0

Скучно

Часть 1. Что такое скука.

Как думаете, а переживание скуки тоже скучное?

У итальянского писателя Альберто Моравия есть целый роман об этом переживании, так и называется — «Скука» (вот умеют писатели из чего-то очень унылого сделать вполне себе интересный роман 🤷🏼‍♀).

Что же такое — скука?

Скука — это когда с окружающим миром будто пропала связь. Я вижу, что в мире что-то есть, но не могу вступить с этим в отношения. От того, что это что-то в мире есть, мне ни хорошо, ни плохо — мне никак. Можно даже сказать, что это что-то для меня будто не существует.

Представьте: вечер пятницы, перед вами стоит бокал, наполненный красным вином. Вы медленно пьёте из него, наслаждаетесь, замечаете теплоту, разливающуюся внутри. Вкус вина и его запах имеет множество оттенков; вы расслабляетесь и вам это нравится.

Кажется, с этим красным у вас вырисовываются приятные отношения на вечер.

Но вот бокал пустеет, вы ополаскиваете его водой и оставляете в стороне. Какой он теперь, этот бокал? Обычный, бокал как бокал. Какой угодно. У вас нет к нему никакого отношения. Как только вы оставляете его, вы легко можете забыть о его существовании.

Бокал, не имеющий ко мне никакого отношения, не вызывает ничего, кроме скуки. Как тонко подметил Альберто Моравия, «скука — это прежде всего выражение некоммуникабельности». Вы ничем не связаны с этим бокалом.

С бокалом все просто. А что если это человек, ваша работа? Бывало у вас такое чувство, что вы вроде бы включены в коммуникацию с кем-то, а на самом деле выключены? Вы что-то говорите человеку, но вам все равно. Через пять минут, вы не вспомните ни человека, ни разговора. То ли человек был скучный, то ли разговор.

А если таких моментов в жизни много, то приходит ощущение, что жизнь какая-то скучная. И от этого может стать больно. А ещё может захотеться разнообразить как-то эту жизнь, развлечь себя.

Но такое переживание скуки просто так развеять нельзя. Скука не противопоставляется развлечениям.

Состояние скуки проходит только тогда, когда мы вступаем в отношения — с предметами, с другими людьми, с собой, с миром.

Что же тогда получается:

  • Если вы страдаете от скуки, от отсутствия чувства связанности, от это «всё никак» — развлечения картину кардинально не изменят.
  • Локально относительно каких-то тем разговора, предметов, людей мы всё равно будем испытывать скуку. Невозможно находиться в отношениях со всем. Переживать обо всём. И действительно, что плохого в том, чтобы не думать об отставленном в сторону бокале?
  • А иногда скука может выступать в роли анестезии, помогая нам не переживать что-то близко к сердцу. Уйти на дистанцию от чего-то, что может сильно ранить или напугать. Например, у нас может пропасть интерес обсуждать каждый день карантин или расставание с бывшим.

Часть 2. Как обходиться с переживанием скуки.

Помните фразы типа «смотреть — но не видеть», «слушать — но не слышать»?

Бывало такое, что вы разговариваете с другом, что-то ему отвечаете, но слушаете вполуха, не вовлекаясь. А потом он говорит фразу, которая мгновенно выводит вас из спячки. И вы, прямо как в кино, совершенно искренне переспрашиваете: «Что ты сейчас сказал? Повтори».

Другая аналогия: вы учились в одном классе с девушкой, видели ее каждый день, но никогда по-настоящему не замечали. А в 30 лет случайно встретили и влюбились.

Вот в чем разница между «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать»: второе — это уже не про процесс, а про ваше вовлечение, вашу персональную активность. Вы смотрите на вещи, но видите их только тогда, когда эта активность возникает. А возникнуть она может:

  • Без вашего желания. Вас ткнули носом во что-то, и вы уже не можете это игнорировать.
  • Вы сами на это решились. Это гораздо лучше: управлять своей жизнью — это не так плохо 😏

Теперь давайте вернемся к скуке: если вы помните, я писала, что скука — это как раз отсутствие связанности с предметами, действиями, людьми, с собой. Когда смотришь, но не видишь.

Чтобы восстановить чувство связанности и начать выползать из состояния скуки, нужно внутреннее решение — хочу видеть, слышать, узнавать, чувствовать, быть затронутым. По сути это решение быть открытым к тому, с чем можешь столкнуться.

Звучит легко, но есть подвох. Там, где открытость, есть и риски. Можно нарваться не только на что-то хорошее, но и на обиду, отвержение, игнор, оскорбление, разочарование и прочих чудовищ 👹 И быть открытым получается не всегда или не ко всему. Это окей. Главное придерживаться общего курса — установки на открытость.

Благодаря открытости мы получаем впечатление от чего-либо. Но впечатления быстро ускользают, если мы не даём объекту нашего внимания оценку:

  • Что я думаю о нем?
  • Что он значит для меня?
  • Как я к нему отношусь?

Что получается в итоге?

  • Чтобы выйти из состояния скуки, нужно проявить персональную активность — принять решение быть открытым к тому, что есть вокруг. Захотеть видеть и слышать.
  • Чтобы полученные впечатления не улетучивались быстро, нужно давать им внутреннюю оценку, определять, что они для меня значат.

Я представляю здесь большую библиотеку, на полках которой расположены разные впечатления, воспоминания. Когда я даю оценку новому входящему впечатления — я выбираю полку, куда его положить. А если оценку не давать, то полки будут оставаться пустыми: на них можно будет найти только пыль, паутину и скуку.

всё это появляется перед твоими глазами… Стучится тебе в уши и производит потрясающие впечатления. Всегда как в первый раз! Теперь же ты знаешь все имена, названия и категории… Вот это хорошо, а это плохо. Вот — стол, там — стул… машина, дом, цветок… ну и так далее.. Постепенно, тебе становиться скучно, потому что окружающие тебя предметы находятся вокруг тебя только как названия. Сухие и узкие понятия разума набрасывают на тебя пелену. затрудняя ВОСПРИЯТИЕ. Теперь ты смотришь на все через завесу ассоциаций, относительно вещей. Тебе кажется, что ты все это уже видел. Это всё равно что в 20-й раз смотреть один и тот же фильм. Тебе становится скучно, потому что ты видишь лишь воспоминания о предметах.
Понимаешь, скука — это фундаментальная неспособность ОСОЗНАВАТЬ ЖИЗНЬ. Поэтому, прежде чем ты сможешь вернуть чувства, ты должен полностью потерять свой ум. (с) Дэн Миллмэн

— Отныне, — сказал он, — ты просто должен показывать людям то, что считаешь нужным, но никогда не говори, как достиг этого.
— Но я не умею хранить тайны! — воскликнул я. — Поэтому то, что ты говоришь, для меня бесполезно.
— Ну так изменись! — резко бросил он, яростно сверкнув глазами.
Он напоминал странного дикого зверя, но в то же время был очень последователен и мыслил исключительно точно. Мое раздражение сменилось состоянием замешательства.
— Видишь ли, — продолжал он, — наш выбор ограничен: либо мы принимаем, что все — реально и определенно, либо — нет. Если мы выбираем первое, то в конце концов смертельно устаем и от себя самих, и от всего, что нас окружает. Если же мы выбираем второе и стираем личную историю, то все вокруг нас погружается в туман. Это восхитительное и таинственное состояние, когда никто, даже ты сам, не знает, откуда выскочит кролик.
Я возразил, что стирание личной истории лишь усугубит чувство неуверенности и незащищенности.
— Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время начеку, мы постоянно готовы к прыжку, — сказал он. — Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно. (с) Кастанеда «ПУТЕШЕСТВИЕ В ИКСТЛАН»

Tags: внутрисебяшное путешествие

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *