Припять является не только ключевой локацией в игре Сталкер Зов Припяти на которую завязана масса интересных сюжетных квестов, но и является финальной, где происходит развязка истории майора Дегтярёва и миссии, которая на него возложена руководством. У многих игроков, оказавшихся в первые за периметром третьей игры, легендарной трилогии, часто возникает вопрос как попасть в Припять в Сталкер Зов Припяти.
Это связано с тем, что разработчики построили сюжетную линию таким образом, что в Припять нельзя попасть привычным способом переместившись через переход между локациями или с помощью проводника. Для того чтобы успешно совершить переход в Припять, необходимо выполнить не только ряд интересных квестов, но и провести целое расследование связанное с поиском подземного маршрута ведущего на заветную локацию. Стартом в поисках главного героя пути ведущего в Припять станет обследование места крушения вертолета с кодовым названием Скат-1. Найти его можно на вертолетной площадке в южной части игровой локации.
Не спешите идти к вертолету, подступы к нему будут заминированы, поэтому активно используйте болты. Определить мину перед собой можно на слух, если бросив перед собой болт вы услышите характерный щелчок, то это мина и находиться прямо перед вами. На борту вертолета вы обнаружите «Чёрный Ящик», в котором будет находиться зашифрованная информация об операции и координаты эвакуационной точки сбора. Для того чтобы получить информацию, Дегтярёву предстоит отправиться на Янов к технику Азоту, который поможет с расшифровкой.
После успешной расшифровки ящика, который вы принесли со Ската-1 станет понятно, что главному герою необходимо отправляться в Припять в точку эвакуации с кодовым обозначением «Б28», отметка будет подсвечена на карте.
Не откладывая в долгий ящик идем к проводнику по имени Лоцман, найти его можно там же на Янове. После разговора выясниться, что он не знает точного маршрута, но даст наводку на секретный подземный проход в Припять берущий свое начало на заводе Юпитер.
По его словам на заводе может находиться документация и схемы, которые смогут помочь в поисках прохода. Поэтому далее начинаем движение на завод, а именно в его административный корпус.
Отправляясь на завод, необходимо помнить, что главной целью похода на завод являются документы, которые и будут неоспоримым доказательством существования тайных тоннелей ведущих в город Припять.
Зайдя в административный корпус, необходимо подняться на второй этаж, где после подъема, поворачиваем налево (следуя в направлении стрелки на миникарте), находим папку с документами и забираем её.
Далее необходимо тщательно обследовать комплекс лабораторий, в него можно попасть не выходя из здания и пройти через галерею связывающую два здания.
Сразу в конце коридора необходимо повернуть влево и продвигаясь до самого конца по помещению, на одном из стеллажей вы найдете тетрадный лист.
Здесь все, теперь необходимо двигаться в сторону отдела доставки. Ориентиром будет стрелка компаса на миникарте, которая точно вас приведет в нужную точку. Следуя её подсказкам мы должны попасть в небольшую комнату, где на столе мы обнаружим папку с документами.
После прочтения отправляемся в ремонтный цех. Однако на четвертом этаже отдела доставки в одном из кабинетов вы сможете найти документы, которые пригодятся вам в последующих квестах. Однако помните после их взятия на вас будет совершено нападение группы наёмников, поэтому будьте внимательны.
Следующим шагом будет поиск входа в завод и проникновение внутрь. Найти его будет не сложно, ориентируйтесь на его западную сторону.
После входа идем к лестнице ведущей вниз, спускаемся и через проем в стене двигаемся по направлению стрелки на компасе. На пути вы встретит небольшую техническую комнату в которой будет найден еще один комплект документов. Забираем, смотрим кат-сцену и идем далее, по направлению транспортного шлюза и первого отдела завода. Попав в огромное помещение с проломленной крышей, в его центре мы увидим упавший вертолет Скат-4.
После его осмотра и территории вокруг него на одном из столов будет находиться лист бумаги, его тоже необходимо забрать с собой. После успешного осмотра вертолета, преодолеваем железное заграждение, находящееся справа от него, и проникаем в транспортный шлюз. Пройдя немного, мы сможем увидеть рубку управления, которая кстати будет подсвечена миганием красного аварийного маячка, что не даст вам просто пройти мимо. Поднимаемся в рубку и находим в ней журнал дежурной смены цеха, прочитав их смотрим кат-сцену и двигаемся на следующий объект — первый отдел завода.
Здание первого отдела будет отмечено маркером на карте поэтому найти его не составит труда.
Войдя в здание необходимо подняться на второй этаж и взять документы лежащие на одном из железных стеллажей.
Изучив документы становиться ясно что это схема прохода и путепровод в Припять существует, но он заполнен ядовитым газом, а открытие шлюза подразумевает наличие работающего генератора. Но эта операция требует грамотной технической подготовки и за консультацией отправляемся к технику Азоту на Янов. Азот сообщит нам что сам отправиться туда не сможет и вам придется собрать группу в составе которой, необходимо будет преодолеть заполненный газом путепровод и запустить генератор для открытия шлюза.
После того как команда будет собрана (Зулус, Вано, Соколов, Бродяга), вам необходимо будет отправиться в путепровод-1 и преодолев его подняться на поверхность выйдя на поверхность уже в Припяти. Теперь вы знаете как как попасть в Припять в сталкер зов Припяти, однако перед походом не забудьте одеть костюм с замкнутой системой дыхания, прилично вооружиться, желательно дробовиком так как в подземелье будет много снорков. Постарайтесь идти первым и отражать атаки монстров и ликвидировать засады, это поможет сохранить всех членов группы, что положительно скажется на концовке игры.
Уже более 30 лет Чернобыльская зона отчуждения притягивает внимание писателей-фантастов, разработчиков игр и режиссеров. Вот и в 2020-м она не сходит с радаров: в конце июля компания GSC представила трейлер шутера-долгостроя S.T.A.L.K.E.R. 2, Данила Козловский готовится к осенней премьере своего фильма «Чернобыль», а кинотеатры «Москино» отметили выход из карантина показом «Сталкера» Андрея Тарковского (его, кстати, будут крутить в сети до конца августа). Тем временем сериал «Чернобыль» 2019 года разместился на пятой строчке рейтинга лучших телешоу по версии IMDb, а его огромная популярность в разы увеличила поток туристов в Зону отчуждения. Ждут их и сейчас — вопрос лишь в открытости границ.
«РБК Стиль» поговорил с организаторами туров по Чернобылю о том, зачем туда едут туристы, как проходят экскурсии и насколько это рискованное предприятие.
Андрей Хомей,
руководитель тур-оператора «ChernobylTRAVEL»
Содержание
- Зачем люди едут в Чернобыль
- Как проходят экскурсии
- Безопасно ли гулять по Чернобылю
- Если кто-то проголодается
- Что в ЧЗО ищут нелегальные туристы — сталкеры
- Как часто возникают новые форматы туров
- Как сериал «Чернобыль» повлиял на популярность направления
- Велика ли конкуренция в регионе
- Какие объекты пользуются наибольшей популярностью
- Кто такие самоселы
- Правила въезда для российских туристов
- Что ждет нелегальных туристов
- Как пожары 2020-го повлияли на ЧЗО
- Чем привлекает работа сопровождающего
- Групповая экскурсия в Чернобыльскую зону и Припять
- Экскурсия внутрь ЧАЭС
- Двухдневные экскурсии в Чернобыль
- Что будет если поймают в чернобыле ?
- Что будет после того как вас поймают в Чернобыле?
Зачем люди едут в Чернобыль
К нам едут по разным причинам: для кого-то это исторический памятник с весьма интересной советской архитектурой, кто-то хочет оказаться в местах, которые видел в фильмах и представлял, читая книги о Чернобыле. Бывает, кто-то вспоминает, что видел эти локации в нулевые, играя в любимую игру с душевными посиделками у костра и полчищами мутантов (речь об игре S.T.A.L.K.E.R. — «РБК Стиль»). Сопровождающие экскурсий часто замечают, что с первой остановкой в Чернобыльской зоне отчуждения (ЧЗО) «внутренний переключатель» наших даже самых солидных туристов переходит в детский режим. Им любопытно. Они удивляются и проявляют спектр эмоций, которые на большой земле обычно не проступают через наши маски.
Да, это место самой серьезной техногенной катастрофы, место трагической истории. Но к нам едут не для того, чтобы 12 часов плакать или веселиться, как в парке аттракционов. Это неповторимый опыт, состоящий из разных чувств. И как ожидания от поездки разные, так и выводы для каждого свои. Внутренние откровения от услышанного, увиденного или даже от тишины. Вполне вероятно, что путешествие в Зону обеспечит вас не только интересными историями для друзей, но и тем, о чем можно подумать перед сном.
© chernobyltravel.net
Как проходят экскурсии
На сегодняшний день у нас 21 маршрут: 13 наземных, пять водных и три воздушных. Они проходят по чистым местам, где в среднем сила излучения около 0,20 мкЗв/час. Тестирования и замеры должны дать хорошие показатели, чтобы маршрут утвердили все ответственные структуры: директор Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника, глава (или заместитель) Государственного агентства управления зоной отчуждения, начальник отдела радиационной безопасности ГАЗО Украины, генеральный директор Государственного специализированного предприятия «Экоцентр».
Обычно экскурсия начинается со сбора группы утром в Киеве. Проверяются документы, туристы знакомятся со своим сопровождающим, который проводит обязательный инструктаж по нормам безопасности и поведения в Зоне отчуждения. Сопровождающий это не просто экскурсовод: он ответственен за безопасность всей группы.
Примерно в 10 утра мы прибываем на КПП «Дитятки», где посетители расписываются в том, что прошли инструктаж своего сопровождающего, проходят очередную проверку документов и также в обязательном порядке получают аппарат индивидуального дозиметрического контроля. Это такой маленький аппарат размером с флешку, который показывает, какую дозу радиации абсорбировал организм человека за время экскурсии. И да, разбирать их, чтобы узнать, что внутри, — плохая идея, так как они весьма дорогостоящие.
© chernobyltravel.net
После пересечения первого КПП начинается основная часть экскурсии. Поскольку сама Зона довольно большая, мы ходим пешком только по маршрутным локациям, в которых заинтересованы туристы. Самый стандартный маршрут — это посещение города Чернобыль, в котором сегодня обитает около 3 тыс. сотрудников-вахтовиков. Заезжаем на бывшую секретную военную базу «Чернобыль-2», где расположен тот самый радар «Дуга», подъезжаем к ЧАЭС и гуляем по городу-призраку Припяти. Можно посетить села, такие как Черевач, Залесье, Красное, Полеское, Опачычи, Купуватое. В последних двух обитают самоселы, которые вернулись в свои дома, так что есть возможность даже зайти в гости к местным жителям.
Сегодня мы тестируем маршруты для велоэкскурсий. Один на 38 км, а второй на 60 км. Первый — по селам, где обитали или до сих пор обитают самоселы. Второй — более длинный: он будет слегка выходить за границы Зоны, на территории, где обитают такие животные, как куланы и муфлоны. Такой вот у нас план экотуризма.
Как вы понимаете, за один день нереально все обойти. Кому-то и дня не хватит для одних прогулок по Припяти. Поскольку движение транспорта после восьми вечера запрещено, нам необходимо соблюдать временные рамки. Однако то, какие локации посещать и где провести больше времени, решают туристы. Но в основном люди хотят увидеть все-все-все и за один день, что невозможно. А нам ведь еще нужно проходить обязательные дозиметрические контроли, чтобы быть в стопроцентной уверенности, что никто не «запачкался».
© chernobyltravel.net
Безопасно ли гулять по Чернобылю
Чернобыльская зона отчуждения разделена на три сектора: 30 км, 10 км и территория самой ЧАЭС. Первый довольно-таки безопасен, поскольку на него возложена буферная задача. Здесь находится город Чернобыль, где радиационный фон порой даже немного ниже, чем в Киеве. Десятикилометровый сектор на 90% загрязнен, но маршруты пролегают в местах со слегка повышенным уровнем радиации.
Касательно самой станции и ее территории, то после ввода в эксплуатацию в 2019-м нового безопасного конфаймента было зафиксировано как минимум пятикратное падение радиационного фона. Наши туристы сами могут убедиться в этом, так как фотографии на фоне станции с дозиметром — must have для большинства приезжающих. Еще недавно там было около 4–3 мкЗв/час, а сейчас примерно 0,86–0,88 мкЗв/час. Но даже если вы решите посетить внутреннюю часть станции, вас оденут в специальный костюм, контроль будет максимально тщательным, а нахождение в зоне повышенной радиации достаточно коротким, чтобы ваше тело не абсорбировало излучения больше допустимой нормы.
За один день человеческий организм абсорбирует в Зоне такое количество радиации, как за двое суток в Киеве или за несколько часов перелета между океанами. Да, это одна из причин, почему пилоты рано уходят на пенсию. Естественная радиация есть везде: в еде, в наших телах, а объятия с любимым человеком также увеличивают количество получаемой дозы.
© chernobyltravel.net
Я смеюсь, когда люди говорят: «Вы денег заработать хотите, а люди радиацию хапанут». В нашей ситуации все наоборот. Нам совершенно невыгодно позволять людям облучаться, а потом получать обвинительные иски на суммы, порядком превышающие цену за посещение. Мы живем в правовом обществе. Также нам важна наша репутация. Если бы мы позволили кому-то «хватануть» радиации, то такие экскурсии сразу бы запретили. Ни нашим сотрудникам, ни любому гражданину не хотелось бы, чтобы новостные сводки разных стран пестрели заголовками о том, что Украина намеренно подвергает туристов неоправданной радиационной опасности. У нас все передвижения, вся накопленная радиация фиксируются и контролируются. Легко узнать, когда, где и по чьей вине произошло облучение.
Если кто-то проголодается
Можно питаться в столовой для работников ЧАЭС с видом на станцию. Есть у нас в Чернобыле и ресторанчики, и магазины. В многодневном туре мы обычно завтракаем и ужинаем в ресторанах, а обедаем в столовой. Лично мне нравится та еда, которою готовят в столовых. Ассортимент там больше, чем в ресторанах, а повара более ответственны. Меню составляют с учетом нагрузок наших работников, потому еда там хоть и не мишленовская, но максимально полезная в этих условиях. Но никакого красного вина не дают: то, что алкоголь спасает от радиации, — заблуждение. Говоря простым языком, если перепить, то вам будет плохо, и если получить облучение, организм будет схожим образом реагировать. От совмещения этих вещей лучше не станет.
Олег Шалашов,
руководитель тур-оператора «Chernobyl Adventure»
Что в ЧЗО ищут нелегальные туристы — сталкеры
Кто-то ходит посмотреть заброшенные дома, а кто-то испытывает свои возможности выживания в походных условиях. Но если десять лет тому назад это была группа из 20 человек, то сейчас сталкеров, которые ходят вполне регулярно, больше 200.
Мне лично нравилось наблюдать за течением времени в Зоне отчуждения. Это сильное чувство, когда ты видишь, как рукотворные объекты медленно разрушаются и уходят в небытие, как природа отвоевывает свое обратно. Гибель цивилизации.
Как часто возникают новые форматы туров
Новых видов экскурсий и туров пока не становится больше: мы ограничены правилами посещения и нормами радиационной безопасности. Также формат посещения регламентирован государственным агентством, где все маршруты для посетителей утверждаются несколькими службами. Хочу сделать ударение на том, что на законном уровне такого понятия, как «туризм в Чернобыльскую зону», не существует — есть только ознакомительные посещения для представителей общественности. Туризмом его делают туроператоры и контрагенты, добавляя в посещение элементы туристического сервиса.
Поэтому с новыми видами туров пока очень сложно — стараемся обыгрывать те доступные форматы, что есть. Например, квест-туры, где группа посетителей не просто ходит и слушает гида, а еще принимает активное участие в разгадывании ребусов.
А громкие заявления об открытии новых маршрутов, как правило, означают возможность увидеть Чернобыльскую зону не только с земли, но, например, с воды или с воздуха.
© chernobyltravel.net
Как сериал «Чернобыль» повлиял на популярность направления
Даже до выхода сериала мы отмечали линейный рост количества туристов: в последние годы он был в районе 150%. А сериал будто стал некой инъекцией адреналина. Но по всем законам экономики после бурного роста начинается спад, только он произошел не из-за отсутствия интереса у людей, а из-за пандемии коронавируса в мире.
Сейчас Зона отчуждения доступна для посещения после двухмесячного карантина — по новой наращиваем оборот, начиная с внутренних туристов.
Велика ли конкуренция в регионе
Конкуренция на этом рынке довольно сильная, ведь сам сегмент очень узкий. За последние три года количество агентов, которые организовывают туры, выросло в несколько раз. Обычно от конкуренции выигрывает потребитель, ведь он может выбрать более качественный продукт, но не в случае Чернобыля. Тур-операторы ЧЗО начали подключать админресурсы для борьбы друг с другом. Доходило до того, что блокировали въезд посетителям других фирм на КПП. Позорная ситуация, когда приезжает группа иностранцев, а их не пускают по вымышленному поводу. Поэтому говорить о честной конкуренции не стоит.
Какие объекты пользуются наибольшей популярностью
Тревел-блогеры — наши частые гости. Фотоспотов в Зоне отчуждения несколько: у радара станции «Дуга-1», на смотровой площадке ЧАЭС у нового безопасного конфайнмента и у колеса обозрения в заброшенном парке аттракционов Припяти.
Честно, иногда меня пугает то, что люди приезжают в Зону только ради фотографий на фоне основных «достопримечательностей». Как минимум это неинтересно, так как эти объекты раскрываются только через рассказ о их истории и истории того места, где они находятся.
Также бывают тематические фотосессии, например по мотивам нашумевшей игры S.T.A.L.K.E.R. Но это довольно редко. Чаще приезжают снимать тревел-блоги и клипы. Например, группа Pink Floyd сняла в Зоне часть своего клипа на песню «Marooned».
Кто такие самоселы
Самоселами называют людей, вернувшихся в течение первых месяцев или лет после аварии в свои дома, которые попали в режимную Чернобыльскую зону. Средний возраст этих людей на момент аварии составлял 50+, то есть возвращались не молодые, а те люди, которые не смогли адаптироваться в эвакуации. Ведь это очень сложно морально — покинуть место, где ты прожил всю жизнь. И этим людям было комфортнее дожить свои годы дома, в окружении радиоактивного излучения, нежели переезжать с места на место в эвакуации. Так как советское государство не признавало такого явления, то точного количества вернувшихся в те годы людей нет. Приблизительно можем говорить о цифре порядка 1,7 тыс. человек.
Самоселы продолжали жить в Зоне отчуждения незаконно до начала 2000-х годов. После президент Украины издал указ о признании этих людей и закрепил их за своими местами. А администрацию Зоны обязал наладить работу с этими бабушками и дедушками. На данный момент в Зоне отчуждения проживают порядка 120 самоселов. Средний возраст этих людей 70+.
Новых поселений в Зоне не появляется, хотя в 90-е говорили о людях, которые прятались здесь от розыска. Например, были случаи с дезертиром, убийцей и бывшими заключенными, но это уже другая история.
Правила въезда для российских туристов
Российских туристов пускают в Украину при подтверждении цели поездки и наличии необходимых документов (обратный билет, финансовое обеспечение и так далее). Детально с правилами въезда можно ознакомиться на сайте Погранслужбы Украины. (На данный момент из-за угрозы распространения коронавируса действуют особые условия пересечения границ. — «РБК Стиль».)
Были проблемы с въездом российских граждан на территорию Зоны отчуждения в 2018 году: не подтверждала въезд Служба безопасности Украины. Но с 2019-го ситуация нормализовалась, и российские граждане могут в законном порядке посетить Чернобыльскую зону. Туристам из России, которые забронировали тур у нас, мы выдаем ваучер. Его можно предъявить офицеру при пересечении границы для подтверждения цели въезда.
Константин Власов,
директор тур-оператора «Чернобыль Эксклюзив Турс»
Что ждет нелегальных туристов
К сожалению, нелегальными походами в Чернобыльскую зону отчуждения сложно кого-то удивить. Но туроператоры стараются помогать в поимке нелегалов структурам, которые охраняют ЧЗО. А это Национальная полиция Украины, военизированная охрана, Служба безопасности Украины, Служба безопасности ЧАЭС, а также лесники и пограничники. Со своей стороны туроператоры стремятся предоставить максимально привлекательные условия, чтобы поощрять именно легальные выезды в ЧЗО.
Нелегальных туристов ждет наказание согласно статьи 46-1 Кодекса Украины об административных нарушениях.
© chernobyltravel.net
Как пожары 2020-го повлияли на ЧЗО
Пожары практически не затронули популярные среди туристов локации, которые посещают во время однодневных туров. Но, к несчастью, пострадал лес неподалеку от радара «Дуга», хотя военный городок «Чернобыль-2» почти не пострадал. Сгорел детский лагерь «Изумрудный», но эту локацию в основном включали в многодневные программы.
Увы, пожары в Чернобыльской зоне отчуждения — это частое явление из-за торфяников, которые там горят каждый год.
Чем привлекает работа сопровождающего
Чернобыльская зона отчуждения, безусловно, место с трагической историей и, как может показаться, угнетающей атмосферой. Но на самом деле оно восхищает своей загадочностью и масштабностью. Большинство сопровождающих выбрали такую нелегкую профессию после того, как сами побывали в Зоне в качестве туристов.
Чернобыль – место трагедии всего мира. Когда-то процветающий город за одну ночь стал радиоактивной могилой, склепом для ошибки человека, которая подвергла опасности весь земной шар. 26 апреля 1986 года здесь произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, где в результате разрушения четвертого энергоблока в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ, из-за чего погибло много людей, а жители близлежащих городов и сел получили огромную дозу радиации. Эта авария затронула весь мир, так как радиоактивное облако пролетело над многими странами, и тоже оставило свой след, пусть и не такой большой.
Сейчас Чернобыль и окружающие города (Припять и другие) оцеплены и непригодны для жизни. Эксперты говорят, что потребуется сотня лет, прежде чем эти земли будут заселять снова. Людей эвакуировали спешно, их вещи до сих пор лежат на столах, в квартирах не заперты двери. Гиды водят сюда экскурсии, чтобы показать наследие самой масштабной катастрофы XX века.
Вид на город Припять. Фотография: @northern.friend
Групповая экскурсия в Чернобыльскую зону и Припять
Экскурсоводы организовывают экскурсии в запретные места уже очень давно, но по существу опасности они не представляют. На каждой экскурсии участникам дают измеритель радиоактивности окружающей среды, защитный костюм, просят брать с собой накидки на случай дождя и запасные носки на случай росы. Опытными гидами проложены маршруты по безопасным местам, которые не повлияют на здоровье участников. В Чернобыльской зоне туристам показывают уцелевшие здания в селах, мемориалы, стелы, памятники, которые встречаются на пути в Припять. В самом городе вам, скорее всего, не дадут войти в дома из-за соображений безопасности, но вы всегда сможете осмотреть:
- «чертово колесо» (которое выглядит жутко на фоне заброшенного города),
- школу и детский сад,
- первый штаб ликвидации последствий аварии,
- больницу, где принимали пострадавших после взрыва (куда привезли пожарных после ночи тушения возгорания),
- саркофаг, рядом с которым сделали обзорную площадку для посещения этого места.
Там даже разрешают покормить сомов. Да-да, тех самых, чернобыльских.
Стоимость: от 3500 за человека
Продолжительность: полный день (6-10 часов)
Что взять с собой: накидку от дождя, сменные носки, закрытую одежду, дозиметр (можете приобрести свой), еду, все, что скажет вам гид перед экскурсией.
Вид на город Припять. Фотография: @valldemarka
Экскурсия внутрь ЧАЭС
Невозможно в это поверить, но да, внутрь самого опасного объекта в мире можно попасть! И рассмотреть его детали. Обзорная экскурсия по Чернобыльской атомной электростанции представляет собой посещение площадки строительства нового конфаймента «Арки», нового защитного слоя над Чернобыльским саркофагом. Вы также взглянете на макет самой станции, где сотрудники расскажут, как она работает сейчас.
Вы пройдете по «золотому коридору», тому самому, где в ночь аварии обеспокоенные люди решали невыполнимые задачи, от которых зависела судьба всего человечества. Поднимитесь в блочный щит управления реактором (если смотрели фильм «Чернобыль», то поймете, что это то самое место, откуда управляли станцией). Взглянете на машинный зал и реакторный цех. Один из самых трогательных и самых страшных мемориалов ЧАЭС – мемориал Валерию Ходемчуку. В ту роковую ночь он дежурил возле северной петли с северной стороны реактора, где и произошел взрыв. Его тело так и осталось погребенным под осколками разрушенного здания, коллеги тщетно пытались найти его останки под завалами, но все было напрасно. Теперь саркофаг — это еще и его могила, навечно.
Стоимость: уточняйте у гидов индивидуально
Продолжительность: на самом ЧАЭС 2-4 часа
Что взять с собой: фотоаппарат, перекус в дорогу, защитную одежду, дозиметр
Двухдневные экскурсии в Чернобыль
Не всегда за один раз можно исследовать все интересные стороны заброшенного города. Именно для этого и придумали двухдневные туры в Чернобыльскую зону. Вы будете ночевать в специальной гостинице, вас обеспечат завтраком и необходимыми удобствами. Проведут на секретные объекты и покажут места, которые нужно обязательно увидеть в городе. Пожарные станции, вертолетные площадки, гигантские антенны радара «ДУГА-1», фотографии которых поразили когда-то весь мир.
Стоимость: от 5000 с человека
Продолжительность: 2 дня
Что взять с собой: одежду, накидки, дозиметр, перекус, и все, что скажет вам брать с собой гид. Документы обязательны.
Антенны радара «ДУГА-1». Фотография: @nazarantonyk
Всем привет!))
Давно обещал написать про нелегальный поход в Чернобыльскую Зону Отчуждения (далее ЧЗО). наконец руки дошли) Распишу максимально подробно))
Полный размерОстатки периметра города возле МСЧ-126, ул. Набережная, Припять
Сразу хочу предупредить и извиниться перед «активными сталкерами». В данной записи я солью классический маршрут проникновения в ЧЗО. Его описывали уже не один десяток раз на других ресурсах, но все же. Извините если что)
Сразу отвечу на классический вопрос «Зачем ты туда лезешь? Зачем тебе это? Что там такого?»
Для меня Зона Отчуждения — место сакральное.
Это место где застыла история, место, где показательно был, таки построен коммунизм (г. Припять).
Это мой любимый регион — полесье. Место которое вынуждено покинули люди, и теперь природа отбирает свое обратно. Место где восстанавливается уничтоженная людьми фауна. Это место пропитанное историей и героизмом ликвидаторов. Это просто очень красивые места — леса, реки и болота.
Я готов возвращаться туда снова и снова в любое время года. Я хочу вновь вновь наслаждаться нетронутой природой, лицезреть памятники индустриализации полесья и просто видеть как жили люди…
Я не фанат игр серии Сталкер (нет, я конечно же играл и не раз), но я не лезу в ЧЗО с каким-то извращенным фанатизмом школьника))
Предыстория:
В ЧЗО я хотел попасть с самого детсва. Причин этому много: дед был в госприемке мероприятий по ликвидации аварии на ЧАЭС, отец служил в войсках химической разведки, дядя служил на известном объекте ЗГРЛС «Дуга-1» (5Н32) в военном городке Чернобыль-2, позже был переведен на тот же комплекс «Дуга-1» только в военный городок Любеч-1. Так что я с детства слушал истории о ЧЗО, и естественно мечтал туда попасть.
В прошлом году (осень 2015) я познакомился с очень интересным человеком, который стал мне теперь хорошим товарищем — Jimm Side (гугл в помощь кому нужно). На тот момент у него было более 20 нелегальных походов в ЧЗО, т.е. он уже знал несколько маршрутов заброса вдоль и поперек, и ходил, естественно, без ГПС. Водит за вознаграждения «нелегальных туристов»)) Ну и как-то между прочим речь зашла о том, что я тоже хочу сходить, и он предложил взять меня вместе с туристом которого вел. Выход назначили на 2 ноября 2015.
Выбор маршрута
Минимальный выход в ЧЗО это 4 или 5 суток, в зависимости от того сколько дней провести в Припяти или на других объектах.
Существует 3 «популярных» и еще множество «засекреченых» маршрутов.
1. Самый попсовый, безопасный, длинный и унылый — Западный След.
Это путь по ЖД ветке от поселка Вильча и до самой ЖД станции Янов в г. Припять = 45 км
Из-за того, что идти постоянно по шпалам, рельсам и зарослям дорога может занять до 2х дней, но это маршрут пожалуй самый безопасный в контексте патрулей.
2. Юго-Западный: Мартыновичи — Лубянка — Буряковка — Припять.
Протяженность тоже порядка 40-45 км, некоторые матерые сталкеры за ночь добирались до Припяти))
Маршрут интересен тем, что по дороге попадается много брошенных сел, некоторые из которых в хорошем сохране, и даже есть где отдохнуть.
Главный минус данного маршрута — это кол-во патрулей, говорят даже камеры кое-где стояли.
Мост через реку Уж. По ту сторону первое село ЧЗО — Мартыновичи
3. Мой любимый «Южный» по централу))
Говорят это один из первых путей который спалили в интернете)) причем с подробными стоянками и тд…
Протяженность 45-50 км в одну сторону. Маршрут пролегает частично по трассе Киев-Чернобыль, отсюда и название — Централ. Далее идет через села, форсирование реки Уж и просекой через леса аж до Копачей, а там уже выход на трассу на Припять, мимо ЧАЭС.
Вот его и выбрали))
Приблизительный Тайминг:
Заброс — понедельник после 23.00
Дорога до Припяти — ВТ, заход в город около часа ночи уже в СР
В Припяти — СР и ЧТ
Дорога назад — выход в ЧТ после 22.00
ЗГРЛС Дуга — в 6.00 ПТ
Выход из ЧЗО около 3.00 в СБ
Итого почти 5 суток и около 150 км.
Заброс:
Ехали из Киева маршруткой до Иванкова, а там нас встретил знакомый таксист Джима, и за плату в 200 грн довез нас до Дитяток.
Заброс в ЧЗО мне напомнил классический голливудский боевик))
Проехали мимо КПП Дитятки, свернули и проехав около 700 метров выключили фары и тихонько съехали в лес.
Все уже были готовы, потому мы долго не втыкая высадились из машины с рюкзаками на готове и сразу дали деру в глубину леса, подальше от трассы и поближе к заветной «колючке» периметра))
Минут 15 поискали наиболее удобный залаз — пошли кусать колючку.
Картина маслом: слева в каких-то 500-700 метрах светит прожектор КПП Дитятки, перед нами забор из колючки, за ним следовая полоса и патрульная дорога… и мы прорываем колючку и быстро перебегаем дорогу в сторону посадки.
Если вы думаете, что весь периметр ЧЗО выглядит так пафосно и защищено — с колючкой, прожекторами, следовой полосой и патрульной дорогой — вы ошибаетесь… так он выглядит только возле КПП)))
В Мартыновичах например вообще только мост через р. Уж, на нем до 22.00 дежурит 2-3 полицейских, или как этим летом, Нацгвардейцы, и никакой колючки. Опора ЛЭП поперек моста и все. А ночью там вообще никого нет. Но вот дальше в сторону Лубянки, там уже и принять могут)
А западный след вообще никак не обозначен по перипетру…
Вернемся к рассказу о забросе: в общем адреналин в крови, сердца стук в ушах, живот скрутило — а мы с тяжеленными рюкзаками быстро удаляемся от периметра в глубь Зоны…в автономку на ближайшие 5 дней…
Путь к Дуге:
Отошли от периметра приблизительно на 1.5. км по прямой и на 3 км крюком через лес. Т.к. вышли из прямой видимости КПП то можно уже выходить на трассу — Централ
Пробрались через бывшую пожарную просеку и вот он — Централ))
Вышли на трассу и двинули колоной по одному по правой стороне ближе к обочине.
По трассе нам идти порядка 12 км. Погода хорошая, не холодно, луны нет — хоть глаз выколи))
В каждом повороте, на каждом перекрестке и за квартальными столбами мне мерещились засады, движение… но это по первому времени, потом нервишки успокаиваются.
По трассе идти хорошо, быстро, однако если едет какая машина — сразу прыгаешь в кювет. Благо дело машины там слышно за километр так точно — тишина гробовая, сравнимо с тишиной в горах.
В общем попрыгав несколько раз в кювет мы дошли до пересечения трассы с ЛЭП 750 кВ Дашава. Ночью опоры ЛЭП выглядят очень завораживающе, а сама ЛЭП звучит очень…атмосферно…
Через пару км наш поворот — к селу Рудня Вересня, где мы решили заночевать.
Дорога к селу выглядит намного более заброшенной и страшной, а когда зашли в само село, вот то уже было где разыграться воображению)) но очень хотелось спать, я все же поехал в ЧЗО после работы…
Выбрали нужный дом, залезли на чердак, разложили спальники и пошли на улицу посидеть на веранде.
Дом типичный для полесья — сруб, обмазанный глиной с побелкой, ко входу пристроена небольшая вернада на которой мы и расположились посидеть отдохнуть.
Полный размерОбратная сторона дома в котором мы ночевали. с. Рудня Вересня
Переночевав на чердаке в Рудне Веренсне, проснулись около 7.00 и двинули в сторону реки, форсировать Уж)
Подойдя к берегу со стороны села увидели на том берегу четверо молодых олених…Оо
Водичка в Ноябре «приятная», но благо дело река мелководная — разулись, штаны закатали до колена, рюкзак на спину и пошли))
На том берегу мы вышли на «ментовскую беседку»)) увы фото нет у меня((
Местная доблестная (тогда еще) милиция организовала себе на барегу большую беседку, мангальное место, кухню, туалет и даже место для генератора)) очень уютно))
Обсохли, перекусили, пополнили запас воды прямо из реки и пошли в сторону Дуги…
Дальше путь быль через лес по просеке ЛЭП. Места очень красивые, тишина и зверье))
Весь наш путь тропы были усыпаны следами кабанов и косуль. Не однократно нам попадались косули и зайцы, спасибо с кабанами не пересекались)
Полесье — мой любимый регион))
Полный размерПеред походом я зачем-то побрился…))
В принципе больше по пути до Дуги ничего примечательного не было… шли по лесу прислушивались, шли дальше…
Один раз останавливались пообедать и несколько привалов. До бетонки, что ведет на позиции ЗГРЛС Дуга от Ужа приблизительно 12 км, мы уложили этот маршрут не спеша с остановками за 4 часа.
Путь к с. Копачи:
Так как в наши планы входило посещение Дуги на обратном пути, мы успешно пересекли бетонку, предварительно переждав автомобильное движение и вышли на просеку которая ведет от Дуги к знаменитому селу Копачи. Тут стоит немного рассказать о уровне разграбленности ЧЗО:
Зону начали деребанить еще с самой аварии. Мародеры были всегда((
Вся зона вдоль и поперек разграблена. Выкорчеванный металл, разобранные движки, следы обпаливания изоляции кабелей и тд. Все и всюду разграблено. В основнок конечно все это происходило в 90х и в начале 2000х, но и сейчас некоторые личности находят на чем зарабатывать.
А мы выйдя на прямую к Копачам увидели просто вырубку. Да-да — вырубку леса и лесовозы.
Именно вырубку леса в ЧЗО)) полномасштабную… без комантариев…
Благо дело мы шли уже вечером и у «радиоактивных лесорубов» судя по всему окончился рабочий день.
Мы спокойно прошли всю вырубку и дошли до поворота на МТС Копачи (машинно-тракторная станция).
Т.к. МТС находиться немного на возвышенности нам открылся вид на ЧАЭС — мы впервые увидели огни знаменитой вентрубы (хоть уже и ВТ-2 а не ВТ-1)… засмотревшись вдаль мы прощелкали как приблизились к МТС и стоящей на въезде машину… буквально в 20 метрах в сумерках, было уже около 19.00, я таки допер что предо мной стоит жигуль вроде 2107 с синими номерами… и тут же возглас в нашу сторону — «Стоять!»
Дальше помню только отрывками какие-то секунды… резкий разворот, забыл про усталость и вес рюкзака и бежим назад по дороге, потом в лес, потом через опушку в сторону поля и попадали под упавшим деревом. Почти стемнело…лежим… слышно — ходят нас ищут, с фонарями.
Пролежали минут 40, начали мерзнуть, услышали вроде машина проехала.
Начали потихоньку кумекать как обойти МТСку. А ведь мы хотели на МТСке пару часов отдохнуть, поесть, чай попить, а тут такое…
Проводник вспомнил как ему кто-то рассказывал про мосток через меллиоративные каналы в поле возле Копачей… и мы пошли его искать)))
Вот это злополучное поле. Правда фото не с того похода а с июля этого лета
Уже ночь, туман, видимость буквально 15-20 метров, трава по грудь… идем с включенным моим налобным фонарем Петцл с красным фильтром дабы хоть что-то видеть, а нас чтобы не сильно видно было…
По всему полю видно лежки лошадей Пржевальского, а одна лошадка из-за куста метрах в 10 от нас подорвалась и поскакала…чуть в штаны не наделали… я так высоко с тяжелым рюкзаком с места еще не прыгал))
Через минут 20-40 (трудно сказать) мы добрались до леса, что по ту сторону от поля. Сам лес немного дальше (2-3 км) уже граничит с печальноизвесным рыжим лесом. Пройдя еще немного по кромке леса мы вышли к коровникам колхоза «Украина» — это единственные постройки которые сохранились в Корпачах.
Нам нужно было еще полтора-два часа переждать трафик по трассе к ЧАЭС.
На дорогах Зоны не так уж тихо как можно подумать. В связи со стройкой (на тот момент) Нового Безопасного Конфаймента (НБК) «Арка» по трассе все время идут в обе стороны машины строителей, наблюдательных комиссий, грузовики со стройматериалами и оборудованием и тд…
Нашли более менее закрытую и целую комнатку в здании одного из коровников и решили там передохнуть перед финальным броском на Припять.
Полный размерВ дали видно коровники в с. Копачи Фото июль 2016
Финальный бросок на Припять:
Отдохнув и подкрепившийсь мы начали собираться в путь.
Дальнейший отрезок в пути по впечатлениям превышал как минимум вдвое все увиденное до этого…
Вышли мы где-то за 10 вечера, вышли прямо из кустов на трассу и пошли.
Дорога проходит мимо бывшего бетонноперегрузочного узла — на нем во время строительства саркофага (объект Укрытие) перегружали бетон с «чистых» бетономешалок которые работали в пределах 30-ти км зоны на «грязные» которые работали строго в пределах промплощадки ЧАЭС.
Далее по маршруту миновали свет прожекторов стройки ХОЯТ-2 (Хранилище отработанного ядерного топлива), перешли ЖД переезд и попали на территорию Рыжего леса. Тут нам открылся вид на все четыре энергоблока ЧАЭС, НБК Арка и на ОРУ (открытые распределительные устройства). До них рукой подать — в приделах 1 км по прямой, и меньше.
Решено было остановиться немного поглазеть на ЧАЭС, да и связь как раз появилась можно было позвонить кому надо. Немного передохнув двинули через рыжий лес, мимо стелы-указателя ЧАЭС «Факел», и пройдя еще буквально 700 метров и дважды бегав в кусты от встречных машин, мы вышли к большой стеле Припять — главный въезд в город.
Полный размерФото ноябрь 2016
Опять присели в бывшей остановке, пока наш Проводник фотографировал стелу.
До мертвого города нам остало буквально около 1 км и мы двинулись в путь.
Прошли знаменитый путепровод «Мост смерти» который стоит на ЖД путями от станции Янов в сторону станции Семиходы (ЧАЭС). А спускаясь с моста мы уже увидели прожектор главного (а на данный момент и единственного) блокпоста Припять. Аккуратненько не спеша прошлись поближе к обочине и не доходя до блок-поста 250 метров свернули в лес на ул. Заводскую.
На ул. Заводскою выходят окна и фонари одного из трех действующих предприятий Припяти — станция фторирования воды. Мы тихонько прошли под забором не шаркая по гальке и дошли до здания СВПЧ-6 (пожарная часть Припять) и напротив нее свернули во двор бывшего ЖЭКа, и вышли через него на ул. Л. Украинки и вот, что первое я увидел в Припяти, запомню пожалуй навсегда те чувства и эмоции…
Полный размерАвтор фото и ссылочка на него на фото)
Так мы спустя больше чем сутки и 50+ км попали в заветную Припять…
Продолжение истории следует…
Если у кого какие вопросы — задавайте тут или в ЛС
Подписываемся, ставим лайки))
Что будет если поймают в чернобыле ?
1.Вас могут задержать сотрудники Национальной полиции штат которых по последним оценкам составляет около 500 человек, это автомобильные патрули, конные патрули, пешие патрули, водный патруль. Все они могут задержать вас в любой точке охраняемой Чернобыльской зоны. Работают довольно неплохо, ловят частенько
поймали сталкеров в чернобыле
2.Пограничники — ЧЗО територия пограничная, наличие документов обязательно, тоже могут в любой момент вас тормознуть с проверкой документов как в зоне так и около зоны.
3.Вохр, отряды Национальной гвардии, прочие охранники так-же могут задержать вас и передать правоохранителям.
Ловят сталкеров в зоне отчуждения
Что будет после того как вас поймают в Чернобыле?
Вас отвезут в районный отдел полиции в г.Чернобыле или на ближайший КПП для составления протокола и изъятия запрещенных предметов если таковые имеются.
Поймали сталкеров
1.Проверят документы, досмотрят вещи. Изымут ножи, пистолеты, некоторые мед. препараты и направят на экспертизу.Если в этих вещах окажется что-то запрещенное (трамадол, охотничий нож,огнестрельное оружие) на вас заведут Уголовное дело по соответствующим статьям.
2.Изымут видеорегистраторы, фотоаппараты, телефон. Скопируют или удалят фото, скопируют записную книгу телефона. (Согласно какого закона пока не установлено)
3.Проведут дозиметрический контроль содержимого вашего рюкзака и личных вещей, если не дай Бог у вас найдут фонящий сувенир из зоны на вас так-же будет заведено уголовное дело по ст. Стаття 267-1 и 265-1 УК Украины.
4.Скорее всего вас отведут на допрос к представителю СБУ а так-же Пограничнику для допроса о целях вашего проникновения в ЧЗО.
5.Выпишут протокол и отпустят (при отсутвии запрещенных предметов) , вы должны будете заплатить штраф в размере 340-710 грн.
Правила поведения при задержании полицией зоны отчуждения
- При задержании сотрудник полиции обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по вашему требованию служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информации, не выпуская его из рук согласно статье 18 закона Украины о национальной полиции. Обязательно запомните, а лучше запишите имя, фамилию и звание сотрудника дабы вы могли обжаловать действия полиции в случае неправомерных действий с их стороны (неправомерное изъятие вещей, насилие, ложные данные в протоколе и прочее)
- Ведите себя спокойно, уравновешенно и не бойтесь, ничего страшного вы не совершили (если не выносите из зоны что-либо), не передавайте сотрудникам полиции ваши документы и личные вещи (телефон, дозиметр, фотоаппарат, камеру) до начала составления протокола задержания. При составлении протокола предъявите свои документы.
- Если сотрудник полиции хочет провести обыск содержимого вашего рюкзака и карманов он должен делать это в присутствии вас и двух понятых согласно статье 264 Особистий огляд и огляд речей (Особистий огляд може провадитись уповноваженою на те особою однієї статі з оглядуваним і в присутності двох понятих тієї ж статі.) Не подписывайте протокол если обыск ваших вещей еще не совершен или не позволяйте совершать обыск повторно после составления протокола и вашей подписи о том что ваши личные вещи не изымались (вас опять таки могут развести на вещи, ведь вы уже подписали что у вас ничего не изымалось)
- Согласно статье 63 вы не несете ответственность за отказ давать показания или пояснения относительно себя, членов своей семьи или близких родственников, круг которых определён законом, то есть вы имеете полное право не сообщать ваш маршрут, точку входа в зону, где вы ночевали что делали и прочее. Если сотрудник полиции настаивает на объяснениях — ссылайтесь на статью 63! Ни в коем случае не рассказывайте подробности вашего маршрута иначе вы его «спалите» и в следующий раз поставят засаду. Так же не следует сообщать номера и имена таксистов, которые помогали вам добраться до ограждения зоны отчуждения.
- Если вас пытаются задержать около зоны (если вы вышли или собираетесь заходить) ни в коем случае не ведитесь на уговоры сотрудника полиции проследовать с ним для составления протокола якобы за то что он вас видел на запрещенной территории, уверяю, вас хотят просто развести и получить «халявный протокол» для выполнения нормы на вахте. Помните что для того чтобы законно вас остановить у полицейского должно быть достаточно оснований и доказательства (фото или видео вас непосредственно в зоне) Согласно статье 32 Закона Украины про полицию (Проверка документов гражданина) только в случае если:
- 1) если лицо обладает внешним признакам, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;
- 2) если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;
- 3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
- 4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
- 5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации;
- 6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастна к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.
- Внимательно изучите следующие статьи чтобы не стать жертвой произвола со стороны полиции если вас поймают в чернобыле так как нередки были случаи незаконного отбирания вещей у сталкеров, незаконных остановок и протоколов уже после выхода из зоны:
1)Стаття 18 ЗУ Про нац. полицию — Обязанности полицейского
2)Стаття 63 КУ — Отказ от показаний
3)Стаття 251 КУпАП — Доказательства
4)Стаття 264 КУпАП — Особистий огляд і огляд речей
5)Стаття 32. Перевірка документів особи и Стаття 34. Поверхнева перевірка