В Москве стало появляться все больше новых хайтек-остановок, оснащённых вай-фаем и розетками. Мы решили тоже посмотреть на одну из них.
Содержание
Что за новомодные остановки
На момент написания статьи остановок нового типа уже скопилось более 430 штук. Во-первых, они оснащены информационным табло, показывающим ближайшие автобусы. Прибытие рассчитывается в реальном времени.
Под табло разместилась карта района, в котором расположена остановка. Так вы сможете примерно понять, где находитесь и рядом. Хотя это не особо нужно современным жителям мегаполиса — у каждого есть смартфон с приложением типа Яндекс.Карт.
Тем не менее, на карте отражены все важные точки конкретной местности — парки, достопримечательности и прочее.
Кроме того, рядом с самой остановкой размещён пункт для приобретения билетов на наземный транспорт. Так правительство планирует отойти от «ларьков с билетами». Указываешь, на сколько поездок тебе нужен талон, оплачиваешь наличными и получаешь заветный билетик. Так же можно пополнить «Тройку».
Цены там такие же, как и везде. Народная мудрость — «у водителя автобуса билеты дороже» — не действует.
Так, окей, а сама остановка то чем интересна
Первая фишка новых остановок — бесплатный Wi-Fi от Мосгортранса. Думаете, что «вафля» плохо работает в метро? Тогда вы ошибаетесь.
Посетив 3 разные «хайтек-остановки» в разных точках Москвы, я пришёл к выводу, что в метрополитене просто божественный Wi-Fi. На наземных посадочных станциях он вроде есть, но его вроде и нет. Как бы я ни пытался к нему подключиться, с каких бы устройств ни тестировал — ничего не работает. Вот вам и инновации.
Ну да это не так страшно, всегда есть свой интернет. А вот вторым действительно полезным нововведением оказались USB-порты. На каждой остановке их установлено по четыре штуки. И что самое главное — они работают.
В первый раз запечатлеть их не получилось, поскольку очень вредный товарищ сел у «розеток» и не давал к ним даже прикоснуться. Во второй раз уже повезло, все работало и заряжало довольно активно.
В такие моменты понимаешь, что на пользу гражданам что-то делают в этой стране.
Ещё одним приятным нововведением стало низко расположенное стекло. Оно реально защищает от ветра — стоять или сидеть на остановке комфортно. В тёмное время суток там находиться приятно. Даже если кругом нет фонарей, остановки оснащены своими лампами, освещающими всю зону посадки.
И как ощущения, есть толк от них?
На самом деле, они реально полезны. По табло можно понять, когда приедет необходимый вам автобус. А пока ждёшь его, можно подзарядить свой гаджет.
Кроме того, если все-таки управляющая компания починит свой Wi-Fi, то эта фишка позволит сэкономить собственный интернет-трафик. Поскольку автобусы так же оборудованы беспроводным модулем, серфить в интернете будет удобнее. Главное, чтобы починили!
Где такие места искать
Бесплатным беспроводным доступом к сети интернет оборудовано более 430 остановок наземного городского пассажирского транспорта. Wi-Fi-зоны размещены в разных округах Москвы, преимущественно у станций метро:
(2 голосов, общий 4.00 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru И вынесли вердикт.
Остановка – место знакомства человека с общественным транспортом. Эта встреча может принести радость человеку или закончится позором для города. Будем честны перед собой, с этим у нас большие проблемы и практически каждая остановка в России вызывает шок. Есть всего несколько городов, где осознали важность качества внешнего вида и функциональности павильонов и такое положение печалит. Хотя чего скрывать, у некоторых администраций нет даже единого перечня всех остановок.
Второстепенная роль общественного транспорта в целом и павильонов в частности означает лишь одно – скоро всё это придётся разгребать и что-то делать. Пусть этот материал послужит первым результатом гугла кирпичиком в создании хороших остановок для людей.
Защита от осадков
Дизайн это вопрос не столько красоты, сколько функциональности. Делать полностью закрытые пространства с отоплением и стульями – типовая ошибка многих мэров-популистов. Общественный транспорт должен ходить регулярно, чтобы ожидание человека не длилось дольше 10-15 минут – в таких условиях не нужно возводить отдельный дом каждые 300 метров, а лишь дать место посидеть и укрыть от дождя с ветром. В исключительных случаях маршруты могут ходить редко, но тогда нужно тактовое расписание на всю неделю, чтобы человек мог сфотографировать листок и прийти прямо к автобусу.
Полностью закрытые остановки обладают двумя недостатками: они привлекают маргиналов и дорого стоят. В первом случае это грозит вандализмом и недовольством остальных пассажиров, а во втором – дыркой в бюджете на возведение, отопление и регулярный ремонт павильона. Закрытое пространство выпадает из социального контроля и это основная проблема.
Поэтому стандартный павильон ожидания должен быть с тремя стенками и ровной крышей. Крыша не должно пропускать солнечный свет, хотя может его собирать и пускать на освещение с помощью панелей. Стенки следует делать из стекла. Знаю, у нас очень боятся стеклить остановки из-за вандалов, но просматриваемое место – лучшая защита от вандализма. Ремонтировать и мыть остановки всё равно будет нужно, но так это придётся делать реже.
Модульность
Важно создать не одну модель остановки, а модульный конструктор. Разрабатывать отдельные остановки для узких трамвайных платформ, длинных зон у метро или конечной на окраине города слишком дорого – единый универсальный подход облегчит эту задачу.
На узких улицах остановки возможно лучше ставить стенкой к проезжей части для защиты от брызг. По нашим нормам так делать нельзя, но если обозвать павильон рекламной поверхностью или как иначе, то прокурор не докопается 😉
Иногда для павильона может вообще не быть места – ставим высокий маршрутоуказатель с основной информацией на уровне глаз.
Реклама
Практически все города компенсируют свои затраты на остановки с помощью рекламы. Более того, если не предусмотреть для этого места, то её будут клеить просто на стенки. Поэтому не забудьте предусмотреть место для лайтбокса. Ещё лучше будет сдавать рекламу с обязательством по очистке и мойке остановок – коммерсанты сами заинтересованы в чистоте и будут это делать эффективнее города.
Важно! Реклама не должна закрыть вид на перспективу приходящего транспорта или закрывать обзор на переход. Надеюсь это и так понятно, но стоит упомянуть.
Окружающая застройка
Внешний вид остановки должен быть современным и нейтральным. Павильон должен подойти для исторического центра и панельного микрорайона. Особо хочется подчеркнуть современный дизайн – псевдоисторичность из дерева с чугуном будет оправдана только при работе коломенских трамваев на линии и луноходов на конной тяге на проезжей части, в остальных случаях делайте нейтральный дизайн из современных материалов!
Антивандальность
Про стеклянные стены уже писал выше, но освещение и подлокотники на сидушке тоже не будут лишними – спать в таких условиях будет сложнее.
Информирование
Хорошая остановка должна быть видна издалека за счёт маршрутоуказателя. При приближении человек должен узнать: куда и когда он сможет уехать с этого места, что он должен для этого сделать. Для этого вешают схему маршрутов этой остановки и расписание на неделю, в премиум варианте идёт билетный автомат и онлайн табло к бумажному аналогу.
В типологии элементов обычно разделяют два носителя: стелу с маршрутами и павильон с детальной информацией. Столб с маршрутами должен быть виден издалека и давать основную информацию для пользователей. На павильоне же висит детальная карта отправлений с остановки, сколько стоит проезд, объявления о приёме на работу, ссылки на сайт и так далее – там для всего этого больше места.
Остановка служит не только точкой входа пользователя в транспорт, но и выхода. Пешеходная карта местности с основными точками и отмеченным общественным транспортом поможет сориентироваться и довести человека до нужного места.
Про умные терминалы с возможностью прокладки маршрута можете смело забыть – слишком дорого для единичных пользователей. Полагаться только на электронные сервисы в телефоне пассажира тоже не стоит, ведь у кого-то может сесть батарейка, кто-то не знать о сайтах или не владеть языком и так далее. В общем, надёжнее и дешевле бумажного носителя ещё не придумали.
Отдельно не забудьте предусмотреть место для временных объявлений. Место должно быть заметным для новых и постоянных пользователей системы.
в Париже забыли про объявления…
Доступность
Делать остановку выше уровня тротуара можно только во дворе местного департамента транспорта – никаких ступенек или препятствий на улице быть не должно. Если каким-то боком остановка стоит выше или ниже тротуара, то нужен пологий спуск. Пример как делать не надо из Тулы, где сделали холм на ровном тротуаре:
Для слабовидящих людей на электронных табло обычно делают специальную кнопку – компьютер проговаривает номера маршрутов и время подъезда. Делать подобное в виде отдельных стендов или давать информацию о всех маршрутах города смысла не вижу – слишком сложно для всех участников процесса. Поэтому лучше дать номер справочной на непонятный случай.
Отдельно стоит напомнить про доступность общественного транспорта для пассажиров: никаких карманов! Автобусы и троллейбусы не могут нормально подъезжать к остановкам из-за лишних движений рулём и запаркованности. Впрочем, подробно про это я уже писал.
Дополнительные сервисы
Под предлогом экономии бюджета, места для обогрева или собственной некомпетентности многие муниципалитеты совмещают остановки с ларьками. В результате город получает грязь, мусор и машины желающих купить сигареты вместо автобусов. Зато сервисный центр местного оператора транспорта, автомат пополнения баланса с USB-зарядкой или едой, Wi-Fi и урна позволят смело говорить об инновационности без вреда для пассажиров.
Делать туалеты вместе с остановками я бы не рекомендовал, обслуживать такое транспортников не учили. Хотя иногда это вынужденная мера для водителей во время перерыва — следует разработать совмещённую с остановкой кабинку на ключе.
Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в…
По теме
Подборка про общественный транспорт | Проблема последней мили | Зло от автобусных карманов | Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо |
Примеры остановок
Париж | Москва | Севастополь | Киев |
Вчера на Садовом кольце, в рамках введения в Москве единой транспортной навигации, установили прототип новой остановки. По сравнению со старыми, в этой есть целый ряд нововведений, начиная с розеток для зарядки техники, и заканчивая отличной навигацией. Давайте же посмотрим детальнее, что там нового!
01. Для начала вводная часть, чтобы люди не пугались такой концентрированной цивилизации, есть объявление:
Очень хорошо, что с людьми хоть как-то начинают налаживать диалог.
02. Элементы новой остановки:
03. Сам павильон:
05. Лавочка хоть и без спинки, зато деревянная, с прорезями от скопления воды и поручнями, чтобы не было желания на ней поспать:
06. Зарядки, к сожалению, на момент съёмки не работали, хотя дело, скорее всего, в том, что остановку только установили и настраивали:
Кстати гравировка не видна практически под любым углом.
08. Зато Wi-Fi и камеры уже работают:
09. Кажется это первая остановка в городе, на которой будет освещение:
10. Сделано хорошо:
11. Хотя такое чувство, что флажок переделывали на месте, уж крепление как-то выбивается из общего вида:
12. Но зарядка для телефонов это не главное, теперь наконец-то можно понять, куда с остановки можно уехать! Для этого на павильоне есть две схемы (плюс одна сзади):
13. Краткая версия:
14. Подробная версия:
15. Расписание и карта:
16. Сама карта, правда, только на русском, дублирования нет:
17. Как мне сказали на месте, в будущем навигацию установят на лайтбоксы, то есть они будут с подсветкой
большая картинка тыц
19. Предусмотрены антипарковочные столбики:
Главное, чтобы Бирюков и их не спилил.
20. Дополнительные стелы с навигацией и табло:
24. Правда не понятно, что будут делать со старыми табло теперь:
25. Ну и наконец-то в Москве появились автоматы по продаже билетов!
26. Их делали уже у нас:
27. Билетное меню, правда, разнообразием похвастаться пока не может, надеюсь, со временем сделают полный набор функций:
31. Функциональная сторона, правда, только с одной стороны, вторая не используется. Чувствую, именно задняя часть автомата первая подвергнется вандализму:
И да, странно, почему боковина в золотой выкрашена, хотя вся остановка серая.
Лично мне там всё понравилось, за такую остановку ни капли не стыдно! Надеюсь пилотный проект пройдёт удачно и департамент транспорта внедрит такие остановки по всему городу. А следующим этапом ждём появления пилотной пешеходной навигации, её хотят установить на реконструируемых улицах в этом году.
Советую также подписаться:
Посты по теме:
Новые остановки наступают!
Навигация в городе
Новая транспортная навигация Москвы: как она работает