Основано в 1991 году

06.06.2016

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О НОВОСИБИРСКЕ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О НОВОСИБИРСКЕ

КОНЦЕПЦИЯ разработки и продвижения стратегической информации о Новосибирске и Новосибирской области в России и в русскоязычной среде за рубежом.

      Настоящая концепция разработана на основе фундаментальных научных работ Ф. Соссюра и Ю. Лотмана и представляет собой краткое методическое обоснование инновационного проекта в сфере разработки и продвижения стратегической информации о Новосибирске и Новосибирской области.

      НСО (здесь и дальше — Новосибирская область) как и любой другой Субъект Федерации РФ, как любая другая провинция любой страны мира, нуждается в хорошем отношении к себе со  стороны россиян, европейцев, жителей планеты Земля. То, что мы здесь назвали «хорошим отношением» иногда называют «благожелательной известностью». В любом случае речь идет о неких положительных  ассоциациях, которые должны возникать у неограниченного числа людей, когда они слышат такие слова как «Новосибирск» или «НСО».

      Мы не будем доказывать актуальность данной задачи для НСО. Ограничимся только констатацией того, что вопрос отношения мира к субъекту сегодня относят к числу исключительно важных как на уровне государств, так и на уровне городов, ассоциацией, партий и любых других человеческих объединений под оригинальным именем, которые стремятся к достижению своих целей в условиях рыночной демократии. Учитывая то, что в России опыт демократических процедур является минимальным, а так же то, что нам не известно о разработке и реализации аналогичных программ в современной России, мы пока вынесем за скобки все вопросы, сопряженные с осмыслением этого явления, и сосредоточимся на его прикладной сущности.

      Очевидно, что неравнодушное, «положительное» отношение к ИМЕНИ – это всегда результат повторяющихся эмоциональных импульсов, которые по каким-то причинам сохраняются и оформляются в нашей памяти, в нашем сознании как образ, как стойкое представление. Это означает, что для создания стойких представлений об НСО потребуется программа соответствующих впечатлений, совокупность которых сможет образовать ожидаемый результат: узнаваемое ИМЯ.

     Но впечатление – это продукт наблюдения за таким поведенческим актом, который для нас является необычным. Собственно, наша эмоциональная реакция и есть свидетельство того, что мы столкнулись с чем-то новым – неправильным, необычным, чудным, удивительным. Причем, непосредственное наблюдение необычного действия требуемого эффекта не дает – впечатление достигается, как правило, от ознакомления с описанием такого действия в авторизированном пересказе. Классической формой подобного пересказа является притча. Как известно, притчами объяснялся Иисус Христос, от притч берут свое происхождение современные анекдоты и практически все жанры журналистики и, прежде всего, жанр новости.

     И, пожалуй, последний теоретический момент концепции, на который следует указать особо, – это модальность, то есть отношение говорящего к содержанию ИМЕНИ. Как известно, чтобы прослыть трудягой надо впечатлять своим отношением к труду, чтобы прослыть пьяницей, надо впечатлять своим отношением к вину. Но так как и «трудяга», и «пьяница» – это наше отношение к тому, что уже существует в сознании, стоит учитывать сразу все составляющие антропоморфного образа. Иными словами, любой модельный герой являет целостность своего образа не иначе как в сочетании «сниженного» и «возвышенного». Отсюда вытекает, что «хорошее отношение» — это еще и феномен попустительства, снисходительности говорящего к некоторым «сниженным» чертам героя, без которых, как уже было сказано выше, образ не существует. Это момент необходимо особо учитывать при планировании работ по реализации концепции, так как именно здесь большинство специалистов делает ошибку, которая, нередко, сводит на «нет» все усилия по созданию образа.

     Подводя итог краткому очерку основных теоретических посылов Концепции, мы необходимо приходим к выводу, что массовый образ НСО – это последовательность новостей (самый рейтинговый жанр журналистики) о необычных действиях НСО в виде поведенческих актов характерных для НСО организаций. К таковым следует отнести, прежде всего, научные учреждения, профессиональное поведение которых может составить лицо НСО. На наш взгляд, — это главный ресурс стратегической информации об НСО.

     Стратегическая информация – это текстовые целостности (описания действий), которые располагают необходимыми свойствами, чтобы участвовать в созидании стойких представлений об НСО в масштабе страны и выше. Главное свойство стратегической информации – это то, что ее нельзя отделить от имени НСО, и что она, в то же время, способна притягивать к себе внимание СМИ.

     Мы полагаем, что основным потоком стратегической информации НСО должна стать описание действий новосибирской науки (сообщения о научных достижениях ученых, которые действуют в рамках сибирских отделений всех трех Академий, а так же в рамках многочисленных коммерческих научно-внедренческих структур). Эти сведения должны в значительной степени вытеснить стандартные элементы существующей стратегической информации об НСО (обычно, экзотика и преступления), которые по умолчанию выносятся на орбиту российского и международного общественного мнения новосибирскими собкоровскими пунктами СМИ. В пропорциях ¼ «сниженная» и «высокая» информация может сочетаться, образуя стойкий антропоморфизм образа НСО.

     Механизм циркуляции стратегической информации должен основываться на неформальном сотрудничестве с интернет-ресурсами, которые существуют во всех крупных городах. Сегодня крупные сайты являются наиболее развивающимся видом СМИ, по ряду параметров уже превосходящим телевидение. Кроме высокой посещаемости, интернет-ресурсы обращают на себя внимание тем, что, начиная с 2004 года, стали основным источником информации для местных СМИ, которые с этого времени регулярно перепечатывают у себя сетевую информацию. Интернет-ресурсы России соглашаются принимать и публиковать у себя сообщения на тему достижений прикладной науки из Новосибирска, если они оформлены в формат новости. К числу таких сетевых ресурсов относятся не только российские, но и зарубежные сайты, включая сервера русскоязычных диаспор Дальнего Зарубежья. Таким образом, организованная сеть городских сайтов, охватывающая всю евразийскую зону Рунета – это реальный альтернативный и, возможно, самый мощный на сегодня канал продвижения информации о НСО (с учетом отмеченного здесь эффекта ретрансляции).

     В завершении описания Концепции мы должны указать на то, что все описанные выше элементы прошли надежную проверку практикой. Поэтому ничего, что могло бы показаться спорным, в ней нет. И, тем не менее, как единый механизм, как целостность, данный проект еще нигде не осуществлялся, поэтому неожиданности исключать нельзя. Впрочем, они не обязательно должны быть неприятными.

© Федор Григорьев, генеральный директор компании АОС «БЮРО ПРОПАГАНДЫ» (1991 год начала деятельности), Новосибирск.

Другие статьиВсе статьи