0

Красин корабль

В начале XX века дирижаблестроение заняло особое место в истории воздухоплавания. Дирижабли, как и ледоколы, начали сооружать непосредственно для того, чтобы покорять арктические просторы.

Дирижабль «Норге», созданный итальянским инженером Умберто Нобиле, в 1926 году через всю Центральную Арктику перелетел к Северному полюсу. Руководителем той экспедиции был Руал Амундсен. Почти сразу после этого между ним и Нобиле произошел разлад. Вражда двух выдающихся людей побудила Нобиле повторить полет, организовав свою собственную экспедицию без участия Амундсена. Для этих целей был построен новый дирижабль – «Италия», прототипом для которого послужил «Норге». Экспедиция состояла из 16 человек. По замыслу Нобиле, группа исследователей должна была высадиться на 90-й параллели и провести там опыты. Тем самым итальянец хотел победить в споре с Амундсеном.

11 мая 1928 года дирижабль «Италия» вылетел со Шпицбергена, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске. А вот на обратном пути случилась катастрофа. Связь с «Италией» потеряли 25 мая.

Позднее выяснилось, что на дирижабле произошла утечка газа в 100 км от Шпицбергена и он начал терять высоту. Воздушное судно с силой ударилось о ледяную поверхность. От удара погиб моторист. Шесть человек пропали без вести. Еще 10 участников экспедиции, включая Нобиле, оказались в ледяном плену. Через девять дней с помощью радиостанции потерпевшие крушение люди случайно смогли передать сигнал о помощи, который поймал радиолюбитель.

Мир узнал о трагедии и на помощь в числе 18 кораблей и 21 самолета направился «Красин». 12 июля, пробив льды, судно смогло спасти большую часть экспедиции, чуть было не сгинувшую во льдах после крушения «Италии». Стоит отметить, что в ходе спасательной экспедиции разбился самолет «Латам-47», на котором летел тот самый Руал Амундсен, с кем враждовал Нобиле. В дальнейшем итальянец признается, что Амундсен смог победить его.

«Красин» же после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.

Участник Второй мировой

Вторая мировая война застала советский ледокол на Дальнем Востоке. Для несения службы ему нужно было перейти через два океана – Тихий и Атлантический – а также Панамский канал. «Красин» успел к началу навигации в западной секции Арктики.

С начала военных действий ледоколы стали военными судами, которые вынуждены были обеспечивать проводку конвоев в ледовых условиях. Немецко-фашистское командование сулило высокие награды тем, кто выведет из строя ледоколы противника, но советские войска конвойные операции дезорганизовать так и не дали. Сам же «Красин» провел неоднократную проводку конвоев с важнейшими грузами по северному морскому пути.

Почетная стоянка

В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. Далее пришлось уступить место более современным кораблям. До передачи в Ленинград «Красин» работал уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.

В конце 1980-х годов ледокол «Красин», знатно потрудившийся в Арктике, перешел под опеку Всесоюзного общества «Знание» и отправился в Ленинград для продолжения службы в роли корабля-музея на набережной Лейтенанта Шмидта.

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции — все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного флота «Ермак» и «Святогор» были самыми мощными кораблями этого класса в мире.»Святогор», который позже будет переименован в «Красин», усовершенствует конструкцию первого российского ледокола «Ермак» и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал — затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.А в 1980-м году ледокол «Красин», став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день…

Ледокол «Красин» при постройке носил имя «Святогор». К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола «Ермак» становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. «Ермак» долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 — 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ. Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Кo». Новый ледокол «Святогор» строился с учетом опыта эксплуатации «Ермака» и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года «Святогор» был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось … чуть больше года.Это в начале XX века.

Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол «Святогор» решают … затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

В 1921 году «Святогор» выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

В 1928 году ледокол «Красин» становится всемирно известным — в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле , пережившего катастрофу дирижабля «Италия». В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины — «Италия». Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и «Италия» легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек. К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек — ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руал Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета «Латам-47», на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола «Красин». В память о той спасательной экспедиции, на ледоколе «Красин» хранится часть оболочки дирижабля «Италия» Умберто Нобиле

С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом — высшей наградой Германии — того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако, Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути. Во время войны ледокол «Красин» осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу стал конвой PQ-15 — самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков — дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола — набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

Машинный телеграф

Главный компас, расположенный на ходовом мостике

Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

Спускаемсч в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

Штурманская рубка

Здесь идет прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал

Радиоприемник…

. и более ранние их предшественники

Со слов экскурсовода, это интересное устройство использовалось для указания курса кораблоя и расписения вахт для неграмотных матросов, которые не умели читать

Экспозиция навигационных инструментов начала XX века

Капитанская каюта. Первым капитаном «Святогора» было К.К. Неупокоев. Всего же за все время на этом ледоколе сменилось 43 капитана.

Рабочий стол капитана

Книжная полка

Радиола, крафин и стакан в спеицальной подставке против качки

Капитанская койка и переговорная трубка экстренньй связи

Капитанский санузел. Если бы не многочисленные трубы под потолком, сложилось бы ощущение, что находишься в обычной картире 70-х гг.

Несмотря на то, что ледокол давно стоит на вечной стоянке, его рынды все так же блестят даже при пасмурном небе, а палубе выдраена до блеска

Кстати, в 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток.

В самом начале своего существования корабль носил название «Святогор». Строили корабль в британском Ньюкасле по заказу России еще в начале 20 века. Строительством занималась фирма «Сэр Армстронг, Витворт и К°». Создавался корабль на базе первого ледового корабля «Ермак» улучшенного проекта. Конструкцию корабля «Святогор» спроектировал русский вице-адмирал С.Макаров, который уже являлся к тому времени признанным океанографом, был руководителем 2-х отечественных экспедиций вокруг света. Строить ледокол начинают в январе 16 года, а в конце марта 17 года на «Святогоре» реял Андреевский флаг, и ледокол становится в ряды Северной флотилии российского флота.
Основные характеристики ледокола:
— водоизмещение 10,8 тысяч тонн;
— длина 98,5 метра;
— ширина 21,6 метра;
— осадка 9,1 метра;
— ДУ – 3 двигателя, общей мощностью 10 тысяч л.с;
— скорость хода 15 узлов;
— особенность – конструкция корпуса в форме яйца.
Эксплуатация корабля
Служба Отечеству у корабля была нелегкой. Не прошло и года, как корабль был затоплен в фарватере реки Северная Двина. Корабль использовали для закрытия реки и недопущения кораблей интервентов внутрь страны. Англичане подняли «Святогор» и поставили его в строй уже под своим флагом. Базировался корабль в Норвегии и выполнял задачи по предназначению для Великобритании. К началу 20-х годов молодое Советское государство стало нуждаться в кораблях ледового хода. Начались переговоры по возвращению корабля. Британцы с самого начала были настроены положительно, и представитель советского правительства, а позже посол молодого государства и министр внешней торговли Л.Красин, успешно завершает переговоры в 21 году. Корабль продают РСФСР за 75 тысяч ф.с. Общая стоимость заключенной сделки 375 тысяч ф.с. В 26 году Л.Красина не стало и его имя присваивают данному кораблю.
28 год. Ледокол становится известным на весь мир. Экспедиция, организованная на дирижабле «Италия» в количестве 16 человек под руководством Нобиле, при возращении с Северного полюса, а точнее с Аляски, терпит аварию, не долетая километров сто до Шпицбергена. На поиски отправляются 18 кораблей разного класса и 21 летательный аппарат. В их число входили и советские корабли «Красин» и «Малыгин». Ледокол «Красин» отправили на север на 82-ю параллель. Туда еще не ходил не один корабль в мире. Через 2 месяца корабль добрался до непроходимых льдов. Ломается одна из лопастей на винте. Ледокол остановился и дальше поиски продолжил самолет под управлением Б.Чухновского. Он и обнаружил двух членов экипажа из потерпевшего катастрофу дирижабля. Вскоре «Красин» добирается до тороса, на котором они находились. Чуть позже ледокол подошел к лагерю, где находились оставшиеся в живых члены экспедиции. На обратном пути, выйдя в чистые воды, корабль принимает радиограмму. Ледокол просят прийти на помощь немецкому «Монте Сервантес». На борту парохода находилось 1.8 тысячи пассажиров. «Монте Сервантес» столкнулся с айсбергом и получил пробоину около Бельзунда. Пароход окружили ледовые поля и айсберги. Экипаж «Красина», не раздумывая, возвращается во льды и пробивается к потерпевшим бедствие людям. За спасение людей в этом походе корабль награждают орденом Трудового Красного Знамени.
30-е годы. Ледокол совершал различные походы в рамках запланированных операций, а также проводил спасательные экспедиции. В 34 году ледокол использовали для спасения команды утонувшего корабля «Челюскин». Этот поход корабль совершил в неслыханные по быстроте для такого типа кораблей сроки. В 35 году исследовал пролив Лонга, в 38 году работал над освобождением из ледовых оков ледокола «Ленин». Войну «Красин» встретил, находясь на Дальнем Востоке. Для борьбы с противником ледокол оборудуют 6-ю пушками 76.2-мм калибра, 3-я американскими универсальными орудиями и 7-ю 20-мм зенитными автоматами «Эрликон». К ним добавили 10 пулеметов «Браунинг». 6 из них 12.7 калибра и 4 остальных 7.62 мм. После вооружения корабль пересекает два океана и, присоединившись к конвою PQ-15, идет в Мурманск. Ему поручили 4-ю колонну судов конвоя. За время войны, команда корабля успешно проводила конвои, пробивала пути своим кораблям и кораблям союзников, уничтожала самолеты и корабли противника. 300 наград получили за время войны члены экипажа ледового корабль «Красин».
После войны ветеран «Красин» становится комсомольским судном. Команда корабля вся состояла из членов ВЛКСМ, сам корабль возглавил советский ледовый флот. До 52 года считался лучшим ледовым кораблем в мире. После модернизации до конца 70-х годов честно служил своей Родине. После корабль переоборудуют в энергоплавбазу по обеспечению ледовых экспедиций. В конце 80-х годов Всесоюзное общество «Знание» приобретает ледокол «Красин», и он уходит в Ленинград для несения своей последней службы – корабль-музей. На сегодняшний день «Красин» стоит на набережной л-та Шмидта в районе Горного института.
Автор Роман Джерелейко
Посетить Ледокол-музей «КРАСИН»(200 фото)
См. также:
Операция «Страна чудес» или Александры Матросовы Северных морей
Злобный ледокол «А.Микоян»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *