Масштабный, но удивительно непримечательный фильм про декабристов
В 1808 году император Наполеон посещает некий парижский пансион и вступает там в диалог о свободе и предназначении с умным мальчиком, который оказывается русским. Через восемь лет мальчик — Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) — становится одним из учредителей «Союза спасения», первого тайного общества декабристов. Еще через десять, в 1826 году, вскоре после подавления восстания на Сенатской площади, он будет беседовать уже с другим императором, Николаем I (Иван Колесников); тот его повесит.
Отзывы первых зрителей «Союза» звучали тревожно и в то же время интригующе: дескать, Первый канал взялся переписывать историю в великодержавном духе, декабристы у него плохие, Николай Палкин — хороший и так далее. К счастью или к сожалению, это не совсем так.
Конечно, нарратив продюсеров Эрнста и Максимова несколько отличается от советского, где восстание декабристов было неудачной, классово чуждой, но все же репетицией 1917 года, а ее участники, пусть и страшно далекие от народа, разбудили Герцена. Плюс революционная романтика, жены в Сибири, «Кюхля», «Звезда пленительного счастья» и все такое.
В «Союзе» (авторы сценария — востребованный Олег Маловичко, у которого через неделю выходит «Вторжение», и почему‑то Никита Высоцкий) декабристы действительно неоднородная и не совсем безупречная компания, что, к слову, как раз правдоподобно. А власть — и правда недурная, что уж там. Александр I (Виталий Кищенко) мудрый и Наполеона победил. Молодой Николай, в принципе, тоже ничего, мужественный, с принципами. Оба успевают сообщить, что они вообще и сами за реформы обеими руками. Но тут сразу веет современностью с ее лагерным этикетом: нельзя же под давлением-то, это что ж про императора скажут, если он на людях слабину даст? Врешь, не нагнешь самодержца. Когда на мгновения появляется будущий Александр II, еще мальчик, у него уже сразу сияние вокруг головы, и самый заключительный титр как раз про его убийство: вот, мол, что бывает, когда с вами по-хорошему.
Однако все это как‑то путано, вполголоса, неубедительно и, главное, не убежденно. Формально «Союз» остается в рамках приличий: Муравьев-Апостол все же положительный герой, прочие бунтовщики (их играют Максим Матвеев, Павел Прилучный, Антон Шагин, Иван Янковский и другие) тоже если и заблуждаются, то искренне. А расстреливает из пушек собственных солдат в центре столицы все-таки Николай.
Беда этого фильма не в том, что он охранительский и антинародный, а в том, что он никакой. Просвещенные государственники с Первого канала — люди слишком интеллигентные, чтобы брякнуть что‑то по-настоящему возмутительное. И поэтому идет этот унылый, любимый, опять же, в последние десятилетия лейтмотив, к которому не придерешься: ах, лишь бы крови не было, что ж вы, кровь пролить готовы? Несложно представить, что сделал бы с таким материалом Никита Михалков: вот уж враги монархии послушали бы лекции про царскую волю как данный свыше закон, поглотали бы кровавые слезы. Но даже у позднего Михалкова в комплекте с проповедями и китчем идут выразительные характеры, какое‑то действие, какой‑то артистический апломб.
Режиссер «Союза» Андрей Кравчук, сделавший для тех же заказчиков «Адмирала» про Колчака (там еще был Безруков без ног) и «Викинга» про князя Владимира, ничего этого не умеет. Он, очевидно, умеет отрепетировать с артистами текст, прийти утром на площадку и до наступления тьмы снять искомые полторы минуты. Но в его исторических фильмах нет ни художественного видения, ни идеологии, это музейная диорама, зачем‑то снятая с крана. Кусок вылизанного, мертвого, неубедительного прошлого. Даже если во всех кадрах из центра Петербурга стерли стеклопакеты (как перекрасили Зимний, вырезали Александровский сад, одели в леса Исакий и так далее; снимали, надо думать, в основном в павильоне), все равно остается полное впечатление, что они там есть. Ни один пистолет не выглядит стреляющим, ни один мундир — взаправду ношенным.
Называть кино скучным — моветон и бессмыслица: кому‑то скучно про Андрея Рублева, а кому‑то про Чубакку, и что теперь. Но когда в фильме настолько бедная драматургия, это определение из оценки становится просто характеристикой. Даже теоретически не способна захватить история, в которой действуют пятьдесят мужчин с одинаковыми бакенбардами и одинаковой речью (а главный герой почти сразу отослан на Украину). Авторы смешно пытаются вести экскурсию , то включая титры с фамилиями, то зачитывая целые поясняющие пассажи, но это не помогает не то что разобраться в бесчисленных военных, но даже крепко запомнить, кто здесь Бестужев-Рюмин, а кто Каховский и тем более — чего они хотят.
Герои злоупотребляют старинным словом «сей». У всех регулярно нервно подрагивают губы, как было заведено у русского офицерства. За женский пол немножко отвечает прелестная Софья Эрнст (и чуть-чуть Ингеборга Дапкунайте), ее единственная задача — с трепетом смотреть на Бичевина. Бывалый артист Домогаров в роли генерал-губернатора Милорадовича, который готовится стать жертвенным агнцем, полирует фразу «честь имею», доводя до совершенства нажим, указывающий на то, что он действительно ее имеет.
Режиссер точно знает, что красиво, когда человек скачет по полю, а еще кровь на снегу. Музыка не замолкает весь фильм — почти всегда дурной знак. Причем кто‑то (почему‑то кажется, что это был Константин Эрнст) придумал, что остроумно будет сделать главной музыкальной темой «Прогулки по воде» «Наутилуса»: там апостол, и здесь Муравьев-Апостол! Идея министра культуры включить «Союз» в обязательную школьную программу выглядит по-своему здраво: за пределами военных частей и пенитенциарных учреждений трудно представить людей, особенно молодых, которые станут смотреть эту тоскливую инсценировку добровольно.
Первое тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения» — возникло в Петербурге в 1816 г. Почему члены тайной организации приняли для него такое своеобразное название? Кого надо было спасать? Вероятнее всего предположить, что Комитет общественного спасения в годы Великой Французской революции конца XVIII в. подал им эту идею. Молодые дворянские конспиратор считали, что надо спасать Россию — она стояла на краю гибели. Крепостное право в России — вот основное зло, подлежащее уничтожению. «Союз спасения» первое время ставил перед собой одну цель — добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но скоро к ней присоединилась и другая, тесно связанная с первой,— уничтожить самодержавие, главную силу, защищавшую крепостное право.
Члены тайного общества выработали программу и устав — и то, и другое вместе носило название «статута». Текст его до нас не дошел. Однако о статуте «Союза спасения» имеется много показаний на следствии. На их основе можно довольно точно восстановить его содержание. В этом документе организация носила еще одно название: «Общество истинных и верных сынов Отечества». Еще А. Н. Радищев, предшественник декабристов, в своей «Беседе о том, что есть сын отечества», употреблял для патриотов-революционеров название «истинных сынов отечества». Может быть, во втором наименовании своей тайной организации декабристы вспомнили и применили радищевские слова.
Шестеро молодых офицеров были инициаторами первого тайного политического революционного общества в России. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Участник славных битв 1812 г. и заграничных походов, он привлек к организации общества своего фронтового друга и сослуживца — князя Сергея Петровича Трубецкого, 27-летнего офицера, человека широких взглядов и разностороннего образования. Трубецкой слушал лекции в Московском университете и сначала, по собственному свидетельству на следствии, «более прилежал к математике», но после Отечественной войны старался «усовершенствоваться в познании истории, законодательства и вообще политического состояния европейских государств». Он занимался также естественными науками, «особенно химией», слушал специальные курсы лекций по политической экономии и российской статистике.
Третий основатель общества — Никита Муравьев, подпоручик гвардейского Генерального штаба, друг Александра Муравьева и Сергея Трубецкого еще по боевым делам 1812 г. Он вырос в богатой, культурной дворянской семье, также был студентом Московского университета, получил тщательное домашнее образование, глубоко интересовался историей и литературой, владел пятью иностранными языками, не считая двух древних — греческого и латинского. Охваченный патриотическим порывом, Никита Муравьев в 1812 г. тайно бежал из дома на фронт вопреки воле матери и добился поступления на военную службу. Как и Трубецкой, он принял участие в загранпчных. походах, побывал в Париже, познакомился с зарубежными общественными деятелями и вернулся на родину полный преобразовательных стремлений. «Беспокойный Никита»,— сказал о нем А. С. Пушкин в незаконченной X главе «Евгения Онегина». В шестерку основателей входили молодые офицеры братья Му-равьевы-Апостолы: старший Матвей и младший Сергей — дети русского посланника в Испании, воспитанные в Париже. Мать скрывала от сыновей, что в России существует крепостное право, и оба подростка были потрясены, узнав о нем по приезде в Россию. Оба — участники войны 1812 г. и заграничных походов. Шестерку инициаторов замыкает Иван Дмитриевич Якушкин, родом из разорившихся смоленских дворян, также воспитанник Московского университета и затем — участник войны 1812 г. и заграничных походов.
Статут «Союза спасения»
Статут «Союза спасения» требовал борьбы за конституционную монархию — царское правительство надо было «принудить» дать стране конституцию. Удобнее всего это сделать при смене императоров на престоле. Члены общества поклялись не присягать новому императору, пока он не подпишет предложенную ему конституцию. Статут обязывал их «елико возможно умножать число членов общества» и добиваться, чтобы его члены поскорее заняли ответственные места в государстве как по военной, так и по гражданской службе. Это должно было обеспечить быстроту и безболезненность предстоящего государственного переворота — ведь на всех важнейших местах будут находиться свои люди. В представлении декабристов все, что они предпринимали, делалось для блага народа. Но включение самого народа в борьбу в качестве активного участника казалось дворянам-революционерам крайне опасным. Их пугали «ужасы народной революции». Боязнь народа была характерной чертой декабристов.
Таким образом, первая декабристская организация — «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества» — имела свои программу и устав (статут), вербовала новых членов, оживленно обсуждала способы предстоящего революционного преобразования России. Всего в ней насчитывалось к концу ее существования не менее 30 участников. В числе особо выдающихся деятелей этой организации надо назвать 23-летне-го поручика Кавалергардского полка Павла Ивановича Пестеля, будущего автора наиболее яркого и радикального конституционного проекта декабристов — «Русской Правды». Вошел в «Союз спасения» и смелый Михаил Лунин, несгибаемый борец против самодержания.
Почти все участники «Союза спасения» были молодыми офи-церами-дворянами, прошедшими через славные битвы двенадцатого года гг заграничные походы, много размышлявшие над судьбой родины, угнетенной крепостничеством и самодержавием. Требование уничтожить крепостное состояние и царское самодержавие было написано на их знамени.
Но как это сделать? Вот тут-то и не было ясности. 30 офицеров, хотя бы самых пылких и образованных, были бессильны осуществить задуманное. Надо было углубить и уяснить программу, найти правильные «способы действия». Перерабатывается программа, меняются организационные формы общества, в нем идет внутренняя борьба, оно часто преобразовывается.
В начале 19 века в России стали возникать тайные общества и оппозиционные движения, несогласные с существующей властью. Участники этих обществ впоследствии получили названия декабристы ( по месяцу восстания — декабрь 1825 года)
Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия.
Союз спасения: цели и характер организации
Определение 1
Союз спасения – первое общество декабристов, которое возникло в Петербурге в феврале 1816 года.
Инициатором создания данного общества был А.Н. Муравьев. В Союз спасения вошли молодые офицеры С. П. Трубецкой, два брата М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и другие.
Когда в Союз спасения вступил П.И. Пестель, он составил устав общества, и с тех пор оно стало называться «Общество истинных и верных сынов Отечества».
Отбор в общество осуществлялся очень строго, принимались только офицеры Генерального штаба или гвардейских полков. Изначально это была группа, малочисленная по своему составу, она насчитывала около 12 человек, затем количество человек увеличилось до 30.
Союз спасения преследовал две цели:
- Введение Конституции;
- Отмена крепостного права.
Однако средства достижения этих целей были не ясными, не было четкой политической программы. Так же было договорено не присягать новому царю, если он откажется от провозглашения конституционной монархии.
Члены общества надеялись, что царь сам сможет подарить Конституцию, в таком случае они решили его поддержать.
В августе 1817 г. царь со своей гвардией осуществил поездку в Москву в честь пятилетия победы в войне 1812 года. В гвардию входили все члены декабристской организации. Их штабом была квартира А.Н. Муравьева.
В этот период произошли события, которые вызвали возмущения у декабристов:
- Кровавая расправа над крестьянами в Новгородской губернии за то, что они сопротивлялись переводу их в разряд военных поселян;
- По известиям Трубецкого, Александр намеревался присоединить к Польше некоторые русские губернии, тем самым восстановить ее независимость.
Из-за этих событий у декабристов возник план убить царя. На это вызвался И.Д. Якушкин. По его плану он должен быть пройти с двумя пистолетами в Кремль и во время выхода царя из Успенского собора выстрелить в него, а из второго пистолета – выстрелить в себя, что должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли.
Среди декабристов были противники цареубийства, из-за чего начались продолжительные споры, что привело к расхождениям взглядов внутри общества. Это привело к ликвидации Союза спасения и созданию более широкой организации – Союза благоденствия.
Союз благоденствия: устав и цели общества
Определение 2
Союз благоденствия — тайная революционная организация декабристов, действовавшая в 1818-1821 годах.
Данное общество просуществовало три года и сделало огромный шаг в разработке программных положений декабризма.
Можно выделить следующие отличия Союза благоденствия от Союза спасения:
- Союз благоденствия имел более многочисленный состав (до 200 человек);
- У Союза благоденствия был детально разработанный устав, который назывался «Зеленой книгой».
Устав имел две части. Первая часть была взята составителями из устава тайного прусского общества — Союза добродетели (1808 г.), которое было создано для патриотического воспитания народа.
Первая часть обозначала следующие цели общества:
- распространение просвещения;
- занятие гражданских должностей членами тайного общества.
Первая часть была знакома всем членам общества, а вот вторая часть обозначала «тайную цель общества» и была доступна не для всех. Так, целью Союза благоденствия, согласно второй части, были следующие мероприятия:
- введение Конституции;
- утверждение законного и свободного правления;
- уничтожение рабства и отмена крепостного права;
- введение гласности в судопроизводстве;
- утверждение равенства всех граждан перед законом;
- уничтожение военных поселений и рекрутчины.
Данная часть «Зеленой книги» не сохранилась, о ней знают лишь из показаний самих декабристов.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Важно отметить, что Союз благоденствия в первую очередь ставил целью формирование общественного мнения, используя взгляды французских просветителей XVIII века, которые были распространены в европейском освободительном движении конца XVIII — начала XIX вв. Важно значение общественному мнению придавал М.М. Сперанский, обозначая это в проектах государственного преобразования.
Декабристы считали, что политический переворот может возникнуть тогда, когда будут созданы необходимые условия с помощью общественного мнения. На создание этих условий, по их мнению, следует отвести около 20 лет. Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране.
Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии.
По воспоминаниям И.Д. Якушина » мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».
У членов Союза благоденствия были различные взгляды на политические преобразования в стране. Одни декабристы придерживались либеральных взглядов, другие — оппозиционных, треть – радикальных. Лидирующее положение занимали те, кто придерживался радикальных взглядов, их было больше всего и они требовали «решительных мер» вплоть до введения республики. На собраниях общества зачастую происходили споры, сталкивались противоположные мнения из-за разнородного состава членов Союза благоденствия. В 1820-1822 году начался переломный момент декабрьского движения.
В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, было проведено собрание из 14 членов Коренной управы — руководящего состава Союза. На собрании Пестель предложил республиканскую форму правления в результате проведения революционного переворота. После обсуждения, споров по данному вопросу, все члены общества высказались за республику. Н. Муравьеву и Пестелю было предложено разработать документы тайного общества.
В 1820 г. кризис между радикальными и умеренно настроенными членами общества обострился, необходимо было искать новые пути борьбы. Так, в январе 1821 года в Москве собрался съезд «управы» Союза благоденствия. На съезде было принято решение о формальном самороспуске тайной организации для того, чтобы «избавиться» от ненадежных членов общества и уйти от подозрения правительства.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться