0

Как собрать hi fi систему для дома?

Как и было обещано, выкладываю статью по сборке и настройке домашнего кинотеатра класса Hi-Fi у себя дома. Все советы основаны на личном опыте инсталляции данного оборудования в различных неподготовленных помещениях.
Итак, вы решили собрать себе хороший кинотеатр с DolbyAtmos. Что понадобится для его сборки и настройки?

Содержание

Компоненты домашнего кинотеатра

AV Ресивер


На картинке Onkyo TX-NR636
Как говорит нам википедия AV ресивер – это многоканальный усилитель с декодерами цифрового аудиопотока (ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь), тюнером и коммутатором аудио- и видеосигналов для бытового применения в системах домашнего кинотеатра. Может преобразовывать звуковые и видеоформаты.
Ресивер – это мозговой центр нашего домашнего кинотеатра. Именно через него проходит вся коммутация нашей системы. Как правило они оборудованы большим количеством цифровых и аналоговых входов, для возможности подключения всего домашнего мультимедиа, от Blu-ray плеера до игровой приставки.
Как подобрать ресивер для DolbyAtmos? На данный момент поддержка DolbyAtmos присутствует у всех производителей ресиверов, как правило в топовом сегменте. Отдельно можно выделить компанию Onkyo которая сделала ставку на более широкий круг покупателей, выпустив линейку ресиверов среднего ценового сегмента с Atmos. Самый бюджетный ресивер на данный момент стоит около 36-37 т.р. Но, естественно, наличие Atmos далеко не показатель того, что ресивер вам подходит.

На что еще следует обратить внимание при выборе ресивера

  • Мощность. Сигнал в устройство приходит не усиленный, а только в несколько милливатт, чего недостаточно для воспроизведения данного сигнала акустической системой. Для этого и используется система усиления сигнала, но мощность – не только показатель громкости, которую вы можете получить. Обратите внимание на то, что практически все производители в характеристиках устройств указывают что-то вроде – мощность 100Вт на канал, нагружен 1 канал. Это означает, что данную мощность устройство может подать только в том случае, если подключена только ОДНА колонка. Естественно при подключении всех колонок мощность будет ниже, пропорционально их количеству.
  • Возможности коммутации. Перед покупкой ресивера лучше определиться, что вы к нему будете подключать, нужен ли Wi-Fi и Bluetooth, хотите ли вы поставить доп. усилитель для фронтальной пары или подключить винил. На данный момент большинство ресиверов – это универсальные устройства, которые сами могут послужить источником аудио сигнала без дополнительных внешних устройств, таких как CD или NP проигрыватели. Также обратите внимание на возможность подключение АС по Bi-amping> зачем это нужно расскажу ниже.
  • ЦАП. Качество цифро-аналогового преобразователя напрямую влияет на качество звука полученного от цифровых источников.
  • Сила тока. Очень важный и не всеми указываемый параметр. Он влияет на возможность воспроизведения НЧ сигнала на одинаковом уровне в течении продолжительного времени. Например звук отбойного молотка – если конденсаторы не смогут накопить нужный заряд, то данный звук будет затухающим вне зависимости от громкости, при этом также звук начнет сливаться в общий гул, хотя как мы знаем отбойный молоток все-таки это повторяющиеся НЧ удары.

  • Прослушка. Так как ресивер это только 40% от вашего финального звука, то лучше его прослушать с акустикой которую вы себе выбрали. Тем более что особенности слуха у каждого индивидуальные, лучше всего слушать не в рафинированных условиях специально подготовленного помещения, так как для того, чтобы добиться такого звука дома самым простым вариантом будет построить помещение для ДК.

Акустические системы


На картинке Dali Zensor 5
Собственно говоря это и есть ваш звук. На данный момент на рынке присутствует огромное количество производителей которые могут предложить акустику любых форм и размеров. В классической системе 5.1 как правило используются 2 напольные фронтальные колонки, отвечающие за воспроизведения основного звука, 2 тыловые полочные, которые как правило служат только для спецэффектов и центральный канал. Сабвуфер, подключаемый к ресиверу, должен быть активным, то есть со своим встроенным усилителем, пассивные сабвуферы к AV ресиверам подключить нельзя. Для воспроизведения сигнала DolbyAtmos нам понадобятся либо DolbyAtmos колонки, например Onkyo SKH-410, либо же потолочная встраиваемая акустика.
На что обратить внимание

  • Мощность. Мощность АС это не показатель её громкости, а показатель её надежности, то есть того, какой сигнал она сможет переварить. При подборе акустики нужно учитывать очень важно, что бы мощность акустики была выше максимальной мощности усилителя. Также важно, что бы параметр сопротивления был либо таким же, либо выше чем у усилительной части источника сигнала.
  • Дисперсия распространения звука акустической системы. На данный момент у акустических систем угол распространения звуковой волны варьируется от 90 до 160 градусов. Чем выше данный показатель, тем удобнее АС в установке, так как не требует поворота к слушателю. Некоторые колонки отличаются эгоистичным характером, рассчитанным только на одного слушателя, некоторые, наоборот, более дружелюбны.

  • Расположение фазоинвертора. Фазоинвертор обеспечивает расширение НЧ диапазона АС за счет резонанса его трубы на частоте ниже, чем у НЧ динамика. Его расположение может быть либо на фронтальной, либо на тыловой части АС, и оно влияет на её установку. При фронтальном фазоинверторе АС можно устанавливать близко к стене, что облегчает задачу при инсталляции в ограниченном пространстве, в случае с тыловым расположением чем ближе АС к стене тем больше НЧ сигнала и в звуке появляется каша. В случае если вам все-таки придется расположить колонки близко к стене, то рекомендуется разместить сзади шумопоглащающий материал.
  • Количество полос. Так как один динамик не сможет адекватно воспроизвести звук всего слышимого диапазона, то для НЧ, ВЧ и СЧ частот производители используют разные воспроизводящие динамики, то есть 3-х полосная акустика имеет отдельные динамики для воспроизведения сигнала каждого диапазона. В 2-х полосной акустике, как правило, есть отдельный динамик для НЧ диапазона и СЧ, ВЧ динамик.
  • Bi-amping. Данная функция позволяет подключить НЧ и СЧ, ВЧ каскад к отдельным усилителям. Что это дает? В данном случае мы нивелируем негативное влияние друг на друга НЧ и СЧ сигнала
  • Прослушка. У каждой АС свои нюансы воспроизведения, каждая из них по своему украшает звук. Поэтому, как я уже говорил при выборе комплекта лучше всего его будет прослушать в живую.

Источник сигнала


На картинке Denon DBT-1713 BL
Для просмотров фильмов нам, естественно, понадобится плеер, который данный сигнал будет подавать. Подойдет как Blu-ray так и медиаплеер.
На что обратить внимание

  • Поддержка нужных декодеров. Это пожалуй главное, что от плеера нам нужно, сможет ли он подать нам DolbyAtmos сигнал или нет.
  • Подключения. Как правило все плееры сейчас оборудованы HDMI входом, но так же важно знать есть ли там Wi-Fi, например для того, чтобы перевести управление вашими устройствами на смартфон.

Провода для подключения и доп. аксессуары


На картинке AudioQuest King Cobra XLR Stereo
Есть популярное мнение, что дорогие кабели для подключения всей системы – это аудиофильская блажь для «укушенных серебряным кабелем». Это не так, чем выше качество вашей системы, тем выше её чувствительность к внешним факторам, в том числе к ЭМВ искажениям. Конечно же, не стоит покупать себе кабель за 25000$, но и совсем экономить тоже не стоит.
На что обратить внимание

  • Сечение акустического кабеля. Акустический кабель должен быть не менее 2.5 мм^2 для того, что бы нивелировать искажения в сигнале. Кабель сейчас практически весь выполнен из OFHC меди с разным количеством девяток после запятой.
  • Материал разъемов. Позолоченные разъемы на вашем кабеле это не только показатель того, что вы можете себе купить позолоченный кабель. Окисление контактов приводит к негативному влиянию на качество звука, создавая дополнительные искажения.
  • Оплетка кабеля. Как уже было указано, чем выше качество вашей техники, тем выше её чувствительность к внешним факторам, качественное экранирование кабеля позволит избавиться от искажений сигнала из за внешних ЭМ искажений.
  • Демпферы. При подборке того, как установить вашу технику, обратите внимание на защиту от вибрации. На демпфирование многие производители тратят огромное количество денег, иногда в самой цене ресивера большая часть заложена именно в защите от вибраций. Сейчас на рынке можно найти множество разных демпферов на любой вкус. Однажды я демпфировал усилитель разрезанной резиной от старого барабанного пэда.
  • Длина кабеля. Кабель лучше брать с запасом, потому что шанс того, что понадобится перемещение колонок и компонентов очень велик.

Настройка и установка

Итак, мы выбрали себе все, что нужно для домашнего кинотеатра и привезли домой. Осталось самое интересное – подключение и настройка.
Подготовка помещения

Начнем с акустики помещения, чем больше у вас в помещении мягких шумопоглощающих предметов, тем лучше. Это не обязательно должны быть специально купленные и размещенные вещи. Диваны, шторы, кресла также являются шумопоглотителями.
Как расположить фронтальную пару
Расстояние между фронтальными АС и расстояние между каждой колонкой и слушателем должны составить равнобедренный треугольник. Из этого же треугольника можно рассчитать угол поворота АС к слушателю, грубо говоря, если представить, что ваши руки – стороны треугольника, образующие угол в 90 гардусов, то они визуально должны упираться в фронтальную часть динамика. Но в случае с динамиками с широкой дисперсией распространения сигнала колонки поворачивать не нужно. Расстояние между колонками вы можете выбрать на слух, при помощи стерео звука, желательно с вокалом.

Как расположить тыловые колонки
Тыловые колонки лучше разместить немного дальше зоны прослушивания на уровне головы слушателя (для этого есть специальные подставки, либо настенные крепежи), напротив фронтального канала.
Как расположить центральный канал
Тут, собственно говоря, все очень логично и просто, центральный канал располагается по центру экрана, который служит для просмотра. Естественно на пол его ставить нельзя, так как это нарушает картину звучания человеческого голоса.
Как расположить сабвуфер
Сабвуфер лучше расположить во фронтальной зоне прослушивания, вплотную к стене, для того, что бы добиться более громогласных эффектов за счет отражения звука от стены.
Как расположить колонки для Atmos
Если колонки для Atmos встроены во фронтальную пару, то сложностей с их установкой не будет. То же можно сказать и про дополнительные колонки, которые устанавливаются на фронтальную пару. Но данные АС не смогут адекватно работать в случае, если у вас в квартире (помещении) используются подвесные или натяжные потолки, в таком случае лучше использовать потолочную акустику.
Подключение к ресиверу
Совет из моей личной практики, в первую очередь подключите все акустические и видеокабели сначала к ресиверу, потом подключать провода копаясь в ворохе коннекторов очень тяжело. В качестве коннекторов к акустическому кабелю рекомендую использовать разъем типа «банан», это значительно облегчит все подключения. Обратите внимание на то, чтобы акустический и сетевой кабель не пересекались, в случае с обычным сетевым кабелем он может дать сильные искажения на сигнал проходящий по акустическому кабелю.
Авто настройка
Сейчас практически каждый ресивер обладает функцией авто настройки. Рекомендую им пользоваться, так как он делает большое количество настроек за вас. Работает данная система как сонар, проверяя расположение громкость и акустику помещения. В дальнейшем вы уже можете отстроить звук под себя.
Заключение
Итак мы собрали и настроили домашний кинотеатр. Естественно описанное здесь не является на все 100% универсальным рецептом, все-таки каждая настройка делается под слушателя. Но указанные здесь нюансы нужно учитывать при каждой настройке. Естественно, это не идеальный вариант настройки системы, но ведь не каждый захочет сделать ремонт из-за хорошего звука.
В дальнейшем я планирую рассмотреть AV ресиверы более подробно.

Собрать достойную Hi-Fi-систему и не разориться? Оказывается, это вполне реально!

Только вдумайтесь: термину Hi-Fi, олицетворяющему, по сути своей, последние достижения прогресса в области аудиотехники, исполнилось целых 90 лет! Понятно, что на момент его появления это были скорее теоретические изыскания, и до массового производства подобной аппаратуры было ещё далеко. Однако 70 лет назад уже появилось первое в мире специализированное издание по аудиотехнике, американский журнал Audio.

А вот в 1962 году началось, метафорически выражаясь, начало конца, а именно – Джастин Гордон Холт, основатель ещё одного американского издания, Stereophile, ввёл в оборот термин high end audio, породив тем самым нынешнее ценовое расслоение. Хороший звук становился всё дороже, доступные системы обрастали… хм… функционалом. И умопомрачительными цифрами мощности на коробках.

Казалось бы, что же тут плохого? Скажем так: для человека, любящего музыку и при этом обеспеченного – практически ничего, ведь он по-прежнему может позволить себе покупать качественную аудиотехнику. Ничего не изменилось и для потребителей «музыкальных консервов»: трудолюбивые азиаты освоили выпуск аудиоширпотреба, где с копеечной стоимостью соседствует примерно такое же качество. А вот хороший начальный сегмент Hi-Fi, к сожалению, оказался, что называется, в загоне.

Рискну предположить, что произошло подобное, в том числе, и по банальной причине, характерной для любой золотой середины – наиболее высокому соотношению цена/качество, и, как следствие – наименьшей рентабельности. Основная прибыль приходится на массовый сегмент, премиальные модели зачастую делаются для демонстрации возможностей и поддержания статуса, а вот на «рабочих лошадок» времени и сил уже не остается. Практически у всех. За редким исключением. Одно из которых – британская компания Cambridge Audio.

Бюджетные Hi-Fi-компоненты от Cambridge Audio

Серия Topaz – младшая полноразмерная в линейке этого производителя, она состоит из шести моделей: пары CD-проигрывателей, пары усилителей и пары стереоресиверов. Если рассматривать итоговую стереосистему, как совокупность источника и усилителя, то есть пары компонентов, то всего аппараты серии можно сгруппировать в восемь различных комбинаций, стоимостью от 30 до 60 тысяч рублей. Бюджетность решения – налицо, а что с функционалом?

Стереосистема, построенная на базе Cambridge Audio Topaz

Чем же отличаются старшие модели Topaz от младших?

Разница между CD-проигрывателями заключается в модели цифро-аналогового преобразователя, наличии цифрового выхода и съёмного силового кабеля. Переплачивать ли за подобные опции почти 50% – решать покупателю, полагаясь при этом, в первую очередь, на свои запросы применительно к будущей системе.

Порядок цен и разница в них между усилителями точно такие же, но вот функциональных различий на мой взгляд гораздо больше: на 40% более высокая мощность, встроенные ММ-фонокоректор и усилитель для наушников, дисплей и кнопочное управление вместо потенциометров – разброс опций достаточно приличный.

А у ресиверов опять практически паритет: немного отличается мощность плюс у старшей модели есть выход на сабвуфер и цифровые входы. Но еще раз подчеркну, что действительно важны в этой ситуации не отличия между моделями, а сам факт наличия этой серии, с одной стороны – абсолютно полноценной по функционалу и качеству работы, с другой – предельно доступной по стоимости.

Недорогая Hi-Fi-акустика

Ну хорошо, аппаратная альтернатива дорогой технике понятна, а что с колонками?

Monitor Audio Bronze

Серия акустических систем Bronze британской компании Monitor Audio выпускается с 1998 года и сейчас на рынке присутствует уже пятое ее поколение. Серия изначально задумывалась как бюджетная, остается таковой и по сей день: цены на полочные модели начинаются от 25 тысяч рублей, на напольные – от 65 тысяч.

Верхняя модель линейки — Monitor Audio Bronze 6

Вы спросите, чем они отличаются от других колонок по такой же цене? Не говоря уже про то, что есть модели ещё дешевле. Есть, но только для Bronze используются технологии и материалы, аналогичные таковым во флагманской серии Monitor Audio – Platinum, а там цены выше – как минимум, на порядок.

  • Диффузоры всех динамиков изготовлены по технологии C-CAM – это сплав алюминия и магния с корундовым покрытием.
  • Сами динамики крепятся не за фронтальный фланец корзины, а с помощью специального штифта притягиваются к задней стенке корпуса, увеличивая тем самым жёсткость всей конструкции.
  • В разделительных фильтрах используются высококачественные элементы, такие например, как полипропиленовеы пленочные конденсаторы.
  • Даже такая утилитарная деталь, как порты фазоинверторов, изготовлена по технологии HiVe (от High Velocity), это термопластичный полимер ARC (Anti-Resonance Composite) с добавлением алюминиевой пудры, снабженный продольными канавками для устранения турбулентности и ускорения прохождения воздушного потока.
  • Корпуса собраны из плит MDF толщиной ¾ дюйма.

Недаром старшие полочники серии, Bronze 2, получили только что первое место в групповом тесте журнала «What Hi-Fi?» А старшие напольники — главные кандидаты на звание «Лучшие в своём классе» по версии «Stereo.NET».

Лично я в этой серии нашел лишь один признак экономии – это виниловая пленка вместо натурального шпона для внешней отделки. Но в конце-то концов, вам шашечки или ехать?

ELAC Debut

Недавно мы писали о самом новом творении конструктора Эндрю Джонса – серии акустических систем Adante немецкой компании ELAC. Колонки эти безусловно выдающиеся, но относительно недешевые, что впрочем закономерно, учитывая какие модели за десятки тысяч долларов он проектировал, например, для компании TAD.

Но, тем удивительней и приятней осознавать, что началось его сотрудничество с ELAC буквально пару лет назад как раз с самых доступных колонок. Сначала это была серия Debut, потом Uni-Fi.

Сбалансированный комплект основных АС, «умный» сабвуфер с удобной настройкой — ELAC Debut приятно удивит и и любителя кино и меломана

«Дебюты» примечательны тем, что несмотря на более чем умеренную стоимость, в состав серии два сабвуфера, калибром 10 и 12 дюймов, а также Atmos-колонки, что позволяет укомплектовать с их помощью даже самый современный домашний кинотеатр. Помимо этого, в серии закономерно имеется центральный канал, пара напольных моделей и целых два полочника, что даже при условии создания классической системы 5.1 с напольными фронтами позволяет выбрать из 16 (!) возможных вариантов комплектации.

Любопытно, что в сабвуферах установлены усилители не класса D, мощные, но скажем так, не особо музыкальные, а используется технология BASH, в которой оконечные каскады класса AB питаются блоком питания на базе ШИМ. Вдобавок, в моделях S10EQ и S12EQ, сообразно индексу, применена система автокалибровки под акустику помещения, с использованием мобильного устройства не только для управления (через Bluetooth), но и в качестве… калибровочного микрофона!

Что же получается?

А получается, что полноценную стереосистему или ДК при желании можно собрать по стоимости беспроводной колонки :-), а то и существенно дешевле, было бы желание.

Мы уже отмечали, что за скромные деньги сегодня сложно построить полноценную систему Hi-Fi на базе проигрывателя виниловых пластинок. Да, тысяч в сто рублей «с нуля» вписаться сложно, но за вдвое большую сумму – уже реально. Данная статья описывает основные принципы создания такого комплекса и, в итоге, предлагает наглядный пример системы, которая не сделает дыру в домашнем бюджете и будет служить вам верой и правдой долгие годы. Итак, Hi-Fi для экономных – винил!

Распределите бюджет, выделив 40% на акустику и не менее 25 – 30% на проигрыватель виниловых дисков

«Стол» – самый долгоживущий элемент в системе, так что и выбирать его надо так, чтобы потом не было мучительно больно. Не слушайте тех, кто советует очень дешевые «пластиковые» вертушки, или говорит обратить внимание на диджейские проигрыватели. Все это не имеет никакого отношения к звуку.

Выбирайте вертушку из номенклатуры проверенных брендов

Только компании, выпускающие проигрыватели тысячами штук в год, могут гарантировать высокое качество, долговечность и стабильность характеристик. У бутиков характеристики нередко гуляют от экземпляра к экземпляру даже в одной партии, крупные фирмы же имеют многоступенчатые системы проверки продукции, да и инженерные мощности по разработке у них несоизмеримо выше.

Обратите внимание на колонки с большим размером диффузоров

Напольная акустика с крупными динамиками – то, что нужно для винила. Физику не обманешь, чем больше площадь излучения, тем «мясистее» звук.

Обеспечьте нормальное усиление

На этапе бюджетных «ножниц» нам придется идти на компромиссы. Но, аналоговый усилитель (забудьте про решения в D-классе, мы же строим аналоговую систему), работающий в классе АВ будет необходим – хорошо, что на современном рынке достаточно вариантов. Помните про КПД такой системы и не покупайте аппарат, имеющий энергопотребление менее 100 Вт – это самая важная характеристика любого мощника.

Смело экономьте на фонокорректоре

Иногда, в целях экономии бюджета, можно обойтись и встроенным в интегральный усилитель фонокорректором, но лучше, все же, подобрать недорогой внешний компактный вариант. Так вы на будущее получите возможность использования МС-картриджей.

Тонарм – 9’ и не больше

В данные бюджетные рамки мы не впишем длинные тонармы, так любимые поклонниками High End. И, зачастую, лучше будет взять вертушку уже с комплектным фирменным тонармом – таким образом можно избежать многих хлопот по установке «руки».

Картридж – только ММ

В данном ценовом диапазоне рассматриваем только ММ-головки, они обеспечат достаточно смачное и мощное звучание, позволят прочувствовать всю прелесть аналогового саунда. На будущее можно рассматривать вариант апгрейда на более детальные МС-картриджи.

Не забываем про аксессуары

Щеточка для винила и пылезащитная крышка для вертушки – то, без чего нельзя обойтись в любой системе. Если нет заводской комплектной крышки – на рынке есть достаточной фирм, работающих по плексигласу на заказ.

Стойка должна быть тяжелой

В обозначенном ценовом диапазоне мы не купим вертушку, которая борется с резонансами через высокую собственную массу. А значит, постамент для нашего проигрывателя должен быть исключительно стабильным. Стойку лучше сделать на заказ и засыпать свинцовой дробью.

Заземление и сетевые кабели – важная вещь

Обязательно проверьте работу заземляющей электрической линии в вашем помещении – если она не функционирует, есть риск столкнуться с фоном во время работы проигрывателя. Если все в порядке, обратите внимание на сетевые кабели – это первое, что стоит поменять в системе. Замена штатных вариантов на самые простые брендовые даст заметную прибавку в качестве.

Пример бюджетной системы с винилом

Акустика – Magnat Signature 507

Цена – 89 990 руб.

Крупногабаритные напольные АС. Новый ВЧ-модуль с двумя твитерами Fmax, 6,5″ СЧ-драйвер и пара 6,5″ басовиков – АЧХ от 23 Гц, то, что «доктор прописал».

Интегральный усилитель – Cambridge CXA60

Цена – 49 990 руб.

Целых 600 Вт энергопотребления – фантастика! Cambridge CXA60 – настоящий стальной кулак в бархатной перчатке. А еще у него «на борту» есть неплохой ЦАП (на базе чипа Wolfson WM8740), так что создаваемая система сгодится и для цифрового звука. После анонса обновления CXA61, о котором мы подробно рассказывали, уходящую модель можно купить по очень привлекательной цене.

Фонокорректор – Pro-Ject PhonoBox S2

Цена – 12 000 руб.

Фонокорректор Pro-Ject PhonoBox S2 работает и с ММ- и с МС-головками, имеет массу настроек, да и выполнен по схеме «двойное моно».

Проигрыватель виниловых дисков – Thorens TD 202

Цена – 59 500 руб.

Разработанный под руководством нового владельца компании Thorens Гюртера Куртена (Gunter Kürten), проигрыватель виниловых дисков Thorens TD 202 выполнен в концепции «plug and play». Он оснащается и тонармом, и ММ-картриджем Audio-Technica AT95E. Встроенный фонокорректор мы использовать не будем. Пылезащитная крышка идет в комплекте.

Щеточка для винила – Dynavox 2 in 1 Record Cleaning Set

Цена – 1 400 руб.

«Два в одном», антистатическая и бархатная щетки

Стойка для аппаратуры – три полки, на заказ

Цена – 12 000 руб.

Два сетевых кабеля Supra LoRad 2.5 CS-EU по 1 м каждый

Цена – 2 х 5 490 руб.

Вуаля, мы собрали достойную систему с винилом за 235 860 руб. Только акустика и электроника обойдутся в 211 480 руб. Замена головки со штатной на Ortofon 2M RED добавит еще 6 000 руб.

Денис Репин

Я этот усилитель знаю не понаслышке. Он живет в моей системе и каждый день напоминает мне о правильности моего решения относительно его приобретения. На мой взгляд (вернее ухо), A600 редчайший пример сочетания противоречивых достоинств.

Сейчас, наверное, и не вспомню всех тех усилителей, которые удалось послушать в салонах и у знакомых. И всякий раз возникали мысли, к примеру:”О, как здорово поет, какая деликатность в обращении со всевозможными нюансами, и тембры инструментов похожи и голос певца как живой. Эх, если еще «дури” ему, да динамические контрасты не сглаживал и бас «не обрезал бы”…”

Xindak A600E, обладая недюжинными динамическими качествами, ПО НАСТОЯЩЕМУ глубокими НЧ (подобного баса больше не доводилось слышать), способен и к утонченности, и к естественной теплоте звука. У меня не вызывает нареканий тональный баланс, сцена, воздушность, прозрачность звука- все на достойнейшем уровне! Это один из тех транзисторных усилителей, который никогда не напоминал мне о своей каменной природе. Никакой жесткости и холодной отстраненности в звуке.

Не хотелось бы, чтобы меня неправильно поняли. Я не пытаюсь воспеть этот усилок как абсолютный идеал, хотя некоторые его способности хочется назвать выдающимися, особенно при его стоимости. Разумеется, всегда можно найти аппарат, которому китаец по какому-либо отдельно взятому аспекту уступит (большие сомнения, что по басу). Скажем, середина ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШЕЙ (что не меньшая редкость) и, как следствие, дорогущей лампы, естественно будет интересней. Но xindak это редкий и удачнейший компромисс присутствия в одном аппарате совершенно разных и чаще всего взаимоисключающих качеств, сочетание которых так важно для адекватного воспроизведения разных жанров.

И мне совершенно наплевать, какой он национальности, случайный ли это «выстрел” фирмы или результат многолетних наработок или стырили они схему у кого-то.

Я прекрасно понимаю скепсис людей в отношении китайской продукции. Сам такой-же. Но бывают исключения. Поверьте, этот аппарат достоин того, чтобы его сначала послушали в хорошо отстроенной системе приличного уровня, прежде чем смешивать со всей остальной массой под общим названием китайщина.

Другой пример промышленного размаха китайских Hi-Fi производителей – это продукция компании Yaqin предлагающей широкий асортимент ламповых усилителей. О звуковых их качествах я могу только догадываться, но визуально смотрятся впечатляюще – сами посмотрите.

Так же многие производители используют производственные мощности Китая для выпуска своей техники. Но не стоит и переоценивать возможности китайского Hi-Fi, так как в подавляющем большинстве это псевдо-промышленные изделия, на самом деле скорее качественный Diy (самоделка). Конечно многие наши самодельщики по привычке вооружившись утюгом и микрокапом и не мечтают о таком диерском качестве. Но это лишь временно. На самом деле и у нас нет никаких проблем выпускать изделия такого же диерского уровня изготовления, как и в Китае.

Не буду голословным, так как многие моменты элементарны. Например, воспользуемся крайне понятным онлайн-симулятором электрических схем EasyEDA, что-бы спроектировать свое устройство на сайте.

Вы распологаете элементы, симулируете работу схемы.

Создаете здесь же макет платы.

И тут же, на сайте EasyEDA заказываете партию этих плат на заводе, можно 10 штук без проблем. Получается от 2 долларов + доставка.

Но результат заводского уровня, просто восхитительный. Пример платы изготовленной на заводе и присланный по почте EasyEDA:

Видите, что это не ЛУТ, кроме того плата может быть многослойной!

Китайские диеры этой возможностью активно пользуются, иначе их самоделки не выглядели бы так профессионально. Но при всех положительных нюансах рынок диктует свои правила, и одно из самых жестких – это цена. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что главное конкурентное преимущество китайской продукции – это цена.

Так же китайский Hi-Fi рынок представленный на aliexpress или taobao – это диеры в больших масштабах, самодельщики. Далеко не каждый самодельщик понимает или умеет добится хорошего звука, но прочесав предложения вы очень скоро узнаете некоторые имена и компании, например Audio-GD или Weiliang, да, они понимают в хорошем звуке, но это не значит, что и другие так же хороши.

Кроме того, как бы не выглядело устройство, оно все так же остается самоделкой и несет в себе ее черты – в ней могут быть недоработки, нереализованные функции. Ярким примером могут послужить цапы. В базовых возможностях они могут быть очень хороши и по звуку превосходить в две и более цены брендовые изделия (китайцы будут дешевле). Но если копать глубже, то можно заметить нюансы.

Например, возьмем хороший чип AK4490 – этот цап уже имеет встроенные в него 5 цифровых фильтров, и для их активации нужно всего лишь подать определенные значения на ножки прибора, но китайцам в 99% случаев это сделать будет лень и обычно доступно не более двух фильтров – Slow и Fast. Недоработка – конечно. На что это влияет? Для конечного результата – мало на что. Переключение встроенных фильтров сродни походу к гадалке – вроде слышу что что-то изменилось в звуке, а вроде померещилось. Разница есть, но настолько непринципиальная и малоуловимая, что нет особо смысла заострять на этом внимание. В теории фильтр Slow долженодарить более долгими послезвучиями, а Fast наоброт имеет более обрубленные концы, но при прослушивании очень сложно заметить между ними разницу (речь о встроенных в чип фильтрах, а не о самостоятельных реализациях оных) – вроде бы что-то поменялась, а что именно – непонятно. Не стало лучше, но и хуже не стало.

Пример фильтра имеет повальный характер – в большиснтве даков леняться реализовать все возможности. Да, бренды в дешевых устройствах тоже ленятся, но разве на это стоило бы ровняться?

Опять же из области цапостроения – на что влияет низкая цена в китайском изделии?

После определенного порога ее влияние ощутимо.

Например посмотрите на китайский цап Audio-GD – модель NFB-7.77 построенную на двух чипах Sabre ES9038PRO + FPGA процессор.

Раздельное питание, три трансформатора и тд. Вобщем-то особо не экономили, но и цена устройства 1880 долларов все-же.

Посмотрим на более дешевый аппарат от Inntak стоимостью в пределах 500 долларов.

Здесь уже два трансформатора, более простая реализация USB-ресивера – упрощение присутствует. Если вы подумали, что 2 трансформатора означают, что по трансформатору на канал, то это абсолютно не так. ЦАП состоит из нескольких блоков – блок получения цифры (основан на специализированной микросхеме), блок чипа цап, и выходной блок включающий в себя реализацию цифрового фильтра и преобразование тока в напряжение и усиление звука до значений необходимых для работы усилителю, на который поступит сигнал в дальнейшем.

Все эти блоки обычно требуют разное напряжение, например SPDIF-ресивер хочет для себя 5 вольт, микросхема TTL-логики хочет 3 вольта, ЦАП хочет 5-8 вольт, а операционные усилители на выходе желают 15 вольт. Как это реализовать. В Иннтак это решено двумя трансформаторами с разным напряжением. Я сейчас не буду вникать в реальные значения, но предположим, что один трансформатор имеет значение на выходе 15 вольт, а второй трансформатор 9 вольт.

Это означает, что с одного трансформатора будут запитаны операционные усилители с их плюс-минус 15 вольтами, а вот на второй трансформатор повесят все устройства со значениями от 3 до 8 вольт. А это значит, что будет разветвление питания с одной обмотки, где далее будут стоять стабилизаторы, которые будут рассеивать в воздух излишнюю мощность. Сами посудите, если у вас трансформатор на 9 вольт (а после выпрямления это и вовсе 12.7 вольта (9*1,4142)), а требуется 3 вольта, то вам придется рассеять почти 10 вольт! В каким то случаях меньше.

Т.е. мы видим, что в угоду универсальности, уменьшению цены, мы получили некоторые проблемы с тепловыделением, с разделением питания.

В идеале это должны быть несколько трансформаторов (от трех и более), с несколькими обмотками на конкретные значения. Но диеры – это не производители, они не могут составить тех-задание и заказать именно то, что нужно этой конкретной модели. Потому что все эти китайские модели не массовые. Они локально успешные, но не промышленные изделия. И поэтому те же трансформаторы не созданы для конкретных изделий (как у брендов), а просто в той или иной степени подходят к данному устройству.

Поэтому мы и имеет определенные минусы с которыми приходится мироиться в совсем дешевых устройствах. Как пример, рассмотрим китайский цап SU3. Как он звучит? Он звучит прекрасно. И даже не в своей крайне низкой цене, а звучит и на 2 и на 3 свои цены. Очень детально, утонченно, красиво – роскошное устройство. В какой то мере ощутить это вы можете просмотрев видео ниже:

Но какой ценой? Вы же понимаете, что должна быть цена за это.

Заглянем внутрь SU3. Помимо топового чипа Sabre ES9018 в нем и добротные оу Muses8920 и AD797 – по паре каждых.

За USB отвечает уже известный чип XMOS. Но где подвох, точнее компромис.

Здесь на самом деле компромис очень грамотный – используется всего 1 трансформатор, но с разными обмотками на разные напряжения. Конкретно доступно две обмотки на 15 вольт (что вероятно позволяет реализовать двухполярное питание) и одна обмотка на 8 вольт. В принципе никаких эксцессов такое построение питания не должно вызвать, но камнем преткновения становится корпус. Он замечательный визуально, алюминиевый, но производитель не реализовал в нем вентиляцию. Нет движения воздуха и в замкнутом пространстве модель греется довольно ощутимо после пары часов прослушивания. Поэтому впечатления такие, что звук отличный, цена прекрасная, но есть недостатки в проектировании охлаждения. Тут уже вы сами можете увеличить радиаторы стабилизаторов или сделаете отверсия в корпусе. Это не повлияет на звук, но повлияет на ваш возможный страх относительно долговечности устройства, хотя его цена с лихвой компенсирует этот аспект.

В другом китайском цапе, так же довольно хорошо звучащем на двух чипах PCM1794 и 4-х оу LME49720 вопрос охлаждения в аналогичном корпусе решили кардинально:

В корпусе были просто выточены прорези для охлаждения. И действительно этот цап охлаждается довольно нормально. А звучание красивое, богатое и детальное.

Резюмирую мысль этого обзора – в Китае можно купить компоненты с очень хорошим Hi-Fi звучанием и по небольшой цене, но часто это будут непромышленные изделия, что это значит и было описано выше.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *