0

Музыкальная комната

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.

Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.

О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.

Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.

Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.

Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом — главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.

Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

Женская логика звука

Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).

Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.

Главные составляющие

Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.

Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.

Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.

И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.

Ремонт, ремонт и еще раз ремонт

Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м2. Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.

1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м2). Это обеспечение недорого — и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки — тогда цена превысит $1,000).

2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.

3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами — подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.

4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.

Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.

5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом — при желании потратить около $2,000 — жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 — сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.

6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.

7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.

8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.

9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.

Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.

Позиция, материал Цена Работы Сумма
Основные работы, $
Электропроводка 150 200 350
Стяжка 100 100 200
Подиум 50 50 100
Потолок 400 100 500
Пескостекло, резина 50 0 50
Лаги 50 50 100
Пол 400 100 500
Выравнивание стен 300 200 500
Панели для стен 200 50 250
Дверь 200 50 250
Стеклопакеты 500 100 600
Изовер 100 0 100
Финишная отделка, $
Покраска 200 50 250
Ковролин 200 0 200
Шторы 200 50 250
Итого 3100 1100 4200

На заметку ленивым

Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную восемнадцатиметровую комнату в панельном доме — с обоями, линолеумом и обилием мебели.

  1. Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными дверцами и подобные им мебельные изыски — тяжелые деревянные «ящики» можно оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом — немедленно замените ее однородной.
  2. Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе позволить и закройте им всю площадь пола.
  3. При невозможности заменить окна современными стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.
  4. Используйте указанные выше мраморные плиты под сабвуфер и акустику.
  5. Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.
  6. Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.
  7. Располагайте акустику на мраморных плитах.
  8. Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.

Дешевые приемы

Иногда и косметический ремонт невозможен — но и в этом случае всегда можно начать борьбу с помощью «подручных средств».

  1. Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места картонными упаковками для куриных яиц — и вы получите некоторое подобие «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.
  2. Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по акустическим свойствам в привязке к цене они мало отличаются от гранита.
  3. Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.
  4. Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.

Лучшее средство, чтобы сойти с ума

Не все останавливаются на достигнутом, хобби может перерасти в смысл жизни — и тогда вам на помощь придут эти фантастические советы.

  1. Всегда регулируйте микроклимат помещения. Типичная влажность комнаты в 30% плохо сказывается на скорости звука, оптимальные результаты можно получить, доведя ее до 60%. Установите автономный увлажнитель. Оптимальная температура в зале не должна превышать 20°С. Используйте кондиционер с регулировкой микроклимата и приточной системой — тогда вам не придется проветривать зал. Обычное дело? Читайте дальше.
  2. Оптимальная высота потолка — 4 метра, при возможности ее достижения оформите потолок по описанному принципу, а затем скройте один метр под несколькими слоями натяжного потолка, расположенными в 25 см друг от друга. Воздушная подушка уничтожит все потолочные резонансы.
  3. Все стены комнаты обработайте ловушками Tube Traps, создав фальш-покрытие из них. Это даст возможность применения сабвуферов с 40 см динамиками и более.
  4. Пол сделайте по принципу «сэндвича» из битого стекла, только число слоев доведите до трех.
  5. Сабвуферы можно оформить в виде нагруженных на рупоры динамиков, а рупоры вывести на всю протяженность зала железобетонным коробом. Это даст возможность воспроизводить ноты от 10 Гц и заставит большинство зрителей испытывать приступы паники в особо страшных сценах.
  6. Стойки для акустики сделайте из литых железобетонных параллелепипедов, приваренных к полу. Стойки для техники сделайте по такому же принципу.
  7. Площадь зала доведите до 80 м2.

Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.

Что в итоге?

Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда — равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.

А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.

Музыкальные инструменты в интерьере

Ваш дом как райский уголок покоя, здесь Вы восстанавливаете свои силы и потраченную энергию после трудного рабочего дня. Но это еще не все. Подумайте о Вашем доме как о визитной карточке, которая говорит о своем владельце. Пусть он оставит хорошее впечатление у каждого гостя. А что если музыка в Вашей жизни очень важна? Не держите это в секрете! Используйте мебель и украшения, вдохновленные музыкой, возможно помогут Вам в этом музыкальные идеи интерьера. Вот несколько интересных идей.

Идеи интерьера — Барабанные полки

Барабаны на удивление просты в использовании в качестве мебели. Например, небольшие барабаны могут служить полками в детской комнате. Все, что Вам нужно сделать, это найти способ прикрепить их к стене (можно использовать кронштейны, винты и сверла). Поставьте на них книги или фотографии.

Нужен стол? Получите барабан!

Большой барабан отлично подойдет для тумбочки или журнального столика. Очень важно, чтобы он вписался гармонично в интерьер. Старый деревянный барабан будет идеальным столиком для комнаты в ретро-стиле.

Идеи интерьера — Необычный абажур

Кто бы мог подумать, что барабан может осветить дом? Креативность идеи не только в самом внешнем исполнении, а еще и в способе включения света. Чтобы включить, нужно нажать на поверхность барабана, и снова нажать, чтобы выключить.

Виниловые идеи интерьера

Будьте изобретательны и оригинальны, решив подчеркнуть Ваш интерес к музыке. Виниловый журнальный столик – это то, что не часто увидишь, и его трудно забыть. Элегантный и практичный, этим столом будут восхищаться гости.

Другая необычная идея – превращение виниловых пластинок в журнальные полки. Это сделать просто: нагрейте пластинки в духовке при температуре 225 градусов, аккуратно выгните. Затем соедините между собой или прикрепите по отдельности.

Идеи интерьера — Украшение стола нотами

Если Ваша мебель нуждается в обновлении, сделайте это при помощи нотных тетрадей. Можно сделать это самим или обратиться к мастеру. Такая столешница будет очень оригинальна и красива.

Необычные гитары

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов. Ничто не сравнится с тихим летним вечером, проведенным в кругу друзей с песнями под гитару. Если гитара сломалась, не торопитесь ее выбрасывать. Она еще может послужить, если сделать внутри полки. Там Вы сможете хранить личные вещи.

Превратите старую сломанную гитару в прекрасный декоративный элемент для Вашего дома. Используйте маленькие плитки, кнопки, бусины, куски старых ювелирных изделий, все, что придет на ум, и создавайте произведение искусства.

Идеи интерьера — Обои, вдохновленные музыкой

Простой способ добавить индивидуальности любой комнате – использовать фото обои. Чтобы подчеркнуть свою страсть к музыке, используйте эту тему в рисунках.

Или украсьте комнату любимыми компакт-дисками. Поделитесь с другими Вашими музыкальными вкусами.

Необычные идеи интерьера, предложенные современными дизайнерами, — листы с нотами Вашей любимой песни на стене!

Это время музыки!

Из старых виниловых пластинок можно сделать настенные часы. Для этого понадобится виниловая пластинка, карандаш, ножницы, клей, часовой механизм и батарейки.

Задекорируйте часы по Вашему вкусу и они станут прекрасным дополнением к интерьеру.

Эта статья поможет вам улучшить звучание вашей аудиосистемы без значительных затрат, лишь изменив обстановку в комнате и расположение акустических систем.

Сохранить и прочитать потом —

Комната прослушивания как часть hi-fi-системы

Естественное желание всякого аудиофила улучшить звучание своей Hi-Fi системы часто уводит его на тернистый путь бесконечных замен аппаратуры. При этом многие и не подозревают, что возможности имеющихся аппаратов использованы ими не полностью и результата можно добиться без значительных затрат, изменив обстановку в комнате и расположение акустических систем.
Увлечение музыкой награждает адептов Hi-Fi восхитительными часами эмоционального наслаждения. Какой аудиофил не чувствует сердцем тот идеал, к которому он стремится, покупая аппаратуру и пластинки: богатое тембральной, динамической и пространственной информацией звучание в собственной комнате. Так хочется приблизить момент, когда исполнители шагнут в комнату — каждый на свое место — и акустические системы растают, уступив место широкой (от стены до стены) звуковой картине, глубокой, четкой и прозрачной.
Качество звуковоспроизведения зависит не только от качества аппаратуры, но и от акустических свойств помещения, расположения АС и слушателя. Рассмотрим некоторые особенности поведения звуковых волн в комнате и связанные с этим особенности конструкции АС. Слушатель воспринимает не только волну, поступающую от громкоговорителей («прямой» звук), но и волны, отраженные от стен, пола, потолка и окружающих предметов. Поведение волн при отражении зависит от их длины (частоты колебаний), которая изменяется от 17 метров (20 Гц) до 17 миллиметров (20 килогерц). Кроме того, механизм восприятия звука человеком таков, что влияние оказывает не только количественное соотношение между прямым и отраженным звуком, но и время запаздывания последнего.

Область низких частот (волны большой длины).

Чем ближе к отражающим поверхностям комнаты расположены АС, тем выше уровень низких частот. Количество низких частот в спектре звукового сигнала регулируется довольно легко. Наибольшая отдача по низким частотам получается при установке АС в углу комнаты. К сожалению, увеличение баса таким способом приводит к ухудшению его качества: вместо отчетливой и рельефной структуры до слушателя доходит аморфная масса, в которой не отличить один звук от другого.
Кроме того, близость АС к стенам ухудшает локализацию источников звука (голос, музыкальный инструмент) и передачу взаимного расположения музыкантов.
На поведение волн большой длины влияют размеры комнаты. Если длина волны звукового сигнала в два раза больше одного из размеров, возникает резонанс воздушного объема (стоячая волна), усиливающий этот сигнал и придающий гулкость звучанию. В современной комнате площадью 16-20 м2. при определенном расположении АС (как правило, вблизи отражающих поверхностей — стен, мебели) такие резонансы могут возникнуть на частотах 35-70 Гц, что приводит к гулкому басу.
Самыми неблагоприятными с точки зрения возникновения резонансов являются комнаты с соотношениями сторон 1.5, 2, 3 или 4. В таких комнатах следует уделять особое внимание расстановке АС.
Не менее важно расположение АС по высоте. Например, при высоте потолка в два с половиной метра может возникнуть резонанс на частоте 68 Гц, чего можно избежать, «оторвав» системы от пола. Для этого применяются специальные подставки высотой 5-80 см.

Акустические системы и волны малой длины.

На средних и высоких частотах длина звуковой волны становится сравнимой с геометрическими размерами излучателей и корпуса АС. Возникающие при этом явления дифракции и интерференции волн вкупе с взаимовлиянием громкоговорителей друг на друга приводят к частотнозависимой характеристике направленности АС: возникнут провалы частотной характеристики при отклонении слушателя от акустической оси. Акустика помещения по-своему изменит и эти характеристики, в результате чего тембральный баланс и пространственная картина также изменятся. Слушатель, вооруженный знанием механизма такого влияния, сможет устранить некоторые недостатки звучания.
Попробуем разобраться, что происходит с направленностью в обычной двухполосной АС традиционного динамического типа. Частотная зависимость направленности излучения в такой АС будет определяться шириной и формой корпуса, диаметрами ВЧ и НЧ головок, частотой раздела между ними и типом применяемых фильтров.
Звуковые волны низкой частоты (большой длины) распространяются равномерно во всех направлениях. С ростом частоты излучение приобретает направленность («бьет» в направлении слушателя как луч прожектора). Переход от ненаправленного излучения к направленному обусловлен шириной корпуса АС. Чем уже корпус, тем с более высокой частоты излучение приобретает направленность. Поэтому маленькие и узкие АС сохраняют широкую направленность вплоть до высоких частот (на высоких частотах направленность обусловлена размерами излучателей). Потенциально это положительно влияет на их способность «строить» широкую стереокартину, но при этом они должны быть расположены подальше от стен: ранние («быстрые») отражения от стен приводят к искажению стереообраза. Более широкие корпуса АС менее чувствительны к наличию поблизости отражающих поверхностей, но в этом случае ранние отражения могут происходить от передней панели.
Обострение диаграммы направленности происходит с дальнейшим ростом частоты: оно обусловлено геометрическими размерами излучателя. Считается, что излучение принимает направленный характер, если половина длины волны равна, либо меньше диаметра излучателя (что полностью справедливо для жестких купольных излучателей и приближенно верно для конусных диффузоров).

Характер влияния направленности АС на тембральную окраску и прозрачность звуковой картины будет зависеть от «живости» комнаты и расстояния от слушателя до АС.

В архитектурной акустике принято называть акустику помещения «живой» и «мертвой». В «живой», «звонкой» комнате звуковые волны, претерпевая множество отражений, затухают долго (говорят, что время реверберации в такой комнате велико). В «мертвой», «глухой» комнате звуку либо не от чего отражаться (очень большая комната), либо он поглощается обстановкой или за счет особой конструкции потолка, стен и т. д.
Что касается типичных жилых комнат, то акустическая обстановка в них представляет собой нечто среднее между «живым» и «мертвым» помещением.
В общем случае, если АС имеет узкую направленность и акустика комнаты «глуховата», мы услышим «собственное» звучание АС. Если же систему с широкой диаграммой направленности поместить в «звонкую» комнату, то тембр ее звучания будет сильно искажен.
Тембральные и пространственные искажения звучания определяются неоднородностью в характеристике направленности АС (вызванной не слишком удачной конструкцией) и отражениями от предметов или поверхностей. Такие искажения менее всего проявляются в больших помещениях и в комнатах с хорошим заглушением.
Многочисленные отражения могут значительно ухудшить общую пространственную картину и четкость локализации инструментов. Если отраженный сигнал успевает прибыть к слушателю «вслед» за прямым звуком (за время меньшее 50-60 миллисекунд), то передача стереообраза существенно искажается.
Есть достаточно простой способ проверить достоверность стереокартины ваших АС. Надо подать на них моно сигнал, при этом звуковой образ должен находиться точно по центру.
Кратко рассмотрим влияние дифракции на характеристики направленности. (Дифракция — явление огибания волнами препятствий. Имеет место, если размеры препятствия больше или равны длине волны. ) Одно из следствий дифракции — появление вторичных источников излучения на ребрах корпуса АС. Так АС с прямоугольной передней панелью будет иметь пять источников, излучающих одну и ту же частоту: громкоговоритель плюс четыре ребра.
Слушатель будет воспринимать звуковое давление как сумму от всех источников звука. На акустической оси излучение первичного и вторичных источников почти когерентно и больших провалов в характеристике нет. При отклонении слушателя от оси увеличивающаяся разность времен прибытия приводит к значительным провалам в частотной характеристике. Уменьшить влияние вторичных источников можно, изменяя угол поворота акустических систем.

Как уменьшить влияние акустики помещения.

Для комфортного прослушивания, когда общая звуковая картина почти не изменяется при перемещении слушателя по комнате, требуется широкая диаграмма направленности АС. Для того, чтобы реверберационные характеристики комнаты вносили минимальные искажения в «собственное» звучание АС, необходима узкая направленность. Удачным решением, удовлетворяющим этим противоречивым требованиям, признано плавное и равномерное сужение диаграммы направленности с ростом частоты.
Здесь хороших результатов добились специалисты фирмы Quad (электростатические АС ESL-63). Но, даже не обладая системами Quad ESL-63, можно заставить свою Hi-Fi систему звучать хорошо. Прежде всего, следует понять, что мы хотим услышать. Нам хотелось бы «заглянуть» в записанный на пластинке звуковой образ, полный и «незамутненный», сохраняющий свою неповторимую акустическую атмосферу. Обратите внимание на возможные «слабые» места во взаимодействии ваших АС с комнатой и попытайтесь восстановить этот чистый звуковой образ.
Ранее упоминалось, что АС с узкими передними панелями (меньше 20 см) нужно располагать подальше от отражающих поверхностей. Добавим, что подобные АС следует ставить вдоль длинной стены комнаты. Количество и качество низких частот зависит от расстояния до ближайших поверхностей, но при этом лучше не будить зверя (собственные резонансы комнаты). Варианты расположения АС приведены ниже (рекомендации фирмы Vandersteen).
Если комната слишком «звонкая» и отражения портят локализацию инструментов, попробуйте последовательно заглушать «опасные» места коврами. «Опасные» места в порядке важности их влияния: пол впереди и между АС, стена за АС, стена за головой слушателя, боковые стены/поверхности. Рекомендуем ковры без резиновой основы. На пол перед АС можно положить этакий бутерброд: сначала жесткий коврик, скажем из морской травы, сверху него — мягкий шерстяной.
Западные фирмы предлагают специальные панельные поглотители (типа продукции фирмы RoomTune: EchoTunes, RoomTunes). Эти действительно эффективные конструкции пришли в домашнее стерео из студий записи музыки. Правда, они весьма недешевы.
Экран телевизора великолепно отражает звук, поэтому не рекомендуем ставить телевизор между акустическими системами (в наших квартирах он обычно там и стоит!). Личности, склонные к метафизике, утверждают, что присутствие телевизора в комнате сверхъестественным путем приводит к ухудшению качества звука и призывают гнать «голубое чудо» поганой метлой в соседнюю комнату.
Стоит критически посмотреть на кресло, в котором вы слушаете. Не рекомендуются кресла с высокой жесткой спинкой.
Все эти долгие рассуждения призваны убедить, что комната, в которой вы слушаете, далеко не пустяк. Приобретая аппаратуру, особенно акустические системы, попробуйте заранее «примерить» их к вашей комнате.

В дополнение к вышесказанному приводим практические советы, заимствованные из паспортов АС фирм Vandersteen и NHT. Можно смело пользоваться этими простыми советами и получить оптимальный результат. Желаем хорошего звучания!

Рекомендации по улучшению звучания акустических систем от фирм Vandersteen и NHT.

Фирма Vandersteen рекомендует ставить АС вдоль длинной стены комнаты. Начертите план комнаты. На плане поделите длинную стену последовательно на три, пять, семь и девять частей. Проведите соответствующие линии перпендикулярно этой стене. То же самое проделайте с боковой стеной (или с обеими боковыми стенами, если они не равны). Точки пересечения этих линий укажут те места, где возбуждение низких частот в комнате минимально.

Фирма NHT рекомендует следующие методы решения распространенных проблем.

Недостаточность баса, отсутствие плотного и четкого баса:
— попробуйте подвинуть АС поближе к задней стене
— проверьте, устойчивы ли подставки под АС: при необходимости примените шипы или конусные ножки
— проверьте, насколько тверда стена за АС. Если стена хлипкая и призвучивает, поставьте АС перед мощной (капитальной) стеной.

Стереокартина не выходит за пределы пространства, ограниченного АС:
— подвиньте АС поближе друг к другу.

Отсутствует глубина звукового пространства. В центре между АС нет четкого звукового образа:
— отодвиньте АС подальше друг от друга
— подберите оптимальную высоту расположения АС (примените подставки) и Вашего положения при прослушивании.

Резкое раздражающее звучание в области средних и высоких частот:
— если АС новые, прогрейте их на музыкальном сигнале в течение нескольких дней
— убедитесь, нет ли сильных отражений от боковых стен или от пола перед слушателем.

При проведении экспериментов желательно использовать хорошие записи. Вот некоторые из них, рекомендуемые зарубежными журналами для оценки различных субъективных параметров.

Натуральная атмосфера записи:
RY COODER/V. M. BHATT: «A Meeting By The River», Water Lily

Ширина частотного диапазона:
JIM BROCK: «Trobric Affair», Reference Recordings
MOUSSORGSKY: «brictures At An Exhibition», Dorian

Динамический диапазон:
WHITE ZOMBIE: «La Sexorcisto», Geffen

Объем звукового пространства:
ROGER WATERS: «Amused To Death», Columbia

Подготовлено по материалам журнала «АудиоМагазин», www.audiomagazine.ru

Эту статью прочитали 22 662 раза Статья входит в разделы:Полезные советы

В этой статье мы поговорим о размерах и пропорциях идеальной комнаты прослушивания. Это очень важный вопрос, однако он многими понимается не правильно. А без правильного понимания базиса, не получится создать правильную комнату прослушивания для музыки, и соответственно, получить удовольствие от прослушивания.

Как правильно определить размеры комнаты? Использовать ту комнату, что есть – не самый лучший вариант. Прежде всего нужно определится с предназначением комнаты. Как, в музыкальном плане, мы будем ее использовать? Будет ли это комната для стерео? Или это Домашний Кинотеатр? А может быть это студия для записи и мониторинга? Ответ на эти вопросы позволит правильно определить необходимые параметры помещения и его характеристики. Например, какого размера должна быть комната? Какое количество звуко-корректирующих материалов необходимо применить? и.т.д. Итак, сначала определяемся с основным назначением помещения.

Размер акустики и размер комнаты.

Давайте начнем с примера. Пусть это будет комната для двухканального стерео. Берем этот вариант, потому, что он один из самых популярных. Итак, начнем с необходимых размеров помещения, и уровня громкости. Первый вопрос, на который необходимо ответить – какое звуковое давление нам нужно? Как мы это определяем? Какого размера наша акустика? Нам нужно привести в соответствие помещение которое есть у нас, и акустику.

Будем-ли мы использовать акустику высотой 2м в помещении с высотой потолка 2.4м? Скорее всего нет. Нам необходима акустика с более скромными габаритами. Комната с высотой потолков 2.4 метра не самый лучший вариант, но это один из стандартов в Северной Америке. Мы должны быть очень, очень аккуратны при расчете звукового давления необходимого для комнаты определенного размера и объема. Собираемся ли мы разместить акустику с низкочастотным динамиком диаметром 12 дюймов в комнате объемом 1500 кубических футов (42.5 куб. метра, 1 фут равен 31 см)? Да, если хотим, чтобы громкость низких частот была такой, что нас приплющивало к креслу. Если мы выясним, каковы эти соотношения, каким должен быть размер динамика, а также громкость и размер комнаты, то мы сможем определить фактическую высоту комнаты, ширину и длину, которые нам нужны.

Давайте возьмем акустику стандартной высоты – до 1.2 метра. Это отличный размер, для начала, и один из универсальных. Суть здесь в том, что когда мы подобрали размер акустики к размеру и объему помещения, мы можем определить расстояние до точки прослушивания и звуковое давление, необходимое в этой точке, что, в комплексе, позволить минимизировать потенциальные проблемы, диктуемые акустическими свойствами помещения.

Звуковое давление и отражения звука

Управляя звуковым давлением и переотражениями, можно значительно снизить акустические проблемы. Однако, нам нужно пространство для этого.

Каждая акустическая система излучает звуковую энергию в окружающее пространство. Каждая акустическая система, в зависимости от конструкции, имеет свои рекомендации по размещению. Иногда я говорю людям, что ширина комнаты слишком мало для их акустики. Я говорю так зная, что недостаточная ширина комнаты взаимодействует с диаграммой направленности акустики и создает негативные акустические переотражения. Ширина определяется требованиями акустики, а не тем, как акустика будет смотреться в комнате. Расположение, оптимальное с точки зрения эстетики не всегда лучшее с точки зрения звука. Говоря другими словами – эта комната должна служить акустике, а не вам!

Требуется опыт, для того, чтобы пришло понимание всего этого. Измените что-то одно и вам придется изменить все остальное. Когда мы выбрали акустику, нам нужно определить размер помещения, которое будет идеально сочетаться с высотой акустики, диаграммой направленности и диаметром низкочастотных динамиков. Это союз в котором нет главного – все аспекты важны.

Высота потолков – важный параметр

Высота потолков важна, потому, что отражения от потолка и пола это первое, что мы услышим. Некоторые слушатели не понимают этого и воспринимают это как отражения от стен. Но, нет. Если вы сидите на полу, то можете быть ближе к полу, чем в случае, когда вы сидите в кресле или на диване. Вы сидите прямо на полу, под потолком, высота которого 2.4 метра. Посмотрите вверх, ровно над своей головой! Отражения от пола и потолка должны быть под контролем.

Взгляните на потолок.

Отражения от потолка это вторые отражения, которые вы слышите, после отражений от пола. Их также нужно учитывать. И они, в свою очередь, также зависят от высоты акустик и размеров помещения.

Длина комнаты очень, очень критична для звукового давления. В этом случае переотражения важны, но важнее их – звуковое давление. Почему важна длина комнаты? Потому, что большинство напольной акустики способны воспроизводить низкие частоты, как минимум, от 30 Гц. Длина звуковой волны с частотой 30 Гц, равна 37 футов (11.47 метра). Для того, чтобы звук этой частоты реализовался правильно, длина комнаты должна быть кратна длине волны. Например, при длине комнаты 40 футов (12.4 метра) звук с частотой 30 Гц может полностью реализоваться.

Обратите внимание на самую низкую частоту, которую может воспроизвести акустика. Нам нужна определенная длина помещения, которое позволит реализовать звучание этих частот. Чем меньше размер помещения, тем больше проблем со звуковым давлением на низких частотах. Чем больше помещение, тем больше проблем с временем реверберации и отражениями звука. Перед нами стоит задача решить эти проблемы выбрав правильную длину, ширину и высоту помещения, чтобы они соответствовали нашей акустике, и справлялись с проблемами звукового давления, развиваемого акустикой.

Это все критерии, которые мы должны использовать при выборе размеров помещения. После того, как мы выбрали акустику, мы переходим к расчетам размеров помещения, которое позволит нам реализовать потенциал акустики.

Каковы правильные размеры помещения?

Их нет. Все зависит от того, какое звуковое давление вы хотите получить в помещении. Тем не менее, есть определенные начальные точки. Есть зависимость между звуковым давлением, которое развивает акустика и размером помещения. Не существует универсального подхода. Нужно проанализировать комплект аппаратуры, проанализировать уровень звукового давления, которое она воспроизводит и привести это в соответствии с помещением.

Мы рекомендуем следующие размеры помещения: ширина 17 футов (5.27 метра), длина 23 фута (7.13 метра) и высота 10 футов (3.1 метра). Почему такие размеры? Потому, что при таких парметрах помещения минимальны проблемы в низкочастотной области, приемлемые результаты по времени реверберации, которые зависят от переотражений. Является ли это лучшим решением на все случаи жизни? Конечно нет. Подобная конфигурация не совсем подходит для Домашнего Кинотеатра, но отлично подойдет для музыкальной комнаты или продакшн студии. Вы спросите: «Какая разница между помещением для Домашнего кинотеатра и комнатой для студийного мониторинга”? В Домашнем Кинотеатре больше звукового давления от большого количества громкоговорителей, т.е. требования к свободному пространству повышаются.

Заключение

В итоге хочу отметить, что вам следует правильно подбирать габариты и мощностные параметры акустики к параметрам помещения (площади и объему). Далее вам следует минимизировать негативное влияние помещения в области низких частот. И после этого стоит поработать с переотражениями. В конечном итоге влияние оказывает все: аппаратура, размер комнаты и ее объем. Здесь нет легких ответов, но есть огромное количество вариантов, и возможностей реализации.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *