Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.
Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?
Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?
Содержание
- Ментальная карта: что это
- Какие задачи решают ментальные карты
- Как создать ментальную карту
- Рекомендации
- Чем построить ментальную карту
- Специальный софт для mind map
- Не специальный софт для mind map
- Итого
- Что такое структурирование?
- Принципы структурирования
- Методы структурирования
- Проверьте свои знания
- Каша из 50 тысяч мыслей
- Надоедливые мысли вызывают стресс
- Inbox Zero для мозга
- 1. Выливаем мысли на бумагу
- Организуйте по категориям
- Добавляйте организованные мысли в календарь
- Что, если мысли всё равно повторяются
- 5. Дробим и выполняем
- Правило пяти минут
- 7. Только реальность, без иллюзий
- Что можно использовать
Ментальная карта: что это
Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.
Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.
Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.
Какие задачи решают ментальные карты
На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!
Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.
Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.
Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.
Как создать ментальную карту
Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.
- Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.
- Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. Из чего состоит стул? Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась.
- Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для уже добавленных частей карты.
- И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной детализации достаточно для решения вашей задачи.
Рекомендации
- Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
- Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).
- Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
- Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
- Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.
–
Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал! Продолжаем читать…
–
Чем построить ментальную карту
В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.
Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.
Специальный софт для mind map
Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.
Бесплатные:
Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.
Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.
Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs, с экспортом проблем нет.
Платные:
Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.
iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.
Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.
На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.
Не специальный софт для mind map
Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:
- Power point – почему бы и нет, квадратики рисовать умеете? А стрелочки? Все это можно сделать прямо на слайде.
- Google Docs Презентации – чтобы в облаке, да еще с совместной работой, ну не сказка.
- Любой графический редактор – если вам удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Да хоть в paint, лишь бы рисовать начали.
Итого
Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.
Алексей А.
Все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.
Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.
Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:
1. По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
2. По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
3. По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…
Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.
Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.
К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.
Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.
Методы управления процессом генерирования ассоциаций
«Поле ассоциаций»
Использование системно-функционального подхода.
1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.
Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.
2. Представить стартовое слово частью большей системы.
Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.
3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.
Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу, строят дома, используют как дрова для печи, камина и т.д.
4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.
Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники.
Ментальные карты
Интеллект-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.
Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.
Наиболее эффективное и плодотворное имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.
Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.
Вспомните, как нас учили в школе решать задачи. Как правило, решение задачи представляло собой некий алгоритм, то есть четкую последовательность умственных действий.
Необходимость организации мышления как процесса последовательных операций подчеркивает и логика – древняя наука о правилах мышления, возникшая еще в эпоху античности. Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это — отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы. Недаром дети (да и не только) не любят этого занятия. А заставить студентов составлять план до написания курсовой, а не после бывает практически не возможно. Не удивительно, ведь сложно планировать то, о чем еще не думал.
Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.
Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.
Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:
1.объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
2.основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
3.ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;
4.ветви формируют связанную узловую систему.
Техника составления ментальных карт
Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.
Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.
Второй этап — непосредственно составление карты:
1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.
2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.
3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.
Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.
Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.
Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.
Советы Тони Бьюзена к составлению карт
1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.
2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».
4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.
5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.
7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.
Основные правила составления интеллект-карт
• Всегда используйте центральный образ.
• Как можно чаще используйте графические образы.
• Для центрального образа используйте три и более цветов.
• Чаще придавайте изображению объем; а также используйте выпуклые буквы.
• Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
• Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
• Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
• Ассоциируйте
• Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
• Используйте цвета.
• Используйте кодирование информации.
• Стремитесь к ясности в выражении мыслей
• Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
• Используйте печатные буквы
• Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями
• Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
• Соединяйте линий с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
• Делайте главные линии плавными и более жирными.
• Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
• Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными (для вас).
• Старайтесь располагать слова горизонтально.
• Вырабатывайте собственный стиль.
• Соблюдайте иерархию мыслей.
• Используйте номерную последовательность в изложения мыслей (нумеруйте ветви цифрами в зависимости от их важности).
Дополнительные рекомендации:
• Добавляйте пустые линии.
• Задавайте себе вопросы.
• Дополняйте карту рисунками.
• Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.
• Совершенствуйте достигнутое
• Пересматривайте свою интеллект-карту.
ВИДЫ КАРТ
Обучающие:
— карты памяти, способствуют структурированию и запоминанию сложной информации;
— для работы с понятиями, помогают осмыслить сложные научные понятия и категории;
— для систематизации учебной информации.
Для решения проблем и творческих задач
— для подготовки курсовых и дипломных работ;
— для научно-исследовательской деятельности;
— для решения проблем в бизнесе и профессиональной деятельности;
— для решения житейских проблем.
Планирование
— составление бизнес-плана;
— распределение бюджета;
— планирование текущих дел.
Преимущества
Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.
1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.
2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.
3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.
4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.
5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах
6. Методу ментальных карт легко научиться.
При запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. Структурирование – это создание прочного каркаса, на основе которого будет строиться запоминание всей необходимой информации. В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.
- Что такое структурирование?
- Принципы структурирования
- Методы структурирования
- Третье правило запоминания
- Проверочный тест
Что такое структурирование?
Структурирование материала — это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.
К примеру, возьмем номер телефона, написанный сплошным текстом 89115439080. Чтобы ее запомнить в таком виде нужно будет сильно постараться. Но если номер переписать в другом виде, например, в таком: 8 (911) 543-90-80, то запомнить его не составит большого труда. Поэтому, начиная от простого номера телефона и заканчивая большими учебниками, любая запоминаемая информация нуждается в структурировании.
Принципы структурирования
Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:
Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.
Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.).
Также к этим принципам можно добавить еще несколько полезных правил, связанных с построением структурированной информации.
Правило Миллера (7 ± 2)
Эта закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером в результате ряда экспериментов. Она показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов. Что примерно составляет группу в количестве семи плюс-минус двух элементов.
Это правило уже использовалось в уроке по тренировке внимания, но оно также справедливо и для создания информационной структуры, которая должна храниться в нашей оперативной памяти. Поэтому не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.
Эффект края
Эффект края (или краевой эффект) заключается в том, что мы обычно лучше запоминаем информацию в начале и в конце структурного ряда. Этот принцип известен в нашей стране благодаря фильму «17 мгновений весны», где главный герой-разведчик использовал его для того, чтобы переключить внимание собеседника. Однако открыт этот принцип был достаточно давно, а его исследованием занимался немецкий ученый Герман Эббингауз еще в XIX веке. Этот ученый также открыл «кривую забывания», информацию о которой вы найдете в следующем уроке.
Эффект Ресторфф
Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Иными словами, запоминается то, что сильно выделяется. Этим эффектом часто пользуются рекламщики для того, чтобы завоевать в вашем сознании хорошую позицию для своего товара. В нашем курсе знание этого эффекта необходимо для того, чтобы при структурировании информации выделялись группы непохожие одна на другую. В случае, когда каждый элемент структуры запоминаемого материала будет ярким и неоднозначным, наша память сможет лучше усвоить весь материал.
Методы структурирования
В процессе изучения человеческой памяти исследователи вывели несколько способов и методик структурирования информации, помогающих сделать процесс запоминания удобнее. Среди таких наиболее известных способов можно выделить методы Цицерона («римская комната») и Тони Бьюзена («карты памяти»).
Метод римской комнаты
Цепочка Цицерона или, как ее еще называют, метод римской комнаты — это достаточно простой и в то же время весьма эффективный метод создания структуры запоминаемого материала. Суть его состоит в том, что запоминаемые объекты надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. После этого достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Помимо комнаты можно использовать знакомую улицу, рабочий стол или другие объекты, структура которых вам хорошо известна.
Метод ментальных карт (карт памяти) Бьюзена
Метод ментальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта) – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.
Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:
- Возьмите материал, который нужно выучить (учебник, статью, таблицу и т.п.), а также белый лист бумаги, ручку и цветные карандаши.
- Изобразите в центре листа любой символ или нарисуйте какую-то картинку, на которой наглядно будет представлено название или содержание всего материала (например, название учебника).
- От этого центрального объекта к краям листа нужно рисовать цепочку связей, которая должна отражать структуру изучаемой информации.
В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.
Итак, третье правило запоминания:
Создавайте удобную и логичную структуру запоминаемой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В течение дня через наши мозги проходит неимоверное количество информации. Утром вы проснулись с мыслями о вчерашнем дне, затем включили телевизор, во время завтрака, или просмотрели обновления на своих любимых блогах. Затем интересный разговор с другом по телефону на остановке, мысли по работе, о своих делах. Вдруг пришла новая идея над своим проектом, а может и не одна.
Под вечер вашу голову снова атакует телевидение, умножая хаос мыслей, — новости, продолжение сериала или вебсерфинг в сети. Перед сном мозг уже просто раскидывает обрывки мыслей по орбитам и не даёт уйти в сон, полный бардак в голове.
И с этим завалом нужно что-то делать, а лучше не накапливать его в себе.
1. Вырази свои мысли
Когда мы выражаем свои мысли, этим мы придаём им определённость, освобождаем разум и фиксируем новые идеи.
Сливайте свои мысли на бумагу и в процессе этого вы уже почувствуете как ваши мысли приходят в порядок. Возьмите ручку и блокнот и начните писать. Просто писать то, что сейчас есть в вашей голове, то, что возможно беспокоит вас, то, что вы чувствуете именно в этот момент. Не бойтесь, что у вас ничего не выйдет или не получиться понятно и лаконично выразиться, главное — вы освободите свои мозги от назойливых мыслей и переживаний. А значит приведёте голову в порядок и избавите себя от лишнего стресса.
Необязательно ограничивать себя только буквами. Есть желание что-то нарисовать? Рисуй! Может быть твой рисунок не будет шедевром, зато он будет выражением твоего внутреннего мира, твоих эмоции. Но точно знаю, что с каждой новой попыткой у нас получается лучше)
Внеси разнообразие в своё изложение — рисунки, схемы, графики помогут лучше понять себя или ситуацию, если нужно найти решение.
Конечно, можно воспользоваться обычным текстовым редактором или заметками на телефоне, если под рукой нет блокнота или просто желания писать от руки. Сам часто делаю небольшие заметки в телефоне. Практично и удобно, но как на меня, если изливать душу или находить решение, то бумага приятнее. Всё-таки технологии уж слишком окружают нас и лучше дать себе отдохнуть от них. Особенно, когда бардак в голове. Да и соблазн зайти на свой любимый блог или просмотреть новости в соцсети, может привести к нескольким часам впустую потраченного времени. За которое, кстати, можно захламить свою голову ещё больше.
2. Удели время размышлению
Отпусти свои мысли и позволь им течь свободно. Постепенно они как мутная вода осядут и займут свои места.
Когда в голове скапливается большое количество информации, нам становиться сложно думать о чём-то определённом. Вот проследи за собой и ты заметишь как всё началось с простых воспоминаний о вчерашнем дне, а закончилось…размышлением о том, что надо переставить мебель в своей комнате. Причём, попутно ты мог вспомнить как нужно было поступить в той или иной ситуации, разочароваться в своей стране, ну и представить несколько интересных диалогов на тему, как вы все не правы, а я вот молодец. Последнее бывает, кстати, часто))
Я за то, чтобы мы следили о чём мы думаем. Всё-таки от наших мыслей зависит наша жизнь и то, о чём мы чаще всего думаем определяет наши достижения. Но постоянно контролировать свои мысли тяжело. Человек пытается сконцентрироваться на каком-либо деле и получить желаймый результат, но если в голове слишком много нерешённых проблем или просто информации, его эффективность быстро начнёт падать.
Так что, если бардак в голове, то лучше взять время на размышления. Просто отпусти свои мысли, пусть они плавно растекутся по полочкам в голове. Или же просто задумайся о важных для тебя вещах, о том, что именно для тебя важно.
3. Поделись мыслями с другими
Взгляни на свои мысли глазами другого человека. Поделись ими с ближним.
Общение имеет большую роль в жизни человека. Мы существа социальные и нуждаемся в двустороннем общении. Просто выговориться, поделиться своими мыслями, идеями, переживаниями с ближним — это наша потребность. И в этом скрыты некоторые ключи к успеху и внутреннему равновесию.
Когда человек общается/делиться своими мыслями с кем-то, он не только приводит в порядок хаос мыслей в своей голове, но и может увидеть свою проблему или идею глазами другого человека. Я думаю многие замечали, как рассказывая о своих проблемах они понимали, что всё не так плохо, да и не проблема это вообще. Кто-то находил решение, к которому не мог придти сам. Да и в процессе диалога у многих идеи обретали новый образ, развивались во что-то большее.
4. Прогуляйся по улице
Смени обстановку, помести себя в другое окружение и просто сдвинь себя с места.
Когда у нас тупик или неразбериха в мозгах, мы часто заседаем у себя дома и тупо чего-то ждём (у самого,кстати, бывает). Ну и как бы от этого ничего не меняется, а то и хуже становиться, голова отчаянно не хочет не о чём думать, только лишь обрывки мыслей. Обстановка вокруг снова и снова напоминает об одном и том же. Человек начинает ассоциировать свои мысли с местом в котором находился последнее время.Сидеть всё там же не вариант.
Выйди на улицу, пройдись в парк или какое-либо место, в котором редко бываешь. Новая обстановка сменит ход мыслей и придаст свежести мышлению, а лёгкая физическая деятельность поможет лучше настроиться на умственную активность.
5. Присядь на время
Не сосредотачивайся на том, что вокруг тебя — просто присядь и ничего не делай. Сконцентрируйся на внутренних ритмах своего тела. Отключи внешний мир.
В состоянии хаоса, беспокойство проникает внутрь нас. Именно оно мешает мышлению и концентрации. Трудно спокойно усадить себя на стул и просто отдохнуть, сбросить напряжение и привести в порядок мысли. Не раз замечал как сам хожу по комнате, пытаюсь о чём-то думать, но мозги так и не хотят работать. Когда же заставляешь себя сесть в кресло и отпустить мысли, замечаешь как состояние меняется.
Поэтому, ещё один вариант, это сесть на своё любимое кресло или просто стул, закрыть глаза, отпустить мысли и сосредоточиться на ритме своего сердца или на своём дыхании. За короткий срок это поможет снять напряжение, освежить мозги. В это время подсознание разложит мысли по полочкам, а для своего сознания ты сделаешь отдых, за который оно благодарно вознаградит тебя потом)
6. Займись спортом
Займитесь физическими упражнениями, выйдете на пробежку. Не отвлекайтесь ни на что, будьте в этом процессе здесь и сейчас.
Начните делать упражнения или просто бежать. Активность взбодрит ваши мозги и придаст свежесть мышлению. Находись здесь и сейчас, не дай мыслям или беспокойству увлечь тебя куда-то далеко. Попробуй не слушать музыку, осознанно будь в процессе, прочувствуй себя.
7. Сделай что-то по-новому
Вноси новизну в каждый день своей жизни.
Необязательно нужно сделать какие-то глобальные изменения. Начни с мелочей — пойди другой дорогой на работу или в магазин, поставь свой письменный стол по другому, попробуй блюдо, которое никогда не ел раньше.
Начинай делать вещи, которые раньше никогда не делал и ты сможешь прочувствовать то, чего никогда раньше не чувствовал.
Тысячи лет человеческий мозг формировался, пока не достиг нужного размера и не приобрел все свои возможности. Сейчас мы знаем больше, чем когда-либо до этого. Но без определенного порядка наш мыслительный процесс превращается в непонятную кашу из мыслей, которая провоцирует стрессы и запутанность в жизни, и нисколько не помогает выполнить цели. Как упорядочить мысли, «очистить» свой мозг от ненужного хлама и использовать его по полной?
Каша из 50 тысяч мыслей
Исследователи утверждают, что каждый день 50 тысяч мыслей проходят через нашу голову. Это могут быть совершенно любые мысли, начиная от «о, какой сексуальный парень/девушка» и заканчивая «я понял смысл жизни». И все эти мысли тратят энергию мозга.
Чтобы упорядочить хаос в своей голове и направить энергию в нужное русло, понадобится постановка целей и создание планов. Эти два пункта здорово помогают очистить голову от ненужных мыслей и стрессов. Причем тут стрессы? Сейчас объясню.
Надоедливые мысли вызывают стресс
У вас бывало так, что одна и та же мысль постоянно всплывает в голове? Например, «Я должен отправить открытку своему дяде». Однако вы не делаете этого сразу, потому что дело не срочное.
После этого мысль периодически скатывается в ваше подсознание, заставляя возвращаться к этому снова и снова. Уже одна такая мысль провоцирует стрессовое состояние мозга, а если их накапливается несколько десятков?
Если нет действий, ваш мозг постоянно напоминает о невыполненных делах, и вы будете вспоминать про дядю до тех пор, пока не пошлете эту открытку или решите, что не будете её посылать.
Получается, что каждый день у вас 50 тысяч мыслей, которые надо довести до логического конца, чтобы они перестали периодически вываливаться из подсознания.
В общем-то, разбирать мысли и доводить их до логического конца — это, наверное, лучший способ быть настолько продуктивным, насколько это возможно.
Inbox Zero для мозга
Вы слышали про пустой ящик электронной почты Inbox Zero и разных способах навести порядок в куче писем?
То же самое можно сделать и со своим мозгом, «почистить» его и предупредить возникновение хаоса. Вот семь советов, как это сделать.
1. Выливаем мысли на бумагу
Первое, что надо сделать, чтобы очистить мозг и подойти к своим проблемам логически — это записать все свои мысли, которые требуют действия.
Не важно, насколько они глупые и банальные, потому что они всё равно требуют выхода. Если вы будете записывать всё, это обеспечит больший контроль, и вы поймете — как бы много мы ни делали, всё равно в мыслях мы хотим большего.
Не записывайте мысли, которые не направлены на достижение цели. Например, вы не можете что-то сделать в ответ на мысль: «О, эта машина красивого небесно-голубого цвета», поэтому не записывайте её. А вот если пришла мысль: «Хочу покрасить свою машину в такой же цвет», это нужно записать.
Организуйте по категориям
Каждый раз, когда в вашем списке появляется новое дело, надо дать ему два определения:
- Срочность — когда вам надо это сделать.
- Приоритет — какое дело надо закончить первым.
Сначала вам придется нелегко, потому что надо будет присваивать два определения каждому незавершенному делу, а их, наверняка, накопилось достаточно.
Спустя пару дней использования этой методики, вам станет проще, потому что какие-то дела вы исполните, какие-то признаете ненужными, а для других назначите приоритеты и сроки.
Добавляйте организованные мысли в календарь
Вы уже знаете, когда задание должно быть выполнено, так что можете определить дату и добавить дело в календарь. В этот момент мысль превращается в цель.
Это поможет сконцентрироваться на задаче с ясным дедлайном и отложить все другие дела на потом. Когда вы это делаете, мозг успокаивается, потому что понимает, что задача будет выполнена. После этого навязчивая мысль перестанет всплывать из подсознания.
Что, если мысли всё равно повторяются
Итак, ваша мысль схвачена, определена и добавлена в календарь. Теперь настало время проверить, всё ли работает как надо.
Избавление от навязчивых мыслей помогает вам думать более креативно, уровень стресса снижается, потому что вы держите все под контролем и упорядочиваете свою жизнь.
Но если мысль и не думает исчезать даже после того, как вы вписали её в свой календарь, возможно, стоит пересмотреть её срочность и подвинуть другие дела.
Подсознание человека — мощная и безошибочная машина, и если оттуда продолжают всплывать напоминания, постарайтесь выполнить дело как можно быстрее.
5. Дробим и выполняем
Если у вас возникли большие задачи, вы не сможете начать их выполнение, пока не придумаете, с чего начать. Большие задачи пугают нас большими проблемами, и это ещё больше усложняет их выполнение.
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, давайте разберем пример:
У вас промелькнула мысль: «Надо построить дом», вы поймали её, записали, поставили высокий приоритет и сроки выполнения — три года. После этого вам надо внести её в календарь, на как это сделать?
Такие большие задачи нужно разбивать на много мелких, на такие дела, которые вы сможете сделать в ближайшем будущем. Например, на завтра можно поставить задачу «Посмотреть, какие документы надо оформлять для покупки земли под дом», или «Посчитать примерную стоимость постройки дома» и т.д.
Это поможет начать воплощение цели и не испытывать стрессов от её масштабов.
Правило пяти минут
У вас часто бывают задачи, которые можно выполнить за пять минут, но, тем не менее, вы их откладываете? Такие незначительные дела, как помыть посуду, заправить кровать или подмести пол.
Вы думаете, что отложенное простое дело не меняет картины, но, на самом деле, ваш мозг получает стресс, и вы вынуждены тратить его энергию на бесполезные напоминания о деле самому себе.
Чтобы избежать этого, применяйте правило пяти минут. Если у вас возникло какое-то дело, задайте себе два вопроса:
- Могу ли я сделать его за пять минут?
- Если ли у меня сейчас пять свободных минут?
Если ответ на оба вопроса положительный, выполняйте его без отговорок.
7. Только реальность, без иллюзий
Вы знаете себя лучше, чем кто-либо ещё в этом мире. Вы понимаете, что можете воплотить в настоящее время, а что нет. Так что, не врите себе при составлении планов, будет только хуже.
Если нет возможности сделать что-то, без сожаления завершайте задачу, и не надо постоянно передвигать её на более длительный срок в календаре.
Что можно использовать
Чтобы записывать свои мысли и расставлять приоритеты, можно использовать разные программы и приложения, как вам удобнее.
Могу посоветовать Evernote — бесплатные электронные заметки для десктопа или смартфона (заметки синхронизируются и доступны с любого устройства).
Есть ещё один вариант — Google Keep. Тоже полностью бесплатное, работает на разных девайсах, позволяет делать цветные заметки и менять их местами, что отлично подойдет для расстановки приоритетов.
Попробуйте упорядочить свои мысли, и увидите, насколько больше вы, на самом деле, можете сделать.