Основано в 1991 году

17.05.2018

КАК «ПРОКАЧАТЬ» НОВОСТНУЮ ФАКТУРУ?

Я учу делать новости, и главной проблемой оказывается застарелые школярские представления об «объективной реальности, данной нам в ощущения» (из Ленина такой же философ, как их меня балерина). Дело в том, что большинство учащихся (читай – большинство из нас) считают фактом то, что им стало известно. «Ощутили» – и вот она, «реальность». А я говорю, что реальность – это то, что названо. Да, вот так просто. Кстати, слово «вещь» («весть») в исконном значении имеет такой же смысл. Отсюда «вещество» («естество»), «вещать» и т.д.  С другим миропониманием просто невозможно заниматься новостной работой.

Вот, например, строители построили дом. Журналист с материалистическим воззрением так и пишет: «строители построили дом». А что еще писать, если это «объективная реальность»? Но реальность познаваема, а значит, ее признаком является открытый рот и поднятые брови. Не так ли? Ведь всякий акт познания сопровождается эмоциональным импульсом? Вот почему новость – это всегда такое сообщение, которое вызывает удивление, восхищение,  умиление, злость или радость. Если ничего подобного с читателем (зрителем, слушателем) не происходит, значит, описанное явление не есть реальность и соответственно, новости нет.

Что же делать?

Прокачивать информацию, пока в ней не появятся  признаки жизни (читай – объективной реальности). Собственно, это и есть процесс изготовления новости. Ввиду того, что высокие материи эмпириокритицизма – штука тягомотная, я попробовал написать краткую инструкцию о том, как создавать новостную фактуру, исходя из прагматических потребностей специалиста по связям с СМИ.  Допустим, вы пресс-секретарь. И вы хотите, чтобы ваши статьи печатали в СМИ.  Вы пишите много и с душой, но редакторы почему-то не реагируют. Какими должны быть тексты, чтобы претендовать на опубликование в СМИ и даже на мультипликацию в Сети?  

Первое, что надо усвоить – так это то, что ваш текст будет прочитан при условии, если редактор службы новостей заинтересуется первыми семью словами. Таким образом, вводная часть вашего текста должна быть безукоризненной – точной, понятной и в то же время завораживающей. Дайте себе труд, прочитайте себе вслух вводку. Она действительно понятна? Она действительно удивляет? Обращаю ваше внимание на то, что удивлять должен не автор (своей позицией, остроумием, «тупостью» и т.д.), а факт.

Вторым условием является размер вашего послания. Большие произведения из неизвестных источников практически не имеют шансов на успех – у журналистов нет времени. Отсюда требование – текст, набранный 12 кеглем, не должен превышать одну страницу.

Третьим условием является оформление послания (пресс-релиза). Здесь я не даю конкретных советов, потому что вы сами в состоянии догадаться, что текст, отпечатанный золотом на гербовой бумаге, получит большего внимания, чем текст, написанный от руки на салфетке. Шучу.

Итак, вам надо составить текст с «бронебойной» вводкой (слово «lead» не употребляю, потому что оно в английском означает и ставку в покере, и свинец, и еще черт знает что), поэтому необходим материал, из которого ее можно сделать.

Все думают, что материал – это то, что у вас есть. На самом деле, материал – это то, что вам нужно. Как борщ требует совершенно определенных ингредиентов, так и новость может быть подготовлена только из тех фактов, которые для этого пригодны.

О чем мы говорим? О том, что соответствует наречию «впервые». Такие факты есть всегда, но они чаще всего не видны, так как они новы только для непосвященных (читай — все остальное человечество). Сами информаторы, как правило, не считают их интересными, потому что «лицом к лицу лица не увидать». Вот почему сведения от экспертов/участников редко могут содержать новостную информацию. Ее надо добывать. Ниже представлена хореография «танца с бубном» из 8-и пунктов, который предлагается исполнить, чтобы выполнить эту процедуру. Сразу же ответ на вопрос: «а можно по-другому?» Можно. Если речь идет не о новости, которая предназначена  для национальных сводок новостей.

Мой личный совет: на каждый пункт старайтесь отвечать добросовестно, не боясь тупика, в который может завести логика ваших ответов. Если вы поймете, что все разваливается, значит, нет самого главного – новизны (см. выше), и все надо начинать сначала. Так бывает, когда вы ХОЧИТЕ сообщить банальность. Увы, так бывает часто. Мой совет: будьте к себе построже. Без желания удивить, у вас ничего не получится. А если вы хотите не удивлять, а информировать, то вам вообще лучше этой работой не заниматься. Почему? Потому что с таким пониманием новостной работы вы обречены быть вечным статистом. Даже если оно (это понимание) соответствует госстандарту и другим нормативным актам РФ. Как сказала ведьма из «Ночного дозора»: «вам нужен процесс или результат?»

Итак, перед вами анкета, внимательное заполнение которой поможет вам различить фактуру для будущей новости.

  1. Постарайтесь лаконично изложить в самом общем виде то главное, о чем хотели бы сообщить. При этом ваше сообщение в обязательном порядке должно выглядеть как ваше личное наблюдение какого-то необычного (неправильного, непривычного, чудного, странного) действия  по схеме: «кто что сделал?» («Солдат отказался стрелять», «Ученый закрыл закон»). Новость – это частная рефлексия в виде описания необычного действия. Почему действия? Потому что психика человека  устроена как глаза лягушки. Реакцию вызывают только поведенческие акты. Кто думает иначе, дальше могут не читать.
  2. Когда у вас получилась формула «кто что сделал?», пожалуйста, определитесь: это жест или поступок? Жест – это действие на публику, манифестация своей позиции. Жест нам не нужен, из него трудно делать новость. Поступок (решительное действие в сложных обстоятельствах) – это другое дело. Поступок может представлять собой либо процедуру, либо акт, либо деяние. Уточните — это важно, потому что, поняв тип описываемого поведенческого акта, вы сможете точно определить дату, период (время) его осуществления, так как получаете представление, о каком именно факте идет речь.
  3. Очень часто мы имеем дело не с действием, а с предметом, то есть с результатом действия. Пусть вас это не смущает – раскапывайте исходный поведенческий акт и работайте с ним как ни в чем ни бывало. Например, увидев потрясающий цирковой номер, описывать надо не то, что происходит на арене, а то, что совершили (придумали, изобрели) эти артисты, чтобы номер поражал воображение. Это и будет новостью, где само представление займет место иллюстрации.
  4. Определив событийную основу вашего сообщения (существо и время), необходимо ответить на вопрос: кто еще подобное (такое же) делал или делает? Возможно, аналог есть на уровне региона? Страны? Европы? мира? Метод сравнения позволяет узнать: есть предмет удивления для современников или нет?
  5. В случае, если речь идет том, чему аналогов не нашлось, мы имеем дело с изобретением, открытием или каким-то другим достижением – это готовая новость. Тогда задаемся вопросом: что стало предтечей? Какой конкретный случай/факт позволил этому достижению появиться на свет?  Опишите все это очень коротко. Сформулируйте то главное, в чем заключается связь между описываемым событием и тем, что ему предшествовало. Избегайте «умных» слов. Задумайтесь: почему это не случилось раньше? Что препятствовало? Какую эру открывает это изобретение/открытие? Пусть вас просветит специалист, и тогда вам станет понятен масштаб произошедшего.
  6. Если необычное действие не является новшеством, и вы выяснили, что подобное делают другие, не надо бросаться в Темзу. Надо установить, в чем состоит отличие. Оно всегда есть, но не кричит о себе. Его надо выяснить, чтобы понять: что это отличие дает? Вот в этой информации и будет смысл вашей будущей новости. А коли так, то надо узнать: откуда это отличие взялось, что стало его предтечей?
  7. Только теперь, когда вы установили новостную суть произошедшего, вы можете приступать к описанию необычного действия на уровне акта, церемонии или процедуры (см. пункт 2). Это будут ответы на вопросы: где, когда, кто, что сделал? Кто в этом участвовал? Описываем только то действие, о котором заявлено в вводке. Всю остальную информацию безжалостно отбрасываем. Цифры, имена и названия надо хотя бы один раз писать полностью, без сокращений.
  8. Теперь пора установить масштаб описанного Вами поступка/свершения/деяния/маневра. Каковы его перспективы или последствия? Постарайтесь представить, что изменится или может измениться в жизни людей? Укажите задачи и проблемы, которые могут быть решены или устранены. Представьте себе описываемое вами событие в виде операции или составной части какого-то процесса. Сформулируйте название этапа или стадии, в которой оно в настоящий момент пребывает. Подумайте, какое название может носить следующий этап?

«Прокачав», таким образом, имеющиеся сведения, вы получаете в сухом остатке тот материал, который пригоден для изготовления новости. И это будет не то, о чем вы думали вначале, но это будет реальная новостная фактура, о чем вам будет сигнализировать вводка. Она должна у вас получиться простой и удивительной, что определяется на слух. Вам ведь не трудно продекламировать самому то, что вы написали? Прочтите себе вводку в голос, реагируя на каждую запинку как на грубый косяк. Переделывайте ее 10 или 20 раз, пока не получится идеальный вариант, потому что новость – это, прежде всего, вводка. Она должна буквально «сосать глаза». Одно предложение в 7-8 слов. К этому локомотиву вы сможете прицепить любой состав информации, но об этом в следующий раз.

А пока, подводя итог нашему экскурсу в кухню новостника, обратим внимание на то, что громоздкость описанной процедуры – впечатление поверхностное. Это тот случай, когда дело делается быстрее, чем «сказка сказывается». На восьмой раз вам потребуется 15 минут, а на 20-й – две минуты. Главное, надо понять и выработать навык. Зато после этого вы будете чувствовать себя полубогом, так как делать новостную фактуру (читай созидать правильную реальность) в России мало кто умеет.

 

Другие статьиВсе статьи