Прежде всего, из тракта отфильтровываются едва ли не все «аппаратные» помехи — цифровой зуд, низкочастотный фон, радиочастотные наводки и прочее. А оригинальные шумы, имеющиеся в исходной записи, становятся при этом на порядок чище и нейтральнее — их уже не воспринимаешь как отвлекающий фактор. Возрастает и детальность, причём на цифровых мастер-записях 24/192 она достигает какого-то уж совсем нереального уровня.
Сохранить и прочитать потом —
Миниатюрный USB DAC, призванный выполнять функцию телефонного усилителя или конвертора для подключения ноутбука к домашней стереосистеме, теперь есть и в модельном ряду британской Cambridge Audio.
Устройство, названное DacMagic XS, благодаря анодированному корпусу из алюминиевого профиля смотрится солидно и в то же время получилось очень лёгким и компактным — габариты у него меньше, для сравнения, чем у стандартного спичечного коробка. Имеющийся в аппарате цифровой приёмник с гнездом MicroUSB поддерживает стандартные аудиопротоколы USB 1.0 и 2.0. В первом случае он принимает потоки от 16 бит/44,1 кГц до 24 бит/96 кГц, а во втором — с частотой дискретизации до 192 кГц, притом по цвету светодиодного индикатора рядом с гнездом наушников можно ещё и определить, на какой частоте синхронизировано устройство.
Дальнейшую конвертацию в аналог осуществляет современный 24-битовый чип ESS9023. О том, как реализована выходная часть, Cambridge Audio в прилагаемой документации не сообщает, но замечу, что «телефонное» звено обладает убедительными параметрами (поддержка 12-омной нагрузки, выходное сопротивление всего 0,5 Ом, немалая выходная мощность). И вдобавок может работать как обычный линейный выход со стандартным для домашней аудиотехники напряжением в 2 В.
Но, пожалуй, самая важная отличительная черта британского микроконвертора — наличие встроенного регулятора громкости, который представляет собой переключаемую резистивную матрицу, дающую в сумме 54 уровня выходного напряжения. Заодно при подключении к PC цифровой приёмник в DacMagic XS даёт команду компьютеру исключить из тракта воспроизведения ту часть аудиомикшера, которая отвечает за регулировку уровня сигнала в линии USB (в ноутбуках Apple, к примеру, основной значок громкости сразу блокируется при подключении конвертора).
Такое решение видится полностью оправданным. Во-первых, оперативно регулировать громкость проще, когда за это отвечает всего пара понятных каждому кнопок «+» и «-«, а не целый набор программных «ползунков», разбросанных по всей операционой системе. А во-вторых, так мы обходим излишнее цифровые преобразования, из-за которых уменьшается реальная разрядность исходного 16-ти или 24-битового звукового потока и, как следствие, падает его качество. Но лишний раз уточню: обходим, но не исключаем совсем. Чтобы данные из аудиофайла попали в DacMagic XS в первозданном виде, бит-в-бит, необходимо, чтобы и программный плеер (или драйвер, к которому он обращается) поддерживал режим захвата данных непосредственно из ядра системы, а не со звуковых «обработчиков», либо вообще по умолчанию работал в этом режиме (Exclusive Access, Hog Mode).
Поскольку для питания DacMagic XS использует штатные 5 В из линии USB (собственных батарей нет), он немного ускоряет разряд аккумулятора ноутбука в автономном режиме. Но я бы не сказал, что критично — продолжительность работы до полного разряда, по моим наблюдениям, уменьшается процентов на 10, ну максимум 15. Подключённый конвертор довольно ощутимо нагревается независимо от заданной на нём громкости или «тяжести» телефонов. Как выяснилось позднеее, опытный образец, который мы тестировали, работает на повышенных частотах, поэтому и греется. В серийных изделиях такого нет.
А коль зашла речь о нагрузке, отмечу, что сложности могут возникнуть только с высокоомными стереотелефонами низкой или сверхнизкой чувствительности. Им-то требуется для нормальной работы повышенное напряжение, a DacMagic XS выше 2 В «прыгнуть» не может. Зато со всеми остальными типами стереотелефонов чувствительностью от 102 — 105 дБ и сопротивлением в интервале от 16 до 150 Ом он ладит без всяких проблем и вообще, как выяснилось, абсолютно не капризен. А вдобавок ещё и предсказуем — какие телефоны к DacMagic XS ни подключи, хоть динамические открытые, хоть арматурные вкладыши, всегда получаешь один и тот же «набор» улучшений в звучании в сравнении со стандартным выходом ноутбука.
Прежде всего, из тракта отфильтровываются едва ли не все «аппаратные» помехи — цифровой зуд, низкочастотный фон, радиочастотные наводки и прочее. А оригинальные шумы, имеющиеся в исходной записи, становятся при этом на порядок чище и нейтральнее — их уже не воспринимаешь как отвлекающий фактор. Возрастает и детальность, причём на цифровых мастер-записях 24/192 она достигает какого-то уж совсем нереального уровня. Изумлённо смотришь на эту кроху и задаёшься вопросом: почему же стационарные компоненты, которые на один-два порядка и дороже, и тяжелее DacMagic XS, далеко не всегда радуют такой же глубокой и внятной проработкой музыкальных нюансов?
На редкость стабильны и пространственные характеристики. Переключение наушников с обычного выхода на DacMagic тут же избавляет музыкальную картину от неопределенной пространственной дымки — источники распознаются гораздо чётче, в сцене больше «воздуха». Аналогично можно охарактеризовать и изменения гармонических сторон воспроизведения. Если какие-то тембры казались неестественными, смазанными или неразборчивыми, то с микроконвертором ясность возрастает в разы. Бас проявляется глубоко, структурно и пластично, середина в хорошем смысле «расслабляется» и открывается, из верхней полосы уходят «песок», механичность и агрессия (даже при воспроизведении весьма компромиссных по качеству mp3-файлов). Наконец, просто выравнивается тональный баланс и субъективно расширяется диапазон — особенно в сторону низких частот.
Однако есть и такие параметры, по которым микроконвертор проигрывает стационарной Hi-Fi-технике. В абсолютной динамике DacMagic XS ей не конкурент. К примеру, слушая музыку в арматурных телефонах, следов динамической зажатости не находишь. Но как только дело доходит до воспроизведения мощного тутти, сразу замечаешь, что динамические контрасты «атакуют» твои уши не столько энергетикой и чёткостью, сколько заглушающим «криком». А с домашними открытыми телефонами аудиофильского уровня всё ровно наоборот. Контрасты чистенькие, богатые, эффектные, но звучание по динамике всегда кажется чуть зажатым…
Хорошо, что это неприятное свойство не проявляется, когда DacMagic используется как мостик для подключения компьютера в роли музыкального источника к референсной аудиосистеме. Звук в такой связке можно получить уж точно не хуже по классу, чем от какого-нибудь CD-проигрывателя из ценовой группы «доступный High End». Ну разве что звуковая сцена может (и, скорее всего, будет) чуть заужена, без должного размаха. Но всё остальное — действительно Magic без всяких скидок на габариты.
Подготовлено по материалам журнала «Салон AudioVideo», апрель 2014 г. www.salonav.com
Этот обзор прочитали 3 771 раз
Содержание
ЦАП кембридж аудио — Cambridge Audio
ЦАП кембридж аудио — это цифро-аналоговый преобразователь DacMagic 100, разработан в основном для пользователей, у которых повышенные требования к устройству.
То есть человеку нужен не обычный штатный конвертор, а многофункциональный источник звука, который способен работать в паре с компьютером через порт USB. Данная модель может работать с частотами сэмплирования от 32кГц до 96 и 192кГц. Режим работы соответствующей частоты визуально отображается светодиодами, установленными на фронтальной панели. В аппарате имеются два входных цифровых тракта, один из которых оптический аудио вход, другой шина USB.
Основа ЦАП микросхема WM8742
За основу в ЦАП кембридж аудио была использована широко известная микросхема WM8742, разработанная Шотландской компанией Wolfson. Данный чип в состоянии принимать цифровые данных по шине USB с битовой скоростью 24 КБ/с при частоте 192кГц. Выполняется это с условием задействования протокола с малой задержкой Audio Stream Input/Output (ASIO) либо Kernel Streaming ASIO.
Передача информации по этому протоколу выполняется в режиме асинхронной последовательной передачи данных, поэтому постоянно удерживает низкий уровень детонации сигнала. Следовательно, обеспечивается максимально высокое качество звуковой картины. Конвертор изготовлен в корпусе из листового металла, в следствии чего электронная схема преобразователя надежно защищена от воздействия электрических помех проникающих снаружи.
Особенность преобразователя DacMagic 100
Представленная здесь модель DacMagic 100 вобрала в себя все основные технологические наработки накопленные фирмой Cambridge Audio при формировании преобразователей DacMagic. При этом фирма, учитывая не целесообразность установки на эти аппараты балансных входов, попросту отказалась от них. В конечном итоге получился не слишком навороченный конвертор, легкий в подключении и использовании, с хорошей пропорциональностью в отношении цены и качества. Что касается звуковых качеств DacMagic 100, то он готов конкурировать с образцами преобразователей известных компаний. При создании ЦАПа учитывалась любая деталь способная оказать хоть малейшее влияние на качество звучания, поэтому этот аппарат смело можно отнести к настоящему Hi-Fi устройству.
Преобразователь DacMagic 100 считается многофункциональным устройством, его можно применять не только совместно с ПК. Помимо его использования в составе компьютера, ЦАП в состоянии значительно повысить качество звучания многих CD-проигрывателей бюджетного класса. Также, улучшение звука повысится у любых DVD и BD-плееров, за счет возможности преобразователя эффективно обрабатывать цифровые данные.
Характеристики: внешний ЦАП кембридж аудио Cambridge Audio DacMagic 100
Параметр | Значение |
---|---|
ЦАП | Wolfson WM8742 24 бита |
Частоты дискретизации | 32, 44,1, 48, 88,2, 96, 192 кГц |
Входы | 2 коаксиальных, оптический, USB (24 бит / 192 кГц) |
Выходы | RCA |
Коэффициент гармоник | 0,0025% |
Соотношение сигнал/шум | 113 дБ |
Габариты | 46 х 106 х 130 мм |
Вес | 0,5 кг |
Надо сказать, разработчики Cambridge Audio вообще не склонны обновлять модельный ряд с пулеметной скоростью. И это правильно — серьезная техника не терпит суеты и спешки. На данный момент в каталоге британской компании, кстати, отметившей недавно 50-летие, представлены два ЦАПа — и DacMagic Plus является в этом тандеме самым продвинутым и многофункциональным.
Внешнее оформление многих «Кэмбриджей» ненавязчиво, однако настолько характерно, что аппараты моментально опознаются без единого взгляда на логотип. Ну а наша небольшая коробочка ко всему прочему щеголяет круглой фирменной накладкой на верхней части корпуса. Правда, диск этот настолько похож на колесико регулировки, что поначалу так и подмывает покрутить его пальцем.
Фронтальная панель DacMagic Plus богата на индикаторные светодиоды, однако, благодаря буквально точечным размерам, ощущение благородного минимализма они не нарушают.
Если же посмотреть на аппарат с тыла, то в силу большого количества мелких надписей и разнокалиберных коннекторов, включая XLR, коробочка ассоциируется не столько с домашним Hi-Fi, сколько с неким профессиональным модулем.
На коммутации имеет смысл остановиться подробнее, поскольку именно в ней и заключается одна из основных фишек DacMagic Plus. Помимо обязательного по нынешним временам порта USB-B, здесь обнаружились целых две пары (оптика + коаксиал) входов S/PDIF, а также аналогичные разъемы для вывода сигналов на внешние цифровые устройства.
Балансные выходы и особенно переключатель Ground Lift намекают на возможность работы в профессиональных сетапах
Аналоговых выходов тоже два: тюльпаны и балансные XLR. На самом деле, второй порт USB тоже имеется, но предназначен он главным образом для подключения внешнего Bluetooth-донгла. В каталоге Cambridge Audio «свисток» называется ВТ100 и у нас в России его можно купить примерно за 4 500 рублей. Не дешево, конечно, зато он понимает протокол aptX, запоминает до восьми связанных устройств и поддерживает фирменную систему апсемплинга. Впрочем, о ней мы поговорим чуть позже.
Не просто ЦАП
По большому счету, DacMagic Plus представляет собой не просто ЦАП, но целый комбайн, включающий предусилитель с коммутируемыми цифровыми входами и усилителем для наушников. Интересно, что каскад с регулировкой громкости у него отключаемый. Достаточно при инициализации нажать на барабанчик уровня громкости — и на выходы будет подаваться линейный сигнал.
Кстати, данный регулятор полностью цифровой, и, чтобы от минимума добраться до максимальной громкости, придется прокрутить его оборота на три. И все это время под пальцами будет ощущаться легковесный пластик. В отличие от остальных элементов конструкции, изготовлен он простовато, однако, не прикасаясь к аппарату, заметить это почти невозможно.
Но вернемся к функционалу, который по сегодняшним временам богат просто на удивление. К примеру, отдельная кнопка отвечает за выбор типа аналоговой фильтрации ЦАПа. Доступны три значения: линейная и минимальная фаза, а также фильтр с повышенной крутизной среза. А если данную кнопочку подержать подольше, включится инверсия глобальной фазы сигнала.
В качестве цифроаналоговых преобразователей в DacMagic Plus используется пара небезызвестных 24-битных двухканальных чипов Wolfson WM8740. Их собственные характеристики: соотношение сигнал/шум 120 дБ при общих искажениях 104 дБ (в одноканальном режиме), поддержка сигналов PCM с частотой семплирования до 192 кГц и, хорошо это или не очень, отсутствие совместимости с форматом DSD.
Сам аппаратик действительно способен работать с асинхронными потоками вплоть до 24 бит/192 кГц, однако нужно иметь в виду две хитрости. Во-первых, по умолчанию его USB-интерфейс работает в режиме версии 1.1 — соответственно, треки высокого разрешения (более 48 кГц) он принимать отказывается. Переключить его несложно, просто нужно не забыть это сделать. Ну а во-вторых, при воспроизведении редких записей в 32 кГц индикатор частоты дискретизации остается выключенным. Но пусть вас это не пугает — все работает, просто светодиодик для данного режима не предусмотрен.
Обязательный апсемплинг
Ну а теперь самый важный момент. Независимо от исходных параметров, любой сигнал в DacMagic Plus подвергается апсемплингу до 24 бит/384 кГц. Отвечает за данную операцию сигнальный процессор Analog Devices ADSP-21261. Этот чип, относящийся к третьему поколению высокопроизводительной линейки SHARC, запрограммирован в соответствии с алгоритмами ATF2, разработанными швейцарской компанией Anagram Technologies.
Такой комплект цифровой коммутации в наше время найти практически невозможно
ATF расшифровывается как «Адаптивная Временнáя Фильтрация», а суть данной технологии — в интерполяции огибающей сигнала с применением полиномов. По словам создателей, она работает гораздо корректнее, чем другие способы апсемплинга. Кроме того, процесс предусматривает глубокую буферизацию цифрового потока с целью подавления джиттера. Судя по всему, к возможностям ATF2 в Cambridge Audio относятся действительно очень серьезно, ведь ее отключение в DacMagic Plus не предусмотрено в принципе.
Итак, перед нами достаточно продвинутый ЦАП, к которому, помимо компьютера по USB и мобильных гаджетов по Bluetooth, можно подключить еще два цифровых источника посредством S/PDIF. Таким образом, к примеру, можно интегрировать в сетап плеер SACD, спутниковый ресивер или игровую консоль. Тонкость заключается в том, что DacMagic Plus — аппарат чисто стереофонический, и многоканальные потоки Dolby Digital или DTS он не декодирует. Однако их коммутация проблем не вызывает, так что никто не мешает получить битстрим 5.1 с цифрового выхода и отправить его дальше на ресивер домашнего кинотеатра.
Кстати, интересный момент — перед подачей на выход S/PDIF никакие сигналы апсемплингу не подвергаются, за счет чего аппарат можно использовать как конвертор среды передачи. Например, для подключения к компьютеру какого-нибудь экзотического ЦАПа, не умеющего самостоятельно работать по USB.
Светло и открыто
Не знаю у кого как, но у меня прослушивание аппаратуры с включенным апсемплингом частенько вызывает подсознательное беспокойство. Отличное разрешение на высоких может показаться слегка гипертрофированным, а умеренная динамика еще и сойти за признак неестественной компрессии. Так вот, в нашем случае интерполяция исходного сигнала действительно происходит на редкость корректно и поводов к паранойе не дает.
Другое дело, что сам по себе DacMagic Plus звучит достаточно светло и открыто, особенно на контенте высокого разрешения. О чрезмерной яркости речи не идет, но кристальность его звукового почерка при планировании сетапа нужно обязательно иметь в виду.
Отличный способ сэкономить на подставке для наушников
Что касается музыкального разрешения как такового, то для данного ценового диапазона я бы назвал его весьма достойным. Отсюда логично проистекает добротная проработка музыкальной сцены с хорошей глубиной и правильным позиционированием источников. Правда, инструменты с низкочастотным спектром в общей картине иногда казались несколько уменьшенными по масштабу и значимости. А потому здесь явно к месту окажутся басовитые колонки или в меру темноватые «уши» — они добавят низам основательности, в то время как управляемости и структурированности им и так не занимать.
Кстати, о наушниках. Характер их тракта, в общем, схож с почерком предусилителя в связке с активными мониторами, однако чувствительность и импеданс играют тут роль даже более значительную, чем обычно. С низкоомными «ушами» звук детален и воздушен, а теплота и основательность проявляются в нем ровно в тех пропорциях, которые были предусмотрены их создателями.
К ЦАПу прилагается компактная подставка для вертикальной установки и импульсный блок питания
Для тестирования я, в основном, использовал новые открытые планары Quad ERA-1. При чувствительности в 94 дБ/мВт их импеданс составляет всего 20 Ом. Формально они даже не попадают в рекомендованный диапазон для DacMagic Plus (32–600 Ом), но это не помешало «Эре» отлично отыграть тестовый материал, достойно раскрыв басовую динамику и не позволив сверхтонким деталям на ВЧ смешаться в интерференционной каше.
Да и вообще, по соотношению класса звучания и цены эта новинка приятно удивила. А вот с высокоомными наушниками опыт оказался менее оптимистичным. Драйва в саунде несколько поубавилось, так что к верхнему пределу импеданса лучше не приближаться. С другой стороны, вместе с мягкостью звук обрел легкую, но очень комфортную теплоту. Так что поле для экспериментов тут большое.
Вывод
В общем и целом, DacMagic Plus проявил себя опытным универсальным солдатом, достаточно современным и бойким, чтобы с успехом отбивать наскоки нахального молодого поколения.
Достоинства: эффектный детальный саунд, универсальность, нетривиальный функционал, информативность индикации.
Недостатки: кнопка отключения апсемплинга и пульт ДУ все же не помешали бы.
Официальный сайт: Cambridge Audio DacMagic Plus
Цена: 37 390 рублей
Паспортные данные
Воспроизводимые частоты (линейный выход): 20 Гц — 20 кГц (±0,1 дБ)
Воспроизводимые частоты (на наушники): 10 Гц — 100 кГц
Входной сигнал: PCM 16 бит/32 кГц — 24 бит/192 кГц
Макс. вых. напряжение: 2,1/4,2 В (RCA/XLR, RMS)
Коммутация: USB, вход 2 х SPDIF (Toslink/RCA); выход SPDIF (Toslink/RCA); 2 х XLR / 2 x RCA (аналог)
КНИ (линейный выход): <0,001% / <0,002% (1 кГц/20 кГц)
Сигнал/шум (линейный выход): 112 дБ
Сигнал/шум (на наушники): 111 дБ
Взаимопроникновение каналов: -130/-112 дБ (1 кГц/20 кГц)
Рекоменд. импеданс наушников: 32–600 Ом
Полное выходное сопротивление: <50 Ом
Потребляемая мощность: 12 Вт
Габариты: 215х52х191 мм
Масса: 1,2 кг
Schiit Fulla, Сambridge Audio Dacmagic XS, AudioQuest DragonFly Red, FiiO Alpen 2 E17K, M-Audio Micro DAC 24/192
- О проекте «Кристальный звук»
- Сравнительное тестирование наушников Beats Pro и Oppo PM-3
- «Кристальный звук», сравнительное тестирование внешних USB ЦАП для мобильных устройств / декабрь-2014: Creative Sound Blaster E5, Oppo HA-2, Denon DA-10, Tento Porta DAC 1866, FiiO F18 Kunlun, Venture Craft Go DAP BXD
- Методика тестирования
- Оборудование
- Словарь терминов
- Измерения
- Награды
Понятие ЦАП в русском языке — это прямой аналог аббревиатуры DAC в английском. Может означать как специализированную микросхему преобразователя из цифры в аналог, так и готовое законченное устройство. USB ЦАП означает внешнюю звуковую карту, которая служит исключительно для прослушивания музыки, в 90% случаев такие ЦАП не имеют аналоговых входов. Зато у USB ЦАП практически наверняка имеется мощный специализированный наушниковый усилитель, который позволяет подключать практически все распространенные модели наушников, кроме экзотики. USB ЦАП, как правило, обеспечивает намного более качественное звучание, чем интегрированный звук или массовые звуковые карты, а также зачастую поддерживает форматы высокого разрешения и DSD-воспроизведение без конвертации. В последнее время USB ЦАП вытеснили звуковые карты в кругу любителей музыки. Обновления в этой области ведутся непрерывно и вызывают огромный интерес.
Участники сегодняшнего тестирования интересны тем, что все они оригинальны и весьма доступны по цене. При этом нет ни одного устройства на навязшей в зубах начинке бюджетных устройств, типа WM8740. Все ЦАПы очень интересны и заслуживают внимания. Форм-фактор устройств миниатюрный. Основной сценарий — использование с наушниками, а не с колонками. Но это и не мобильные ЦАП. Хотя некоторые из устройств могут играть c телефоном, использовать их таким образом можно только в настольном варианте. Ходить по улице с ненадежной связкой из переходников не получится, а про низкую громкость при питании от телефона даже и говорить не хочется.
Поэтому для всех тестируемых устройств больше всего подходит определение «миниатюрные внешние ЦАПы», основной вариант для подключения которых — USB-порт ноутбука. На это же намекают ну очень короткие USB-кабели в комплекте либо наличие разъема USB и регулировки громкости прямо на корпусе ЦАПа. В принципе, опциональный качественный удлинитель довольно легко позволит подключить такой ЦАП и к настольному компьютеру. Но все же для настольной системы лучше поискать стационарный ЦАП со своим питанием. Об этом — как-нибудь в другой раз.
Мы приводим параметры, заявленные производителями, в ознакомительных целях. Не нужно по ним выбирать устройство! Если устройства примерно одного уровня, нет перепада в классе, то делать выбор по цифрам — очень плохая идея. Не лучше, чем по цвету упаковки. Зачастую паспортные измерения сделаны в разных условиях и по разным методикам. Часто измеряют при очень высоком уровне сигнала — для получения высоких характеристик сигнал/шум и высокой мощности. В реальной эксплуатации все эти максимальные характеристики смысла не имеют, так как измерены на керамических резисторах эквивалентного сопротивления. Подключение 16-омных наушников к усилителю с 2 ВRMS приведет к мгновенному выходу их из строя или к проблемам со слухом.
Зачем производитель тогда вообще указывает какие-то цифры? Причины разные. Часто высокие параметры являются предметом гордости разработчика, инструментом маркетинга или могут быть востребованы в одном случае из тысячи, при подключении экзотической аппаратуры. Измеренные параметры реального устройства могут сильно отличаться от паспортных, причем отличия чаще в лучшую сторону. В паспорте приводятся цифры с запасом на дрейф комплектующих или просто выбрана ближайшая красивая цифра. Считается, что 0,01% или 0,005% выглядит лучше, чем 0,003857%, а сигнал/шум 100 дБ выглядит привлекательнее, чем 103,76 дБ, так как круглое число вызывает меньше беспокойства у людей с цифробоязнью.
Перейдем к участникам тестирования.
Тестировавшиеся устройства
Schiit Fulla
16 Ом: 250 мВт
32 Ом: 200 мВт
50 Ом: 175 мВт
300 Ом: 40 мВт
КГ: RMS
IMD: Сигнал/шум: > 101 дБА при 1 ВRMS
Проникновение каналов: > −67 дБ
Импеданс: Энергопотребление: 0,8 Вт
Габариты: 63×305×11 мм
Вес: 85 г
Страничка продукта в сети
ЦАП Schiit Fulla разработан и сделан в США двумя инженерами-энтузиастами, ушедшими из больших компаний, чтобы организовать свой собственный бизнес. ЦАП интересен необычным аналоговым трактом и миниатюрным аналоговым регулятором громкости. Драйверов на момент тестирования не имеет (подхватывает стандартные). ASIO нет, DSD нет. Частоты до 96 кГц.
Что внутри? Начинка с первого взгляда показалась ну очень странной. Применен USB-контроллер C-Media 6631A и микросхема ЦАП AKM AK4396 (сигнал/шум 120 дБ, КГ+шум −100 дБ). Фильтр на полевых транзисторах в нетипичном Analog Devices ADA4610. Токовый буфер TI LMH6643. Для регулировки громкости используется качественный аналоговый регулятор громкости ALPS. Питание от USB с преобразователем в биполярное ±5 В. Прожорливость процессора устройства делает невозможной работу от слаботочного порта Micro-USB мобильного телефона. Только ноутбук, и только с полноценным, не урезанным USB-портом, либо через хаб со своим питанием.
Но странному устройству Schiit Fulla можно всё простить за качественный звук. На звук здесь действительно сделана основная ставка. Даже ЦАП AK4396, который в других устройствах звучит, мягко говоря, не всегда хорошо, здесь раскрылся совершенно с новой стороны. Нет жесткости, нет ненормального количества искажений. Как говорится, «рассказал бы кто — ни слову бы не поверил». Очень интересно. Громкость устройства также поражает. Мощный звук, характерный скорее для настольных устройств. Не является проблемой не только низкоимпедансная нагрузка, но даже тугие полноразмерные высокоомные наушники. В целом устройство из серии «очевидное — невероятное», электронная часть представляет собой шедевр.
Покритикуем Schiit Fulla. Для нас немного странно, что это единственный ЦАП у производителя Schiit Audio, к которому не поставляются драйвера и нет ASIO. Свои идеи на этот счет мы отослали производителю.
M-Audio Micro DAC 24/192
Нагрузка выхода «наушники»: 32—150 Ом
Нагрузка выхода «наушники/цифровой»: 16—32 Ом
Габариты: 70×24×10 мм
Вес: 30 г
Прочие характеристики публично не объявлены.
Процессор SA9226 позволяет подключать устройство к смартфону и питаться от него. ЦАП довольно бюджетный, CS4392 (сигнал/шум 114 дБ, КГ+шум −100 дБ). Полноценный самобытный ASIO-драйвер. Поддержка до 192 кГц. DSD нет.
M-Audio, будучи производителем самых-самых бюджетных профессиональных устройств, выпускает продукты для массового рынка, вполне подходящие и для бытового применения. Micro DAC 24/192 очень неплохо выступил. Мы со страхом ожидали самую дешевую начинку и посредственный звук. Начинка и правда бюджетная, но программная часть и звук на высоком уровне. Сбрасывать устройство со счетов не стоит.
Интересно было бы выкинуть все, что стоит после цифрового контроллера, и послушать эту идею с более высокого класса ЦАПом, хотя бы с CS4398 и с аналоговой частью чуть получше, так как в этой концепции виден хороший потенциал. Можно сказать, что более полная реализация нас ждет в AudioQuest DragonFly Red, где тот же процессор, но начинка существенно побогаче.
Что нам не очень понравилось: большие габариты корпуса препятствуют включению рядом с другими USB-устройствами, для решения проблемы в комплекте идет переходник. Большие габариты объяснимы тем, что у производителя есть очень бюджетное устройство Micro DAC (ахтунг! кодек 16 бит 48 кГц), и чтобы психологически разделить два устройства по нишам, в старшей модели вдвое увеличены габариты и вес.
FiiO Alpen 2 E17K
Вес: 110 г
Громкость: цифровая регулировка
Импеданс нагрузки: 16—150 Ом
Батарейка: 1500 мА·ч
Мощность: > 200 мВ (32 Ом, КГ КГ: Проникновение: > 75 дБ (1 кГц)
Режимы усиления: 0/6/12 дБ
Габариты: 104×62×13 мм
Батарейка: > 15 ч
Импеданс усилителя: Сигнал/шум: > 113 дБ (с линейного входа)
Максимальное напряжение: > 7,8 ВP-P
Максимальный ток: > 115 мА
FiiO — чисто китайская компания, где всё проектируют и производят 100%-ные китайцы. Однако их мобильные ЦАПы и усилители весьма интересные, популярные, не очень дорогие в сравнении с брендами первой величины. Такой очень крепкий середнячок.
Это единственный ЦАП с аккумулятором внутри, однако мобильные устройства не определяют его как ЦАП (как это происходит в случае FiiO E18), а на картинке производителя нарисован только ноутбук. Более того, есть официальный ответ производителя: это ЦАП только для ноутбуков, с телефоном он работать и не должен. 15 часов батарейки нужны, видимо, для более чистого питания устройства, либо производитель не смог заставить уверенно работать E17K с телефонами и «переобулся на лету» с позиционированием устройства.
Внутри стоит экономичный контроллер SA9027 (наше тестирование — определенно бенефис Saviaudio). Микросхема ЦАП PCM5102 (сигнал/шум 112 дБ, КГ+шум −93 дБ) довольно популярна в бюджетных устройствах. Однако все можно простить за OLED-экран и цельнометаллический корпус — очень эффектно смотрится! Аналоговая часть также не подкачала: полевики в ОУ OPA1642 + мощный токовый буфер LMH6643. Драйвер ASIO есть. DSD есть (software-driven). Поддержка до 96 кГц.
Что нам не очень понравилось: на экране устройства всегда фигурирует надпись 16 бит 48 кГц, независимо от поступающего по USB формата. Как поясняет производитель, цифры на экране не отражают режим работы ЦАП устройства (!). Они показывают некие внутренние режимы работы. Например, при отключении USB выводится надпись «16 бит 32 кГц». При воспроизведении DSD выводится 24 бит 96 кГц. К устройству прилагается табличка с расшифровкой. Ноу комментс.
Cambridge Audio DacMagic XS
Микросхема ЦАП: ESS ES9023
Первый режим работы USB 1.0: 16/24 бит, 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц
Второй режим работы USB 2.0: 16/24 бит, 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц
Выходное напряжение: 2 ВRMS
Минимальный импеданс наушников: 12 Ом
КГ: Сигнал/шум: 103 dBr (unweighted)
Проникновение: 66 дБ
Импеданс усилителя: 0,5 Ом
Шагов громкости: 54
Габариты: 30×10×53,5 мм
Вес: 100 г
Необычное устройство. Удерживая кнопки громкости 6 секунд, можно выбрать один из двух режимов работы. Первый режим не требует драйверов. Второй требует установку драйвера и обеспечивает воспроизведение до 192 кГц. Микросхема ЦАП ES9023 с интегрированным ОУ спроектирована для мобильных устройств, сигнал/шум 112 дБ и 0,005% искажений.
AudioQuest DragonFly Red
Контроллер: Microchip PIC32MX
Микросхема ЦАП: ESS ES9016
Выход 2,1 В
Габариты: 12×19×62 мм
Самый дорогой участник тестирования и самая дорогостоящая начинка. Нетипичный MIPS-процессор PIC32MX с низким потреблением энергии. Производитель обещает true побитную передачу в ЦАП и обработку регулятора громкости в ОС средствами самого ЦАП. Производитель также обещает выпустить ПО AudioQuest Desktop Manager, на момент тестирования недоступное для скачивания. ASIO нет, DSD нет.
Совместим с iOS и Android, но при недостаточном токе выдает сигнал намного тише, чем с наушникового выхода смартфона.Текущий режим работы отображается цветом подсветки: красный — Standby, зеленый — 44 кГц, голубой — 48 кГц, желтый — 88 кГц, сиреневый — 96 кГц.
Наушники
Работа наушникового усилителя оценивалась на вставных внутриканальных и полноразмерных наушниках. Из имеющегося ассортимента разница между ЦАП была наиболее слышна на вставных трехполосных Sony XBA-3 (32 Ом, 105 дБ/мВт) и Grado SR325is (32 Ом, 98 дБ/мВт). Остальные наушники, с импедансом от 16 до 300 Ом, были использованы на случай, если на слишком экстремальной нагрузке вдруг всплывут какие-то неожиданные эффекты. В целом ничего заслуживающего внимания обнаружено не было — все-таки все устройства в тесте высококачественные и подготовленные для любых массовых моделей. Если говорить об экзотике, типа 8 Ом 90 дБ или 600 Ом 88 дБ, то для таких наушников существует свой класс специализированных настольных усилителей, со стационарным блоком питания в десятки или сотни Вт и мощнейшими специализированными усилителями с внушительным радиатором. Нет никакого смысла подключать экзотику к миниатюрным ЦАП с питанием от USB.
Методика тестирования
Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000 (программа не нуждается в установке, простое копирование папки дает еще одну копию). Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при выбранных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки, в том числе с изменением нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.
Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при отличии громкости фонограммы всего лишь в десятые доли децибела может восприниматься как более качественное (в случае более громкого варианта). При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны.
Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью — это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.
Звучание
Проведение экспертизы заняло у нас 2 недели. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно — и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Никакими золотыми ушами обладать не нужно. Но требуется минимальное эстетическое восприятие музыки, чтобы не было ситуации «я люблю отсутствие высоких, шипение и детонацию, как у магнитофона Юность», что статистически встречается среди абсолютно случайных людей. Среди подготовленных людей могут быть небольшие нюансы в интерпретации терминов, могут быть личные особенности восприятия артефактов звука — разные степени критичности, но в глобальной оценке качества звука расхождений нет.
Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Galaxy Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта.
Правда, до эталонного звука настольных ЦАП уровня Hi-End пока, что называется, не доплюнул ни один USB ЦАП, но это и не их задача. Задача миниатюрных USB ЦАП — это ноутбук и прослушивание в наушниках разумной ценовой категории.
Явные лидеры тестирования по звуку — Schiit Fulla и AudioQuest DragonFly Red. Schiit Fulla можно похвалить за открытость и музыкальность, динамику, мощь в звуке, но покритиковать за некоторую грубость и шершавость. AudioQuest DragonFly Red — его полная противоположность: нет никаких слышимых искажений, но звук смещен в сторону некой рафинированности. Все очень хорошо, но не хватает резкости. Сложно предпочесть какой-то один из этих двух отличных ЦАПов, так как идеальный звук находится где-то посередине. Оба устройства очень понравились, сразу захотелось их иметь в коллекции.
Следующая строчка — M-Audio Micro DAC 24/192 и Сambridge Audio Dacmagic XS. Отличные устройства, в общем-то чуть-чуть не дотянувшие до лидеров класса. Звук очень хороший, большинство пользователей останутся полностью довольны. Плюс феноменальная программная поддержка, которой очень не хватает лидерам нашего тестирования. Еще раз приходим к выводу, что идеальных устройств не существует, у всех свои плюсы и минусы.
На последней строчке по звуку находится FiiO Alpen 2 E17K. Самый титулованный по фичам и самый красивый агрегат с экранчиком. Есть ощущение, что продукция FiiO имеет перекос в сторону экстерьера. Звук просто хороший, но после остальных устройств не интересный. Зачем-то может выступать в качестве мощного чистого усилителя, с аналоговым входом и своей батареей. Как ЦАП довольно средненький. Это уже вторая модификация E17, с буквой K, с другим чипом ЦАП и с DSD, но без подключения к iOS и Android. С оптимизмом ждем от плодовитых китайцев третий вариант, где акцент будет на звуке, а не на фичах и сегментации рынков.
Звучание в колонках
Нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории — 3-полосные Adam Audio.
Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках.
Главный вывод — в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука, в то время как стационарные ЦАП непригодны в качестве мобильных устройств.
Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (сделано не в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим медиаплеером или мобильным ЦАП.
Измерения в RMAA
Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Тесты наушникового выхода без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.
Исходно измерения были проведены при напряжении 1 ВRMS на нагрузочных резисторах, для максимального раскрытия характеристик. Получились отличные высокие результаты сигнал/шум, но не очень хорошие цифры искажений, слабо относящиеся к реальности, потому как с такими предельными измерениями есть несколько проблем. На низкоомной нагрузке при 1 ВRMS сила тока составляет очень высокую величину, что приводит к работе системы питания в нештатном режиме. Отсюда возникает перегруз тракта, который не наблюдается в реальной эксплуатации. Чтобы приблизить испытания к реальной жизни, были подключены самые типичные наушники 16 Ом и 32 Ом и установлено, какой ток им действительно необходим. Было выяснено, что вполне достаточно 0,36 ВRMS: на наушниках 32 Ом средней чувствительности это уже громко, а на 16 Ом высокой чувствительности слушать вообще невозможно. При этом сохраняется баланс между высоким параметром сигнал/шум и довольно умеренными искажениями. Следует еще учесть, что синус максимальной амплитуды намного сильнее нагружает тракт, чем 90% уровня сигнала в музыке, при том что в кратковременных пиках человеческий слух не фиксирует форму сигнала, чем, кстати, пользуются создатели студийных лимитеров и максимайзеров.
Куда смотреть на графиках и какие проблемы низкокачественных усилителей для наушников бывают? На графике АЧХ надо смотреть на проседание на низких частотах. На графике шума можно увидеть качество фильтрации питания, поступающего от шины USB. На графике искажений нужно отслеживать жесткую перегрузку и отсутствие проблем с цифровым сигналом, таких как явный джиттер или пересчет частоты.
Измерения без нагрузки на графиках показаны знаком «прочерк», иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.
Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ноутбуку на Windows 10, работающему от батарейки. Звук воспроизводился через DirectSound для всех устройств. Отличий по цифрам от ASIO там, где есть этот API, не было.
Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в идентичных условиях. Мы использовали тестовый сигнал 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.
Все измерения проходили в пакетном режиме, без изменения подключения и положения проводов. Звуковая карта для измерений находилась в другом компьютере, характеристики ее встроенного наушникового усилителя можно увидеть в самом конце. В тесте шума там поймалась небольшая петля из-за земляного контура 2-метрового шнура, разрывать экран с одной из сторон подключения мы не стали. Само устройство имеет небалансные входы и выходы и дискретный наушниковый усилитель. Разработано в России, в 2016 году, для собственных нужд. Существует в виде отладочной платы без корпуса. Кстати, это реальный ответ на вопрос: достижимо ли в компьютере техническое качество звука в принципе? Принципиально — да. Нужно ли оно? Для измерений — да, нужно. Для прослушивания музыки — нет, не нужно. За качественный звук бороться стоит. Высокие цифры должны быть автоматическим побочным эффектом правильно разработанного устройства, результатом владения знаниями и опытом проектирования и производства аппаратуры. Высокие цифры как самоцель — недопустимы ни в коем случае! Иначе получится интегрированный звук. Мерзкий безжизненный фастфуд, нездоровая пародия из дерьма, производимая третьесортными ноунейм-подрядчиками. Суррогат от случайных людей, которые чихать хотели и на музыку, и на потребности пользователя. Предел интегрированного звука — озвучивать динамики ноутбука. Любое из устройств в нашем тестировании — существенно лучше, по всем показателям.
Сambridge Audio Dacmagic XS
Тестирующее устройство
Напоминаем, вы можете скачать бесплатную версию нашей программы RMAA и провести собственные измерения.
Награды
AudioQuest DragonFly Red и Schiit Fulla присуждается награда «Кристальный звук: Лидер класса».
Отметим M-Audio Micro DAC 24/192 и Сambridge Audio Dacmagic XS, как заслуживающие пристального внимания. FiiO Alpen 2 E17K демонстрирует отличные продажи и без нашего одобрения, однако в нашем тесте всегда побеждает звук, а не фичи.