0

Голос в метро

Дикторы метро – кто они?

Каждый день поезда Московского метрополитена везут тебя на работу и с работы. Несколько раз в день ты слышишь, как мужской или женский голос сообщает тебе название станции, предупреждает о забытых вещах и сообщает, что двери закрываются.

Несколько человек, чьи голоса ты слышишь, работают бессменными дикторами метро уже много лет, и пришла пора познакомиться с ними.

Женский голос

Бессменный женский голос Московского метро – Юлия Романова-Кутьина.

Эта девушка – озвучивает метрополитен уже 20 лет. Её работа – объявления станций, административные и рекламные объявления, а иногда и стихи, которые мы слышим на эскалаторе.

Юля начала карьеру диктора с 12-ти лет: прошла конкурсный отбор на «Всесоюзном радио» для обучения детей актёрскому мастерству и технике речи.

Чтобы подготовиться к записи маршрутов Московского метрополитена, Юле пришлось около 3-х месяцев выполнять специальные упражнения для понижения тембра голоса.

Романова-Кутьина работала на многих радиостанциях, пробовала себя в качестве ведущей на ТВ, вела концерты, фестивали и спортивные мероприятия и даже озвучивала компьютерные игры.

Но озвучка Московского метрополитена остаётся самой любимой работой Юлии до сегодняшнего дня.

Мужской голос №1

Мужских голосов в метро два: один из них – голос Сергея Куликовских.

Сергей озвучивает станции метро, административные и рекламные объявления. В настоящее время работает в Доме музыки, сотрудничает с музыкантами и радиостанциями.

О своей работе Сергей отзывается предельно уважительно: говорит, что озвучивать метро – сложное занятие.

Технические особенности процесса таковы, что озвучка всех станций одной ветки проходит единым дублем, и важно, чтобы голос диктора оставался бодрым и произносил фразы примерно с одинаковой интонацией.

Одна из самых свежих записей Куликовских является информация о цветных напольных указателях на станциях «Пушкинская» и «Чеховская».

Мужской голос №2

Третий голос Московского метрополитена принадлежит человеку, по имени Алексей Россошанский.

Алексей озвучивает станции на серой ветке, а также административные и рекламные объявления.

Россошанский по образованию – дирижёр русских народных инструментов. Закончил факультет музыкального театра в ГИТИСе. Работал актёром в мюзиклах: «12 стульев», «Норд-Ост» и прочих.

Принимал участие в локализации популярной игры Skyrim.

Озвучкой метро занимается с 2004-го года. Оказывается, чтобы озвучивать объявления в метро, нужно обладать особенным тембром голоса из-за шумового фона метрополитена.

Самая известная фраза, записанная Алексеем – предупреждение о забытых вещах: «Уважаемые пассажиры, не забывайте свои вещи. При обнаружении забытых вещей сообщите об этом сотрудникам метрополитена».

Теперь ты знаешь людей, голосами которых разговаривает Московский метрополитен. Спасибо им за эту работу!

(9 голосов, общий 4.78 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Дикторы метро – кто они? Каждый день поезда Московского метрополитена везут тебя на работу и с работы. Несколько раз в день ты слышишь, как мужской или женский голос сообщает тебе название станции, предупреждает о забытых вещах и сообщает, что двери закрываются. Несколько человек, чьи голоса ты слышишь, работают бессменными дикторами метро уже много лет, и…

«Осторожно, двери закрываются», «Стойте справа, проходите слева»… Эти фразы, многим знакомые с детства, так прочно въелись в нашу жизнь, что редко кто обращает на них внимание в повседневной суете и спешке бесконечного часа «пик». Тем не менее, они стоят того, чтобы вслушаться в них, проникнуться их интонацией. Сообщения в метро — это своего рода субкультура, в определенном смысле даже эдакое «зеркало психологии», неотъемлемый элемент жизни больших городов, настолько же обыденный для жителей, насколько непривычный для приезжих.

Итак, добро пожаловать на сайт, всецело и полностью посвященный звуковым сообщениям в метро! Возможно, в конечном итоге удастся собрать на этих страницах полный спектр информации по голосам метрополитенов всех городов бывшего СССР.

СТАТУС ДАННОГО САЙТА

В настоящее время этот проект является сайтом-архивом. С сентября 2001 года он не обновляется и не поддерживается. Относительно продолжения не могу ничего обещать — пока мне есть еще чем заняться в жизни и помимо метро. Пусть сей сайт станет эдакой раз и навсегда написанной книгой о метрополитенах шестой части суши на стыке тысячелетий. Чем больше пройдет времени — тем более интересным будет чтение.

ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ЭТОГО САЙТА В ОБОЗРЕНИЯХ

А спустя месяц с небольшим, 16 мая, обзору этого сайта, уже устному, была посвящена программа «Эхонет» на радио «Эхо Москвы».

Очередной обзор с упоминанием «Голосов», снова на радио, но только на этот раз уже на «Маяке», в программе «Интернет-Радар», прозвучал в эфире 21 сентября 2000 года. Увидеть его воочию можно .

15 июля 2001 года «Голоса» стали ссылкой дня на сервере Mnogo.Ru.

Очень полный и развернутый обзор нашего проекта был опубликован в газете «Нон-стоп» (еженедельное приложение к крупнейшей в Израиле русскоязычной газете «Вести»), в номере от 4 — 10 января 2002 года. Я выложил на сайт скан этой статьи. Будьте внимательны — размер файла 257 Кбайт.

ИЗ ЖИЗНИ ПРОЕКТА

Звуковые материалы «Голосов Подземелья» были использованы Сергеем Власовым и Георгием Жердевым в произведении мультимедийной литературы «В метро (и снаружи)», по итогам конкурса «Тенета-2002» завоевавшем первое место в соответствующей номинации.

А вы когда-нибудь задумывались, почему в вагонах метро некоторые станции объявляются мужским голосом, а другие — женским?
Зачем так было сделано, когда появилась эта традиция и нарушается ли она…

На всех линиях московского метро в поездах звучат голоса дикторов, которые при подъезде к станции сообщают пассажирам её название, а перед отправлением предупреждают о закрытии дверей и сообщают о названии следующей станции. Эти звуковые сообщения записываются профессиональными дикторами в студии радио «Риома».
Первый состав, в котором объявляли станции прошёл 12 декабря 1951 года по участку «Сокол» – «Площадь Свердлова». С февраля по октябрь 1953 года на Кольцевой линии проводились испытания системы громкоговорящего оповещения пассажиров с целью практической проверки выбранных систем и выявления недостатков в их работе.
И, наконец, с 29 декабря 1953 года по Кольцевой линии стали ежедневно курсировать составы, оборудованные системой громкоговорящего оповещения пассажиров. Передачи велись помощниками машиниста из головной кабины управления. Далее началось внедрение радиооповещения на всех составах Московского метрополитена.
C 1972 года в Московском метрополитене началось внедрение автоинформаторов — в вагонах стали звучать голоса дикторов, которые заранее были записаны на магнитную плёнку. Примечательно, что внедрение автоинформаторов в Петербургском метрополитене началось ещё в 1969 году и было связано с началом испытаний системы «Автомашинист».
Сегодня в поездах автоинформаторы «говорят» мужскими и женскими голосами. Дикторы чередуются в метро не случайно — мужским голосом объявляются станции при движении к центру города, а женским — при движении от центра. На Кольцевой линии во время движения по часовой стрелке звучит мужской голос, во время движения против часовой — женский. На Филёвской линии — в сторону «Кунцевской» объявления делает только женский голос, а в сторону «Александровского сада» — мужской. На Каховской тоже своя система: от «Каховской» до «Каширской» голос мужской, в обратную сторону — женский.
Сделано это было специально для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров. Данный способ объявления станций был предложен Обществом слепых в 1984 году. Станции, на которых мужской голос переключается на женский и наоборот, были определены Обществом слепых. Причём по первому и второму пути эти станции могут быть разные.
В народе даже придумали способ, с помощью которого легче запомнить, как увязать голос с направлением движения: из дома (с окраины, с конечных станций) пассажиров зовёт на работу (к центральным станциям) начальник (мужчина), а обратно, в семью, — жена (женщина).
Это строгое правило, правда, иногда нарушают. В 2004 году в московском метро стартовала акция «Голос метро». Вместо привычных строгих голосов в метро зазвучали голоса именитых актёров. Объявления станций Сокольнической линии своими голосами озвучили Эллина Быстрицкая, Татьяна Васильева, Екатерина Васильева, Галина Волчек, Валерий Гаркалин, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Константин Райкин, Нина Русланова, Валентина Талызина, Михаил Ульянов, Наталья Фатеева, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Владимир Этуш, Сергей Юрский, Юрий Яковлев и Леонид Ярмольник.
«Голоса метро» регулярно приветствуют пассажиров Сокольнической линии в День Города, в День Рождения Московского метрополитена и во время новогодних праздников.

19 июля

Иногда голос мужской, иногда – женский. А в некоторых поездах можно услышать и детские голоса. Так чьим же голосом говорит метро?

На всех линиях московского метро и МЦК в поездах звучат голоса профессиональных дикторов, которые при подъезде к станции сообщают пассажирам её название, а перед отправлением предупреждают о закрытии дверей и сообщают о названии следующей станции. Эти звуковые сообщения записываются в студии Московского метрополитена. Почти все объявления, которые слышат пассажиры в московском метро, записаны голосами Алексея Россошанского, Сергея Куликовского и Юлии Романовой-Кутьиной. Однако есть и исключения. И о них мы поговорим ниже.

Углубимся в историю

Первый состав, в котором объявляли станции прошёл 12 декабря 1951 года по участку «Сокол» – «Площадь Свердлова». С февраля по октябрь 1953 года на Кольцевой линии проводились испытания системы громкоговорящего оповещения пассажиров с целью практической проверки выбранных систем и выявления недостатков в их работе. И, наконец, 29 декабря 1953 года составы с системой голосового оповещения вышли на Кольцевую линию. Передачи велись помощниками машиниста из головной кабины управления. Внедрение радиооповещения на всех составах Московского метрополитена началось несколько позже.

Голоса дикторов, заранее записанные на магнитную плёнку, стали звучать в поездах метро С 1972 года.

Мужской или женский голос

Сегодня в поездах автоинформаторы «говорят» мужскими и женскими голосами. Дикторы чередуются в метро не случайно — мужским голосом объявляются станции при движении к центру города, а женским — при движении от центра. На Кольцевой линии во время движения по часовой стрелке звучит мужской голос, во время движения против часовой — женский. На Филёвской линии — в сторону «Кунцевской» объявления делает только женский голос, а в сторону «Александровского сада» — мужской. На Каховской линии тоже своя система: от «Каховской» до «Каширской» голос мужской, в обратную сторону — женский.

Зачем это нужно?

Сделано это было специально для удобства ориентирования слабовидящих пассажиров. Данный способ объявления станций был предложен Обществом слепых в 1984 году. Станции, на которых мужской голос «переключается» на женский и наоборот, были определены тем же Обществом слепых. Причём при следовании поезда по первому и второму пути эти станции могут быть разные.

Как запомнить?

В народе даже придумали способ, с помощью которого легче запомнить, как увязать голос с направлением движения: из дома (с окраины, с конечных станций) пассажиров зовёт на работу (к центральным станциям) начальник (мужчина), а обратно, в семью, — жена (женщина).

Необычные голоса

Мы все так привыкли к знакомым голосам, Алексея Россошанского, Сергея Куликовского и Юлии Романовой-Кутьиной, что объявления, сделанные другим голосом, сразу привлекают наше внимание.

По особым случаям

В 2004 году в столичной подземке стартовала акция «Голос метро». Вместо привычных строгих голосов в поездах зазвучали голоса именитых актёров. Объявления станций Сокольнической линии своими голосами озвучили Эллина Быстрицкая, Татьяна Васильева, Екатерина Васильева, Галина Волчек, Валерий Гаркалин, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Константин Райкин, Нина Русланова, Валентина Талызина, Михаил Ульянов, Наталья Фатеева, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Владимир Этуш, Сергей Юрский, Юрий Яковлев и Леонид Ярмольник.

«Голоса метро» регулярно приветствуют пассажиров Сокольнической линии в День Города, в День Рождения Московского метрополитена и во время новогодних праздников.

В рамках празднования 80-летия Московского метрополитена проект «Голоса метро» был обновлен. В этот раз в проекте приняли участие и озвучили по одному составу на каждой линии:

Сокольническая линия – актер театра и кино Армен Джигарханян и актриса, телеведущая Екатерина Андреева.

Замоскворецкая и Каховская линия – актриса театра и кино Вера Алентова и певец, музыкант Валерий Сюткин.

Арбатско-Покровская линия – эстрадная певица Валерия и спортивный комментатор Дмитрий Губерниев.

Филевская линия – историк моды, телеведущий Александр Васильев, а также актриса театра и кино Ирина Муравьева.

Кольцевая линия – актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер Никита Михалков, а также певица и актриса Кристина Орбакайте.

Калужско-Рижская линия – актер Гоша Куценко и телеведущая Яна Чурикова

Таганско-Краснопресненская линии – певец, автор песен Александр Розенбаум и актриса Светлана Немоляева.

Калининская линия – актриса театра и кино Наталья Крачковская и актер театра и кино Дмитрий Дюжев.

Серпуховско-Тимирязевская линия – актер Михаил Ефремов и телеведущая Оксана Федорова.

Люблинско-Дмитровская линия – актриса театра и кино Нона Гришаева и певица, актриса и телеведущая Лолита Милявская, а также певец, композитор Дмитрий Маликов.

Бутовская линия – эстрадный певец, автор песен Стас Михайлов, а также певица и актриса Анжелика Варум.

Летом 2016 года прошла социальная акция «Детские голоса в метро», которая была призвана обратить внимание жителей столицы на проблему сиротства в России, напомнить им о возможности опеки над детьми, которые остались без родителей. В течение сентября в поездах звучали голоса участников известного вокального ансамбля «Непоседы».

В канун 2017 года на Кольцевую линию вышел Новогодний поезд — названия станций, приветствия и поздравления пассажирам в нем звучало из уст певцов Валерия Сюткина и Лолиты Милявской.

В рамках подготовки к проведению Кубка Конфедераций 2017 и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 постепенно на всех линиях метро названия станций в поездах зазвучали на английском языке. Кстати, впервые объявления на двух языках – русском и английском – появились в московском метро в преддверии Олимпийских игр 1980 года.

В именных поездах

Услышать необычные голоса в метро можно и не дожидаясь особой даты. Именные поезда Московского метрополитена — это составы, имеющие собственные имена, присвоенные в честь каких-либо событий, юбилеев, или в рамках тематических акций. В некоторых именных поездах особая тематика поддерживается не только визуальным, но и звуковым оформлением.

Так в поезде, посвященном 80-летию студии «Союзмультфильм», станции объявляют персонажи советских мультфильмов: заяц из «Ну, погоди!» и «домомучительница» фрекен Бок из мультика «Малыш и Карлсон». Озвучила обоих персонажей актриса Лариса Брохман. По её словам, Заяц и фрекен Бок сохранили свою индивидуальность и легко узнаются. Брохман добавила, при озвучке ей пришлось делать голоса героев мультфильмов более спокойными и размеренными, чтобы они могли соответствовать привычному пассажирам голосу диктора. «Поймать» поезд «Союзмультфильм» можно на Серпуховско-Тимирязевской линии.

Для поезда «80 лет в ритме метро», который сейчас курсирует по Таганско-Краснопресненской линии, все объявления станций звучат голосом народного артиста Советского Союза, диктора Центрального телевидения СССР и Первого канала Игоря Кириллова.

А в поезде «Читающая Москва», курсирующем по Люблинско-Дмитровской линии, информационные объявления озвучены писателями Дмитрием Глуховским и Татьяной Устиновой. Причем Дмитрием Глуховским также были озвучены специальные фразы, эксклюзивно записанные для этого поезда: «Уважаемые пассажиры! Побыстрее открывайте хорошие книги!» и «Уважаемые пассажиры! При выходе из поезда не забывайте свои книги!».

Голоса московской подземки. Лучшие способы понять, что проехал свою станцию, даже если прослушал название… Знаменитые бабушки в стакане и другие примечательные личности.

Впервые Московский метрополитен заговорил человеческим голосом 12 декабря 1951 года. Состав, объявляющий станции, проехал по участку «Сокол» – «Площадь Свердлова» (сегодня это «Театральная»). А на постоянной основе система голосового оповещения заработала с 29 декабря 1953 на Кольцевой линии. Только с 72 года голоса дикторов стали записывать на магнитную плёнку.

Объявления, которые мы слышим сегодня, озвучены иногда женским голосом, иногда мужским. На самом деле, в их чередовании есть вполне конкретный прикладной смысл: мужской голос звучит при движении в центр. А женский – из центра. Чтобы не запутаться – есть такая подсказка: утром начальник зовёт на работу, а вечером жена домой. Такая схема была придумана для удобства слабовидящих – чтобы было проще ориентироваться. Удобно это и тем, кто частенько засыпает в вагоне во время поездки – сквозь дрёму можно не расслышать текст, но «смена пола» диктора подскажет – не проехал ли ещё свою остановку.

Кто эти люди, голоса которых мы слышим каждый день? Порой даже чаще, чем голоса близких. Сергей Куликовских – актёр и радиоведущий – звучит в составах всех направлений, кроме серой – Серпуховско-Тимирязевской линии. Её озвучивает музыкант и артист Алексей Россошанский.

Работа в метро для каждого из них начиналась по-разному. Но на протяжении многих лет остаётся для каждого из них любимой – рассказывает диктор Московского метро, актриса и певица Юлия Романова-Кутьина. Её карьера началась ещё в детском возрасте – с передачи «Пионерская зорька» на Всесоюзном радио.

Диктор – как пришла в метро

Когда я уже заканчивала школу, и, соответственно, была уже слишком старенькой для того, чтобы работать в детских передачах, совершенно случайно в коридоре радио мне встретился человек, который предложил попробовать себя диктором метро. Он сказал, что как раз сейчас ищут голоса, именно женские голоса, и я могу прийти и попробовать. То есть без всяких обязательств. Если получится. Я решила – почему нет? Это интересно. Пришла и влюбилась во всю эту историю. И вот уж сколько лет работаю в метро.

Работа здесь не ограничивается объявлением станций. На самом деле всё, что мы слышим в подземке: объявления об увеличении интервала между следованием поездов, правила поведения в метрополитене – звучат в исполнении тех же людей. И если вам кажется, что задача диктора – лишь чётко зачитать текст хорошо поставленным голосом, то вам кажется. Юлия признаётся, каждая запись – это эмоциональное переживание:

Диктор – грустные объявления

Есть объявления, которые мы записываем для того, чтобы они звучали на станциях, в переходах, на эскалаторах – для того, чтобы люди знали о закрытии станций. Это очень грустные объявления. Мы очень расстраиваемся, когда их записываем, потому что понятно, что они приносят неудобства людям. И всегда хочется как-то помягче так, извиняясь, сказать, что станция будет закрыта, но это для того, чтобы скоро стало лучше, чтобы открылась новая ветка, для того чтобы открылся новый переход. А есть чудесные объявления, что открылось новое направление, появились новые станции. И вот это, конечно, записывать очень приятно.

И слышать такие объявления приятно, согласитесь? Особенно приятно по дороге на работу внезапно услышать голос любимого артиста. Так Московский метрополитен не раз проводил акцию «Голос метро». В День города, день рождения метрополитена, и во время новогодних праздников в вагонах звучали голоса Никиты Михалкова, Иосифа Кобзона, Екатерины Андреевой, Лолиты Милявской, Валерия Сюткина, и многих других популярных артистов и телеведущих. Они предупреждали пассажиров о забытых вещах, и призывал к вежливости.

Летом 2016 в поездах звучали даже детские голоса. Для акции, призванной привлечь внимание к проблеме сиротства, объявления записали участники вокального ансамбля «Непоседы». А персонажи советских мультфильмов (заяц из «Ну, погоди!» и «домомучительница» фрекен Бок из мультика «Малыш и Карлсон») информируют пассажиров в поезде, посвящённом 80-летию студии Союзмультфильм. Их озвучила актриса Лариса Брохман. В юбилейном поезде «80 лет в ритме метро» можно услышать народного артиста Советского Союза, диктора Центрального телевидения СССР и Первого канала Игоря Кириллова. А в поезде «Читающая Москва» между объявлением остановок писатели Дмитрий Глуховский и Татьяна Устинова призывают пассажиров скорее открывать хорошие книжки.

Такие акции, кстати, заставляют пассажиров внимательнее относиться к звучащей информации. Узнавая голоса любимых артистов в непривычной для этого обстановке, они начинают прислушиваются к объявлениям, на которые раньше внимания не обращали.

А вот штатных дикторов подземки в жизни далеко не всегда узнают по голосу – делится Юлия Романова-Кутьина.

Диктор – разными голосами

Вы знаете, я в жизни говорю разными голосами – в зависимости от ситуации. Может быть, потому что я артистка. Может быть потому, что так складываются обстоятельства, и для разных жизненных ситуаций разный голос подходит. Знаете, как наряды у женщины – на каждую ситуацию разные. У меня так с голосами. Вот сейчас, например, мы разговариваем с вами, и я переживаю, узнает ли меня вообще хоть кто-нибудь по этому голосу, потому что я говорю очень тихо, потому что здесь неловко шуметь. И такой, знаете, получается вкрадчивый шёпот вместо нормального голоса. Поэтому узнают очень редко. Некоторые люди с музыкальным слухом узнают интонации. А тембр голоса узнают реже. И вот именно высоту и подачу узнают реже. Потому что вот представляете, если я в обычной жизни приду в магазин и буду говорить: Здравствуйте! Можно мне, пожалуйста, пачку чая, и две пачки сахара. Это будет немножко безумие, правда? Поэтому там я говорю иначе. Но в этом есть своя прелесть, потому что можно примерять на себя разные роли и разные образы. Это интересно.

Я не могу закончить выпуск о голосах Московского метро, не рассказав о ней! Ведь, кроме голосов официальных дикторов подземки, на Октябрьской-радиальной много лет звучал голос, который запоминался без исключения всем, кто услышал его хоть раз. Многих он веселил, поднимал настроение. А кого-то смущал, приводил в недоумение:

— Я её помню, мне лет 10 было, я маленькая была, я её боялась, потому что она всё время всё комментировала, и меня это жутко смущало.

— Я хипповала, ездила по Москве в дранье, с гитарой, пела в переходах. А тут внезапно бабуська – часть «системы» «систему» ломает изнутри. Так быть не должно!

— Как-то мне стало плохо в метро. Тётя Люда показала, где находится медпункт. Поддерживала, утешала. Другие в таких ситуациях только орут.

— Это маленькое чудо большого города. О ней писал бы Гиляровский.

Бабушка из «стакана», дежурная у эскалатора Людмила Бенционовна Шумакова больше 20 лет жгла глаголом по громкой связи на Октябрьской-радиальной. Правила поведения на эскалаторе зачитывала голосом Сталина, искрометно обличала хамов, и подбадривала уставших и чем-то расстроенных. Кому порекомендует новую причёску, а кому интересную книжку. Эфир не замолкал. Ко всем индивидуальный подход, но громогласно – на всю станцию. Сегодня она вспоминает свои обращения к пассажирам.

Тётя Люда

— Предложите даме руку своей. Сначала с правой стороны, а потом с левой.

— Девушка с книжкой! Не увлекайтесь чтением! У вас может платье попасть в гребёнку. И вы оттуда не выберетесь. Затянет вместе с телом.

— Не целуйтесь девушки понапрасну с парнями! Им нужны не вы, а квартира ваша московская.

— Вы не забыли случайно, обгоняя пассажиров, что вы произошли от обезьяны?

Тогда начальству показалось, что тётя Люда ведёт себя на работе слишком экстравагантно. Ей запретили говорить в микрофон, и приставили контролёра. Тётя Люда не растерялась. И даже замолчав, не прекратила общаться с пассажирами. Контролёр стоял за её спиной, и она целыми днями корчила рожи, передразнивая чересчур хмурых пассажиров.

Тётя Люда: Стояла зам. заведующей. Она говорит: почему у вас люди улыбаются? Она за спиной стоит, спрашивает. Я говорю – а что вы имеете против хорошего настроения пассажиров? А начальник говорит: действительно, что вы имеете против?

И пассажиры были благодарны за вызванную улыбку. Редко кто обижался на едкие замечания. Чаще слушались. Кто-то от неожиданности, кто-то из уважения. Слушались даже отъявленные хулиганы.

Тётя Люда: Были же праздники у татар. А они меня уважали. Прыгали у других они через турникеты высокие, а у меня не прыгали. Потому что я разговаривала на их языке. Я спрашивала – как будет «мама», как «папа», как «сестра». И я на всех языках этих знала. Немножко на чешском. Как проехать на автобусе до такой-то остановки, где вылезать надо.

Немножко на чешском, немножко на французском, английском, и даже на японском! Тётя Люда составляла целые разговорники, чтобы подсказать иностранцам (которых, кстати, на Октябрьской всегда было немало). Табличку «Дежурный по эскалатору справок не даёт» она всегда игнорировала, причём делала это талантливо и с большим удовольствием. Обойдя район Калужской площади, составила собственный путеводитель, на котором отметила наиболее часто интересующие прохожих объекты: магазины, аптеки, библиотеки, музеи поблизости.

И сегодня у неё кричащий маникюр и хулиганский прищур. Она до сих пор помнит всех нас – когда-то проезжавших мимо её «стакана» по своим делам.

Тётя Люда: Уважаемые пассажиры! Я вас до сих пор помню всех в лицо и улыбаюсь вам, и корчу рожи, когда сажусь в метро еду.

Слушайте в аудиофайле!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *