тем, для чего существует огромное количество специальных людей.

Правда, журналисты садятся не в свои сани тоже не от хорошей жизни. Ведь те, кто уполномочен бороться «за правду», предпочитают стоять в стороне. Вот и получается, что в общем-то случайные люди, которые в лучшем случае представляют только свое издание, занимают трибуны предназначенные для тех, кто избран, кто обличен доверием.

Я всегда считал, что обвинять, обличать, призывать, убеждать, осуждать, наставлять должны не журналисты (раньше их называли литературные сотрудники), а слуги народа вместе с представителями ока государева. Почему они это не делают? Да потому что их этому никто не учил! Ведь чтобы научиться излагать, да еще через призму ожиданий электората, надо знать азы журналистики, а их даже корреспонденты СМИ не всегда знают. Вот я и подумал: а не открыть ли в Новосибирской школе журналистики курсы для депутатов? Ведь «слуги» зачастую хамят от застенчивости, от чувства собственной неполноценности.

Как известно, все депутаты умеют говорить, но они, как правило, не умеют писать. Письмо, публицистическое или новостное, — это осциллограф мозговой деятельности. Надо уметь думать.

Это только на первый взгляд кажется, что мы все от рождения имеем такую способность. На самом деле, две трети поступающих в школу слушателей (у нас учатся взрослые люди 20-40 лет) испытывают проблемы, прежде всего, в способности овладеть журналистскими навыками мышления. Ведь мы учим некоторым интеллектуальным операциям, следование которым неизбежно приводит к занятному (парадоксальному) наблюдению — новостной вводке. Так делаются новости даже там, где их никто (кроме выпускников школы) не видит.
Я заметил, что человеку, овладевшему этой техникой, журналистика уже не нужна, он метит выше. Ведь умение находить необычное и придавать этому значение — это способность видеть и формулировать актуальное, то есть главное. Наипервейшее качество лидера!

Кроме навыков думать, депутаты (и соответственно, кандидаты) могли бы научиться излагать. Собственно, думать и излагать на письме — это двуединый процесс, но некоторые правила письма дисциплинируют мозги. Например, метод изложения «матрешкой» (вложенных тезисов) резко повышает культуру мышления, так как заставляет рассматривать описываемый жест или поступок вне временного контекста. То есть это тот случай, когда факт подчиняет время, выходит за его границы, обретает черты самоценного явления.
Вообще «людям слова» было бы неплохо понимать материал, с которым они работают. Разве можно себе представить гончара, который не разбирается в глине? А вот депутата, который не знает законов семантики, легко. Между тем именно семиотическая культура составляет основу русской ментальности. Например, истинные носители этой культуры никогда не напишут в тексте то, в чем хотели бы убедить своего читателя. Почему? Потому что иначе не удастся сохранить текст как смысл! Оказывается, сформулированная на бумаге мысль недоступна для читателя, потому что лишает его возможности «подумать ее». Этой цели и должен служить всякий публицистический текст. Вот почему правы те, кто говорит, что в статье читателю не нужны чужие мысли — он ищет подтверждения собственным.

«Депутатский» курс будет сформирован по мере набора группы. Обращаюсь к кандидатам и вообще ко всем деятелям, которые нуждаются в поддержании своей интеллектуальной формы: учиться не зазорно! Я гарантирую, что вы, как минимум, научитесь мгновенно отличать хороший журналистский текст от плохого. (Для людей, так или иначе связанных с масс-медиа, это уже много). Занятия по выходным. С вопросами, жалобами и пожеланиями обращайтесь, пожалуйста, в «личку«.

Другие статьиВсе статьи