0

Почему люди хотят летать?

Споры о том, как сейчас лучше вести экспансию в космос, скорее всего, не утихнут даже когда человечество освоит солнечную систему, а переместятся в плоскость альтернативной истории: «В начале 21 века надо было строить лунную базу! Нет, орбитальную станцию! Нет, все усилия стоило бросить на Марс!” Как бы то ни было, сейчас основным направлением движения являются лунная орбитальная станция Lunar Orbital Platform – Gateway и высадки на Луну с 2024 года.

Gateway в представлении художника

Запланированное

Идея «вернуться на Луну” муссируется в космических кругах США уже давно. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Катастрофа шаттла «Колумбия” в 2003 обрекла программу на закрытие, и возник очевидный вопрос, куда двигаться дальше. В 2004 тогдашний президент США поставил перед NASA задачу расширить присутствие человека в Солнечной системе. Результатом стала программа «Constellation” («Созвездие”), в рамках которой предполагалось вернуться на Луну, а ультимативной целью был полет на Марс. Программа не смогла пережить окончания второго срока Буша и была закрыта вскоре после избрания Барака Обамы. Новый вариант программы ставил целью скорее Марс, а «потренироваться” перед полетом предлагалось на миссии по буксировке астероида на орбиту вокруг Луны. Новый президент Трамп еще сместил фокус программы — теперь целью является возвращение на Луну, а средством станет окололунная станция, после нескольких переименований получившая название «Lunar Orbital Platform – Gateway” или просто Gateway. А в целом программа получила название «Артемида”. Название символично, потому что Артемида — сестра Аполлона и богиня Луны, а также потому, что целью программы объявлена «высадка на Луну первой женщины и следующего мужчины”.

Конфигурация станции, весна 2019, изображение NASA
На сегодняшний момент законтрактованы и находятся в производстве два модуля. Power and Propulsion Element (PPE) вырос из миссии по перенаправлению астероида. Это, фактически, буксир с большими солнечными панелями и электрореактивным двигателем. Его задачей будет удерживать Gateway на гало-орбите (очень вытянутому эллипсу высотой от 3000 до 70000 км над Луной). Minimal Habitation Module (MHM), он же Habitation and Logistics Outpost (HALO), базируется на технологических решениях грузового корабля Cygnus (летает к МКС) и будет представлять собой небольшой герметичный отсек, в котором можно будет жить и работать. Концепт станции находится в процессе разработки, поэтому еще несколько модулей — логистические (склады), обитаемые, шлюзовой, могут как отправиться к Луне, так и остаться на бумаге.
В бюджете NASA на 2019 год впервые появилась статья расходов на Gateway, на которую Конгресс выделил 450 миллионов долларов (важно отметить, что на ракету-носитель SLS и корабль Orion, которые будут летать к этой станции, на 2019 год выделили четыре миллиарда, а всего на них потратили уже 30 миллиардов).
Еще недавно высадка на Луну планировалась на 2028 год. Но в мае 2019 вице-президент Майк Пенс объявил о сдвиге сроков на целых четыре года «влево”, и сейчас в качестве цели рассматривается 2024. Стоит отметить, что это будет год выборов в США, которые традиционно проводятся в ноябре, и, в зависимости от того, насколько NASA удастся уложиться в сроки, высадка будет либо красивым завершением срока победителя выборов 2020, либо, учитывая, что сложные космические проекты постоянно норовят уходить «вправо”, она придется на начало срока победителя выборов-2024. После того, как в 2009 году свежеизбранный Обама отменил «Созвездие”, смену президента в Белом доме можно рассматривать как дополнительный риск, но с каждым новым потраченным долларом вероятность отмены или серьезного изменения проекта уменьшается.

При этом, одновременно с привычными жесткими конструкциями рассматриваются и трансформируемые (надувные) модули. Наибольшей готовности достигли две компании — Bigelow Aerospace, модуль которой прошел двухнедельный наземный тест в NASA, и Sierra Nevada Corporation, успешно закончившая трехдневные испытания. Несмотря на вполне понятные подозрения в безопасности надувных модулей в вакууме космоса, многолетние испытания говорят в их пользу. В 2006 и 2007 на орбиту отправились надувные Genesis 1 и 2 от компании Bigelow Aerospace, успешно летающие до сих пор. В 2016 на МКС установили надувной модуль BEAM, который уже служит дополнительным складом, несмотря на то, что его изначально собирались испытывать всего два года.
Параллельно модулям разрабатывается и другое необходимое оборудование. Теоретический расчет орбиты будущей станции должен будет проверить кубсат размерности 12U (примерно с микроволновку размером), который может отправиться в полет уже в декабре 2020. С 2021 к Луне предполагается запустить небольшие беспилотные посадочные аппараты трех компаний: Astrobotic, Intuitive Machines and Orbit Beyond, которые будут испытывать новые технические решения и доставят на поверхность Луны научные эксперименты NASA. Также интересно отметить, что в качестве ракет-носителей для модулей PPE и HALO указаны «коммерческие носители”, которыми могут оказаться уже летающий Falcon Heavy или находящиеся в процессе создания Vulcan, New Glenn или Omega, а вот пилотируемый корабль «Orion” будет выводиться разрабатывающейся с 2011 года сверхтяжелой ракетой-носителем Space Launch System (SLS), во многом использующей технологические решения Спейс Шаттла.

Собранный центральный блок (вторая ступень) SLS отправляется на тестирование в космический центр им. Джона Стенниса, фото NASA
Уже сейчас готовятся беспилотные миссии, которые планируют проводить с использованием Gateway.Предлагаемыйв Европейском космическом агентстве беспилотный посадочный аппарат HERACLES должен будет хранить образцы с поверхности Луны на станции, откуда их потом смогут забрать астронавты. Взлетную ступень даже возможно будет использовать повторно, доставив к ней новую посадочную ступень и запас топлива с Земли. Как предполагается, входящий в состав миссии ровер будет управляться как с Земли (с задержкой в 1 секунду), так и непосредственно астронавтами с Gateway. Также изучается вопрос возможности заправки и повторного использования пилотируемых модулей.
Последнее по времени заседание многосторонней координационной комиссии по МКС, на котором в том числе и обсуждалась работа по Gateway, прошло 6 августа 2019. На нем NASA сообщило о выборе подрядчика для производства PPE, Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии рассказало, что ищет способы предоставить возможности по обитаемости и обеспечению логистики. Канадское космическое агентство заявило, что после объявления об участии в проекте Gateway в феврале 2019 начало формальный процесс поиска поставщиков для манипулятора Canadarm3 (первая версия манипулятора работала на шаттлах, вторая на МКС). Европейское космическое агентство информировало, что ищет официального одобрения от участвующих государств создания международного обитаемого модуля I-HAB, расширенных коммуникационных возможностей, научного шлюза и следующих сервисных модулей корабля Orion (командный модуль производится NASA, сервисный — ЕКА). А Роскосмос рассказал, что собирается произвести многоцелевой шлюзовой модуль для станции. В декабре 2019 появилась новость, что Роскосмос подтвердил свою готовность участвовать в дальнейших переговорах по проекту станции.

Новые возможности

Станция на окололунной орбите позволит решать новые задачи. Прежде всего, МКС, хоть и находится в космосе и подвержена воздействию космического излучения, находится в облегченных условиях — ее прикрывают радиационные пояса Земли. Первый пилотируемый полет к станции с высадкой на Луне, как ожидается, продлится примерно месяц, и это будет новым рекордом по продолжительности нахождения человека за пределами радиационных поясов — миссии «Аполлонов” длились чуть меньше двух недель, из которых самая продолжительная, «Аполлон-17”, провела на орбите Луны 147 часов. При этом астронавтам повезло — солнечные вспышкине происходиливо время миссий. До сих пор нельзя точно предсказать время и направление выброса на Солнце, так что длительные вахты на окололунной станции вполне могут с ними столкнуться. В этом случае астронавты, скорее всего, должны будут использовать как убежище максимально защищенный отсек — корабль «Orion”. Расчеты, производившиеся для программы «Apollo”,говорят, что в командном модуле с толстыми стенками даже в случае очень сильной солнечной бури астронавты смогут сохранить работоспособность и безопасно завершить миссию. Но реальный опыт может принести важные данные для уточнения расчетов.

Астронавты 22 отряда (набор 2017) на церемонии выпуска 10 января этого года. Именно они имеют шансы работать на Gateway
Далее, при всех своих достоинствах, функционирование МКС очень отличается от того, что будет происходить на межпланетном корабле. Станция получает большое количество припасов с Земли и не особо экономно их расходует. Космонавты и астронавты едят уже готовую еду в одноразовой упаковке, меняют одежду, выбрасывая ношеную, используют одноразовые средства гигиены. За 2018 год грузовые корабли доставили на МКС более 28 тонн припасов и сожгли в атмосфере сравнимые объемы мусора. Даже в случае самой страшной аварии можно быстро сесть в корабль и вернуться домой в тот же день. Окололунная же станция может стать полигоном бережливых технологий и максимально замкнутых систем жизнеобеспечения. После отработки в достаточно комфортных условиях, когда все еще можно вернуться на Землю в течение трех суток, технологические наработки смогут породить решения для межпланетных перелетов, когда до Земли будут месяцы полета. Любопытно, что сейчас мусор на Gateway собираются складывать в логистические модули, что порождает необходимость решения проблемы длительного его хранения (в требованиях указаны сроки до трех лет). Но альтернативные варианты вполне возможны — в программе «Apollo” третью ступень ракеты Saturn V намеренно сталкивали с Луной, чтобы фиксировать удар сейсмическими датчиками, установленными предыдущими экспедициями. Теоретически ничего не мешает ронять на Луну грузовые корабли с мусором, не только надежно от него избавляясь, но и собирая при этом научные данные.
Несмотря на то, что автоматические межпланетные станции летают на Луну не так уж и редко, появление человека на орбите увеличит количество научного оборудования и экспериментов на порядки просто потому, что на пилотируемые программы расходуется больше денег. Пока что станция предполагается как посещаемая, в отличие от постоянно обитаемой МКС, экипажи будут прилетать на 30-60 дней один раз в год, но это все равно вызовет серьезное оживление в научных программах. Помимо геологических исследований, уже сейчасв планахэксперименты с использованием материалов (доставленных с мест высадки), которые позволят поэкспериментировать с технологиями для строительства и функционирования базы на поверхности Луны. Также логично ставить ботанические, зоологические и медицинские эксперименты. А то, что станция будет удалена от земных помех, позволит проводить и астрономические исследования.

Орбита и расход топлива для переходов,источник
Ну и, наконец, в отдаленной перспективе, станция может служить отправной точкой для марсианского корабля. У нее очень подходящая орбита — в апоцентре (самой удаленной от Луны точке), она находится далеко от гравитационного колодца как Луны, так и Земли, и не нужны мощные двигатели и большой расход топлива, чтобы отправиться к Марсу. А если станция станет постоянно обитаемой, то это будет отличное место для сборки межпланетного корабля — новые модули можно принимать и проверять, и экипажу для полета останется только занять места в подготовленном и протестированном корабле. Но это дело будущего, в предлагаемых до 2028 года миссиях только высадки на Луну.
Материал подготовлен для журнала «Вселенная, пространство, время», публикуется в авторской редакции.

Во все времена люди хотели летать? При этом людей, которые боятся высоты с каждым годом становится все больше. Но те, кто летал говорят, что таких ощущений не испытывал никогда в жизни. Ощущение полета не только воодушевляет, но и делает Вас сверх человеком. Достигнув того, что не каждый может достичь, человек себя чувствует более чем удовлетворенным.

Если возможности летать у Вас нет или Вы панически боитесь высоты, но хотите испытать подобные чувства — играйте в азартные игры. Адреналин — вот, что общее между этими двумя занятиями. Конечно, он вырабатывается в разных количествах, но поверьте, ощущения, полученные от крупного выигрыша также ни с чем не сравнятся. Существует огромное количество игр, которые удовлетворят даже требовательных игроков. Играть вулкан может каждый желающий не зависимо от навыков и знаний. Существуют и ограничения. Не могут играть несовершеннолетние и жители тех стран, которым законодательно запрещены азартные игры.

История создания первого параплана

Конечно, люди не умеют летать, однако это можно сделать с помощью различных приспособлений: парашюта, параплана, воздушного шара. В последнее время эти виды спорта становятся все более популярными.

Параплан получил свое название благодаря двум словам «парашют» и «планировать» то есть дословно можно сказать, что параплан — это планирующий парашют. Первые попытки создать данное приспособление появились в 1964 году. Тогда был изобретен парашют-крыло и это стало настоящей революцией в парашютном спорте. При этом стартовать необходимо было с лыж, достигнув определенной скорости. После чего парашют начал преобразовываться для полета с горы. В те года параплан и парашют были настолько похожи, что отличить их друг от друга удавалось только специалистам. Но внешний вид параплана постоянно менялся и, наконец-то, приобрел вид современного параплана.

Развитие парашютного спорта в России

В России первые парапланы начали появляться в восьмидесятых годах. Российские парапланы сильно уступали по своим характеристикам зарубежным. Поэтому по личной инициативе энтузиастов, был привезен зарубежный экземпляр, что произвело настоящую революцию в парашютном спорте в России. Именно этот момент стал отправной точкой развития парапланизма.

На сегодняшний момент этот вид спорта начал активно развиваться. Еще три года назад нашим спортсменам казалось невозможным преодолеть маршрут длиной в 50 километров, но на сегодняшний момент расстояние в 150 километров — уже не проблема.

Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться

В июле 2019 года человечество отмечает знаменательную дату – 50 лет с того момента, как нога землянина ступила на поверхность Луны.

Успех американской миссии «Аполлон» казался эпохальным прорывом. Первый шаг Нила Армстронга на Луне в 1969 году многими воспринимался как начало освоения человечество других небесных тел. На излете 1960-х казалось, что люди в 2019 году уже будут отправляться в межзвездные экспедиции, а на Марсе, как пелось в советской песне, будут яблони цвести.

Но получилось иначе. С 1972 года путешествия в космос ограничиваются орбитальными полетами, а новые экспедиции на Луну и покорение Марса переносятся на отдаленные сроки.

«Мы были бы на Марсе, если бы не политический риск»

В канун 50-летия полета «Аполлона-11» глава НАСА Джим Брайденстайн принял участие в программе телеканала CBS «Лицом к нации», ответив на вопросы о прошлых миссиях, и главное, о будущем.

Новый лунный проект США получил название «Артемида» в честь богини Луны. Название выбрали не случайно – Артемида была сестрой Аполлона, в честь которого был назван первый лунный пилотируемый проект НАСА.

По словам Джима Брайденстайна, НАСА работает над тем, чтобы к 2024 году первые шаги по Луне сделала женщина-астронавт.

Однако журналисты стали задавать руководителю американского космического агентства неудобные вопросы. Например, о том, насколько реалистичен пятилетний срок, поставленный для возвращения американцев на Луну – ведь на сегодняшний день у Соединенных Штатов нет ни ракеты, ни корабля для подобного полета?

«То, о чем я говорю, – ответил Джим Брайденстайн, – сопряжено с двумя рисками. Есть технический риск, а есть политический риск. Мы были бы на Луне прямо сейчас, если бы не политический риск. Откровенно говоря, мы были бы на Марсе, если бы не политический риск».

На уточняющий вопрос журналиста о том, что он подразумевает под политическим риском, Брайденстайн пояснил: «Я говорю о финансировании. В 1990-х и начале 2000-х мы намеревались вернуться на Луну и полететь на Марс. Но программы были слишком продолжительными и требовали огромных денег». По словам Брайденстайна, для того, чтобы избежать политического риска, необходимо осуществить основную часть работ по программе до ухода администрации, которая гарантированно поддерживает проект «Артемида» и не свернет финансирование.

Очень дорогое удовольствие

Последняя на данный момент пилотируемая «лунная миссия» завершилась 19 декабря 1972 года. Вопрос о том, почему земляне больше не летают за пределы орбиты собственной планеты, породил немало конспирологических теорий.

Реальный ответ, однако, банален. Как подтвердил Джим Брайденстайн, все уперлось в проблему финансирования.

В 1960-х годах СССР и США устроили яростную «космическую гонку», последним этапом которой стало покорение Луны.

Когда цель американцами была достигнута, в Соединенных Штатах задумались о деньгах.

Стоимость программы «Аполлон» в ценах 1969 года составляла более 25 миллиардов долларов, что в ценах начала XXI века равнялось примерно 136 миллиардам долларов. Это было слишком дорого даже для Америки.

Решив сэкономить, американцы отменили еще три пилотируемых полета на Луну, которые должны были состояться в 1973-1974 годах. Советский Союз закрыл свою программу, объявив, что планов пилотируемых полетов на спутник Земли у СССР вообще не было.

Полностью от Луны никто отказываться не собирался. В СССР и США разрабатывались проекты кораблей и даже лунных баз. Американцы в начале 1970-х разработали программу, предполагавшую создание большой орбитальной станции на 50 человек, базы на Луне и малой орбитальной станции на орбите спутника Земли, а также целой флотилии кораблей многоразового использования для доставки астронавтов на эти объекты.

Стоимость реализации, однако, оказалась настолько высокой, что от нее оставили лишь проект корабля многоразового использования, впоследствии известного как «Спейс шаттл».

По причине высокой цены в СССР не был реализован проект сверхтяжелой ракеты «Вулкан», а также космического корабля «ЛЭК» (лунный экспедиционный корабль).

Большая «лунная гонка»: какое место в ней отведено России? Подробнее

Отложить на потом

В октябре 1989 года сотрудники НАСА представили проект «Лунный оазис». Рассчитанная на 10 лет программа предполагала три стадии, суммарно предусматривавшие 30 полётов, половина из которых пилотируемые (по 14 т груза). Беспилотные старты доставили бы на Луну по 20 т груза каждый.

Когда выяснилось, что цена программы будет в четыре раз больше, чем стоимость проекта «Аполлон», ее тихо отложили в сторону, и больше к ней не возвращались.

И в американской, и в российской космической отраслях существует негласное правило – в случае нехватки средств сокращение расходов в первую очередь касается тех программ, которые можно перенести на более поздний срок. Так полеты к Луне и Марсу отодвигаются все дальше и дальше.

Глава НАСА Джим Брайденстайн сегодня готов молиться на президента Дональда Трампа, поскольку нынешний глава Белого дома любит говорить в приложении к космическим исследованиям о «приоритете нации». То есть Трамп готов выделять НАСА крупные средства под миссию «Артемида» исключительно ради престижа. В случае, если Трамп не сможет переизбраться на второй срок, возвращение астронавтов на Луну снова окажется под вопросом.

Пилотируемые полеты на Луну фигурируют не только в американских и российских программах. Несколько лет назад закрепиться на Луне к 2030 году собирались Европейское космическое агентство, Китай и Япония. Сегодня европейцы отложили подобные намерения на неопределенный срок, Китай – на 2040-2060 годы, Япония решила полностью положиться на робототехнику.

Прагматики напоминают – говорить об окупаемости пилотируемых лунных миссий сегодня не приходится. Поэтому траты на Луну кажутся обоснованными лишь ученым и романтикам.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *