Основано в 1991 году

06.06.2016

РЕЦЕПТ МЕСТНОМУ АГРОПРОМУ: ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАСЦВЕТУ ВСЕГДА ПРЕДШЕСТВУЕТ МУТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

РЕЦЕПТ МЕСТНОМУ АГРОПРОМУ: ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАСЦВЕТУ ВСЕГДА ПРЕДШЕСТВУЕТ МУТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

     Сколько себя помню, все попытки вдохнуть жизнь в наш вечно умирающий агропром посредством вливания туда денег ни к чему не приводили. Ни одному из первых секретарей обкома, ни одному из губернаторов не удалось этим методом вывести экономику села на путь устойчивого развития. Более того, не только в нашей – в мировой истории нет примеров, чтобы экономический расцвет города или провинции оказался бы следствием «поддержки производителей».

    Ну не бывает так, чтобы разваливающееся хозяйство превратилось в маяк индустрии, если ему дать на это денег! Даже много денег. Оно потому и бедное, что его хозяйственный уклад всегда преследовал цели простого жизнеобеспечения, а не экономического развития. Во времена социализма – это исполнение того, что укажут сверху. Во времена капитализма – фактически та же модель пассивного поведения с поправкой на изменившиеся обстоятельства.

    Но основная причина прозябания села не в «тяжелом наследии социализма», а в том, что ситуация законсервирована и уже давно не выдает людей дерзких, предприимчивых, готовых на жертвенность ради успеха – тех самых, которых требует фермерство и прочий аграрный бизнес. (Иного пути для сельской экономики, кажется, не существует?) А главное, сама сельская жизнь почти не дает поводов зажечься предпринимательской идеей: среднестатистический крестьянин получает на порядок меньше новых впечатлений на единицу времени, чем горожанин.

    Ведь решимость попытать счастья в собственном деле – это всегда результат целой комбинации обстоятельств, среди которых информационная составляющая играет заглавную роль. Например, узнал человек, что кто-то в аналогичных условиях успешно затеял свое дело и задумался: а мы чем хуже?

     Жизнь показывает, что мировоззренческие сдвиги не случаются сами по себе. Сперва надо погрузить человека в длительный поток подобных сообщений, чтобы он свыкся с мыслью, что это нормально, что так делают «все». И уже потом какая-то фраза в газете или соседа сможет стать толчком для внутреннего превращения. Вот такое состояние и есть то, что принято во всем мире называть готовностью к экономическому творчеству (кстати, и культурному тоже). Когда такой тип людей становится преобладающим, возникает благоприятный инвестиционный климат: оборот денег резко ускоряется, и каждая вложенная копейка дает рубль. Потому что предпринимательский азарт населения неизбежно порождает честолюбивые цели, которые подвигают людей на большие проекты.

    За примерами далеко ходить не надо. Как известно, в 1897 году станционный поселок Ново-Николаевск стал перекрестком двух мощных информационных потоков (Транссиба и водного пути по Оби), и в точке их наложения выросло информационное уплотнение: местное население неожиданно оказалось в водовороте новостей. И хотя до сих пор причиной сумасшедшего роста нового города считается мост через Обь, я утверждаю, что это сооружение – символ того информационного бума, который, действительно, произвел чудо: за несколько лет заспанные новониколаевские обыватели превратились в целеустремленных созидателей будущей столицы Сибири. Мало кто знает, что уже в 1915 году (т.е. всего через 18 лет после открытия движения через мост) 70-тысячное население юного Ново-Николаевска, включая стариков, грудных младенцев и неграмотных рабочих, располагало 7-ю местными банками. Причем, высокая экономическая активность вчерашних жителей Гусевки и Кривощеково не была вызвана золотым дождем из государственного кармана – горожане развивали торговлю и производство, как сейчас бы сказали, «изыскивая внутренние резервы».

      В мировой истории очень много примеров, когда люди, попав в водопад новых впечатлений, начинают в массовом порядке вести себя абсолютно по-новому (историк Л.Н.Гумилев, описывая это явление, называл его «пассионарным толчком»). И сегодня, чтобы дать импульс к интенсивному экономическому развитию какой-либо конкретной глубинки, уже не надо делать ее местом пресечения торговых (читай – информационных) путей. Обеспечить требуемый уровень информационной компрессии теперь можно за счет PR-технологий.

     Выглядеть это может примерно так: со дня «Ч» среднестатистический житель начинает в три-четыре раза чаще, чем это было до сих пор, получать новые впечатления. Причем, удивляющая его информация должна быть не любой, а преимущественно местного разлива. Кроме того, сам механизм информационной компрессии должен быть отстроен таким образом, чтобы принудительный приток новостей со временем мог смениться на естественный. Иначе рано или поздно все вернется на «круги своя». Для этого необходимо параллельно с импортом информации развивать экспорт местных новостей в большие, магистральные каналы. Для начала – на информационный рынок областного центра. Таким образом, находящийся в зачаточном состоянии бизнес районного центра окажется как бы вынесенным внутрь уже продвинутой  системы рыночных отношений. Влившись в основные информационные потоки мегаполиса, он прокрутится по СМИ и записным книжкам «акул бизнеса», чтобы вернуться назад, домой, уже как отраженная информация, порождая новые и самые значительные впечатления у земляков. С этого момента в данном районе можно ожидать первых проявлений нового поведенческого стереотипа.

     Повторюсь: все это не проблема для PR. Проблема – в заказчике. Он появится, когда руководители областного агропрома, местные власти и местный бизнес начнут понимать, что вечный дефицит ГСМ перед посевной – это, в конечном счете, результат крайне разреженного информационного поля, в котором деньги никогда не становятся капиталом. Дело в том, что спящее сознание стремится оперировать наиболее простыми дефинициями – инвестиции будут продолжать восприниматься как «сокровище» и по этой причине разворовываться. Все полезные начинания будут наталкиваться, выражаясь языком вождя октябрьской революции, на «идиотизм деревенской жизни», — и постройки фермеров будут гореть дальше.

    Вот почему в первую очередь необходимо заниматься местными системами общественных связей, которые должны стать насосами для наполнения информацией районных аквариумов. Только в такой среде люди смогут ожить и уже без всякой помощи из вне построить собственную оригинальную местную экономику.

Другие статьиВсе статьи