0

Кто такой музыкальный продюсер?

Это художественный руководитель, арт-директор, психолог, меломан, советник, консультант, скульптор, способный сделать статую из неотёсонного камня.

Он отвечает за всё звучание песни. Иногда его мнение важнее мнения артиста.

фрагмент фильма «Переступить черту»

В этой статье мы покажем несколько ярких примеров звучания песен Radiohead, Nine Inch Nails и Johnny Cash, чтобы уловить разницу звучания: где участвовал саунд-продюсер, а где его не было.

А также расскажем, как выбрать музыкального продюсера и почему у нас немножко не так всё устроено.

Термин «продюсер» в России ошибочно применяют к генеральному менеджеру/директору артиста. Менеджер, как правило, не может лезть к артисту со своими советами как сделать песню.

Его задача — администрировать жизнь группы (например: Юрий Айзеншпис и группа Кино).

А саунд-продюсер может лезть даже в тексты, потому участвует в создании песни наравне с музыкантами и звукорежиссёрами.

Особая ценность его в том, что он – объективен (в отличие от музыкантов, написавших музыкальную гармонию и текст) и не боится экспериментировать в стиле

«давайте подвесим Джона Леннона на трос, и пустим вокруг стойки с микрофонами, чтобы звук получился особенно протяжным» (это реальная история).

Саунд-продюсер со стороны наблюдает за процессом создания песни, чтобы в нужный момент включиться в процесс.

Он может безошибочно спрогнозировать будущий хит или сделать хит из весьма посредственной песни.

Кстати, иногда роль саунд-продюсера выполняет звукорежиссёр или композитор (например: музыкальный продюсер Максим Фадеев и его проект «Линда»).

Иногда для одной песни могут работать до 15 саунд-продюсеров, но это только на Западе, т.к. там люди понимают, что на выходе хотят получить «вечный хит», приносящий популярность и деньги, а не песню-жвачку для олигофренов в стиле «фая-фая, нет вай-фая».

Для примера: вот, сколько людей работало над аранжировкой легендарной песни Jay-Z – 99 problems:

В киноиндустрии и рекламе тоже есть продюсеры, но это совершенно другие функции и не для этой статьи.

Содержание

К примерам

В июне этого года группа Radiohead опубликовала демо-записи своих песен с репетиций. По сути – это первоначальное звучание, каким его задумывали музыканты.

При этом, несколько участников группы сами являются музыкальными продюсерами и композиторами для сторонних проектов, но когда речь идёт о своей музыке, сложно быть объективным, поэтому даже самым опытным музыкантам нужна помощь хорошего саунд-продюсера.

«Хороший” – не означает известность человека в мире шоу-бизнеса. В данном контексте это человек, который разделяет ваши вкусы и жанр. И здесь важно понимать: музыканты уже с мировым именем дают право чужому, по сути, человеку вмешиваться в божий промысел и вдохновение артиста.

Представьте, что на ваших глазах доктор всячески лапает вашу вторую половинку. Примерно те же эмоции испытывает творческий человек, когда кто-то вмешивается в его творение, в котором он уверен на все 100.

Но в США такие правила шоу-бизнеса и, как мы видим, правила эти прекрасно работают.

Саунд-продюсирование Radiohead

Послушайте несколько вариантов звучания одной и той же песни, сделанные без участия саунд-продюсера.

Exit music

демки

01 — Exit Music (Thom Solo Acoustic, Early Lyrics)

00:00 03:53

02 — Exit Music Life in a Glasshouse (Thom Solo)

00:00 03:53

03 — Exit Music (Alt. Lyrics with Harmonies)

00:00 03:53

04 — Exit Music (solo Thom, alternate arrangement rhythm and lyrics)

00:00 03:53

И финальный студийный вариант с участием музыкального продюсера группы:

Karma Police

демки

01 — Karma Police (Thom solo Acoustic, Alt. Lyrics, Different Key)

00:00 03:53

02 — Karma Police 9-2 (Early Rehearsal, Alt. Lyrics, Distorted Bass)

00:00 03:53

03 — Karma Police 9-1 (Early Rehearsal, Alt. Lyrics)

00:00 03:53

04 — Karma Police (Early Rehearsal, Electric Guitar, Alt. Lyrics)

00:00 03:53

финальный студийный вариант

Paranoid Android

демки

01 — Paranoid Android (Early Rehearsal, Instrumental Fragment)

00:00 03:53

02 — Paranoid Android (Soundcheck with Thom direction)

00:00 03:53

03 — Paranoid Android (Early Rehearsal, ‘Rain down’ section)

00:00 03:53

04 — Paranoid Android (Early Rehearsal)

00:00 03:53

финальный студийный вариант

The National Anthem

демка:

The National Anthem (OKNOTOK Demo, aka ‘Everyone’)

00:00 03:53

финальный студийный вариант

Nine Inch Nails и Johnny Cash

Ещё один пример контрастности работы саунд-продюсера – песня «Hurt» группы Nine Inch Nails (NIN)

Оригинальная версия песни, прямо скажем, звучит странно, если не сказать плохо.

Безусловно, текст очень сильный и эмоциональный, но для слуха важен не только текст, но и вокал, музыкальная гармония и аранжировка.

В оригинальной версии эти три компонента не дают ощущения хорошей песни.

Для большинства людей ключевой показатель хороший песни прост: «какие приятные звуки – хочу дослушать песню до конца».

В принципе, Radiohead работают именно по такому принципу.

Поэтому группа имеет многолетний успех, и будет иметь его много лет после завершения своего существования.

Но в случае с оригиналом песни Hurt вряд ли много людей захотят слушать её до конца, да ещё и на повторе.

И вот в этой самой песне с ужасным вокалом и со странной аранжировкой, увидел потенциальный успех мистер Рубин.

Rick Rubin

Рик Рубин – культовый американский саунд-продюсер.

Этот дядя, больший похожий на племянника Салтыкова-Щедрина, умудрялся делать хиты для Slipknot, Melanie C, System of a Down, Eminem и Ed Sheeran. В списке его работ много известных песен, о них написано в конце статьи.

В начале 2000-х он сделал 6 альбомов-каверов для легенды кантри – Johnny Cash.

Одним из кавером стала песня Hurt

Рекомендуем почитать историю написания этой песни и съёмки клипа и посмотреть биографический фильм про Джонни Кэша «Переступить черту».

Тот самый случай, когда тебя по-настоящему покорила песня, и тот самый случай, когда человек смог разглядеть в чужом музыкальном материале то, что принесёт успех.

На Википедии можно почитать внушительный список работ Рика Рубина.

Резюмируем

Саунд-продюсер помогает создать и упаковать музыкальный материал: работает с артистом, помогает ему поймать настроение песни, заряжает группу на работу, убирает ненужное, находит подходящие звуки, экспериментирует с вокалом и музыкальными инструментами, подбирает сессионных музыкантов.

Хороший саунд-продюсер не угождает инвестору или музыканту. Его задача – сделать песню или альбом хитовым, потому что в шоу-бизнесе музыка – это актив, который должен приносить деньги всем участникам проекта.

Именно поэтому важно найти своего саунд-продюсера, наладить с ним контакт, и если уже приглашать его в проект с конкретной целью – сделать коммерчески успешный альбом / песню – следует довериться ему на 100%, и не мешать работать (читай: не сбивать его вдохновение своими комментариями и видением).

Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров.

Когда пост-обработка была закончена, Стингу решительно не понравился результат.

Хотя саунд-продюсер настаивал на том, что ничего менять не нужно, потому что всё звучит отлично, Стинг был непреклонным. Тогда саунд-продюсер вместе со звукорежиссёром сохранили свои настройки, и пересвели так, как хотел Стинг.

Как только артист утвердил «Стинговоское сведение”, материал отправили на мастеринг (финальная стадия пост-обработки песни).

Только звукорежиссёр в итоге отправил свою первоначальную версию, в которой был уверен он и саунд-продюсер.

Как результат: альбом занял первые места в хит-парадах, получил Грэмми, в том числе за лучшую звукорежиссуру и саунд-продюсирование года.

Такие дела.

Субъективные выводы

Многие наши друзья и коллеги из музыкального бизнеса (артисты, продюсеры, педагоги по вокалу, звукорежиссёры и т.п.) считают, что музыкальный рынок России очень молодой, потому и столь неуспешный на мировой арене, а вот в Америке индустрия сформировалась много лет назад, там всё здорово и классно, потому что не было «совка».

И что в отсутствии хороших российских продюсеров и проектов виноваты отечественные поп-короли, занявшие свой трон с момента распада СССР.

Понятно, что для американцев песни на русском языке звучат дико и нескладно. Примерно как для русского слуха – немецкий язык, но группу Rammstein, например, это не очень остановило, чтобы стать культовой мировой группой. Впрочем, как и многих других известных западных артистов, не поющих на английском.

Мы гордимся тем, что Т.А.Т.У. были популярны в Америке, но эта «гордость” скорее успокаивает и стопорит нас в развитии, мол, «фух, хоть разочек, но МЫ были тама”, нежели даёт толчок переплюнуть их успех.

Многие ругают современную эстраду за отсутствие морали в текстах, однообразие музыки, плагиат и другие грехи. Но разве только артисты виноваты в таком положении дел? Разве не слушатели кормят артистов своим вниманием?

Когда я слышу ужасную песню, и вижу при этом полный зал людей, то у меня вопросы не к артисту или его продюсеру, которые поняли как поднять бабла (ц). У меня возникает вопрос к публике, которой нравится философия песен Ольги Бузовой и Ко.

Российские музыкальные продюсеры хотят делать хорошо (и делают, поверьте мне), но продвинуть качественный материал в потоке рафинированных и одинаковых песен – крайне сложно и дорого. Люди не привыкли к чему-то смелому, к экспериментам в музыке, к песням, где нужно и можно подумать.

Проще скопировать чужую песню, адаптировать для российского слушателя – и привет, чарты (принцип работы блэк стар).

Но помимо сложности продвижения, есть же артисты, которые не готовы экспериментировать. Вернее, они готовы, но не хотят слушать неких «саунд-продюсеров”, у которых есть только амбиции и несколько аранжировок, но нет опыта работы с известными артистами, Грэмми или тарелки МУЗ-ТВ.

При этом такие артисты или их «инвесторы” хотят недорогого продюсера, но с наградами – а так не бывает.

Есть либо недорогие – с минимум опыта и без наград, но голодные, либо дорогие, с сомнительной репутацией и с несколькими граммофонами и «тарелками”.

Такой вот замкнутый круг как в шутке:

«необходимый опыт для работы у нас – 3 года. НО: без опыта не берём»

И как, спрашивается в задаче, получить опыт, если без него не берут?

Тоже самое и с саунд-продюсированием: артисты хотят грэмми-хуэми, сладкой жизни, чтобы MTV приходили к ним домой и снимали их коллекцию кроссовок, но работать для этого не хотят.

Не хотят рисковать, потому что нужно побольше денег получить, попав в ТОПы музыкальных магазинов (естественное желание) и в ротацию Русского радио, но помимо денег есть непреодолимое желание славы и нескончаемого ощущения успешного успеха – отсюда и проблема.

Сперва надо самому усердно потрудиться: собрать команду и уметь в ней работать, довериться ей, объяснять, что Ты хочешь услышать, уметь ждать, работать над одной песней по 6 и более месяцев. Заниматься сценой движения, вокалом, оттачивать стиль и многое другое.

Мир не удивить очередной клонированной песней. Мир можно удивить только усердной работой до седьмого пота и тогда, возможно, у артиста появится шанс «выстрелить” перед миллионом людей, но после этого придётся работать ещё усерднее – чтобы удержаться и не потерять аудиторию.

Примеры песен, приведённые в этой статье, хорошо иллюстрируют кропотливую работу огромной команды, серьёзные инвестиции лейблов, которые вкладывают в эксперименты группы, давая музыкантам возможность арендовать самую дорогую студию в мире (Abbey Road), приглашать лучших саунд-продюсеров и искать новый звук для альбома.

А у нас артисты думают, что обладая голосом, им не нужен педагог по вокалу. Что раз руки у них двигаются, и мордашка симпатичная (так им пишут в директ), то заниматься своим стилем и танцами не надо.

Хотя, стоит отметить, что и не многие саунд-продюсеры понимают важность большой и долгой подготовки артиста, но об этом уже не в этой статье

Пока артист не доверится саунд-продюсеру, а саунд-продюсер не научится отстаивать свою точку зрения перед артистом, российская музыка будет оставаться на уровне рифм про фай-вай-фай, медузу и друзей.

хотя, суть написанного мною выше, уже давно показали в кино»

Редько Анатолий Максимович, Пермский музыкальный колледж, преподаватель Redko Anatoly Mahimovich, Perm musical college, teacher

Продюсирование — форма управления персоналом в музыкальной индустрии Producing — the form of government the personnel in the musical industry

Тема продюсирования в нашей стране сейчас входит в моду, но как бы там, ни было, надеюсь, что многое из того станет после прочтения этой статьи чуточку понятнее.

Понятие продюсера как творческо-управленческой фигуры достаточно новое в нашей стране и на данный момент не получило полного признания официальных структур.

Продюсер (от англ. producer — производитель, товаропроизводитель, изготовитель) -специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта.

Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль над выполнением соответствующих работ.

Процесс перехода страны к рыночной экономике затронул все сферы культурной деятельности, в том числе и музыкальную индустрию. В этой области культуры произошли коренные изменения. Самым главным изменением является выделение экономического блока отношений в музыкальной индустрии. Таким образом, экономика наряду с творчеством стала неотъемлемой частью музыкального проекта. Взаимодействие этих двух составляющих обеспечивает его оригинальность и конкурентоспособность. Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои особенности но, несмотря на это она подчиняется законам характерным и для других видов общественной деятельности, таких как финансовые, социальные, кадровые (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты общественной деятельности

Рассмотрим подробнее взаимодействие этих компонентов в музыкальной индустрии. Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна и так. Организация любого проекта обеспечивают управленческие отношения, которые опираются на личностный фактор. Но музыкальный проект не может существовать без артистов и других участников, ответственных за различные процессы. Таким образом, становится необходимым профессиональный менеджмент. Все отношения с его участниками регулируются правовыми принципами, отраженными в законодательстве и в договорном регулировании отношений. Музыкальный бизнес включает в себя организацию большого числа разноуровневых событий, людей. Все процессы, так или иначе, связаны с генерированием идей, созданием проектов, продвижением его на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности продюсеру необходимо учитывать ее экономическую, правовую специфику. Понятие продюсера как человека ответственного за финансирование, производство и распространение продуктов культуры, в частности культуры на практике возникло уже давно, но получает свое призвание на официальном уровне постепенно. Музыкальное продюсирование — это многоуровневый процесс, который требует от продюсера как креативно-управленческой личности большой отдачи сил, времени.

Роль продюсера тесно связана с понятием менеджмента но, так, же как и в любой сфере деятельности имеет специфику. Само по себе понятие продюсер в России радикально отличается от понятия этой профессии на Западе. Там продюсер — это человек, который делает музыку. У нас же трактовка этого понятия несколько иная. Прежде всего, продюсер

— это человек, который находит инвестиционные средства для продвижения проекта, а также является организатором разноуровневых творческих явлений. Многогранность продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта, которая включает в себя не только традиционные методы продвижения (концертная деятельность; гастрольная деятельность), но и специфические (мерчандайзинг; участие в престижных музыкальных фестивалях; PR; создание промокомпаний в Интернете). Задача продюсера сводится к созданию креативного продукта, который будет иметь коммерческий потенциал. Помимо организационной деятельности, решения текущих вопросов и их координации перед продюсером стоит еще такая важная задача как вдохновение всего коллектива на эффективное выполнение всей организационно-творческой работы по проекту. Продюсер — это, прежде всего организатор за которым стоит целая команда единомышленников, которая и делает проект.

В зависимости от продюсерской команды, объема выполняемых задач и системы управления продюсеры могут быть квалифицированы как генеральный, исполнительный, линейный, проектный, креативный. Вне зависимости работает ли продюсер над конкретным участком проекта или координирует весь проект, он профессионал и обладает профессиональными знаниями. Но к какой бы категории не относился продюсер, он должен понимать утверждение «Артиста делает хит». Когда известность приходит к коллективу, то сразу же она приходит и к продюсеру проекта, поэтому вся деятельность продюсерской команды направлена на запись концертной программы.

Продюсеру как управленцу приходится координировать очень большое количество людей направлять их отвечать за их действия и судьбу проекта. Далее будут рассмотрены участники и партнеры продюсерского проекта (рис.2), роль их и взаимодействие с музыкальным продюсером (рис.3).

Инвесторы, спонсоры. К ним относятся партнеры продюсера. Это могут быть и обычный спонсор, администрация концертной организации. В зависимости от условий контракта, они могут вмешиваться в творческую часть проекта или оставить все на усмотрение продюсера. Финансовый директор. Это эксперт, который помогает сохранить деньги и если потребуется правильно потратить. Финансовый менеджер. В его обязанности входит оптимизация условий по вопросу продюсерской ставки. Он может серьезно сократить затраты продюсера.

Исполнительный продюсер. Он решает вопросы управленческого, творческого и финансового характера, но окончательное решение принимает генеральный продюсер. Директор художественного коллектива. Принимает участие во всех делах исполнительского коллектива, выезжает вместе с ними на выступления, решает организационные вопросы, урегулирует все отношения с представителями партнерских компаний. Данное административное звено играет важную роль, а также является связующим между творческим составом и продюсером. Менеджер. Ведет переговоры, координирует процессы, выбирая наиболее эффективное решение проблемы. Юрист. Принимает непосредственное участие в решение правовых вопросов, возникающих при создании и продвижении проекта. Концертный директор. Составляет концертный график выступлений художественного коллектива.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОДЮССЕР

і г

Инвесторы, спонсоры

ФИНАНСОВЫЙ БЛОК Финансовый директор

ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВОЙ БЛОК

Финансовый менеджер

Исполнительный продюсер

Директор художественного коллектива

Менеджер

Юрист

Концертный директор

Артисты художественного колледжа

КРЕАТИВНО-

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

БЛОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекорд-лейбл

Арт-менеджер

Музыкальное издательство

РЯ-директор

Промоутер

Пресс-атташе

Рис. 2. Участники и партнеры продюсерского проекта

музыкальный продюсер

Промоотдел: эфир на радио, ТБ

Юридическая служба: заключение договоров

Финансовая служба: финансирование творческого проекта

\\гЕВ-мастер: создание компьютерного сайта

Артисты-исполнители проекта

Маркетинг-отдел: ценовая политика

РИ-отдел: создание имиджа художественного кохіектива

Рекорд-лейбл: выпуск диска, выпуск рекламной продукции

Музыкальное издательство: издание 5™летов, концертной про_____________________граммы_____________________

Рис. 3. Результаты взаимодействия участников продюсерского проекта

Артисты художественного коллектива. В понятие исполнители входят и специалисты причастные к созданию исполнительской задумки (режиссер-постановщик, хореограф). Рекорд-лейбл. Компании, занимающиеся записью и выпуском диска художественного коллектива. Рекорд-лейбл берет на себя права издания и продвижения на рынок музыкальной продукции. Название лейбла, обычно находится на обложке любого фирменного носителя. С другой стороны это выпускающая компания, которая занимается тиражированием готового художественного продукта и его дистрибуцией. Арт-менеджер. Является экспертом деятельности всех участников проекта, включая и артистов-исполнителей. Он тесно сотрудничает с продюсером проекта, тщательно прорабатывая все детали.

PR-директор — отвечает за формирование общественного мнения и создание репутации артиста. РЯ — призван обеспечить эффективный диалог с обществом, формируя и поддерживая выбранный продюсером сценический образ исполнителя, а так же репутацию продюсера. Промоутер — работает на звукозаписывающие компании. Работа его заключается в том, чтобы получить наибольшее количество времени в эфире для демонстрации новый записи. Пресс-атташе — пресса имеет огромное влияние на формирование имиджа исполнительского коллектива. Пресс-атташе предоставляет прессе всю информацию о художественном коллективе.

Продюсер и участники находятся во взаимодействии, итогами их совместной работы является популяризация

творческого проекта и получение прибыли от его реализации. Как уже было сказано продюсерская

деятельность, является неким синтезом многих профессий, ведь в подчинении у продюсера находятся сотрудники для эффективного управления

которыми ему необходимо иметь определенные личностные качества и профессиональные навыки. Продюсеру в проекте необходимо и попеременно играть ролевые функции и в зависимости насколько гибко он сможет перестраиваться, и будет зависеть успех шоу. В идеальной модели продюсера (рис.4) можно выделить его составляющие.

Роль продюсера.

1 Г

ЛгРТЕС’СТНЬМ КЗНЙСП-Ц Х-Еф-ЕИТШр

1 г

Цепи и задачи продюсера

Тактика, (гееедение) продюсера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия продюсера

Функции продюсера

Рис.4

Успех управленческой работы в бизнесе музыкальных фестивалей во многом определяется именно личностными качествами характера продюсера. Именно они помогают ему добиваться своих целей при этом, поддерживая в коллективе жесткую дисциплину сохраняя при этом творческую атмосферу. Такая форма управления возможна благодаря наличию у управленца гибкости в отношениях с людьми, ответственности и предприимчивости. К личностным качествам можно отнести следующие: благожелательное отношение к людям и работе; высокие моральные стандарты; самообладание; креативное мышление; оптимизм; уверенность в себе; требовательность. Однако это не единственные качества, которые делают человека продюсером, еще очень большую роль играют профессиональные и деловые качества, в первую очередь его компетентность. Продюсер обладает творчеством, широтой взглядов базирующихся как на общей эрудиции, так и на профессиональном знании не только собственной сферы деятельности, но и смежных с ней профессий. К деловым качествам относим, прежде всего, организаторские способности, предполагающие не только создание коллектива, но и его контроль. Продюсер не сможет выполнять эти задачи, если он не добивается лидерства в коллективе. Так же к качествам продюсера относится и коммуникабельность — это умение находить общий язык, идти на контакт с подчиненными, вовремя улаживать конфликты. Таким образом, тактика и стратегия продюсера определяются его личностными качествами.

Именно в соответствии с этими составляющими продюсер выбирает и использует наиболее подходящий стиль руководства, осуществляет свою деятельность, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает, и применят стратегию и тактику (технологии), которые позволяют повысить популярность проекта, а также мотивировать подчиненных на достижение поставленных задач. При совпадении реальных характеристик продюсера с требуемыми управленческими качествами, и при их рациональном использовании, модель продюсера приобретает идеальную форму.

Продюсер, по сути, является лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от статуса продюсера, в его обязанности входит и функциональные:

1. Стратегическая задача — заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе которых ставятся цели, и организовывается координация процесса.

2. Административная задача — это контроль подчиненных, оценка результатов, осуществление коррекционной деятельности.

3. Экпертно-инновационная задача — постоянное ознакомление продюсера с

новинками рынка, их квалифицированная оценка и их внедрение в практику.

4. Социально-психологическая задача — отвечает за создание в коллективе

благоприятного морально-психологического климата, создание и поддержание традиций, предотвращение или разрешение конфликтов, формирование стандартов поведения.

5. Лидирующая задача — продюсер следит за тем, чтобы действия конкретных членов

его команды не противоречили общим интересам и не подрывали его внутреннее единство. Так же продюсер в определенных ситуациях должен являться

организатором защиты членов своей команды или всей группы единомышленников.

Продюсеру трудно добиться успеха в делах, если он не обладает пятой функцией в полной мере. Большое значение имеет умение соблюдать этические нормы, которые играют немаловажную роль в деловой практике. Участвуя в процессе создания и организации музыкального проекта, продюсер контактирует с большим количеством людей, поэтому очень важно, чтобы управленец каждый факт своего общения с людьми рассматривал как реализованную или нереализованную возможность завоевания их доверия. В связи с этим особое внимание уделяется технологии общения и выполнению требований управленческого этикета:

— продюсер выражает свои мысли четко и недвусмысленно;

— придерживается только фактов;

— сочетает экономические интересы с нравственными принципами общества.

Работая над созданием творческого проекта деловые отношения, приобретают вид «продюсер-исполнитель». Отношения такого типа предполагают использование следующих форм управленческого общения: субординационной; креативной. С этой точки зрения продюсер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них в первую очередь личность достойную уважения. По роду своей творческой деятельности управленцу приходиться сталкиваться с ошибками и недочетами своих подчиненных, указывать на них, помогать их исправлять, т.е. манера общения управленца с подчиненными способствует установлению в команде единомышленников профессиональных отношений.

Участвуя в процессе управления, продюсер исполняет предписанные ему функции и использует соответствующие полномочия. Эти функции и полномочия предполагают наличие к подчиненным требований различного рода. Продюсер имеет право требовать, но высокая требовательность гармонично сочетается с уважением к подчиненным. У продюсера есть серьезные преимущества как у управленца — это владение жизненно важной информацией для проекта (творческой, финансовой). Позиция продюсера в организации творческого проекта предполагает единство слов и действий, что значительно повышает ставки ответственности и обязательности управленца.

Рынок массовых маркетинговых коммуникаций имеет свои сектора и ниши, которые зависят от специфических измерений:

— пространственного охвата, количества точек и зон контакта;

— протяженности во времени;

— каналов коммуникации;

— типов контента (различий в содержании);

— типа целевой группы, различий в его параметрах.

В этом ключе продюсирование — это определенный сектор на рынке маркетинговых коммуникаций, который включает предоставление услуг в области создания маркетингового продукта с целью решения задач продвижения, развлечения. Прежде всего, выясним, что есть продюсирование с точки зрения бизнеса. Сейчас я определил бы продюсирование, как способ реализации проектов. Более того, мне представляется, что это эффективный способ запуска венчурных проектов. Следовательно, продюсирование как бизнес продает будущее, т.к. имеет способ его реализации. Он включает основные элементы: поиск (или создание) плодотворной бизнес идеи; привлечение ресурсов; реализация идеи. Впрочем, реализация — это технический вопрос, если есть идея и ресурсы. Задача продюсера — заранее понять, какие ресурсы нужны для реализации арт-проекта, и обратиться к тем, кто имеет эти ресурса, хотя их владелец может об этом и не догадываться. Когда же набирается достаточное количество таких ресурсных спонсоров, то

продюсер берет на себя функцию связывания их интересов, согласования конфликтов и сближения позиций.

В качестве примера мы можем привести музыкально-творческий проект — хоровой детский фестиваль «Анатолий Редько приглашает… » (фотографии 1,2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фотография 1. Концертный состав детского хора «Мелодия» МУ ДОД ГДД(Ю)Т г. Пермь /дирижер: А. М. Редько/ исполняет песню Е. П. Крылатова на стихи А. Шульгиной «Синие глаза».

Фотография 2. Концертный состав детского хора «Мелодия» МУ ДОД ГДД(Ю)Т г. Пермь /хормейстер: А. М. Редько/ исполняет кантату М. Г. Ермолаева на слова К. Батюшкина «Под сению черемух и акаций» для детского хора и струнного оркестра с флейтой соло, ор. 15

«Этот вокальный праздник позволил публике Пермского края услышать на сцене краевой филармонии лучшие детские хоровые коллективы, которым рукоплескали любители классической музыки по всему миру — считает Анатолий Редько — Благодаря жанровой широкой палитре (зарубежной, русской, фольклорной, современной и рок-энд-рольной) хоровой музыки, для старшего состава детского хора и самим юным исполнителям, фестиваль несомненно интересен слушателям разных поколений. А это послужило и в дальнейшем еще послужит развитию жанра в его лучших традициях».

В своем стремлении пропагандировать массовое пение А. М. Редько со старшим составом детского хора «Мелодия» дает театральные действа по всему миру и, по словам самих юных артистов-исполнителей, слушатели для них одинаково ценны, что за рубежом, и у нас в России и в г. Перми. Творческие встречи, мастер-классы, концерты ожидали учащихся и педагогов из других городов Пермского края.

Инициатива продюсерского проекта принадлежит автору этой статьи сплотившего вместе вокруг себя команду единомышленников. Организационные вопросы и деловые переговоры с артистами исполнителями были решены, благодаря выстроенному грамотному управлению музыкального продюсера в лице А. М. Редько, который умело практически использовал весь свой продюсерский опыт управления организационной группой фестиваля.

Концертная часть фестивальной программы была записана на аудио и видеозаписывающие устройства. Были подготовлены печатные программки концертных мероприятий, выпущены буклеты, оформлена выставка.

Стоит отметить, что пермский фестиваль получил региональную поддержку.

Литература

1. Иванов Г., Огурчиков П., Сидоренко В. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. — unity, 2003.

2. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваш Ф. Public Relations — Альпина Паблишер, 2003.

3. Корнеева С. Как зажигают звезды. — Спб, 2004.

Основная статья: Продюсер

Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Служебные обязанности

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев — для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен, реже — съёмок клипов, ещё реже — организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта — ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях — осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Часто в шоу-бизнесе под понятием «музыкальный продюсер» ошибочно понимают генерального продюсера, в ведении которого находится организационный и финансовый контроль за общей деятельностью проекта, а не творческой её частью, за которую отвечает именно музыкальный продюсер.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя, в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ (см. выше).

Также, зачастую, музыкального продюсера путают с музыкальным менеджером.

Наиболее известные музыкальные продюсеры

В скобках указаны самые популярные проекты продюсеров.

Российские

Бывшие Российские

  • Леонид Величковский («Технология» (1990-1993,1996-2000), «Лада Дэнс» (1992-1994), «Стрелки» (1997-2004), «Вирус» (1997-2003))

Зарубежные

  • Джордж Мартин («The Beatles», Селин Дион)
  • Dr. Dre (50 Cent, Eminem, 2Pac)
  • Дитер Болен («Modern Talking», «Blue System»)
  • Стиг Андерсон («ABBA»)
  • Куинси Джонс (Майкл Джексон)
  • Timbaland (Бритни Спирс, «Pussycat Dolls», Крис Браун)
  • Дэвид Гетта
  • Рик Рубин («System of a Down», «Red Hot Chili Peppers»)
  • RedOne («Lady Gaga», «Pitbull»)

Примечания

Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Музыка
История

Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность

Композиция

Композитор • Форма • Жанры • Нотация • Теория • Алеаторика • Импровизация

Индустрия

Музыкант • Инструменты • Песня • Альбом (концертный • сборник • студийный • мини) • Лейбл • Продюсер

Этническая музыка

Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия

Другое

Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф

Проект:Музыка • Портал:Музыка
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 июля 2012.

Продюсер – это организатор. Он управляет музыкальными, телевизионными, театральными и прочими творческими проектами. Где выучиться этой профессии и какими качествами надо обладать – об этом читайте в статье.

Средняя заработная плата: 2000000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 68% Оплачиваемость 89% Конкуренция 53% Входной барьер 34% Перспективы 86% Представьте себе кастинг, цель которого – организация молодежной рок-группы. Все претенденты стремятся произвести впечатление на продюсера. Ведь ему под силу превратить вчера еще почти никому не известного человека в звезду, сделать из песни хит, а из концерта – мероприятие года. Продюсер – это специалист, который всесторонне руководит проектом, занимаясь финансовой, кадровой, организаторской, технологической, творческой и юридической деятельностью.

Экскурс в историю

Профессия «продюсер» оформилась в 1910-е годы на американской «фабрике грез» – в Голливуде. В этот период кинематограф уже представлял собой серьезную и доходную индустрию. Однако прежде чем получать прибыль, нужно было инвестировать, модернизировать технику, внедрять массовую съемку, искать талантливых актеров и так далее. Возникла необходимость в особом специалисте, который был бы коммерсантом, хорошо ориентирующимся в искусстве, или творческим человеком с задатками бизнесмена.

Развитие телевидения стало толчком к появлению профессии телепродюсера. Функции ее представителя мало чем отличаются от тех, которые выполняет его киношный коллега. Разница заключается лишь в продукте. Он занимается созданием телепрограмм. Параллельно с телевидением сегодня стремительно развивается онлайн-индустрия. В ней тоже не обойтись без талантливых организаторов и руководителей проектов. Таким образом, прогресс послужил толчком к формированию еще одной разновидности профессии – интернет-продюсер.

А что же в России? Первые в современном понимании продюсеры появились еще… в 19 столетии. Прежде всего, это театральный деятель Владимир Немирович-Данченко, который был автором идеи нового театра. Также к славной когорте «людей-локомотивов искусства» относят Сергея Дягилева, организовавшего «Русские сезоны» в Париже. С того времени специфика деятельности и круг обязанностей продюсера не особенно изменились.

Описание профессии

Кто такой продюсер и чем он занимается? В кинематографической сфере это специалист, который полностью организовывает процесс съемки. Он участвует в разработке идеи кинофильма, ищет финансы, технику. В его задачи также входят отбор и утверждение кандидатур режиссера, сценариста, других работников, которые будут задействованы в реализации проекта (консультантов, звукорежиссера, операторов, техперсонала), кастинг актеров. Кроме того, он должен заниматься рекламой и продвигать готовый продукт в прокате.

Эта профессия требует сильных лидерских качеств и способностей к коммерции гораздо больше, чем творческой составляющей. Вместе с тем некоторым удается совмещать продюсерскую и режиссерскую или даже актерскую работу. Правда, таких универсалов очень мало, и они – на вес золота. Самые яркие представители «на все руки мастеров» – Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Роберт Земекис, Никита Михалков, Федор Бондарчук.

Что делает продюсер, который занимается раскруткой певцов, актеров и прочих представителей мира искусства? В принципе, все то же самое, что и в кинематографе. Он решает технические и коммерческие вопросы, помогая своему подопечному продвигаться по творческому пути.

Рассмотрим, в чем заключается работа продюсера в зависимости от конкретного направления его деятельности.

Музыкальный

Главная задача такого продюсера – организация и раскрутка музыкальных проектов. Подготовительный этап работы сводится к подробному анализу рынка, созданию на его основе концепции и выбору наиболее подходящего формата. Специалист также продумывает стиль, в котором будет готовиться материал (к примеру, альбом), определяет оптимальное количество необходимых для работы над сотрудников, контролирует подготовку текстов, ищет исполнителей и так далее.

Следующий этап – финансовый. Реализация любого проекта без денег невозможна, а их еще предстоит найти. Как правило, инвестор соглашается спонсировать в обмен на оговоренный процент от прибыли. Поэтому крайне важно уметь договариваться, чтобы получить максимально выгодные условия.

Организационная часть работы предполагает выбор звукозаписывающей студии, наем звукоинженеров, контроль процесса записи. Кроме того, музыкальный продюсер раскручивает артиста, тщательно продумывает его имидж, руководит фотографами, имиджмейкерами, стилистами, визажистами и прочими работниками. В его обязанности входит обеспечение ротации песен на радиостанциях и подбор творческой команды для создания видеоклипов. Вдобавок он организовывает гастроли и концерты. Как видите, это очень ответственная и напряженная работа практически нон-стоп.

Театральный

Деятельность продюсера в театре предусматривает организацию постановок. Творческая часть его работы заключается в создании сюжета с нуля или выборе уже готовой пьесы для спектакля, а также определением общей концепции представления.

Кроме того, театральный продюсер занимается решением административно-хозяйственных задач. Прежде всего, ему необходимо искать финансовые средства для постановки. Для этого он обычно обращается за помощью к инвесторам или берет кредит в банке. Он также отслеживает расходование денег, чтобы избежать нецелевых трат. Если нужно помещение, находит его и договаривается об аренде. Продюсер самостоятельно назначает стоимость билетов, общее количество и расписание показов. В его же обязанности входит реклама и продвижение.

Как и музыкальный, театральный продюсер проводит кастинг. Он выбирает не только актеров, но и всех остальных членов команды: директора постановки, режиссера и других.

Телепродюсер

Продюсер телеканала несет ответственность за его бесперебойное функционирование в целом и, конечно же, за рейтинг. Задач у него очень много: начиная от создания идеи телевизионного шоу до найма работников. Огромный масштаб работы привел к тому, что телепродюсеров поделили на две категории. Одни занимаются творческой концепцией канала, финансовыми вопросами и заключают выгодные контракты с партнерами. Представителями второй, «реализаторской», группы руководит главный продюсер. В основном они отвечают за конкретные передачи.

Большинство телевизионных проектов снимают независимые телестудии. Они продают каналу уже готовый продукт. Каждой такой студией тоже руководит продюсер. Если она совсем небольшая, специалист совмещает функции управляющего и исполнителя.

Кинопродюсер

Работа продюсера кинофильма заключается в организации финансирования, производства и проката готового продукта. Если кратко, это тот человек, который создает все условия, чтобы кино появилось и массовый зритель смог его увидеть.

Сначала кинопродюсер подбирает сценарий. Затем он ищет деньги, привлекая частных спонсоров или пользуясь поддержкой государства. Следующий этап – решение кадровых вопросов. Он проводит кастинг на должности режиссера, директора, набирает актеров и техперсонал. В обязанности представителя этой профессии также входят организация съемочного процесса и монтажа, разработка стратегии продвижения кинопродукта, заключение договоров с дистрибьюторами на прокат.

Обучение

Решая, где учиться на продюсера, надо выбирать творческий вуз определенной направленности (в зависимости от собственных предпочтений) и поступать на специальность «продюсерство» или смежные с ней (менеджмент проектов, управление и т. д.). Несколько примеров высших учебных заведений в качестве ориентира:

  1. Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии.
  2. Тюменский госинститут культуры. Факультет социально-культурных технологий.
  3. Орловский госинститут культуры. Факультет социально-культурной деятельности.
  4. Хабаровский госинститут культуры. Факультет искусств и социокультурной деятельности.
  5. Московский госинститут культуры. Факультеты: государственной культурной политики; медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  6. Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Факультет продюсерства и экономики.
  7. Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
  8. Краснодарский госинститут культуры. Факультет телерадиовещания и театрального искусства.
  9. Останкинский институт телевидения и радиовещания.

Продюсерский факультет представлен в таких вузах:

  1. Институт кино и телевидения (ГИТР).
  2. Российская академия музыки им. Гнесиных.
  3. Российский институт театрального искусства (ГИТИС).
  4. Российский госинститут сценических искусств.

Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иногда вузы требуют обществознание или историю/ иностранный язык. Кроме того, проводится профессиональное или творческое испытание (например, собеседование или устное представление работы – фоторепортажа, как в ОИТиР).

Что делают продюсеры

Обязанности продюсера зависят от направления его деятельности. Выше мы рассматривали некоторые из них. Поэтому кратко подытожим. Независимо от места работы, этот специалист отвечает за финансирование проекта. Широко распространено мнение, что представители профессии – богачи, которые все делают за личные средства. Оно ошибочно. Бюджет любого проекта наполняют спонсоры и рекламодатели. Определенный процент составляют деньги, вырученные от продажи дисков, билетов на концерты и собранные на гастролях. Собственные средства продюсер, как правило, не вкладывает.

Грамотно подбирать кадры – вторая по важности обязанность любого продюсера. Имея продуманную концепцию проекта, он занимается поиском для него солиста или музыкального коллектива, авторов песен, музыкантов, танцовщиков, актеров. Он также отвечает за наем технических работников. К таковым относятся операторы, стилисты, специалисты по монтажу и так далее.

Помимо этого, каждый продюсер обязан:

  • организовывать съемочный процесс и запись готового продукта;
  • разворачивать активную PR-кампанию и находить каналы продажи и проката дисков;
  • планировать выступления, концерты и гастрольные туры;
  • разрабатывать и инициировать маркетинговые исследования;
  • координировать деятельность всех членов коллектива;
  • анализировать бизнес-показатели проекта и улучшать их.

Знания, умения и личностные качества

Для успешной работы продюсеру надо:

  • иметь диплом о высшем образовании по основной или смежной специальности;
  • понимать технологические процессы подготовки проекта;
  • уметь привлекать финансовую поддержку;
  • обладать лидерскими качествами;
  • знать иностранный язык (рекомендуется);
  • разбираться в юридических нюансах (желательно).

Представитель этой профессии должен быть генератором идей, поэтому превосходная фантазия не помешает. Среди множества необходимых для работы черт характера самыми важными являются оригинальность и нестандартность мышления, а также креативность. Без этого выдвигать сногсшибательные идеи будет крайне сложно.

Кроме того, продюсеру нужно обладать развитой интуицией. Ему надо уметь с первого взгляда определять, талантлив артист или нет. Высший пилотаж – разглядеть огромный потенциал во внешне неказистом актере или коллективе, предугадать его успех.

Продюсер – это в первую очередь хороший организатор с менеджерскими способностями. Он должен быть пунктуальным, коммуникабельным, стрессоустойчивым. Только при наличии этих качеств команда, которая работает над проектом, будет трудиться слаженно и эффективно.

Зарплата

Оплата труда продюсера считается достаточно высокой. Уровень его заработной платы колеблется от 30 тысяч до 150 тысяч рублей. В среднем по России этот показатель составляет порядка 60 тысяч рублей. Размер зарплаты зависит, в частности, от наличия опыта и величины компании.

Приведем пару примеров. Помощник исполнительного продюсера, который работает на канале кабельного телевидения, зарабатывает от 400 до 600 долларов. А вот генеральный продюсер на крупном телеканале может получать 10 тысяч долларов – и это не предел. В шоу-бизнесе, театре и кинематографе доход продюсера прямо пропорционален успешности проекта, продвижением которого он занимается. Соответственно, чем больше денег «заработали» фильм, спектакль, музыкальная группа, тем выше заработок представителя этой профессии.

Место работы и карьерный рост

Продюсеры работают в киностудии, на телеканале, а также в продюсерском центре. Вместе с тем никто не запрещает самостоятельную деятельность. Тут уже каждый выбирает сам, что ему ближе: труд по найму или собственный бизнес.

Залог успеха в карьере – работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если специалист готов на такие подвиги, ему удастся достичь профессиональных высот. Продвижение по карьерной лестнице обычно начинают, устроившись помощником администратора (к примеру, на телеканал), при должном усердии и амбициозности дорасти можно до исполнительного и даже главного продюсера проекта.

Перспективность профессии

Сегодня продюсер – одна из наиболее перспективных профессий. Он востребован в разных сферах. Без него мы вряд ли смогли бы увидеть и глянцевые журналы, и полюбившиеся телевизионные шоу. Любому проекту, предназначенному для зрителя, требуется непосредственное участие и контроль успешного организатора и менеджера.

И в заключение несколько слов о новой профессии, которая появится в ближайшем будущем. Называется она «продюсер новых медиа». Основная задача такого специалиста – создание качественного видеоконтента для различных заказчиков: от интернет-кинотеатров и средств массовой информации до операторов спутниковой связи. Его обязанностями станут разработка сценария, понимание сути сторителлинга, производство и продвижение контента, а также монетизация и юридическое сопровождение проекта. Новый продюсер будет визионером. Именно он придумает совершенно новые форматы и спрогнозирует развитие рынка, который будет намного свободнее, чем традиционные медиа.

Юлия Заблоцкая

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *