Столица по многим показателям вырвалась вперед — у нас классные парки, концертные залы, новые дороги, но порой я чувствую себя, как в деревне, когда человек говорит мне по телефону: «Повтори, я тебя не слышу. Ты будто под водой».
Так было два года назад, когда я приходила в офис на Старом Петровско-Разумовском проезде. Приходилось выходить в коридор, чтобы поговорить со спикерами. А за рабочим столом была недоступная зона.
— Ты в метро что ли? – спрашивали у меня.
Вот как раз в метро таких проблем не бывает. Чаще я могу ехать пять-шесть станций и разговаривать без прерывания.
— У вас там нет покрытия, — говорили в компании «МТС».
Что? Нет покрытия? Мне предложили купить специальное оборудование для усиления связи. Тогда бы пришлось покупать таких «штуковин» несколько — на работу, в квартиру и желательно с собой носить, чтобы на улице связь улучшать. Еще одно предположение компании было: «У вас что-то не то с телефоном». И знаете — поверила. Отнесла в сервисный центр. Никаких дефектов не выявили. Сменила на всякий случай симку. И все равно я была, «как под водой».
Видимо, если системно звонить и называть один и тот же адрес, то покрытие может появиться. У меня тот же телефон, но качество связи спустя два года в офисе стало лучше. Но полностью проблема не ушла. Только за последние недели связь пропадала на Бутырском Валу (возле метро «Белорусская»), на 2-й Хуторской улице, возле станции метро «Бутырская». Снова обращаюсь в службу поддержки оператора.
— Связь в метро очень непроста с инженерной точки зрения, техники на основании полученных отзывов постоянно проверяют и распределяют нагрузку на сеть, в ближайшее время ситуация должна будет улучшиться, — ответили в компании «МТС».
— Подождите, подождите. Так речь не о метро же, связь пропадает на улице, — говорю.
Через несколько дней мне ответили, что техники запланировали работы по этим адресам, чтобы улучшить ситуацию.
Речь не только об операторе «МТС», проблемы возникают и у других. На встречах с коллегами мы обратили внимание на некую «закономерность»: если ловит хорошо «МТС», то «Мегафон» или «Билайн» — слабее (и наоборот).
— Проблемы есть во время поездок в поездах — в районе железной дороги может попросту не ловить, если рядом нет станции. Зато если ехать куда угодно по автомобильной дороге — все замечательно, даже между крохотными деревеньками, — рассказывает москвич Кирилл.
Почему местами мобильная связь в Москве, как в деревне?Фото: Евгения ГУСЕВА
Жалуются люди на «Мегафон» под Домодедово, в частности, село Растуново. Связь там умирает у больницы напрочь. И подняться, как раньше, выше (на дерево) не помогает — нужно только выезжать из Московской области.
— Не ловит «Билайн» на Киевском вокзале, в ТЦ «Европейский» и глючит дома на Большой Дорогомиловской. А главное, что телефон постоянно видит меня то в Шереметьево, то во Внуково — словно намек какой-то, я бы и не против отдыхать чаще, но в Москве надо работать, и чтобы связь была, — рассказывает москвичка Анна.
Есть проблемы у «Билайна» и в районе Внуково. Местные говорят, что там год назад демонтировали вышку. Пришлось перейти к другому оператору. На границе с Красногорском — тоже особо не поболтаешь.
— «Билайн» у меня не ловит почти на всех станциях метро, — рассказывает знакомая Мария.
— А у нас «Билайн» на Пятницкой в моем офисе не ловит, — говорит москвичка Юлия Морозова.
Жалобы на оператора «Теле2» не слышала, потому что их или вовсе нет, или у меня нет знакомых с такими симками. Смотрю, что пишут на форумах.
— На востоке Москвы 4-ый день нет связи. Звонки не проходят. Поддержка несет чушь, типа перезагрузите свой телефон, — написал Антон.
— Второй день ужасная связь и интернет 3G. Такси не вызвать, смс не отправить, баланс и тот не посмотреть. Что за бардак? – возмутился Александр.
Что говорят сами операторы
Отправляю запросы во все компании и прошу объяснить, в чем проблемы? Ведь это Москва. Обычно здесь все тестируется и опыт передается в регионы. Но стоит выехать за пределы МКАД, как связи просто нет – никакой. Вот так было недавно, когда я ездила в Тулу. Интернет переходил в режим Е, а позвонить нельзя было даже в «скорую». Как так-то?
В компании «Билайн» проблемы отрицают и напротив говорят, что одним из ключевых проектов в 2019 году стала модернизация сети в Москве и Московской области. И в результате этого в Москве подготовлена инфраструктура к внедрению 5G. И только согласились со слабым сигналом интернета в метро.
— На данный момент голосовой связью и мобильным интернетом покрыты ключевые станции московского метрополитена. В рамках реализации проекта «Москва Суперсити» мы построим сеть на оставшихся станциях, — прокомментировали в компании «Билайн».
Нашу версия с коллегами о том, что в столице операторы связи поделили зоны покрытия, опровергли только в «Мегафоне».
— Версия, что зоны покрытия поделены между операторами, не имеет под собой никаких оснований. Каждый оператор хочет оказывать своим абонентам услуги наилучшего качества, поэтому строит и расширяет сеть независимо от других компаний. Что касается села Растуново, то наши технические специалисты обязательно проверят уровень сигнала в данном месте, — ответили в компании «Мегафон».
О развитии сети говорили и в компании Tele2. Услугами могут пользоваться 99,8% жителей региона. Пользоваться – да, а качество? Компания признает некие погрешности, специалисты сейчас сосредоточены на развитии стандарта LTE-450. Он отличается высокой степенью проникновения сигнала даже в труднодоступных местах. Технология обеспечивает покрытие территории в радиусе до 20 километров от базовой станции.
— В Москве Tele2 устанавливает около 350 базовых станций в неделю – это означает, что новая РЭС запускается каждые полчаса. До конца года планируем обеспечить интернетом 4G 100% жителей столицы и области, — прокомментировали в Tele2.
Хочется надеяться, что после создания новых станций и расширения сетей, мобильная связь перестанет пропадать. Мир такой, Москва такая — без связи несколько минут уже сложно и нервно.
Если десять лет назад о бесплатном Wi-Fi в общественных местах нельзя было и помыслить, то теперь это становится обычной практикой. Общественные Wi-Fi сети постепенно появлялись в кафе и торговых центрах. Но поездки в метро все еще были пыткой для сотен тысяч людей, проводящих много времени в пути. Было время, когда там с трудом ловила сотовая связь, что уж говорить о 3G и 4G. Но прогресс не остановить, и постепенно в метро различных городов мира стали появляться собственные Wi-Fi сети, на сегодняшний день ставшие привычными для миллионов людей. Но как работает вся эта сложная структура? Давайте разберемся на отечественном примере, построенном в Москве.
Содержание
Небольшая история MT_Free
Wi-fi в Московском метро — самая большая сеть беспроводного интернета в Европе. Проект стартовал еще в далеком 2014 году и за долгое время работы постоянно модифицировался и улучшался. В чем же ключевая особенность MT_Free, которая отличает эту сеть от заграничных аналогов? Самое главное — она первая сеть в своем роде, которая долгое время не имела аналогов в мире. В других странах были попытки сделать точки доступа в метро, но лишь на станциях. В Москве доступ к интернету возможен прямо во время поездки на поезде.
Как это работает?
Сигнал передается между базовыми станциями, установленными в туннеле, и вагонами поезда. Самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться создателям — поезда движутся внутри изогнутых бетонных туннелей, что создает серьезные помехи для передачи беспроводных данных.
На головных вагонах установлены дипольные антенны-приемники и контроллеры, плавно переключающиеся между базовыми станциями в туннеле. Контроллеры соединены между собой излучающим кабелем, который протягивают вдоль поезда. К этому кабелю подключаются маршрутизаторы для раздачи Wi-Fi, находящиеся в каждом вагоне. В старых вагонах они установлены в торце вагона, а в новых — по центру, под потолочной панелью. При высочайшем темпе работы метро снять поезд с работы ради ремонта интернета — непозволительная роскошь. Поэтому для надежности по длине поезда устанавливается запасная кабельная трасса, которая в случае необходимости используется для быстрой починки.
Создать сеть внутри вагона недостаточно, поскольку она не имеет доступа к «внешнему миру» и остается изолированной глубоко под землей. Для того чтоб появился интернет, необходимо соединить Wi-Fi внутри поезда с точками доступа, находящимися снаружи. Для неподвижной сети можно было бы использовать обычную витую пару. Но в случае с метро данный метод неуместен, ведь поезда постоянно находятся в движении. Эта проблема решается с помощью множества базовых станций, расположенных на расстоянии полкилометра друг от друга (базовая стация — комплект из точки доступа и антенны). Приемники на головных вагонах плавно переключаются между базовыми станциями, что позволяет не терять подключение к сети во время движения поезда.
Поезд оснащен двумя независимыми приемниками, которые постоянно подключаются к станциям, находящимся в туннеле. Эти приемники передают сигнал на маршрутизаторы, расположенные в каждом вагоне. Маршрутизаторы как раз и раздают сеть MT_Free, к которой подключаются пассажиры метро. Схематически это выглядит так:
Около станций находятся серверные стойки, от которых тянется оптоволоконный кабель до базовых станций. Параллельно с оптоволоконным кабелем к станциям идет провод питания. Электропитание в метро — очередная проблема для инженеров. Напряжение в сети сильно «скачет» и из-за размеров метрополитена не может быть стабильным. Поэтому специально для установки оборудования были разработаны блоки питания, способные работать при условиях перепадов напряжения в диапазоне от 30 до 150 В. и невосприимчивые к пыли и грязи в туннелях. Установка данных блоков питания серьезно облегчила задачу по настройке оборудования.
Безопасность системы
Чтобы вышедшее из строя оборудование не стало причиной пожара каждый элемент сети оборудован капсулами с противопожарной смесью, которые в случае возгорания сразу тушат огонь.
Также было необходимо создать полностью модульную систему. Вагоны в поездах постоянно меняются, и проводить сотни метров кабеля каждый раз не представляется возможным. Поэтому нужно было разработать схему, чтобы при замене состава не нужно было тратить много времени на настройку. Инженерам это удалось, и сейчас при сборке поезда интернет автоматически настраивает и объединяет в сеть все точки доступа, установленные в вагонах. Достаточно лишь подключить нужные провода и все готово. Приемники на поезде независимы друг от друга, поэтому интернет будет функционировать, даже если отсоединить один из двух головных вагонов от состава. Но при этом возникает еще одна проблема: как распределить сигнал с двух приемников между маршрутизаторами?
Интернет проходит достаточно длинный путь до итогового потребителя. Сначала устанавливается множество серверных стоек, которые являются источником интернета.
Обратим внимание, что установить даже одну подобную стойку на глубине 20-30 метров (средняя глубина станций) уже затруднительно. На серверные стойки подают энергию от специальных источников питания. После этого к серверным стойкам подключаются базовые станции, установленные в туннелях. Базовые станции работают как замена для обычного кабеля с витой парой. Приемники на головных вагонах «подхватывают» сигнал с базовых станций и раздают интернет внутри вагона. Пропускная способность одной базовой станции может достигать 60 Гбит/с и более. Для доступа к интернету доступны сети работающие на частоте 2,4 и 5 ГГц. Скорость подключения в каждом поезде ограничена 100 Мбит / с, с общей пропускной способностью в 900 Гбит / с.
Иностранные аналоги Wi-Fi в метро
Московская MT_FREE уникальна в своем роде, но, все же, не единственная версия сетей Wi-Fi в метро. Попытки провести интернет в «подземку» были и в других странах.
В 2017 году в Нью-Йорке беспроводным интернетом были оборудованы 286 станций. Но, в отличие от Москвы, воспользоваться им во время поездки невозможно, ведь точки доступа установлены лишь на платформах. Это и есть главный минус Нью-Йоркских сетей Wi-Fi в метро: подключиться можно лишь во время ожидания поезда. Также установка беспроводной сети на станциях приводит к увеличению загруженности платформ людьми, желающими воспользоваться бесплатным Wi-Fi, что не есть хорошо для мегаполиса, где и без того чрезвычайно много людей. По этой причине в Москве точки доступа установлены лишь в поездах.
В Лондоне еще в 2012 году был установлен Wi-Fi во время подготовки города к летней олимпиаде. Но, так же как и в Нью-Йорке, — лишь на станциях. В отличие от Москвы, где для доступа нужно подключиться к сети и посмотреть рекламу, в Лондоне интернет платный.
Как ни странно, множество жителей Лондона были против данной инициативы, поскольку считали, что интернет вызовет рост краж гаджетов и плохо скажется на здоровье жителей. Поэтому провайдеры оказались в печальном положении и были вынуждены сделать платный доступ.
Япония всегда была технологически продвинутой страной. Метрополитен не стал исключением. Подземка в Токио действительно впечатляет, ведь с ее помощью можно доехать до любого места в городе. Запутанность схемы каждый раз пугает много туристов, но сейчас не об этом. Интернет присутствует лишь на станциях метро в виде обычных wi-fi маршрутизаторов, установленных под землей. Подключиться к сети можно путем несложных манипуляций, после чего доступ к интернету будет предоставлен на 180 минут.
В столице Кореи также есть интернет в метро. Сеульский метрополитен — один из немногих, где интернет доступен прямо в туннелях. Но, в отличие от Московской сети, связь проведена с помощью излучающего кабеля без использования базовых станций. Также есть серьезная издержка — для использования сети необходимо иметь сим-карту местного оператора.
Успешный опыт внедрения беспроводных технологий в Москве мотивировал «МаксимаТелеком» взяться за проект создания Wi-Fi в северной столице России. Пока что работа интернета в Питерском метрополитене схожа с Нью-Йоркской и Лондонской моделями. В Санкт-Петербурге доступ есть лишь на станциях, но, возможно, система будет улучшена для соответствия MT_FREE, которая высоко подняла планку качества для подземного интернета.
* * *
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ПАО «МТС») – ведущая компания в России и странах СНГ по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, передачи данных и доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания, цифровых сервисов и мобильных приложений, финансовых услуг и сервисов электронной коммерции, ИТ-решений в области системной интеграции, интернета вещей, мониторинга, обработки данных, облачных вычислений и электронного документооборота. В России, Украине, Беларуси и Армении услугами мобильной связи Группы МТС пользуются около 105 миллионов абонентов. На российском рынке мобильного бизнеса МТС занимает лидирующие позиции, обслуживая крупнейшую 78-миллионую абонентскую базу. Фиксированными услугами МТС – телефонией, доступом в интернет и ТВ-вещанием – охвачено свыше девяти миллионов российских домохозяйств. Компания располагает в России розничной сетью из 5 800 салонов связи по обслуживанию клиентов, продаже мобильных устройств и финансовых услуг. МТС лидирует в сегменте межмашинных соединений (М2М) в России c наибольшей 42%-ной долей рынка по числу SIM-карт. МТС – традиционный лидер на телекоммуникационном рынке России по величине выручки и OIBDA. Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система». С 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже под кодом MBT, с 2003 года – на Московской бирже под кодом MTSS. Информация о компании доступна на сайте www.mts.ru.
* * *
Некоторые заявления в данном пресс-релизе могут содержать проекты или прогнозы в отношении предстоящих событий или будущих финансовых результатов Компании в соответствии с положениями Законодательного акта США о ценных бумагах от 1995 года. Такие утверждения содержат слова «ожидается», «оценивается», «намеревается», «будет», «мог бы» или другие подобные выражения. Мы бы хотели предупредить, что эти заявления являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут отличаться от заявленного. Мы не обязуемся и не намерены пересматривать эти заявления с целью соотнесения их с реальными результатами. Мы адресуем Вас к документам, которые компания отправляет Комиссии США по ценным бумагам и биржам, включая форму 20-F. Эти документы содержат и описывают важные факторы, включая те, которые указаны в разделе «Факторы риска» формы 20-F. Эти факторы могут быть причиной расхождения реальных результатов от проектов и прогнозов. Они включают в себя: тяжесть и продолжительность текущего состояния экономики, включая высокую волатильность учетных ставок и курсов обмена валют, цен на товары и акции и стоимости финансовых активов, воздействие государственных программ России, США и других стран по восстановлению ликвидности и стимулированию национальной и мировой экономики, нашу возможность поддерживать текущий кредитный рейтинг и воздействие на стоимость финансирования и конкурентное положение, в случае снижения такового, стратегическая деятельность, включая приобретения и отчуждения и успешность интеграции приобретенных бизнесов, возможные изменения по квартальным результатам, условия конкуренции, зависимость от развития новых услуг и тарифных структур, быстрые изменения технологических процессов и положения на рынке, стратегию; риск, связанный с инфраструктурой телекоммуникаций, государственным регулированием индустрии телекоммуникаций и иные риски, связанные с работой в России и СНГ, колебания котировок акций; риск, связанный с финансовым управлением, а также появление других факторов риска.