Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым.
Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать.
Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с цифровым выходам HDMI/Toslink, популярному USB или использовать стереовыход? Или, как преобразовать многоканальный цифровой аудиосигнал в многоканальный аналоговый?
Содержание
- Настоящий и «виртуальный» многоканальный звук
- Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук
- Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog
- Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog
- Способ 4. USB -> Multichannel Analog
- «Китайская коробка» или полноценный ресивер?
- Формат системы
- Общая выходная мощность
- Диапазон частот и количество полос
- Тип подключения
- Материалы
- Смотрите видео
- Нам понадобится
- Подключение
Настоящий и «виртуальный» многоканальный звук
Настоящая многоканальная аудиодорожка выводит голос в центральный канал, эффекты и музыка — в тыловые и фронтальные колонки. Либо — в соответствии с распределением при записи (в некоторых стандартах многоканального звука).
«Виртуальное» многоканальное аудио распределяется в соответствии с спектральной характеристикой воспроизводимого звука. Программные и аппаратные средства разбирают сигнал на компоненты по заранее определенным алгоритмам, и распределяют звуки вокруг точки прослушивания, создавая объемное звучание.
Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук
Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.
Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.
Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.
Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.
К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?
Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog
Ради этого статья и затевалась. Мне часто задают вопросы вида: «Как подключить мой домашний кинотеатр к новому телевизору? У него нет аналоговых аудиовыходов!».
У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.
Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.
Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.
Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.
То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.
Если на него подается двухканальная дорожка, то сигнал преобразовывается с помощью «виртуального» микширования в процессоре, и раскидывается на все колонки.
Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.
Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.
Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.
При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.
Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog
Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.
Для передачи многоканальной аудиодорожки разъем в источнике звука должен поддерживать протокол HDMI Arc. В противном случае, будет транслироваться обычное стереосигнал, который будет преобразовываться в «виртуальный» 5.1 программным путем.
Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.
Способ 4. USB -> Multichannel Analog
Большинство предлагаемых на просторах интернета китайских «многоканальных USB-аудиокарт» довольно примитивные обманки, выдающие обработанное стерео. Сэкономить не получится.
Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.
К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.
«Китайская коробка» или полноценный ресивер?
На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.
Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.
Так зачем платить больше?
(17 голосов, общий 4.71 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым. Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать. Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с…
Формат системы
Уровень качества звука определяется не мощностью, а конструктивными особенностями колонок.
Полноценный объемный звук обеспечивают акустические системы, укомплектованные в максимальном исполнении сабвуфером, сателлитами и центральным блоком.
Формат системы обозначается двузначным числом, где первая цифра – количество сателлитов (колонок), вторая – наличие низкочастотного сабвуфера:
- 1.0 — единственная колонка, которая дает только монофонический звук.
- 2.0 — две колонки, обеспечивающие стереоэффект.
- 2.1 — две колонки с сабвуфером, который отвечает за низкие частоты (басы).
- 5.1 — две фронтальные + две боковые + центральная + сабвуфер – полноценный набор для домашнего кинотеатра, создает реалистичный эффект погружения при просмотре фильмов, значительно улучшает звуковой фон компьютерных игр с поддержкой объемного звука.
- 7.1 — к 5.1 набору добавляется пара тыловых колонок. В небольших помещениях между 7.1 и 5.1 в плане объема звуковой картины разницы практически нет. Кроме того, дорожки в кинофильмах в основном в 5.1 формате, а в продаже акустические системы 7.1 – редкий зверь.
Человек сложно определяет локализацию низкочастотного звука, поэтому на всю систему часто предназначен только один сабвуфер. Он имеет большие размеры и может располагаться в любом удобном месте. Для домашнего компьютераДля домашней компьютерной техники желательно наличие сабвуфера — рекомендуется выбирать среди систем формата 2.1
Для домашнего кинотеатраРеалистично ощутить эффект присутствия и прочувствовать все богатство объемного звука позволяет акустика формата 5.1. При этом основное устройство должно поддерживать технологию и иметь те же разъемы, что и колонки.
К студийному оборудованиюДля студийной работы вам не обойтись без профессионального аудиомонитора с «идеальными» характеристиками и гарантиями максимально точной передачи звука.
Общая выходная мощность
Мощность в первую очередь подбирается под размеры помещения и желаемую максимальную громкость. Для подбора системы желательно сравнивать характеристики фронтальных колонок:
- 5-10 Вт на одну колонку вполне достаточно для систем, расположенных вблизи от пользователя;
- 10-20 Вт гарантируют приемлемую громкость звучания в пределах небольшой комнаты;
- 20-50 Вт является оптимальной мощностью для домашних кинотеатров в просторных помещениях;
- 50 Вт и выше – характеристики фронтальных устройств, используемых в профессиональных системах для больших залов и открытых площадок.
Золотое правило выбора акустических систем – мощность сабвуфера должна быть вдвое выше параметров фронтальных колонок, иначе басы на повышенной громкости будут заметно «проседать». В просторное помещениеДля любителей громкой музыки и обладателей больших помещений существуют мощные колонки от 50 Вт с качественным корпусом и многополосными динамиками.
Диапазон частот и количество полос
Ухо человека способно различать звуки с частотой в пределах 20-20000 Гц. Чем больше заложенный в устройстве диапазон частот, тем более полным и качественным будет воспроизведение звука. На практике, даже максимальный охват диапазона в одном динамике не гарантирует идеальное звучание — разные частоты он будет воспроизводить с разным качеством.
Звуковой диапазон оборудования зависит от количества встроенных динамиков и частотных полос, однако эта зависимость не линейная – многое определяет качество динамиков, их частотные характеристики.
Широкополосные подразумевают наличие одной динамической головки, а многополосные рассчитаны на использование нескольких динамиков, работающих в своих частотных границах.
Использование нескольких динамиков, каждый из которых отвечает за конкретный набор частот, позволяет повысить качество воспроизведения звуков. Поэтому очень популярно разделение колонок на низкочастотные сабвуферы и высокочастотные сателлиты.
В конструкции сабвуфера часто можно обнаружить некое отверстие, похожее на трубу. Это фазоинвертор.
В фазоинверторном корпусе звук от задней стороны динамика не глушится, а выходит через эту трубу. Таким образом звук в области низких частот усиливается, а мощность используется эффективнее, поэтому наличие фазоинвертора расширяет «вниз» частотный диапазон колонок.
Тип подключения
Проводное подключение все еще остается самым надежным и защищенным от помех способом передачи звука. Тип разъемов во многом определяют качество звука и его характеристики. Передачу аналогового звука обеспечивают следующие виды разъемов:
Чаще всего усилитель колонок оснащается разъемами RCA (phono, «тюльпан»), а в комплекте производитель кладет кабель RCA – 3.5 jack для подключения к ПК, смартфону, аудиоплееру и так далее.
XLR — незаменим в профессиональной аппаратуре благодаря надежности соединения.
Современные колонки имеют дополнительные возможности подключения цифровых устройств с помощью разъемов S/PDIF или USB. В процессе перевода звука из цифрового в аналоговый формат характеристики самого преобразователя могут повлиять на качество звучания.
Цифровой стандарт S/PDIF обеспечивает передачу многоканального звука и предполагает две разновидности соединений:
- S/PDIF coaxial – коаксиальный разъем;
- S/PDIF optical (Toslink) – оптический разъем.
Многие современные телевизоры, плееры, AV-ресиверы оснащены обоими разъемами, подключать колонки можно к любому, на параметры сигнала это не влияет.
Беспроводные технологии облегчают подключение колонок:
- Bluetooth в качестве доступного протокола передачи звука практически избавился от недостатков: последние высокоскоростные версии способны обеспечить уровень CD звука на беспроводных устройствах, однако с качественным проигрыванием lossless-аудио могут не справиться.
- NFC обеспечивает предельно простое взаимодействие устройств – для подключения колонок достаточно поднести их к источнику звука. При этом низкая скорость передачи протокола NFC не позволяет гарантировать достойное качество звука.
USB может применяться для передачи аудиосигнала в цифровом виде при подключении колонок к компьютеру, при этом параметры преобразователя у разных моделей заметно отличаются и влияют на цену изделий. Многие модели по USB получают только питание, а звук идет по кабелю с разъемом jack 3.5. Для ноутбука или планшетаЕсли вам нужны колонки для портативных устройств, выбирайте недорогие мобильные модели с питанием от USB. В этом случае не стоит рассчитывать на выдающуюся громкость и хорошее качество звука.
Для офисных устройствДля офисного оборудования вполне достаточно бюджетных колонок формата 2.0 с надежным подключением через USB или jack 3.5.
Материалы
Материал и акустическое оформление корпуса колонок и сабвуфера оказывает заметное влияние на качество звука. Основная задача корпуса – максимально экранировать заднюю часть динамиков, поэтому звукоизолирующие характеристики материала имеют большое значение.
Наилучшим материалом корпуса колонок, сабвуфера считается дерево и его производные (например, MDF), благодаря высокой плотности и слабому резонансу.
Пластик намного хуже глушит звук, хотя в корпусах используется специальный многослойный материал. Если вам важно качество звука, стоит хотя бы корпус сабвуфера выбирать из MDF – низкие частоты заглушить сложнее, а резонирующие свойства пластика могут «испортить» басы.
Смотрите видео
Как подключить microlab?
Microlab 5.1 – это, в сущности, не просто колонки, а целая акустическая система, состоящая из одной главной колонки сабвуфера и пяти вспомогательных колонок. Подключить их к компьютеру не так просто, как обычную пару колонок, однако все же и несложно. В этой статье расскажем, как подключить колонки Microlab 5.1 к ПК.
Нам понадобится
Для подключения колонок нам потребуется совсем немного – сама система и три кабеля типа: два тюльпана с одной стороны и джек 3,5 мм с другой стороны. Как правило, их можно найти в коробке вместе с колонками.
Подключение
Как мы и говорили выше, у нас есть шесть колонок – главный сабвуфер, 2 передние колонки (FrontLeft и FrontRight), 2 задние (SurroundLeft/SurroundRight) и одна центральная (Center). Эти названия прописаны на колонках, они помогут вам правильно расположить систему. Теперь, собственно, перейдем к подключению.
- Выключаем компьютер.
- Находим звуковую карту в системном блоке, а на ней джек-разъемы – L/R front, Center и L/R surrounded – как правило, это зеленое, оранжевое и черное гнезда соответственно.
- Итак, перед нами три разъема и шесть колонок, а значит, их, как вы уже, наверно, догадались, нужно соединить между собой попарно.
- Берем поочередно каждый раздвоенный «тюльпан» и соединяем сначала колонки попарно, а затем выполняем подключение с соответствующим джек-разъемом звуковой карты.
Вот, собственно, и все! Главное – ничего не напутать.
Читайте также и другие ствтьи из раздела Аудио.