0

Цаи га

Вид ПО: Навигация
Разработчик/Издатель: Nikita Galayko
Версия: 1.0
iPhone + iPad: 3290 руб.

Кажется, что воздушное пространство принадлежит большим пассажирским аэробусам и военной технике, а маленькие юркие самолетики, бодро бороздящие небо с одним пилотом на борту можно увидеть разве что в кино. Но на самом деле любой желающий может стать пилотом и владельцем такого вот самолетика или вертолета. Было бы желание, средства и свободное время. Более того, в России так называемая малая авиация весьма активно развивается стараниями сообщества АОН (Авиация Общего Назначения) и появилось даже специальное приложение для iOS — AeroTab EFB. В теории, с помощью этого инструмента можно спланировать свой полет и следить за ним в процессе. На практике все намного сложнее, что я и намерен обсудить в данной статье.

Мне бы в небо

Можно купить эксклюзивный автомобиль, способный развивать скорость до 300 км/ч, обладающий шикарным кузовом, чудовищным мотором и сумасшедшей стоимостью, и затем кататься на нем по местным трассам с отметкой на спидометре не более 150 км/ч. На большее не стоит рассчитывать, если нет желания потерять колеса, а то и разнести болид в хлам. И что делать с остальной мощью, зачем она? Для треков разве что.

А можно обзавестись самолетом, вложить средства и время в обучение, напрячь тельце и мозг, после чего вам откроется небо. Хотя, в Российских реалиях «откроется» — это, наверное, слишком громко сказано. За рубежом малая авиация развита намного лучше и возможностей больше. Тем не менее, научиться пилотировать самолет и летать можно и в наших реалиях.

Уверен, многие читатели частенько летали в жаркие страны и не только на пассажирских самолетах. Например, у меня каждый раз возникает чувство восторга когда воздушное судно выходит на взлетную полосу, пилот врубает форсаж, чувствуешь, как мощно вдавливает в кресло, а машина из стали мягко отрывается от земли и легко взлетает. Я всегда стараюсь сесть у иллюминатора, чтобы насладиться моментом. А теперь представьте себе, что вы сами за штурвалом и смотрите не в маленькое круглое окошко, а перед вами 180-градусный обзор и мощная машина чутко реагирует на ваши собственные действия. Полет, настоящий полет, почти как во сне — невероятно! Вот это и есть малая авиация.

Владеть самолетом, это почти то же самое, что и владеть иномаркой среднего уровня. Расходы примерно сопоставимы, но вы не ограничены разбитыми дорогами, только соответствующими аэродромами, которых в России не наберется и 1000, в то время как, например, в США — около 13000. Но это частности, главное, что летать можно.

Хотя, на самом деле не все так легко. Нельзя просто так взять и полететь куда глаза летят. Есть определенные правила полета, контроль, требуется составить полетный план и утвердить его, чтобы получить поддержку диспетчера. Раньше все это делалось по бумажным картам и справочникам, но теперь другие времена и другие возможности. Есть Интернет, компьютеры и электронные базы данных. Более того, стали появляться удобные инструменты для портативных устройств, в частности, для iPad.

Один из отличных примеров — сервис Fpln.ru, который без проблем функционирует в мобильной версии Safari. Проблема лишь в том, что для работы с ним требуется постоянное интернет-соединение, а в условиях полета обеспечить такое зачастую проблематично. То есть, сайт можно использовать для создания полетного плана, но далеко не всегда он способен помочь в воздухе. Альтернативой оказалось приложение для iOS — AeroTab EFB, которое способно работать в оффлайновом режиме, да и в принципе заменить fpln.ru и ворох бумажных карт.

Видеообзор

Электронный планшет пилота малой авиации

Фактически AeroTab EFB является первым и единственным приложением для малой авиации с российской базой данных. Я не пилот, но все-таки объем данных хотя бы визуально оценить могу и их в приложении масса, причем не только для России, но и для Украины тоже:

Судя по отзывам участников сообщества АОН, база вполне рабочая, хотя важно еще и своевременное ее обновление. Проект молодой, но активно развивающийся и в текущий момент в стадии завершения подписание договора с официальным российским поставщиком баз данных Аэронавигационной информации (АНИ) ФГУП «ЦАИ ГА» и с РАОПА. То есть, теоретически, необходимая информационная поддержка у AeroTab EFB будет. Более того, архитектура программного комплекса позволяет добавлять и новых поставщиков информации.

Но пока это все теория, а что же мы имеем на практике? Приложение встречает картой с массой специализированной информации, необходимой пилоту:

В качестве подложки используются карты Google, и есть возможность помимо стандартного режима отображения выбрать «спутниковый» или «гибридный»:


Гибридный режим отображения, когда карта накладывается на снимки со спутника

Кроме того, по клику на иконку в левом верхнем углу выводится меню настройки вида карты, а именно, накладываемых информационных слоев:

Присутствует и возможность вывода детальной информации о высоте полета, для чего достаточно кликнуть по соответствующей иконке в левом нижнем углу:

Рядышком находится иконка для перехода в обширное меню поиска, предоставляющего несколько вариантов сортировки найденных данных. Прямо из него можно добавить определенный пункт к маршруту.

Собственно, составление маршрута является в данном случае несложной задачей. По крайней мере, именно такое впечатление у меня сложилось в ходе работы с приложением, хотя на 100% ничего утверждать не могу, так как сам пилотом не являюсь.

Итак, добавляем нужные точки к маршруту, они и формируют полетный план, вызов которого осуществляется по клику на соответствующей кнопке в левом верхнем углу. Там же задаются сопутствующие данные, вроде высоты полета, скорости и расхода топлива в час.

При необходимости в маршрут очень легко внести изменения, достаточно кликнуть на кнопку «Edit» и банально перетащить точки следования в нужной последовательности. Изменения будут применены и сразу показаны на карте, правда, процесс новой прокладки маршрута неспешен (несколько секунд на iPad mini).

По окончанию можно будет отправить легитимную заявку на сайт ОрВД, но это дело ближайшего будущего. Автору еще необходимо подписать соответствующие договоры. Тем не менее, стандартная форма отправки уже есть:

Стоит также отметить, что в оффлайновом режиме работы доступны картография, навигационные растровые карты, векторная база спецнагрузки воздушного пространства, аэродромные сборники АНИ (Аэронавигационная информация) и документы.

Кстати, о документах, вернее о соответствующей вкладке. Ее функциональность в будущем явно будет расти, в текущий же момент там появляются записанные треки в формате CSV. Для старта записи трека достаточно кликнуть на кнопку с камерой на нижнем тулбаре. Кроме того туда можно загружать документы через iTunes File Sharing либо с помощью функции iOS «Открыть с помощью…». Поддерживаются файлы формата DOC, RTF, XLS, PDF, TXT/CSV, PPT, JPG, PNG, BMP и ряд других.

Раздел аэронавигационных сборников пока пуст. Со временем они будут предлагаться в качестве дополнительных материалов (и вполне вероятно, что за деньги, хотя, зависит от поставщика):

Тем не менее, протестировать этот раздел я смог, и он действительно работает так, как обещал разработчик. В частности, при входе в свою учетную запись будут проверяться обновления и при наличии таковых их можно загрузить на планшет. В данном случае это сборник АИП ч.3 (ЦАИ ГА):


Кликабельно

После загрузки он появляется в разделе «Аэронавигационные сборники»:


Кликабельно

Естественно, все эти данные становятся доступны при просмотре информации об объекте прямо на карте, например — взглянем на информацию по аэродрому UUEE – Шереметьево:


Кликабельно

Раздел заметок представляет собой своего рода виртуальную доску с маркером — можно быстро написать пальцем что-то сиюминутно важное:

Обнаружил небольшую недоработку — выбор цвета маркера доступен только в портретной ориентации:

Меню настроек весьма аскетично, но все необходимые опции присутствуют:

Из интересных особенностей выделю ночной режим интерфейса (активируется в «Настройках») — будет полезен при полетах в соответствующее время суток:

О развитии и больших планах на будущее

Программа выглядит просто и ей явно есть куда развиваться и на кого равняться. Существуют мощные зарубежные аналоги, лучшим среди которых считается SkyDemon, но российских баз данных в нем нет, и скорее всего не будет.

Зато есть AeroTab EFB и это приложение поддержали участники АОН, что дорогого стоит. Оно находится в стадии активного тестирования, а реальные пилоты присылают много конструктивных отзывов, благодаря которым создается продукт, так необходимый российской авиации. Автор полон энтузиазма и у AeroTab EFB вполне есть шанс стать российским аналогом SkyDemon.

Добавлю, что приложение создается в сотрудничестве с ФГУП «ГосНИИ АС» и будет представлено на международном Авиасалоне МАКС–2013 в составе перспективной кабины гражданского самолета типа МС–21, связанный с бортом по шине ARINC–429. Проводятся лётные исследования на ЛЛ Су–30 и Ми–8.

Также ведется активная работа по интеграции с внешними GPS- и AHRS-устройствами (например, Levil AHRS-G, ЗАО НИТА АЗН-В и другими), плюс планируется заказ экспертной оценки «ФГУП ГосНИИ Аэронавигации» на предмет возможности летной сертификации. При разработке приложения максимально старались учесть международные стандарты, включая ICAO, ARINC.

Программа уже функциональна, она работает, позволяет составлять план полёта, обладает достаточно обширной базой данных, но пока это лишь фундамент. Заметьте — мощный и очень важный для отечественной малой авиации фундамент. Наличие простого и удобного инструмента для организации частных полетов значительно облегчит жизнь как существующим пилотам, так и привлечет новых людей в эту область. И чем больше энтузиастов в ней появится, тем более открытым станет отечественное небо для частных полетов. Мы серьезно отстаем от зарубежных коллег в этом плане, но и не сидим на месте. Люди работают, договариваются с госструктурами, принимаются важные законы, вкладываются время, деньги и интеллектуальные ресурсы в развитие этой области. Работа кипит и появление AeroTab EFB является отличным доказательством тому.

Я не буду традиционно оценивать программу, так как, во-первых, не являюсь специалистом в области, во-вторых, как и упоминал выше, пока это лишь фундамент, причем очень и очень мощный фундамент, на потенциальные возможности которого можно взглянуть на официальном сайте. Превратится ли он в нечто большее — во многом зависит от самих пользователей и их поддержки. Энтузиазм есть, возможности для развития — тоже.

Появление AeroTab EFB — это важный шаг в развитии отечественной малой авиации и, надеюсь, таких шагов будет много. Человек всегда стремился в небо и достиг своей цели. Осталось сделать полет чуть более доступным.

iPhone + iPad: 3290 руб. (Проголосуйте первым за статью!)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Мне бы в небо

Как сообщают «Известия», в военно-воздушные силы России начали поступать мобильные органайзеры, предназначенные для пилотов сверхзвуковых высотных перехватчиков МиГ-31, сверхманевренных истребителей Су-30 и Су-35. Они фиксируются на бедрах летчиков и выполняют роль небольшого рабочего стола. На нем развернута бумажная карта местности с нанесенным на ней полетным заданием, блокнот для записей и пометок, справочник летной информации. Не отвлекаясь от управления самолетом, пилот может отмечать карандашом свое местоположение, показания приборов и делать поправки в план выполнения задания.


Изделие разработано в инициативном порядке 929-м Государственным летно-испытательным центром Минобороны им. Валерия Чкалова и фирмой «Округ». В ВКС РФ оно проходит под индексом 1195Л и расшифровывается как «Летный комплект организации работы членов экипажа», назначение которого состоит в визуальном отображении полетной информации при подготовке и проведении полета.

В настоящий момент летный комплект передан в опытную эксплуатацию в несколько частей Воздушно-космических войск. Также изделие получили летчики пилотажной группы «Витязи», испытатели корпорации «Иркут» и ПАО «Компания Сухой.

— пояснила коммерческий директор компании «Округ» Виктория Елиферова.
На правой ноге пилот закрепляет с помощью эластичного обхвата папку-планшет, на которой с помощью скобы крепятся листы для записей. В дополнение к нему идет специальная петля для крепления карандаша или ручки. Она позволяет в случае необходимости выпустить письменный прибор из руки, а потом легко его подобрать, не отвлекаясь от наблюдения за приборной панелью самолета. Также комплект не мешает перемещению ручки управления самолетом. На левой ноге летчика закрепляются пластиковые файлы-карманы с вставленными листами полетной и справочной информации. К нему же крепятся дополнительные карманы для хранения письменных принадлежностей: ручек, карандашей и ластиков.
Во время выполнения длительных полетов или при взаимодействии с другими видами и родами вооруженных сил возникает необходимость записать определенные сведения. Летчик может вести радиосвязь на одном канале, а ему говорят, что надо перейти на другую частоту. И я вас уверяю, что просто ее запомнить не получится. У меня был девятичасовой перелет из Анадыря в Москву с тремя дозаправками. Так что записывать карандашом и сверять было много чего.
— рассказал «Известиям» летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев.
До этого пилоты использовали специальные кожаные планшеты, на которых можно было закрепить листы с полетной информацией и делать пометки. Иногда в полет брали обычную полевую сумку офицера, принятую на снабжение еще в 1941 году. Однако оба изделия громоздки и неудобны для работы в кабине высотного перехватчика.

В ассортименте армейского интернет-магазина ВОЕНТОРГ ТЫЛОВИК имеется товар — Планшет VT наколенный НПЛ-М летчика ( штурмана ) ВВС СССР (4312035). Данная продукция произведена компанией согласно нет, страна происхождения СССР. Планшет имеет(-ют) многоцвет ( полноцвет ) цвет и изготовлен из материала сталь / пластик. Размер в упаковке: 22*15*3 см. Подходит для ведомства (службы, вида или рода войск) – ВВС России, которое входит в состав и/или является подразделением . Применение возможно в сезон года: всесезонный, но при этом носит рекомендательный характер.

Вы можете купить Планшет не только в розничных точках продажи торговой сети ВОЕНТОРГ ТЫЛОВИК, находящихся в городе Москва и других городах Московской области, но и оформить заказ через интернет сайт www.voentorgt.ru. Обратите внимание, что на доставку могут распространяться ограничения, на данный товар ограничений нет. Адреса розничных магазинов вы найдете в разделе «МАГАЗИНЫ – точки продаж». Цены на товары интернет магазина соответствуют заявленным на сайте, но в розничных магазинах могут несущественно отличаться. Данную информацию можете уточнить у оператора колл-центра.

Услуги по доставке доступны для клиентов из города Москва, городов Московской области, а также всех городов и населенных пунктов России и рассчитываются исходя из габаритов упаковки товара, его веса и выбранного способа отправки. На доставку могут распространяться ограничения, на товар Планшет VT наколенный НПЛ-М летчика ( штурмана ) ВВС СССР (4312035) ограничений(-я) нет. Отгрузка продукции осуществляется с центрального склада ВОЕНТОРГ ТЫЛОВИК в г.Москва. Доставка производится зарекомендовавшей себя на рынке компанией Яндекс.Доставка, а также собственной курьерской службой, что обеспечивает кратчайшие сроки и своевременную доставку товаров.

Любой товар, купленный в магазинах сети ВОЕНТОРГ ТЫЛОВИК, а именно Планшет, обеспечен гарантией производителя и продавца, подлежит возврату и обмену в соответствии с действующим законодательством. С условиями возврата и обмена можете ознакомиться в соответствующем разделе сайта – «ГАРАНТИЯ И ВОЗВРАТ».

ВОЕНТОРГ ТЫЛОВИК:

— огромный ассортимент товаров военного и специального назначения;

— высокое качество;

— расширенная гарантия;

— отличный сервис;

— товары и услуги по умеренным ценам.

Мы работаем для Вас! Будьте всегда в отличной форме!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *