Как и многие гениальные творения, анимационная студия Pixar (Пиксар) началась с мечты – двое молодых людей мечтали создавать анимационные мультфильмы. Звали этих людей Эд Кэтмел и Элви Рэй Смит. Эта мечта родилась в их талантливых умах не сразу, как и множество других изобретений человечества.
Содержание
С чего все начиналось
А началось все с того, как молодой хиппи из Нью-Йорка, закончив престижное обучение, отказался от карьеры профессора. Элви Рей Смит мечтал о другом – более активном и разнообразном образе жизни. Да и сам Нью-Йорк для хиппи не совсем подходил.
Именно поэтому он отправился покорять Калифорнию. Рэй Смит устроился там в университет Беркли в качестве преподавателя, где и нашел большое количество молодых людей, разбирающихся в компьютерных технологиях.
Xerox и компьютеры
Одной из главных вех в карьере Элви стало знакомство с сотрудником исследовательской организации при компании Xerox (Ксерокс) – Диком Шупом. Благодаря их общению Элви всерьез заинтересовался возможностями компьютерных технологий и посетил центр Ксерокс.
По образованию Рэй Смит был «художником с должностью». Именно поэтому он восторгался, когда увидел мощное оборудование в Xerox – компьютеры, которые могли работать с графикой, тенями, освещением и другими возможностями.
Именно тогда он понял, что является делом всей его жизни!
Внештатный сотрудник Xerox
Смит настолько загорелся идеей компьютерной графики и анимации, что захотел тут же приступить к работе. Но штат у компании Ксерокс был полностью укомплектован.
Однако это не остановило его, и он умудрился стать внештатным сотрудником компании. Его заработная плата в ведомостях Xerox находилась в графе «Дополнительные материалы для работы».
Длилось такое сотрудничество недолго – руководство компании узнало о существовании «подпольного» работника, и он был быстро «уволен». К счастью для всех поклонников современных анимационных мультфильмов от студии Pixar.
Знакомство с Эдом Кэтмелом
В одном исследовательском центре на Лонг-Айленд Смит познакомился с Эдом Кэтмелом. Последний работал в данном центре, созданном предпринимателем Александром Шуре.
Бизнесмен Шуре тогда хотел воплотить свою мечту в жизнь – снять на собственном оборудовании полнометражный анимационный фильм, сделанный полностью на компьютерной технологии.
Именно поэтому он накупил оборудования и стал набирать в штат грамотных специалистов в сфере программирования и математики. Вскоре после этого Эд и Элви стали работать вместе в его команде. Шуре сразу приметил талант этих молодых людей.
Режиссер Джордж Лукас
В связи с финансовыми трудностями Шуре пришлось распродать часть своих активов, в том числе студию, занимающуюся анимацией. Покупателем стал режиссер Джордж Лукас, уже ставший известный благодаря своим «Звездным войнам».
В тот период Лукас был на пике своей славы. Это касалось и финансовой стороны – он начинал становиться предпринимателем и скупал различный студии. Это были анимационные, звуковые, киностудии.
Но успех профессиональный повлек за собой неудачу в личной жизни – Джорджу Лукасу предстоял развод и дележ совместно нажитого имущества с супругой. Сумма была приличной, и ему пришлось распродавать часть своих студий, чтобы выплатить жене неустойку по суду. Это касалось и студии, которая разрабатывала анимационные компьютерные эффекты.
Стив Джобс и студия Pixar
Долгое время торговавшись с Лукасом, и в итоге снизив первоначальную стоимость в 3 раза, все оборудование и саму компанию купил Стив Джобс за 10 миллионов долларов. На тот момент Джобс уже был уволен из Apple.
Как только все бумаги на владение были оформлены, Стив Джобс дал название своей студии – «Pixar». Всего было трое собственников: Стив, владеющий 92% студии, и по 4% приходились на долю новых директоров Пиксара – Элви Рэя Смита и Эда Кэтмела.
Pixar на первых порах своего развития не был похож на анимационную студию. У Джобса были другие планы: он хотел продавать сложное компьютерное оборудование и программное обеспечение к нему, но в целом это направление не дало ощутимых результатов.
Первый провал Пиксара
Да и будущего у первого детища – Pixar Image Computer – не было. Он стоил порядка двухсот тысяч долларов и был сложен в управлении. Именно это и смущало потенциальных клиентов, которые не желали многое изучать и вникать в сложные алгоритмы.
Не спасло дело даже открытие 7 представительства в Северной Америке и наём профессиональных продавцов. Компания терпела убытки на протяжении нескольких месяцев, а Стив Джобс в тот момент еще поднимал Next. Элви и Эд на каждом ежемесячном совещании в Пиксаре сильно переживали, так как на них присутствовал Джобс и именно там решались вопросы дальнейшего финансирования.
Джон Лассетер – спаситель Pixar
Джон Лассетер стал спасителем Стива Джобса и компании Pixar. Этот талантливый аниматор и сценарист внес новизну в мир анимационных фильмов, подарив ему живые эмоции. Первым его мультфильмом стал «Andre and Wally», который сразу стал популярным, несмотря на продолжительность в полторы минуты.
Люди, разбирающиеся в технологиях, оценили по достоинству творение Лассетера. Это стало началом анимационной студии Пиксар.
Однако Джобса интересовала финансовая сторона вопроса, а компания была в минусе на тот момент. Эд и Элви убедили Стива в том, что новый мультфильм, над которым они работали, позволит продвинуть новый продукт компании – программу «Render Man».
Взлет Pixar
Их ожидания были удовлетворены. Мультик «Оловянная игрушка» стал номинантом на Оскар, а «Render Man» начал приносить прибыль компании. Данное программное обеспечение применялось при создании таких фильмов, как «Матрица», «Властелин колец», «Титаник» и других.
Дела в компании пошли в гору. Но не обошлось и без одного инцидента: на одном из собраний Элви Рэй Смит не согласился с мнением Стива Джобса по поводу обсуждаемой темы и впоследствии навсегда покинул компанию.
В 1995-м году студия Pixar при сотрудничестве с кинокомпанией Disney выпускает свою первую анимационную кинокартину – «История игрушек». Этот фильм не просто стал популярен – он совершил революцию в отрасли кино. Мир узнал о Пиксар и начал о нем говорить.
В дальнейшем Стив Джобс завел студию на фондовый рынок и, пройдя IPO, продал ее компании Disney, став после этого миллиардером.
По приглашению Джобса, финансовым директором Pixar в 1994 году стал Лоуренс Леви, главной задачей которого был выход компании на биржу. По словам финансиста, он был шокирован контрактом с Disney — «старший брат» получал более 90% выручки, контролировал маркетинг и прокат, а также не допускал любой работы с конкурентами. Бумаги были подписаны на три фильма — учитывая разработку «Истории игрушек», которая заняла 4 года, перспективы молодого игрока на рынке выглядели мизером.
Лоуренсу повезло, что он пришел после печально знаменитой «Черной пятницы» 19 ноября 1993 года. Тот день стал пиковым в отношениях Pixar и Disney. Два года молодые специалисты слушали подсказки более именитых коллег и переделывали анимацию как им советовали. В итоге лента превратилась в мрачную историю с неприятными персонажами, которые совсем не напоминали изначальный питчинг. Во время очередного просмотра созданного материала руководители Disney остановили производство фильма, требуя отдать ленту им на доработку и даже всерьез рассматривали идею разорвать сотрудничество. Вмешался Джобс, который запретил Лассетеру и компании любые полумеры и выделил финансирование на полную переделку из своего кармана. Стало понятно, что молодой студии нужны собственные фонды.
В своей книге «Планета Pixar» Леви пишет, что для того, чтобы получить деньги на самостоятельное производство собственных проектов, нужно было собрать больше 180 миллионов долларов в домашнем прокате. На секундочку, до этого подобной цифрой могли похвастаться аж два проекта: «Король Лев» и «Аладдин». Отметку в 100 миллионов за всю историю американского проката преодолели на тот момент только четыре фильма — это сделали также «Красавица и чудовище» и «Покахонтас». Не диснеевские мультфильмы редко когда собирали больше 50 миллионов — эта высота покорилась исключительно «Кошмару перед Рождеством», «Американской истории» и «Земле до начала времен».
Чтобы получить хотя бы минимальную возможность пересмотреть изначальный контракт с Disney, Pixar нужно было и выстрелить в бокс-офисе и удачно выйти на IPO (успех которого тоже зависел от «Истории игрушек»). Все решилось во время уик-энда Дня Благодарения в 1995 году: анимация о приключениях Вуди и Базза собрала за первые выходные 29 миллионов, а спустя несколько дней на бирже NASDAQ акции студии вызвали огромный ажиотаж. Всего «История игрушек» собрала в прокате 373 миллиона, из которых 191 дома и стала самым кассовым фильмом года.
Что любопытно, отметку в 180 миллионов, которая казалась Лоуренсу Леви фантастикой, за всю историю Pixar не преодолели только три фильма: «Приключения Флика», «Тачки 3» и «Хороший динозавр».
После такого успеха в Pixar решили действовать на опережение и потребовали от Disney пересмотра контракта. В этот раз компания хотела получить полный креативный контроль над работой, 50% от прибыли, лучшие даты для премьеры и, что главное, возможность развивать свой бренд как самостоятельный. В 1997 году Микки Маус в лице Майкла Айснера согласился на все требования, чем шокировал индустрию — выскочки с одним успешным фильмом заставили лидера рынка воспринимать себя как равных. Контракт был подписан на 10 лет и пять фильмов. В Disney еще не знали, что натворили.