0

Эмулятор магнитофона для zx spectrum

Эмулятор – это специализированное приложение для той или иной операционной системы, которое позволяет имитировать работу эмулируемого устройства, запускать программы, приложения, созданные для этого устройства.

  • Что такое эмулятор
  • Популярные форматы файлов для эмулятора ZX Spectrum
  • Эмуляторы ZX Spectrum для Windows
  • EightyOne
  • EmuZWin
  • Fuse
  • SpecEmu

Что такое эмулятор

Эмулятор ZX Spectrum позволяет запускать игры для «Спектрума» на компьютере, смартфоне, игровой приставке или другом устройстве. При этом становится доступным огромное количество разработанных для него игр, демонстрационных программ, электронных журналов, представленных в виде так называемых «ромов» — файлов, которые содержат данные оригинальных кассет и дискет с играми. Достаточно запустить эмулятор, загрузить в него файл с игрой, и вуаля! – виртуальный Spectrum у вас на рабочем столе. Большинство современных эмуляторов поддерживают все «фишки» «Спектрума» – загрузку «с ленты» или «дискеты», имитация работы музыкального сопроцессора AY-3-8910/YM2149F и многое другое.

На этом сайте zxspectrum.online – ZX Spectrum — онлайн-коллекция игр представлено большое количество игр, в которые можно играть не только онлайн, но и скачать их на свой компьютер и играть без доступа к сети Интернет. Для этого со страницы с игрой нужно скачать игру на Spectrum на жесткий диск или рабочий стол, а затем открыть в эмуляторе.

Популярные форматы файлов для эмулятора ZX Spectrum

tap – содержит в себе образ кассеты с игрой. Некоторые эмуляторы позволяют воспроизвести процесс «загрузки с ленты» для полной имитации работы настоящего компьютера.

tzx – содержит точный образ кассеты с игрой, при этом сохранена информация о длительности пауз, высоте тона, скорости воспроизведения кассеты.

z80 – содержит в себе образ оперативной памяти ZX Spectrum, в которую уже загружена программа. Этот формат позволяет обойти защиту некоторых игр при загрузке.

trd – содержит образ дискеты для в формате TR-Dos. Обычно дискеты содержали сборники игр для Spectrum и сложные демо.

Эмуляторы ZX Spectrum для Windows

Существует несметное количество эмуляторов ZX Spectrum для различных платформ, включая эмуляторы для Windows, эмуляторы для Linux, MacOS. Есть эмуляторы «Спектрума» и для мобильных устройств – смартфонов, портативных игровых приставок. Их такое большое количество, что все перечислить их невозможно. Ниже представлены лучшие эмуляторы Spectrum для Windows.

EightyOne

Замечательный эмулятор, главным достоинством которого является отличная картинка. При этом реализовано множество нюансов изображения старых аналоговых телевизоров, которые использовались в качестве монитора ZX Spectrum – чересстрочная развертка, перекрестные помехи, размытое изображение. Просто рай для настоящего фаната «Спектрума». Впрочем, все эти спецэффекты можно отключить и получить четкое красивое изображение.

  • Поддерживает различные Спектрум-подобные компьютеры: ZX 81, ZX Spectrum 48/128, Spectrum QL, Timex, Amstrad и другие
  • Поддерживаемые форматы файлов: TZX, TAP и Z80
  • Поддерживает музыкальный сопроцессор AY. В играх для ZX Spectrum 128 есть музыка
  • Выводит красивую картинку, похожую на изображение, даваемое настоящим ZX
  • Изображение можно масштабировать
  • Можно сохранять состояние эмулятора в любой момент времени (F12 – Save snapshot…), таким образом, есть возможность сохраняться в играх

EmuZWin

Удобный в использовании эмулятор ZX Spectrum. Настройки по умолчанию дают возможность насладиться игровым процессом. Достаточно открыть образ игры и нажать любую клавишу. Можно наблюдать за процессом загрузки игры как на реальном «Спектруме», или же пропустить этот процесс. Хорошая поддержка музыки AY с возможностью прослушивания стереоканалов. Можно также отобразить клавиатуру в отдельном окне, просматривать содержимое образов кассет и дискет.

  • Поддерживает компьютеры: ZX Spectrum, Pentagon, Scorpion, Profi, ATM
  • Поддерживает файлы: TAP, TZX, Z80, TRD и многие другие
  • Позволяет сохранять скриншоты экранов в PNG
  • Можно изменять скорость эмуляции в широких пределах
  • Есть встроенный браузер кассет, имитация загрузки с ленты
  • Позволяет сохранять картинки рабочего процесса в BMP и звуковое сопровождение в WAV
  • Поддерживает Kempston-джойстик, мышь, ZX Printer

Fuse

Эмулятор с огромным количеством различных возможностей, опций и настроек. Нужно отметить высокое качество изображения, достигаемое с помощью различных улучшающих, сглаживающих фильтров. Несмотря на низкое разрешение оригинального «Спектрума», эмулятор способен давать качественную гладкую картинку. Кроме того, Fuse дает возможность записывать игровой процесс в специальные файлы RZX, которые затем можно проиграть и посмотреть запись. Поддерживается огромное количество разнообразных периферийных устройств, выпущенных для ZX Spectrum: принтеры, джойстики, мыши, Interface 1-2, Microdrive, дисководы и так далее.

  • Поддерживает компьютеры: ZX Spectrum, Timex, Pentagon, Scorpion
  • Поддерживаемые форматы файлов: TAP, Z80 и другие
  • Позволяет просматривать скриншоты SCR
  • Картинку можно масштабировать с различными фильтрами для повышения четкости
  • Реализована поддержка различной периферии, Kempston-джойстика, мыши, ZX-принтера, Interface 1 и MDR
  • Позволяет вести запись игрового процесса RZX
  • Умеет работать с дискетами различных форматов

SpecEmu

Этот эмулятор имеет минимум настроек. Буквально «открой файл и играй». Но вместе с тем он оставляет хорошее впечатление от процесса. Для любителей разбираться в чужом коде есть встроенный дебаггер, позволяющий просматривать состояние процессора, памяти, наблюдать за тем, как работает выполняемая в данный момент программа.

  • Поддерживает компьютеры: ZX Spectrum, Timex, Pentagon
  • Поддерживает большое количество форматов файлов: TAP, TZX, Z80, TRD и многие другие
  • Позволяет просматривать записи игрового процесса RZX
  • Картинку можно масштабировать с различными фильтрами для повышения четкости
  • Позволяет сохранять картинки рабочего процесса в BMP и звуковое сопровождение в WAV
  • Умеет работать с дискетами различных форматов

Посмотрев свежие серии «Холивара», мы решили продолжить рассказ о первых шагах рунета и первых компьютерах, пришедших в дома советских граждан, по-своему, не погружаясь в пучину политики.
В предыдущей статье немалый раздел был посвящен ZX Spectrum и его клонам, которые буквально наводнили СССР и не сдавали позиции вплоть до середины 90-х, когда IBM-совместимые компьютеры стали доступны рядовому покупателю. В этот раз мы постараемся рассмотреть историю этого компьютера более серьезно, в том числе и с точки зрения становления рунета.

История ZX Spectrum сложна и многогранна. Более того, нельзя сказать, что она закончилась, и этот слабенький по сегодняшним меркам 8-битный компьютер остался в прошлом.
Детище Клайва Синклера, учебный компьютер на базе процессора Zilog Z80, который сейчас можно найти чуть ли не в любой мало-мальски умной железке 1980-1990-х — Game Boy, телефонах с АОН, бытовой технике — разлетелся по всему миру и образовал чуть ли не отдельную культуру, поколение Speccy. Тем не менее, наш рассказ начнется с более ранних событий, послуживших своего рода отправной точкой в путешествии Спектрума по СССР.

Собери компьютер сам


Перед вами вырезка из журнала «Радио» от 1986 года, выпуск №4. В нем впервые была опубликована статья, посвященная сборке домашнего компьютера «Радио-86РК». Настоятельно рекомендуем прочитать хотя бы предисловие к статье от редакции.
Предполагалось, что читатели журнала смогут собрать, отладить и запустить этот компьютер самостоятельно, приобретя все необходимые компоненты в магазине радиодеталей. Всего для сборки требовалось 29 микросхем — весьма доступных даже в небольших городах.
В основе компьютера находился процессор КР580ВМ80А, клон Intel i8080А с тактовой частотой 1,78 МГц. При этом фактическое быстродействие компьютера в зависимости от используемого видеорежима (25, 30, 50 видимых строк) варьировалось от 1,31 МГц до 700 кГц эффективного такта.
Совершенно ничтожные по современным меркам частоты. При этом компьютер был псевдографическим — для отображения игр использовались комбинации из текстовых символов.

/ Игра для «Радио-86РК», rk86.ru
Оперативная память составляла всего 16 КБ с потолком увеличения до 32 КБ «вторым этажом» микросхем. Прошивка умещалась в ПЗУ объемом 2 КБ (с возможностью расширения до 4 КБ).

/ Собранная плата»Радио-86РК», xlat.livejournal.com
Если вам интересны все возможности и доработки оригинального «Радио-86РК», вы можете почитать о нем и подкрепить теорию многочисленными видео на YouTube, где энтузиасты демонстрируют реальную работу компьютера.
Но какова связь между советским любительским компьютером и Speccy? Об этом мы поговорим чуть позже, пройдясь по истории оригинального ZX Spectrum.

Sinclair Research и его роль в советской компьютерной революции

Оригинальная машина появилась в Великобритании на 4 года раньше, в апреле 1982 года и буквально сразу же завоевала внимание потребителей по всей Европе.
Самая бюджетная версия оригинального Спектрума с 16 килобайтами оперативной памяти стоила на старте всего 125 фунтов при том, что ценник основных 8-битных конкурентов компьютера был на порядок выше. Например, легендарный Commodore 64 продавался уже за $595. Даже без перевода из одной валюты в другую становится ясно, что Спектрум выиграл эту битву. Но какой ценой?
Как известно, невозможно создать что-то бюджетное из высококлассных материалов и компонентов. Клайва Синклера, основателя компании Sinclair Research, это совершенно не пугало. Он изначально не хотел создавать мощный компьютер для повседневных задач. Правда, чуть позже все-таки выпустил Sinclair QL, баги и плохой софт для которого заинтересовали в программировании юного Линуса Торвальдса.
Спектрум позиционировался чуть ли не в качестве учебной машины для детей от 12 лет. Отсюда и основные маркетинговые преимущества: дешевизна, компактность, минимальная комплектация и возможность расширить функционал за счет дополнительных устройств. В ПЗУ Спектрума размером 16 КБ была записана прошивка, включавшая в себя диалект бейсика (Sinclair basic) и предоставлявшая простой пользовательский интерфейс, функционал которого мог варьироваться в зависимости от версии компьютера.

/ Скриншот «стартового меню” Amstrad-версии ZX Spectrum, sinclair.comboios.info
Спектрум выпускался компанией Sinclair Research с 1982 по 1986 годы. Затем права были переданы компании Amstrad, но это уже совсем другая история в современном комьюнити любителей Спектрума эти модели считаются наименее «каноничными» и их тщательное рассмотрение займет неоправданно много времени.
Вернемся к продукту от Sinclair Research. Первые модели, самые дешевые и простые, представляли из себя прямоугольную коробочку черного цвета. На верхней грани находилась резиновая клавиатура, на задней — аудио и видео разъемы, гнездо питания и слоты для подключения периферии.

/ 48-килобайтный ZX Spectrum

/ В такой коробке и поставлялся сабж
Отдельного внимания заслуживает клавиатура Спектрума: каждая из 40 кнопок в зависимости от режима ввода может выполнять разные функции. Пользователь мог включить нужный режим ввода с помощью нажатия на клавиши-модификаторы Symbol Shift и Caps Shift. В зависимости от выбранного режима курсор мог изменяться на латинские буквы L, C, K, E и G, которые, в свою очередь, означали следующее:

  • L — ввод строчных букв
  • C — ввод заглавных букв
  • K — ввод ключевых слов BASIC
  • E — ввод дополнительных ключевых слов и операторов
  • G — ввод псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем (UDG).

Палитра Спектрума включала 8 цветов, по 2 градации яркости для каждого (кроме черного). Экран с разрешением 256х192px был разделен на знакоместа длиной и высотой в 8px, при этом атрибуты цвета задавались именно знакоместам, а не пикселям. Это значит, что пиксели в пределах одного знакоместа могли быть окрашены только в 2 из 15 цветов. За первый цвет отвечал атрибут INK, за второй — PAPER. В играх это вызывало «фирменный» графический артефакт Спектрума, клешинг (конфликт атрибутов) и стало камнем преткновения для многих поклонников Спектрума и главным аргументом противников компьютера.

/ Пример клешинга на ZX Spectrum, фото пользователя vk.ru Pixel King
Ввод данных в компьютер мог осуществляться через магнитофон, с помощью подключения внешних дисководов для магнитных дисков, а также с помощью устройства ZX Microdrive.
Таким образом, имея достаточно скромные возможности (к середине 80-х на рынок вышли Amiga 1000 и Atari ST), Спектрум обрел популярность и, без преувеличения, армию фанатов и поклонников по всему миру. Самой «продвинутой» моделью классической линейки можно считать ZX Spectrum 128 «Toastrack” 1986 года, обладавший, как и следует из названия, 128 КБ оперативной памяти, музыкальным сопроцессором AY и массой других преимуществ.
Официально жизненный цикл компьютера завершился в 1992 году, когда с конвейера сошла последняя «легальная» модель. Сам же сэр Клайв Синклер в 1983 году по ходатайству Маргарет Тетчер был награжден званием «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году он окончательно отошел от производства компьютеров. Как известно, сейчас Синклер не пользуется Интернетом и вообще компьютером, а электронной почте предпочитает телефон. Изредка появляясь на телевидении, Синклер выражает недовольство тем, что ZX Spectrum получил и получает так много внимания, потому что «программисты могли бы направить свои силы на что-то более полезное». Считает, что его «учебный» компьютер должен был таковым и оставаться. Ни в одну игру, сделанную для ZX Spectrum, он не играл.

/ Конфиг спектрум-геймера 80-х: Спектрум, магнитофон и кассета с игрой. Телевизор остался за кадром. somethinggeeky.com

ZX Spectrum приходит в СССР

Всего через несколько лет после выхода ZX Spectrum удалось успешно клонировать. И, в отличие от овечки Долли, многие клоны оказались не только жизнеспособны, но и на порядок мощнее своего родителя.
Коммьюнити спектрумистов делится на два лагеря: одни «топят» за оригиналы от Синклера, называя всё остальное «кустарными поделками», другие в равной степени хорошо относятся и к оригиналам, и к клонам, предпочитая пользоваться последними. Тем не менее, заводских Спектрумов в СССР было ничтожно мало по сравнению со «всем остальным». И в объективе сегодняшней статьи как раз находится «всё остальное».
Спустя 30 лет уже невозможно узнать, как именно ZX Spectrum попал в нашу страну. Предположительно, Спектрумы был привезены из Польши, так как некоторая документация и первый софт были именно на польском языке.
Разумеется, инженеры и программисты сразу же захотели создать свою версию Спектрума, чтобы каждый желающий мог собрать его на доступной в СССР элементной базе. Тем не менее, с клонированием возникло сразу две проблемы:

  • Где достать процессоры?

В СССР, помимо секса, отсутствовал еще и Zilog Z80 и его аналоги. Вернее, Z80 был, но стоил достаточно дорого и заменить его на что-то советское не представлялось возможным. Уже намного позже, в 90-х годах, наша промышленность освоила производство клонов Z80, Т34ВМ1 и КР1858ВМ1, но работали они на порядок хуже настоящих.

  • Как имитировать ULA?

Большая часть логики оригинального компьютера содержалась на одном чипе, украсть технологию производства которого на тот момент не представлялось возможным. Путем проб, ошибок, реверс инжиниринга и даже (возможно) секса, работу микросхемы удалось эмулировать на советской элементной базе. Структура и состав чипсета варьировались от клона к клону.
Так, в практически каждом «технически подкованном» городе СССР существовал свой клон. Самым популярным и более-менее простым в сборке оказался «Ленинград».
Теперь время вспомнить то, с чего мы начали статью: вполне логично, что вслед за вопросом «как черно-белый Радио-РК86 может тягаться с таким могучим зверем?» возник следующий вопрос: «а почему, раз я смог сделать РК, у меня еще нет Спектрума?».
Для неизбалованного компьютерной техникой советского человека Спектрум выглядел как откровение: шикарная музыка на чипе AY, сотни игр на кассетах, модель подключения «просто добавь телевизор» и многое другое в считанные месяцы сделали ZX Spectrum по-настоящему массовым домашним компьютером страны.
Качественное видео с процессом сборки, отладки и даже некоторой модернизации «Ленинграда» можно посмотреть .
Чуть позже производство клонов освоили кооператоры, а затем и государственные заводы. Советский рынок был в прямом смысле наводнен клонами ZX Spectrum разной степени качества, наделенных разными возможностями.
Как писал старина Толкиен (а у него позаимствовал Стивен Кинг), одна дорога ведет ко многим другим, а одна история цепляет за собой целый ворох других историй.
Рассказывая о таком большом явлении как ZX Spectrum, сложно написать абсолютно обо всем. Какие-то вещи (программы, игры, версии клонов и их особенности) обязательно будут упущены, и мы просим вас отнестись к этому снисходительно и рассказать о том, что мы забыли, в комментариях к статье.

Эволюция ZX Spectrum в СССР и на постсоветском пространстве

Пожалуй, именно на постсоветском пространстве появилась мания сделать из ZX Spectrum ультимативный домашний компьютер, который был бы «не хуже, чем ваши IBMы и Амиги». Говорить о развитых клонах Спектрума имеет смысл в двух направлениях:

  • разработка новых «железных» решений;
  • разработка софта и игр, выжимающих из компьютера все соки.

Далее мы рассмотрим оба этих направления и, возможно, удивим вас мастерством и предприимчивостью отечественных любителей Speccy.

Спектрум-совместимые компьютеры

В начале 90-х появилось великое множество продвинутых спектрумов. Рассмотреть все машины не представляется возможным, так как от многих осталось только воспоминание и пара-тройка «живых» плат, а некоторые были настолько специфичны или дороги в производстве, что практически не получили распространения. Остановимся на четырех (субъективно) наиболее интересных моделях.
Scorpion
Компьютеры Scorpion разрабатывались и выпускались одноименной санкт-петербургской фирмой, чьим лицом на ZX Spectrum-сцене был Сергей Зонов, автор одного из ранних клонов ZX Spectrum — схемы «Ленинград».
Компьютеры фирмы производились в виде печатных плат, которые могли устанавливаться пользователями в любые подходящие корпуса — например, в корпуса MiniTower от IBM PC-совместимых компьютеров, в подобном же виде компьютеры выпускались и самой фирмой. Здесь следует обозначить ключевые характеристики компьютера:
/ Плата Scorpion, krsk.au.ru
Пентагон
Основан на «ленинградской» версии клона. Разработан в 1989 году фирмой АТМ и творческим коллективом МикроАРТ. Получил популярность не в последнюю очередь из-за качественно проработанной схемы и множества путей усовершенствования в домашних условиях. В числе доработок:

  • расширение оперативной памяти вплоть до 4 МБ;
  • возможность подключить Covox;
  • несколько дополнительных видеорежимов и мультиколор;
  • возможность подключения жесткого диска через IDE-контроллер Nemo
  • турбо-режим.

/ Духовным наследником Пентагона принято считать ATM Turbo — куда более сложные и совершенные, avito.ru
ATM Turbo 1 и 2
Один из знаковых спектрум-совместимых компьютеров. Является прямым наследником клона «Пентагон», созданным тем же коллективом разработчиков. Выпущен в 1991 году. Первая модель компьютера содержала ряд ошибок и была несовместима с некоторым более ранним софтом. Особой любви и популярности по этой причине не получила.
Новая версия ATM Turbo 2 (и версия 2+, выпущенная чуть позже) имела ряд усовершенствований и нововведений. Говорить о каждой версии в отдельности вряд ли имеет смысл, поэтому перечислим наиболее интересные и значимые возможности ATM Turbo 2:
Используя модем, пользователи ATM Turbo потенциально могли выходить в сеть с помощью специальных утилит (например, ZX-Terminal for DialUp). Тем не менее, подтвердить или опровергнуть работоспособность этого решения, а также получить свидетельства очевидцев нам не удалось.

На сегодняшний день ATM Turbo 2+ является наиболее поддерживаемым энтузиастами клоном ZX Spectrum. Рекомендуем ознакомиться с этим сайтом, где собрана огромная коллекция программ, ОС и схем для ATM Turbo.
/ Плата ATM Turbo 2+, ruecm.forum2x2.ru
/ Скриншот игры «Конек-Горбунок” для ATM
Profi и Profi Plus
Разработан в 1991 году в Москве фирмой «Кондор». Имел полную совместимость с оригинальным спектрумом (переключение режимов «Профи» и «Спектрум» специальным тумблером). Один из наиболее продвинутых отечественных клонов. Имел следующие особенности (в версии 5.02 и выше):

  • режим турбо 7 МГц;
  • ОЗУ до 1 Мб (использовалась в качестве электронного диска);
  • работа в ОС CP/M в расширенном графическом режиме 512х240px;
  • палитра 256 цветов (до 16 одновременно);
  • аппаратный мультиколор;
  • собственный контроллер IDE для работы с жесткими дисками;
  • ПЗУ 64 КБ;
  • Covox;
  • LPT-порт и порт программатора;
  • возможность подключать модем (в частности, использовался для выхода в Фидонет и для организации локальной сети).

Крайне интересный компьютер, поддержанный качественным софтом, который разрабатывала компания «Кондор». К сожалению, на текущий момент полной коллекции системных дисков, а также дисков с программами и играми в интернете не существует. Тем не менее, в начале сентября ВКонтакте появилась «Группа поддержки компьютера Profi», где энтузиасты, некоторые из которых еще в 90-е участвовали в разработке софта для Profi, планируют систематизировать информацию об этом клоне.
/Демонстрация палитры компьютера Profi, фото из сообщества vk.ru «Группа поддержки компьютера Profi”

Софт и игры

В некотором смысле всё, что делали со спектрумом в России, напоминает натягивание совы на глобус. Разумеется, крайне романтичное и по-своему прекрасное.
Одним из самых распространенных жанров в играх для ZX Spectrum были платформеры и изометрические бродилки с перспективой «с высоты птичьего полета». В 2014 году специально для создания простеньких платформеров был выпущен игровой движок Arcade Game Designer. Предполагалось, что с его помощью прямо на Спектруме или в эмуляторе начинающий программист сможет создать собственную игру, а затем сохранить её в формате tap на компьютер или кассету.
/ Скриншоты AGD-игр из эмулятора
В девяностые, как, в общем-то, и сейчас, чтобы создать игру, необходимо было уметь программировать. Самые простые игры писались либо на встроенном бейсике, либо на Laser Basic. Для более-менее сложных и интересных проектов вариант был только один — его величество Ассемблер. И здесь наши программисты разыгрались не на шутку.
Copper Feet
Наверняка многие из тех, кто застал Спектрум в 90-е, вспомнят «Приключения Буратино» или «Черного ворона», загрузочные экраны которых украшала эмблема Copperfeet.
/ Логотип Сopper Feet, фото из группы Copper Feet в Facebook
Под этим «брендом» разрабатывал игры всего один человек — Вячеслав Медноногов.
/ Вячеслав Медноногов в 2005 году, speccy.info
Его «перу» принадлежат без преувеличения шедевры игростроения для ZX Spectrum: Black Raven, портированные версии игр UFO и UFO 2, а также некоторые другие проекты.
Понять и оценить объем работы программиста возможно только запустив в эмуляторе (или на реальной машине) любую из этих игр. Тем не менее, далее мы приведем несколько скриншотов и ссылок на видео геймплея.
UFO:
Black Raven:
«Фирменный» софт и игры
Как правило, они поставлялись разработчиками «продвинутых» клонов на фирменных дискетах.
Кроме игр, существовало огромное количество прикладного программного обеспечения: словари, текстовые редакторы, базы данных, системные утилиты, копировщики и прочее, что было необходимо иметь пользователю, единственным компьютером которого был клон ZX Spectrum. Найти и «пощупать” фирменный софт сейчас можно на сайтах поддержки конкретных клонов. Ниже мы приведем несколько собственных скриншотов для Profi.
/ Фирменный текстовый редактор для Profi. Имел возможность настройки цвета бумаги/чернил/меню и опции для простого форматирования текста.
/ Оболочка Dos Navigator для ОС CP/M Profi.
/ Логотип группы Jokers, специализировавшейся на разработке игр для Profi.

Интернет на ZX Spectrum: миф или реальность?

Приведем выдержку из письма читателя в газету «Абзац» от 14.10.2004, орфография и пунктуация автора сохранена.
«Меня удивляет то, что все говорят в один голос, что все это реально — ICQ, IRC и даже браузеры. <…> Уже существует TCP/IP стек, звонилка ppp, но этого не хватает для полноценного доступа к глобальной сети.
<…> На мой взгляд, на данный момент вполне можно написать хотябы ICQ и IRC клиенты — это более чем реально. Вы спросите зачем все это надо? Ответ напрашивается сам собой… Я более чем уверен, что есть немало людей, для которых Спектрум до сих пор является единственной доступной платформой — об этом говорит хотябы ZXNET, которая до сих пор существует. Если когда-то все вышесказанное будет реализовано, то это позволит оперативно общаться между собой спектрумистам не прибегая к помощи других платформ. И возможно отчасти остановит отток людей с нашей платформы.» На самом деле, нельзя с полной уверенностью говорить об отсутствии «интернета” на Спектруме. Да, безусловно, платформа не самая подходящая: сказывается и маломощность процессора, и сложности в создании «прослойки совместимости» между компьютером и большим интернетом. Тем не менее, имеются сведения, что еще 25 лет назад владельцы «продвинутых» клонов могли, пускай и с ограничениями, выходить в сеть со своих машин.
Цитата из «Группы поддержки компьютера Profi», пользователь Алексей Тарасов:
«На Профи есть весь необходимый софт для выхода в Фидо. Собственно со своего Профика я первый раз и вышел в сеть. К сожалению нет нормального редактора почты. Но опять же, Write3 выручал во многих вопросах. Имеющийся пакет заточен на модемную связь через компорт 9600. Что в настоящее время вызывает значительные затруднения.»
Помимо этого, в демонстрационных залах «Кондора» в Москве на Саянской улице стояли компьютеры Profi, объединенные в локальную сеть.
Кроме того, существовала некоммерческая телекоммуникационная сеть спектрумистов ZXNet. Изначально она была построена в Москве в 1995 году в виде сети станций (BBS). Эти станции позволяли читать и писать файлы, а также общаться с оператором в режиме чата. Переписка осуществлялась с помощью создания особым образом названных файлов. Была также освоена автоматическая пересылка сообщений из ZX-Net в Fido и обратно.

Прочитать о ZXNet подробнее вы можете .
Если у вас есть какая-либо информация о программном обеспечении для ZX Spectrum, существовавшем в 90-е годы и обеспечивающем доступ в сеть, будем рады увидеть ваш комментарий.

Через тернии к онлайну

Конец 80-х и первую половину 90-х годов в нашей стране и на постсоветском пространстве можно охарактеризовать примерно так: мы хотим мощные компьютеры, общаться и развиваться, и мы сделаем это из Спектрума.
Что-то получилось. Что-то — нет.
Тем не менее, основной посыл Джоэла Шаца — общаться свободно — был услышан. Спектрумисты со всех концов страны общались, обменивались опытом, собирались вместе для просмотра свежих демосцен любой ценой, даже если для того, чтобы договориться о встрече, приходилось пользоваться IBM PC.
Выходили печатные и электронные версии журналов. На всех радио рынках страны стояли продавцы пиратских кассет с играми и софтом.
Самые отчаянные инженеры и программисты объединялись в небольшие фирмы и продавали пользователям клоны Спектрумов.
Люди с паяльником находили людей с микросхемами, чтобы вместе искать тех, кто сможет сделать платы на «военном» текстолите.
Даже если принять за аксиому, что настоящего интернета на Спектруме не было, свою миссию по объединению людей, находившихся в поисках онлайна, он выполнил.

Что происходит в 2019 году?

Если вы никогда ранее не сталкивались со Спектрумом или видели его только в детстве, вы можете не знать о том, что сейчас происходит в его коммьюнити.
Оно все еще живо и многочисленно. В качестве хобби тысячи людей продолжают пользоваться Спектрумами: кто-то пересел на оригинальные британские машинки, кто-то отряхивает пыль с клона своей юности. Кто-то и вовсе покупает «новоделы».
Ежегодно выходит пара-тройка десятков игр. Большая часть из них, конечно, смотрится однотипно, но попадаются и бриллианты.
Кто-то разрабатывает новые технические решения.
Всё это в сумме не дает ZX Spectrum’у забыться. Люди продолжают общаться, а компьютер – жить.
Напоследок, в качестве небольшого дополнения к статье приведем небольшой список ссылок на интересные проекты из вселенной ZX Spectrum.

  • ZX Evolution — продвинутый и современный клон ZX Spectrum. Продается в виде конструктора или в виде полностью готовой платы. Активно поддерживается софтом.
  • ZX Next — перспективный проект, появившийся на Kickstarter. Его задача во многом сходна с Evolution — создать Spectrum на «максималках», удобный для современного пользователя. Примечательно, что дизайн корпуса выполнен тем же человеком, который в свое время создал внешний вид оригинала.
  • ZX-PK.RU — один из самых крупных русскоязычных форумов на тему ZX Spectrum во всех его проявлениях.
  • ULAX — перспективная разрабатываемая «железка», которая наконец сможет победить клешинг на Спектруме. Пока что находится в состоянии бета-теста и доступна в виде эмулятора. О дате релиза не сообщается.
  • Игры от Sanchez’а и команды — отличные современные игры для ZX Spectrum и совместимых машин. Сайта у автора нет, но найти игры несложно.
  • Игры Дениса Грачева — интересные и самобытные игры. Есть проекты в мультиколоре, совместимы не со всеми клонами.
  • Канал sinc LAIR на YouTube — хороший канал о ZX Spectrum.


Первая часть

Все изображения кликабельны.

Прошло больше года c того момента как я написал статью про сборку клона ZX Spectrum «Ленинград». И за это время его возможности существенно расширились. Не думал что я буду писать ее продолжение, но все таки статей по ретрокомпьютерам не так уж и много, поэтому решился.

Порт расширения

Компьютер к которому ничего нельзя подключить очень ограничен в возможностях и я решился припаять к нему порт расширения. Кроме 40 pin IDE на плату больше ничего не влезало, но подсчитав количество нужных мне контактов вышло что хватит и этого. Минус один контакт на ключ, 2 контакта на +5в, 2 контакта на землю.

Клавиатуру в корпус

Ранее я использовал внешнюю клавиатуру, но хотелось более аутентичного форм-фактора. На момент сборки мне подогнали клаву от спектрума из 90х с наклейками. Порты для синклер джойстиков и кнопку РЕСЕТ прикрутил к ней же. Дело нехитрое, вырезаем прямоугольник в корпусе и крепим к плате на стойки. Заднюю часть тоже пришлось немного попилить.

Игры без загрузок

Картриджи для спектрума у нас популярны не были, если только не считать игровую приставку АЛЬФ. Не то что бы они были популярны и в европе, так как требовали недешевого устройства ZX Interface 2. Официально было выпущено всего 10 игр. Картридж это всего лишь ПЗУ с предзаписанной игрой на плате с набором контактов, так что сделать это устройство совсем несложно. Я давно хотел попробовать вытравить плату и сейчас как раз тот случай. Но сначала ее надо еще и развести, для этого использовал программу sprint layout.

На самой плате ленинграда только впаял резистор подтяжки на 20 контакт ПЗУ и сам контакт вывел на порт расширения. При подключении картриджа на него будет подаваться +5в и отключит ПЗУ компьютера. Ну и контакт /RDROM тоже на порт расширения вывел. Что ж, плата разведена, выпиливаем из куска советского текстолита квадратик.

Засовываем в принтер страницу из глянцевого журнала, печатаем и включаем утюг.

Плата двусторонняя, делаем конвертик из страниц при помощи степлера.

Получилось как то так, надо было конечно некоторые участки закрасить получше маркером.

Для травления выбрал хлорное железо, хотя знаю что полно других новомодных способов.

Получилось так себе.

И тут люто накосячил, перепутал слои при распечатке, заметил только после того как плата была вытравлена. Новый кусок текстолита вырезать было лень и отчаявшись я сделал переходные отверстия. Зря я стал лудить дорожки так как иногда оставались куски фольги на жале паяльника, без МГТФ и тут не обошлось. ПЗУ для картриджа так же как и для самого ленинграда выбрал EEPROM W27C512. Для выбора игр (4 штуки по 16кб) использовал счетчик 74HC393, чтобы при нажатии кнопки РЕСЕТ они бы переключались как в сборниках на ДЕНДИ. Но это было плохой идеей и в итоге счетчик я выпаял и сделал переключение двумя дип свичами. Заливаем термоклеем для жесткости место пайки 40 пинового контакта.

Программатор на тот момент я уже приобрел свой. Заливаем все хиты от Ultimate Play The Game включая Jetpac. Конечно я потом попробовал и другие, в том числе так и не вышедшие игры, такие как Gyruss и Star Wars.

Подключаем дисковод

Хотя лента и картриджи как носители информации у меня уже имеются, но самая мяготка конечно в использовании флоппи-привода. Под этот носитель написаны лучшие игры, такие как Черный ворон, НЛО: враг неизвестен, а в скором будущем появится и POWER BLADE, кроме того под него портированы почти все игрушки с ленты. Скорость загрузки раз в 15-20 быстрее загрузок с магнитофона, объем форматированой в TR-DOS дискеты 640кб, профит очевиден. Но дисковод сам по себе к спектруму не подключишь, придется еще собирать полспектрума — контроллер накопителя гибких магнитных дисков, он же КНГМД. Схему данного устройства решил взять с сайта zxbyte.ru, как и многие другие доработки ленинграда.

Я решил быть реалистом и схему на 15 микросхем я разведу наверное только к следующему столетию, поэтому собирать стал на макетке. Ну и очень хотелось поместить плату в компактный корпус. Сердцем отечественных контроллеров дисковода была микросхема КР1818ВГ93. Недостаток у нее довольно существенный, она требовала 12 вольт и надежностью не отличалась. Поэтому я заказал микросхему аналог MB8877, которая прекрасно работает и от пяти. Не знаю китайцы мне прислали оригинал или подделку, но она работает и это замечательно. Выбрав схему КНГМД С-48, которая и создана была для подключения к ленинградам и балтикам, столкнулся с неприятной деталью, на узле чтения логика ФАПЧ была реализована на микросхеме ППЗУ К556РТ4, про которую мой китайский программатор не знал. Попробовал вместо нее поставить использованную ранее W27C512, но то ли я что то накосячил, то ли в самой EEPROM были проблемы, но флоппик не заработал, хотя в TR-DOS я уже смог войти. Пересобрал потом узел чтения по схеме пентагон-128 без ФАПЧ и как результат дисковод смог отформатировать дискету. Кстати стандартным дискетам повышенной плотности нужно заклеивать отверстия в уголке, дабы они виделись в приводе как дискеты двойной плотности.

Какое же облегчение пользоваться дискетами, после загрузок, даже ускоренных с ленты/телефона. Схема КНГМД у меня упрощенная и работать может только с двумя дисководами (в том же пентагоне и многих других клонах до 4), хотя и этого хватит за глаза. Наигравшись с 3,5″ дисководом я захотел приобрести 5,25″ и он заработал без проблем, к слову я впервые потрогал пятидюймовые дискеты, они такие гибкие гибкие, в общем кайф. Для удобства прошил вместо BASIC-128 Quick commander, он умеет и музыку играть и изображения смотреть и всякие операции с файлами.

Для записи образа дискет TR-DOS на PC я использую програмку ZX Studio, а для сборки собственного образа ZX Spectrum Navigator.

Смотрим демки

Демосцена у нас развивалась преимущественно под клон спектрума пентагон-128, а он в силу особенностей схемотехники имел 71680 тактов на прорисовку одного кадра, когда как фирменный zx spectrum 69888 тактов, а ленинград всего 65184 тактов из за задержек ответа от памяти. Для большинства игр и других программ это не имело особого значения, но только не для демок. Отрезаем сигнал /WAIT и сажаем его на +5в. на ножку 9D5 подаем землю вместо сигнала /БК. Но спектрумовские мультиколоры могут не заработать с пентагоновскими таймингами, поэтому сделаем джампер спектрум/пентагон. C КМОП версией процессора (Z84) такой вариант не заработал, но с U880 проблем нет. 100% совместимости с пентагоном компьютер не получил, но демки, написанные под пентагон теперь не тормозят. Мне очень понравилась REFRESH, разработанная в далеком 1998 году.

Работаем в СР/М-80

Немногие клоны могли запускать данную ОС, можно вспомнить БАЙТ-01, Кворум-64, ZS Scorpion 256, Профи. Для работы с СР/М компьютер должен иметь поддержку теневого ОЗУ. А так как ZS Scorpion 256 это ленинград на спидах, то не будет больших сложностей его немного доработать. Качаем и изучаем. Отключается ПЗУ битом 0 порта #1FFD так же как и на spectrum +3, который из коробки имел возможность запускать СР/М. А битом 4 переключаются страницы по 128кб. У меня же переключается битом 6 порта #7FFD, что конфликтует в некоторых случаях с программами, хотя проблема у меня была только с одной демкой. Пришлось перерисовывать для поддержки порта #1FFD. Делал это в пейнте, получилось как то так.

Места на плате у меня больше нет, 100 раз пожалел что не взял плату 20*30 под ATX корпус. Так как 6 бит порта #7FFD мы уже не используем, микросхема 1533ТМ2 теперь лишняя, вместо нее ставим 1533ТМ9, на которую заводим 0 и 4 бит порта #1FFD. Используем по максимуму 1533КП12 в схеме расширения тем самым освобождая необходимый нам элемент ИЛИ. Проверяем, предварительно записав на дискету СР/М от комплекта скорпиона. Работает!

Немного непривычно видеть СР/М с серым фоном и черными буквами, но те кто портировали ее видимо хотели схожести с родным BASIC-48. По дефолту ОС имеет 48кб ОЗУ и RAM диск на 160кб, запускается с 64 символами в строке(3 пикселя в ширину+пробел), что не шибко хорошо читается но терпимо. Утилитой mode, можно поменять на 32 ,40,48 и требуемых для большинства программ 80 (3 пикселя в ширину без пробелов, нечитаемое месево) символов. Некоторые клоны имели режимы повышенного разрешения, например Байт-01 с режимом 512х192 что делало его вполне пригодным для работы с СР/М. Но у фирменного spectrum +3, скорпиона 256, и большинства других клонов такого счастья не было, что возможно и послужило причиной непопулярности данной ОС на спектрумах. О самой СР/М-80, а точнее ее версии 2.2 от 1979 года можно писать отдельную статью, я всего лишь пробегусь по софту.

ОФИС
Текстовый редактор WORDSTAR, очень функционален для редактирования текста, один из прародителей MS WORD.

Электронные таблицы Варитаб, советско-болгарская разработка, очень-очень напоминающая SuperCalc, была ли это переведенная на великий и могучий западная программа, или сделанная по образу и подобию, ну или было какое то лицензирование, надеюсь в комментариях подскажут. Существует еще Варитаб-86 для МС-ДОС, ей возможно многие пользовались. Еще одна электронная таблица Multiplan от MicroSoft у меня нормально запустится не смогла, возможно ей требовалось 25 строк вместо 24.

Программирование
На СР/М просто рай для программистов, тут и Turbo Pascal и компилятор Си, компилятор Фортран, компилятор языка ADA, язык ФОРТ-83, ассемблер, MS BASIC, транслятор языка PL/1 и многое другое.

Игры
Да, на СР/М были игры, в основном это текстовые квесты, такие как трилогия ZORK, к сожалению с моим уровнем английского оценить их я не смогу.

Так же были популярны шахматы, такие как SARGON.

Но были и экшны, например Ladder, вполне играбельный платформер.

Клон PAC MAN.

И как же без его величества ТЕТРИС.

Эпилог

По итогу получилось довольно функциональная машинка для ретро и не очень гейминга, просмотра демок, прослушивания чиптюна и других развлечений. Аппетит приходит во время еды и возникают мысли собрать контроллер мыши, контроллер жесткого диска, COVOX, вывести наконец кемпстон джойстик по стандарту zx spectrum next, разогнать компьютер до 7 Мгц… но стоит ли оно того?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *