0

Секретное метро Москвы

Московское метро не самое глубокое в мире. В Киеве одна из станций заложена на уровне 105 метров под землей, в Пхеньяне (Северная Корея) есть станция на уровне 100 метров… В России лидирует питерское метро с легендарной станцией «Адмиралтейская» (86 метров). Но столице тоже есть чем похвастаться.
Самая глубокая станция — «Парк Победы». По официальным данным, она уходит под землю аж на 73 метра, это высота 24-этажного дома. В 2022 году, когда откроется станция «Марьина Роща» Большой кольцевой линии, она станет самой глубокой — 74 метра.
Станции глубокого заложения строят закрытым способом, не разрывая землю. Строительство ведут через шахтный ствол. Такие станции расположены на глубине 20 метров и ниже. — Станции глубокого заложения делали в основном в центре города, где плотная историческая застройка не позволяла копать на поверхности. Но под уличными магистралями метро может спрятаться и совсем на небольшой глубине — менее 20 метров. Это самый экономичный вариант, который выбран для большинства новых станций. Если сверху жилые дома, то спускаться придется глубже, — объяснили «Комсомольской правде» в Стройкомплексе столицы.

Столичная подземка полна тайн и загадок…

1. Станция-призрак

История московского метро началась с запуска Сокольнической линии. 15 мая 1935 года была открыта одна из старейших станций — «Улица Коминтерна». Она часто меняла не только свой облик, но и названия. В 1946 году ее нарекли «Калининской», а в 1990 переименовали в «Воздвиженку». Правда, новое название продержалось всего несколько дней, после чего уступило место всем известному — «Александровский сад». В течение нескольких лет станция и вовсе стояла закрытой. Поэтому экскурсоводы и называют ее станцией-призраком.

2. Переходы в «никуда»

Проекты московского метро создавались и переделывались бессчетное количество раз. Неудивительно, что появились многочисленные нестыковки: переходы в никуда, зависшие в воздухе лестницы, замурованные проемы и тоннели, заканчивающиеся тупиками. Вопреки мнению некоторых москвичей, это не секретные проходы в таинственный подземный город, а всего лишь конструкторские недоработки. Непонятные двери и закрытые лестницы можно увидеть на станциях «Александровский Сад», «Смоленская» и «Третьяковская».

3. «Здесь был Сталин»

Станции метро, строившиеся при Сталине, до сих пор несут отпечаток культа личности вождя народов. Его портреты висели практически повсюду. Дело в том, что Сталин любил принимать новые станции. И для того, чтобы польстить его самолюбию и сдать объект без проволочек, на видных местах помещались портреты Иосифа Виссарионовича. Позже эти портреты убрали. Так что, если вы видите в метро картину, не вписывающуюся в общую стилистику станции или вовсе пустое место в рамке, знайте — здесь был Сталин!

4. Ископаемые в метро

Изначально московское метро хотели отделать наподобие западного — плиткой. Но так получилось, что в нашей стране ее производство было ограничено и гораздо проще было доставить более дорогой материал. В результате, первые станции метро отделывались 20 видами мрамора и гранита. Причем часть облицовочного материала подземки представляет историческую ценность: в ней можно заметить множество окаменевших существ из эпохи Юрского периода.
Для оформления московского метро также создавались роскошные мозаики, изящные скульптуры, фрески и декоративная керамика. Неудивительно, что уже в 1935 году наш метрополитен признали самым красивым в мире. Сегодня, к сожалению, часть таких элементов утеряна. Например, до войны на многих станциях стояли изысканные торшеры. Их было решено убрать, когда вырос пассажиропоток: торшеры попросту мешали, создавая давку. Также сократилось количество люстр и необычных светильников: сегодня их всё чаще заменяют галогеновые лампы.

5. Секретное метро

Легенды о «метро-2», раскинувшем свои засекреченные линии прямо под тоннелями обычного метрополитена, имеют под собой реальную основу. Как известно, Москва всегда была городом военным, стратегическим. Одной из главных целей было — защищать жителей, культурные ценности, предприятия. Достоверно известно, что спец ветки и станции строились уже после Сталина. Сегодня в Москве очень много военных объектов, некоторые из которых связываются под землей подземными дорогами. Однако сесть в ночной поезд и уехать на секретную базу у вас при всем желании не получится: две разные системы метрополитена практически не сообщаются.

6. О чем молчат проходчики

Жизнь метро не останавливается ни на минуту. По ночам, когда метрополитен закрывается для пассажиров, начинается активная работа служб ремонта, контроля, уборки. Именно ночью, когда снимается напряжение с контактного рельса, выходят на работу путевые обходчики. Их задача — тщательно исследовать состояние путей.
Как известно, тоннели в метро не подсвечиваются. Свет дают лишь фонари, которые работники несут с собой. Порой обходчики рассказывают жутковатые истории о том, что слышится и видится им в огромных темных туннелях. Кто-то замечает странные тени, а кто-то ловит на себе чей-то пристальный и внимательный взгляд.

7. Проверка на прочность

Важные коррективы в схему метрополитена внесла Великая Отечественная война. Голубая Филевская линия, в прямом смысле слова, не прошла проверку на прочность, так как залегала слишком близко от поверхности. После того, как в 1941 году авиабомба пробила свод тоннеля «Арбатская» — «Смоленская», было решено построить еще одну, более глубокую ветку. Новый участок полностью продублировал старый, но уже на глубине около 50 метров. Сегодня он входит в состав Арбатско-Покровской линии.

8. Подземный город

Московское метро и поныне выполняет двойную функцию: это транспортная система, которая при необходимости моментально переходит в режим военного объекта — убежища. По сути, это самый настоящий трансформер, способный превратиться в подземный город. К слову, в войну в метро работали магазины, аптеки, парикмахерские и даже библиотека.

Бункер площадью семь тысяч квадратных метров приказал построить Иосиф Сталин на случай ядерного нападения США сразу после того, как Гарри Трумэн сообщил ему на Потсдамской конференции 1945 года об успешном испытании первой американской атомной бомбы.

«Бункер был необходим для того, чтобы сохранить управление и войсками, и страной в момент ядерного нападения, чтобы они могли руководить отпором непосредственно нападавшему противнику», — объясняет военный эксперт Василий Дандыкин.

Резервная ставка Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР уже имелась в Куйбышеве. Бункер глубиной 37 метров был построен в начале 1942 года. Его конструкция была скопирована со станции метро «Аэропорт». Специальные «правительственные» убежища во время войны создавались в Ярославле, Ульяновске, Сталинграде, Горьком, Казани. Опыт по их возведению был накоплен большой. Такой бункер уже был и в Москве, в Измайлове, а также на станции метро «Кировская».

Исходя из опыта, разработку «атомного бункера» поручили «Метропроекту». Осенью 1947 года техническая документация сверхсекретного подземелья на Таганском холме была готова. Проект получил кодовое обозначение «Объект 02» или ЧЗ-293.

© ТРК «Звезда»

«В техническом задании у «Метрострой отряда» было написано, что они строят понижающую станцию для метро «Таганская-Кольцевая». То есть они фактически не знали, что они строят конкретно», — говорит директор музея «Бункер-42 на Таганке» Сергей Каменский.

«ЧЗ» расшифровывается легко — это чертежное задание под номером 293. По другим документам объект проходил как «Бункер-42». По этому названию он и известен сегодня.

«»42″ расшифровывается как аббревиатура: четверка — степень противоатомной защиты, двойка — порядковый номер», — объясняет Сергей Каменский.

То есть бункер по своей значимости занимал второе место. Но какой же, в таком случае, первое? Догадок и легенд по этому поводу много. Например, якобы Сталин приказал одновременно строить два супербункера. Один на Таганке, второй недалеко от его ближней дачи в Кунцеве. По другой версии, строительство правительственного убежища началось прямо в Кремле.

Таганский холм для «атомного бункера» подходил для этого как нельзя лучше. Во-первых, он находился недалеко от Кремля. Во-вторых, он состоял из плотных каменистых пород и имел достаточную высоту. К работам приступили в январе 1950 года. В тот же день, когда открылась станция метро «Таганская-Кольцевая».

Задача стояла непростая. Нужно было обеспечить стройку сверхпрочными, сверхнадежными материалами для тоннелей и залов, в частности, кабинета Сталина. По утвержденному проекту, срок службы «Объекта 02» составлял 400 лет.

© ТРК «Звезда»

29 августа 1949 года СССР провел первое успешное испытание 22-килотонной атомной бомбы на полигоне под Семипалатинском. Кроме наземных конструкций, на которых проверялось разрушительное действие ядерного взрыва, на полигоне были созданы и подземные сооружения, типа бункеров и туннелей. Причем из разных марок стали и бетона. Это как раз были испытания конструкций будущего бункера на Таганке.

«Строились объекты различной глубины и такого типа, небольшого объема площади, и, соответственно, туда садились экспериментальные животные. После этого оказалось, что животное выживает на глубине более 50 метров», — рассказывает Сергей Каменский.

«И вот пришли к выводу: глубина должна быть где-то в районе 70 метров, 65 метров стала глубина рабочих помещений, этих тоннелей, которые закладывались для того, чтобы разместить руководство страны», — добавляет Василий Дандыкин.

Станция «Таганская-Кольцевая» станет на многие годы самой «боевой» станцией московского метро, о чем обычные москвичи, разумеется, даже не догадывались.

«Боевая станция, да. Конечно, когда прекращалось движение поездов, наступало время ночных людей», — говорит Василий Дандыкин.

© ТРК «Звезда»

Каждая бригада выполняла свою задачу. Через два-три месяца на смену одной бригаде приходила другая.

«И поэтому ни один из метростроевцев не узнал от начала и до конца, что здесь получилось, а получился объект боевого применения на глубине 65 метров», — рассказывает Сергей Каменский.

При рытье котлованов и туннелей образуется много породы, которую нужно куда-то вывозить. Чтобы не привлекать лишнего внимания, грунт с секретной стройки вывозили через тоннель, ведущий от объекта на станцию метро «Таганская-Кольцевая». Со стороны улиц ничего не было заметно. А с высоты? Вести разведку с воздуха у американцев в те годы не было возможности.

Для конспирации было сделано все. Долгие годы москвичи даже не подозревали, что в этом месте расположен секретный объект. А в окрестные дома на всякий случай тогда поселили высокопоставленных военных.

В бункере посменно работали гражданские и военные специалисты, которые поддерживали работу систем вентиляции, жизнеобеспечения и аппаратуры связи. Смена — около 600 человек. Чтобы соблюсти секретность, людей доставляли на объект, где насчитывалась около 300 помещений, в строго определенное время и не только ночью.

«Прибытие на данный объект осуществлялось небольшими группами по 10-15 человек, последовательно. То есть, например, кто-то прибывал к 10.00, кто-то к 10.15, кто-то к 10.30 и так далее. Если 600 человек в одно и то же время придут на свои рабочие места, то у людей на улице, вызывало бы это подозрение», — объясняет Сергей Каменский.

Строительство основных конструкций бункера завершилось в 1952 году. А через год начался монтаж систем жизнеобеспечения. Весной 1954 года связисты начали прокладывать коммуникации, проводить монтаж аппаратуры для «засекреченных телефонных переговоров».

© ТРК «Звезда»

«Секретная телефония» была разработана в ГосНИИ №2. В начале 1954 года первая в СССР «цифровая система секретной связи» была установлена на самых протяженных в то время линиях между Москвой, Берлином и Пекином. Точно такая же аппаратура была установлена и в «Бункере-42».

Отсюда была налажена связь практически со всеми полками и дивизиями стратегических и дальних бомбардировщиков по всей стране. Отвечало за передачу секретных правительственных и военных сообщений, в том числе и в страны Варшавского договора Министерство связи СССР.

© ТРК «Звезда»

Над подземным объектом на Таганке так и стоит двухэтажное бело-желтое здание с большими окнами, в котором никто не живет.

© ТРК «Звезда»

«Это фальш-окна, за этими окнами никакого расстояния нет, буквально 40 сантиметров узкий проход. И в этом здании возведен так называемый купол, оголовок шахты, который представляет девять высотой, шесть шириной железобетонные стены с одним извилистым узким коридором», — объясняет Сергей Каменский.

Объект заполнили продуктами питания — это были обычные солдатские и офицерские сухие пайки. Пробурили две артезианские скважины, сделали запас топлива на 30 дней. Именно столько должен был продержаться бункер в случае начала ядерной войны. Так как, согласно доктрине того времени, такая война не могла идти дольше 30 дней.

О судьбе бункера на Таганке и его секретах — смотрите новый выпуск программы «Загадки века» на «Звезде».

Многие считают, что некоторые новые станции и ветки Московского метрополитена просто передали из частично законсервированной системы секретного правительственного метро

Попасть в Метро-2 (оно же Д-6) практически невозможно. А тем, кто все же хочет попробовать, интересующиеся этой темой напоминают: по слухам, экспедиции пытавшихся раскрыть подземные тайны столицы диггеров возвращались не в полном составе. К тому же линии обычного метрополитена и секретного заложены на разной глубине.

Говорят, единственное соединение двух систем расположено около станции «Спортивная”, на «красной” ветке метрополитена. Некоторые источники сообщают о возможности попадания в Метро-2 через заблокированный выход в центре станции «Арбатская” Филевской линии. Есть сведения, что вечно закрытые переходы на некоторых станциях закрыты не просто так. Чтобы понять, где искать входы в секретное метро, нужно первым делом выяснить, откуда и куда ведут его ветки.

Линия «Кремль – Аэропорт”

Аэропорт Внуково. Wikimedia

Протяженность этой начинающейся у Кремля подземной трассы составляет около 30 километров и имеет два ответвления.

Поезда следуют под зданием Министерства обороны РФ. Кстати, там расположена одна из основных и самых старых станций Метро-2 под говорящим названием «Центральная”. Далее тоннель проходит под военными объектами на Арбате и Фрунзенской набережной и направляется к платформе «Университет-2”. Там путь расходится в двух направлениях.

Первая ветка доставит путешественников в огромный, на 20 000 человек, бункер в Раменках и в Исследовательское объединение «Наука”. В полузаброшенном комплексе зданий установлены четыре лифта, уходящих в том числе и под землю. По слухам, эти строения, относящиеся к ФСБ, построены только для маскировки.

Пунктом назначения этой части первой линии Метро-2 является правительственный аэропорт Внуково-2. Второе ответвление секретной трассы, проходя через Академию ФСБ на Мичуринском проспекте, заканчивается в Тропаревском лесопарке в некоей «Лаборатории измерений и испытаний Московского метрополитена». Скопление вентиляционных шахт в этом месте столь велико, что специалисты не исключают наличие в Тропареве еще одного подземного города.

Считается, что помимо военных объектов попасть на линию Метро-2 «Кремль – Аэропорт” можно через подвалы МГУ, дом архитектора Жолтовского на пересечении Арбата и Садового кольца, высотку МИДа и бывшую резиденцию М. Горбачева на Воробьевых Горах. Там же, в районе МГУ, по слухам, построено и главное депо Метро-2.

Линия «Кремль – Рублевка”

Где-то под Рублевским шоссе прячется одна из линий Метро-2. Wikimedia

Начиная свой путь у кремлевских стен, пройдя мимо бывшего здания Совета Министров СССР, подземная магистраль ныряет под Кутузовский проспект. Проходя через бункер в гостинице «Украина”, трасса уходит к Киевскому вокзалу, где находится еще один бункер.

Далее ветка делает поворот, идет вдоль Бережковской набережной и доходит до парка Победы. Под этим комплексом в 80-х было построено крупное бомбоубежище Сил гражданской обороны.

Проходя мимо «ближней” дачи Сталина в Кунцеве, линия Метро-2 закономерно устремляется к Рублевскому шоссе. По словам очевидцев, правительственное метро находится там очень близко к поверхности.

Проходя под домом бывшего президента РФ Ельцина, где находится еще один бункер, подземная ветка уходит в сторону Барвихи. Движение по этой ветке Метро-2 одностороннее. В сторону, противоположную предполагаемому атомному взрыву. По слухам, строительство этой части подземной магистрали продолжается до сих пор.

Линия «Кремль – Пансионат «Бор»

По слухам, проникнуть на эту ветку можно через тот самый таинственный переход на «Третьяковской», которые многие из нас видели. Являясь одной из новейших линий секретного метрополитена Москвы, она также и самая длинная в мире. Протяженность ветки составляет 70 км. В случае ядерного взрыва эта дистанция якобы позволит менее чем за час покинуть самую опасную зону у его эпицентра.

Один из переходов на станции «Третьяковская» всегда закрыт. Не вход ли это в Метро-2? Wikimedia

Начинаясь, как и все остальные станции, под Красной площадью, ветка устремляется в южном направлении. Пройдя под Симферопольским шоссе, подземное метро уходят за черту города. На сегодняшний момент конечная станция находится в огромном правительственном пансионате «Бор”. Местные жители считают, что бункер военных находится прямо под оздоровительным учреждением.

Однако по некоторым данным, секретный метрополитен тянется еще дальше. Есть версия, что на сегодняшний момент тоннель прорыт до поселка Вороново в 40 км от Москвы, где находится временно законсервированная и заброшенная система военных бункеров.

Линия «Кремль – Поселок Заря”

Принятие присяги в поселке Заря. mil.ru

Ветка к военному поселку Заря построена в конце 80-х годов. Начатый у стен Кремля, подземный коридор был проложен под зданием ФСБ на Лубянской площади и высоткой на Красных Воротах, откуда, по слухам, есть вход на одну из платформ. Некоторые считают, что там же находилась и подземная тюрьма. Далее ветка уходит на восток. Есть мнение, что параллельная уходящему на восток шоссе Энтузиастов Калининская линия метрополитена, по одной из версий, является бывшим участком Метро-2.

Последней станцией линии «Заря” стал военный городок в подмосковной Балашихе, где под землей сосредоточены пункты управления ПВО и ВВС нашей страны. До 2007 года доступ на территорию поселка блокировался пропускными пунктами. Сейчас военный городок включен в состав подмосковного города Балашиха, и не исключено, что именно там поклонники подземных тайн смогут узнать о Метро-2 что-то новое.

Эти данные подтверждает и краткая, но сенсационная новость на местном телевизионном канале Балашихи, датированная 2005 годом. В ней говорилось о том, что к 2014 году в Балашихе откроется станция метро в районе «Горсовет”. А по специальным пропускам можно будет проехать и до конечной точки – станция «Заря”! Правда, 2014 год давно уж миновал – а воз и ныне там. Но, как известно, слухи на пустом месте не возникают.

.
Как правило, далекие тайны нас мало волнуют, но когда что-то тайное, секретное и неизвестное находится рядом, это вызывает неподдельный интерес. Так и с историей о секретном правительственном Метро-2 (как его часто называют), ведь оно кажется рядом, только немного ниже обычного…
.
Метро-2 – его не может не быть
.
В 2007 году бывший начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев на вопрос: «Существует ли Метро-2», – ответил: «Я бы удивился, если бы его не существовало». В самом деле, ведь под столицей США существует система правительственного метро. Оно давно рассекречено, и о нем многое известно. Это три линии, шесть станций и семь поездов. А еще оно в очень хорошем состоянии и его не стесняются показывать публике. Да и в самой Москве тайные подземные тоннели появились не в XX веке. Упоминания о первых подземных ходах датируются XVIII веком. К примеру, подземный ход между Таганской тюрьмой и Новоспасским монастырем, вырытый на глубине 12 метров. Нет ничего удивительного в том, что советские руководители озаботились строительством подземных коммуникаций. .
Эта карта спецобъектов составлена на основании открытых документов московских властей, и поэтому не может быть полной. Но даже в таком усеченном виде хорошо видно, какие огромные территории в центре столицы занимают спецслужбы.
На карте отмечены лишь несекретные объекты спецслужб — штаб-квартиры, поликлиники, гостиницы и т.п. Но есть среди них особый список — так называемые «объекты метростроения ОАО Трансинжстрой», бывшего управления 10-А. На карте хорошо видно, что далеко не все эти объекты совпадают со схемой обычного московского метро… .
…Считается, что название «Метро-2» придумал писатель Владимир Гоник. Летом 1992 года в журнале «Юность» был опубликован роман писателя «Преисподняя», действие которого как раз и разворачивается в московских подземельях. Сведения о Метро-2 писатель собирал, по его словам, от своих пациентов, работая в свое время врачом в поликлинике Минобороны.
.
Факты, свидетели и отчет Минобороны США

Такое масштабное сооружение под самым большим городом Европы, конечно, не могло остаться незамеченным. Рано или поздно кто-то бы проболтался, ведь в строительстве и обслуживании секретного метро принимали участие тысячи людей. Никакая подписка о неразглашении тайны не спасет от ее раскрытия, когда о ней знают столько людей. Пусть и не доступны им были все элементы мозаики, но, собрав воедино все свидетельства, можно представить, а что же там под московской землей. Хотя, впрочем, свидетельских показаний не так уж и много. Но прежде чем обратиться к ним, взглянем на факты, которые пусть и косвенно, но все же подтверждают, что Метро-2 существует и исправно действует. Что, впрочем, и хорошо.
В современной России многие обстоятельства хозяйственной деятельности, как государственных структур, так и частных, подлежат обязательной огласке. Вот и контракт № 2480/1/07, финансировавшийся из федерального бюджета, привлек внимание энтузиастов, искавших секретное метро. Согласно контракту, Учебно-производственный центр Московского метрополитена провел обучение семи человек по специальности «машинист электропоезда». Заказчиком обучения выступила ФГУ «Войсковая часть 95006». Но часть эта непростая. Из открытых источников можно увидеть ее административную принадлежность. Подчиняется она Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП). А в следующем году по этой же специальности было обучено еще шесть человек. Где машинисты, там должны быть и поезда. Эта же воинская часть в период с 2007 по 2010 год осуществляла «ремонт оборудования изделия 730.15» – рельсовых автобусов, предназначенных для работы в метрополитене, и «изделия 730.15» – грузопассажирских мотодрезин. Руководствуясь годовым отчетом Метровагонмаша, можно сделать вывод, что в 2008 году подвижной состав пополнился семью единицами РА 730.15 и двумя 730.05.

Полный размерТакие вагоны предположительно передвигаются по Метро-2 …
Бывший префект Центрального административного округа Москвы Александр Музыкантский, которому по долгу службы полагается знать, что находится на его «земле» и под ней, в одном из интервью косвенно подтвердил существование секретного метро. По его словам, это «транспортные подземные коммуникации, связывающие Кремль с командными пунктами, которые предназначены для обеспечения устойчивой работы высшего военного и политического руководства страны в период вооруженного, в том числе ядерного конфликта. Это гигантская система. Она строилась 40 лет».
. .
Под Москвой действительно есть сеть секретных тоннелей и подземных бункеров. Почти наверняка связанны под землей между собой комплексы правительственных зданий на Мясницкой, Старой площади, в Кремле, на Воздвиженке и Смоленской площади.
Об этом говорят ведущие «в никуда» лестничные переходы на «Арбатской», «Киевской»-радиальной», ряде других станций метро глубокого заложения в центре города. (Надо заметить, что неиспользуемые лестничные марши на «Третьяковской-2» — это задел под будущий второй переход на «Новокузнецкую»).
Во время немецких налетов в 1941 году, авиабомба разрушила перекрытие тоннеля Филевской линии. Это послужило одной из причин строительства дублирующего участка глубокого заложения Арбатско-Покровской линии в 50-х годах. Вероятно, тогда же было начато строительство специальной линии глубокого заложения, связывающей комплекс в Раменках, бункеры под зданием Генштаба и Министерства Обороны, сооружения в центральной части города. .
Учитывая, что официальной информации о секретных подземных сооружениях под Москвой быть не может, да и быть не должно, все предположения о масштабах подземного секретного метро – лишь попытки обобщить имеющуюся информацию на основе источников, которые кажутся наиболее достоверными.
По некоторым сведениям, такое метро имеет несколько линий. Так называемая «система Д-6», вероятно, самая реальная из всех. Основное строительство пришлось на 50–60-е годы, а завершено оно было в 80-х. Ее главное назначение – транспортная связь расположенных в центре столицы объектов Министерства обороны с «подземным городом» в Раменках. Общая длина линии и всех ее ответвлений немногим менее 25 км. Глубина залегания тоннелей и станций варьируется от 50 до 210 метров. Внутренний диаметр Д-6 и диаметр тоннелей обычного метро практически совпадают. Но, в отличие от него, в тоннелях нет контактного рельса. Этим и объясняется выбор подвижного состава. Основной рабочей лошадкой выступали контактно-аккумуляторные электровозы типа Л Мытищинского машиностроительного завода. Предназначенные для вождения служебных поездов из вагонов типа Еж6 по обесточенным или неэлектрифицированным линиям метрополитена, они как нельзя лучше подходили для этой цели. Соединялись они по схеме Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6. Также использовался дизель-поезд ДПС-01 Людиновского завода из четырех двуосных вагонов и автомотрисы АС1А (Великолукский локомотиворемонтный завод). Из новых поступлений, как уже было сказано, – рельсовый автобус РА1. Перевозка хозяйственных грузов осуществлялась на прицепных платформах УП-2 и мотовозах МК 2/15.
Есть предположения и о существовании других линий. Линия, связывающая Кремль с Ближней дачей Сталина, законченная, вероятно, к 1956 году, – как раз та линия, о которой говорил Шевченко. Система Совмина, начинающаяся под Домом правительства РФ (ранее здание Совмина СССР). Системы в сторону поселка Заря. По различным слухам, начиная с 90-х годов ведется строительство линии от Дома Правительства РФ до поселка Власиха в Московской области, где расположен командный бункер Ракетных войск стратегического назначения. .
Одним из самых интересных объектов подземной Москвы, наверное, является «подземный «город» в Раменках. Крупный подземный бункер, строившийся с середины 60-х до середины 70-х, должен был, по некоторым сведениям, вместить 15 тысяч человек в случае ядерного удара по Москве. Укрываться они там могли в течение 30 лет. Один из входов в подземные сооружения, как предполагается, находится по адресу: ул. Раменки, 43, поэтому в СМИ и закрепилось название этого объекта «Раменки-43».
Реинкарнация: станет ли Метро-2 когда-нибудь Метро-1?

Идея о том, чтобы приспособить линии секретного метро под нужды московского метрополитена, появилась еще в 90-х годах прошлого века. Хотя бы те, которые уже не используются. Правда в реальности, если это и возможно, то только на небольших участках. Например, по некоторым сведениям, шахты многих секретных станций вертикальные. Для того чтобы попасть в них, нужно воспользоваться лифтом. Перестраивать их для установки эскалаторов будет весьма накладно. Кроме того, многие станции расположены слишком глубоко под землей, подниматься и спускаться на эскалаторах было бы весьма неудобно. Не говоря уже о том, что тоннели позволяют движение поездов только в одном направлении. Впрочем, опять же если верить слухам, некоторые новые станции московского метро не такие уж и новые. Просто их наконец-то решили рассекретить, отдав обычному метро. Так что, пожалуй, такое положение вещей не позволит угаснуть городской легенде.

.

Интерес к Метро-2 вряд ли когда-либо пропадет, а новые подробности его существования будут появляться вновь, но официального подтверждения нет и, вероятно, никогда не будет. Хотя ясно, что подобный объект все-таки должен существовать, как необходимая часть обороны страны.

Секретное метро уже представляет интерес не столько как тайный объект, скрытый под землей, сколько как городская легенда о существовании параллельного мира со своими подземными городами и коммуникациями. А еще как некая воображаемая вселенная для фантастических романов и художественных фильмов…

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *