Основано в 1991 году

06.06.2016

“МЕЙКЕР ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ”: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

“МЕЙКЕР ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ”: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

     Обычно, встреча с ним описывается в духе провинциальной журналистики: “он приехал в наш город из далека”, “мертвый взгляд убийцы”, “суммы, которые он называет, вызывают изумление” и т.д.    

     “Мейкер последнего дня” — это специалист по “компре”, которая должна свалиться на голову избирателя за день до выборов. Компромат может быть любой: еврейский след, гомосексуальные связи, уголовное прошлое, принадлежность к сатанинской секте и т.д. Считается, что большая ложь вызывает больше доверия — главное, чтобы ярко прозвучала.У поверженного кандидата уже нет возможности исправить положение, и за несколько часов до открытия избирательных участков он оказывается политическим трупом.

     За подобные фокусы пиарщики — и политтехнологи, и имидж-мейкеры, — заслужили дружную нелюбовь народа. Во всяком случае, с точки зрения обывателя, источник беспредела на выборах очевиден, — проигравшие кандидаты так убедительно рассказывают об этом.

     Правда, от самих пиарщиков не однажны приходилось слышать иное: клиент не хочет понимать имидж-мейкерской работы. Когда специалист начинает лепетать про “ожидания электора” и “образ”, кандидат морщится как от зубной боли: “Нечего тут разводить… Мочить надо!” Вот почему на свет божий появилась особая порода мейкеров — терьеры. Они предназначены для травли соперника, которого “заказал” кандидат.

     Терьер — это не профессиональный пиарщик. Обычно, толковый “злой” журналист, которого держат только для подготовки информационных терактов. Профессиональные мейкеры, как правило, чураются работы с помойными ведрами, поэтому безудержное желание заказчика расправиться со своим оппонентом они направляют в обкатанное русло: зовут “терьера”. И тогда начинается …

      В чем проблема подобных “технологий”? В том, что они просты для понимания диллетанта и относительно дешевы. Ведь с точки зрения профессионала, чтобы вырастить эффективный образ в общественном мнении, требуется год-другой системной работы. Это дорого, да и кандидат должен усвоить определенные азы публичности. Услуги всякого рода “мейкеров последнего дня” выглядят привлекательнее, так как ничего подобного не надо. “Опустил” главного соперника — и всего делов.

      “Терьеры” — это, увы, порожение невежества самих кандидатов. К чему это приводит, говорят итоги минувших выборов в горсовет: они не состоялись, потому что избиратель попросту устал выбирать “меньшее зло”. Ему нужны герои-лидеры, а не блеклые соискатели депутатского мандата, за которых рука не поднимается голосовать. Терьерная психология избирательных кампаний получила свое логическое завершение: выборы обратились в свою противоположность, стали по-русски “бессмысленными и беспощадными”. И потратившие весь свой пыл на взаимоуничтожение кандидаты оказались сами с разбитым корытом, потому что нанятые ими “терьеры” попросту убедили избирателя в том, что ему голосовать не за кого.

     Это хороший урок, который расчистил место для давно назревшего понимания: чтобы выглядеть в глазах избирателя лучше, надо заботиться прежде всего о своем образе. И здесь никакие “мейкеры последнего дня” не помогут. Нужны профессионалы, которые, кстати говоря, умеют сделать, чтобы к обслуживаемому кандидату грязь не прилипала (мы же не можем представить Анну Каренину в образе валютной проститутки? — по таким же законам формируются и представления о публичном деятеле). Но делается это не методом кавалерийской атаки, а посредством наращивания требуемого эгрегора в массовом сознании, на основе реальных действий потенциального кандидата.

     Впереди повторные выборы в горсовет, а осенью — в облсовет. Вряд ли стоит ожидать, что в Новосибирске методы ведения избирательных кампаний претерпят радикальные изменения, но надежда на то, что временщиков в публичной политике поубавится, все-же остается. Рано или поздно каждому кандидату предстоит внять голосу разума: лавры предназначены для лидера, которым еще надо стать.

© Федор Григорьев, генеральный директор компании АОС «БЮРО ПРОПАГАНДЫ» (1991 год начала деятельности), Новосибирск.

Другие статьиВсе статьи