0

Vr разработка

В этом модуле вы узнаете:
• с чего начинается процесс разработки проекта — и пройдете первые его этапы;
• что на этих этапах должен делать заказчик, а что — команда разработки (и кто в нее входит);
• почему так важно делать прототип — грубую, но рабочую версию вашей идеи;
• и увидите, как делался реальный проект для известного заказчика — Третьяковской галереи.

Модуль 1. Что такое VR, MR и AR
Модуль 2. Оборудование для VR
Тест для 2 модуля
Модуль 3. Как придумать и начать свой VR-проект
Модуль 4. Как проходит разработка VR-проекта
Модуль 5. Важные факты о VR-проектах
Финальный тест Поделиться

Содержание

VR-проект: основные этапы

Базово VR-проект состоит из тех же этапов, что и любой другой. Но профессионалы отрасли называют их по-своему. Ниже вы найдете карту такого проекта — она поможет вам говорить со специалистом на одном языке и понимать, какие задачи и результаты важны на каждом этапе.

Какой бы проект мы ни делали, мы всегда обсуждаем идею и приходим к общему знаменателю, затем делаем все подготовительные работы, чтобы идея стала явью, а в конце сдаем и принимаем результат. Ну и используем его, конечно. Вот как этот процесс выглядит во времени в случае с созданием VR-приложения — помните, что в зависимости от сложности решения сроки могут сдвигаться в большую сторону.

Поделиться

Препродакшн: бриф, концепт — что это и зачем нужно

Любой VR-проект связан с разработкой программного обеспечения, выбором устройств для его запуска, созданием графики и другого сложного наполнения. Что бы вы ни хотели сделать — кино, игру для продвижения продукта или симулятор для обучения — без привлечения профессионалов к этому процессу не обойтись. Чтобы подрядчик начал работы, вам нужно зафиксировать с ним базовые договоренности. Для фиксации основных вещей нужен бриф — короткий документ. Для фиксации деталей — концепт, детальный документ на базе брифа. Мы разберем процесс на реальном проекте — серии ArtVR для Третьяковской галереи, а поможет нам в этом Павел Совушкин, UX-дизайнер из VRTech.

Познакомьтесь с проектом ArtVR — серией коротких игр, которые продемонстрируют особенности стиля разных художников в интерактивной манере. Надев VR-шлем, вы можете очутиться посреди мастерской выбранного художника и создать несколько уникальных полотен в его стиле. Вот как это выглядит:

Познакомьтесь с Павлом Совушкиным — вторым ментором курса. В этом видео он расскажет, как проходит стадия подготовки технического задания для проекта.

Как подготовиться к встрече со специалистом

Лучший вариант — договориться о встрече на территории исполнителя: так представителям VR-студии будет проще продемонстрировать вам все возможности виртуальной реальности и свои работы в этой сфере. Сама встреча будет проходить в виде интервью. Ниже мы собрали диалог подрядчика и заказчика от компании, которая решила создать VR-проект для сотрудников. Узнайте, о чем вас могут спросить, и подумайте, как рассказали бы подрядчику о своей идее.

  • VR-специалист: Есть ли у вас уже идея приложения? Какая?
  • Заказчик: Да, хотим сделать тренажер, который поможет готовиться к публичным выступлениям.
  • Зачем мы делаем этот проект и какого результата хотим добиться?
  • Наша задача — помочь сотрудникам преодолеть страх публичных выступлений. Они должны научиться справляться со стрессом, понимать, что делать в ситуациях, когда что-то пошло не так. Например, когда публика плохо реагирует на выступление, скучает, слайды не запустились и т. д.
  • На какую аудиторию рассчитан проект?
  • Мы хотим вовлечь в обучение руководителей департаментов и топ-менеджеров по всей стране. Они уже проходили тренинги по публичным выступлениям, умеют хорошо и интересно говорить, но работа со скучающей публикой и другие стрессовые ситуации — до сих пор проблема для многих.
  • Насколько реалистичную картинку вы хотите видеть? Зачем? Можно ли обойтись без нее?
  • Задача тренажера — погрузить человека в стрессовую ситуацию, поэтому мы ждем, что графика будет фотореалистичной.
  • Как люди будут работать с приложением? Это будет групповое занятие или самостоятельная работа? Если вы отведете для проекта помещение, то что будет в зоне для VR-проекта? Это повлияет на выбор и стоимость оборудования?
  • Мы не можем выделить специальное помещение, люди будут обучаться прямо на рабочем месте.
  • А будет ли кто-то рассказывать о том, как пользоваться приложением, проводить инструктаж?
  • Да, методист образовательного отдела будет выезжать на место при подключении нового офиса и работать с каждым учеником какое-то время.
  • Сколько пользователей будет у приложения, и как люди будут проходить задания?
  • У нас 10 филиалов, мы готовы обучить до 100 сотрудников в каждом. Сотрудники, как правило, очень заняты, поэтому будут проходить задания по одному, при этом занятие не должно длиться больше 30 минут.
  • Что, на ваш взгляд, пользователь должен делать в приложении? Важно понять вашу версию, чтобы прикинуть число механик (это влияет на стоимость).
  • Мы провели опрос и хотим воссоздать 5 самых частых стрессовых ситуаций:

  1. Не загрузились слайды или видео.
  2. Зрители слушают равнодушно.
  3. Зрители не слушают — разговаривают между собой и т. д.
  4. Сломался кликер или микрофон.
  5. Недовольные выкрики и громкие комментарии из зала не по теме.

  • Нужно ли воссоздавать под проект определенное помещение, здание или уникальные объекты, существующие в реальности?
  • Нет, мы не хотим воссоздавать «Олимпийский». Так как мы создаем один тренажер на все подразделения и не знаем, где, кто и когда точно будет выступать, достаточно воссоздать несколько пространств: камерная аудитория (до 50 человек), средняя аудитория (несколько сотен слушателей), конференц-зал (700 и более человек).
  • Конечно, возможны и другие вопросы. Будьте готовы к этому и старайтесь отвечать подробно — чем больше информации для размышления получит исполнитель, тем быстрее и качественнее вы заполните бриф и перейдете к обсуждению деталей: как должен выглядеть виртуальный мир, какие цвета и персонажи в нем могут быть и т. д. Все эти детали вы зафиксируете в концепции.

    Основные действия и результаты на первом этапе

    С момента согласования брифа и до конца проекта основная работа ложится на плечи исполнителя. Ваша задача как заказчика — вовремя включаться, отвечать на вопросы, предоставлять недостающую информацию и обратную связь, подключать коллег, которые могут выступить консультантами проекта.

    Поначалу это может быть сложно: вместо яркого трехмерного мира придется ориентироваться на текстовые описания, рисунки и, если будет очень нужно, грубые 3D-модели. На языке исполнителя эти вещи называются так: концепция, концепт-арт и прототип.

    Поделиться

    Когда делать и не делать прототип

    Основная цель прототипа — дать вам «живьем» попробовать разные идеи, касающиеся ключевых деталей сюжета и ключевых взаимодействий пользователя с VR-миром. Иногда этот грубый 3D-набросок может сэкономить вам деньги и время, позволив отказаться от излишне сложных затей на старте проекта. Но сам прототип тоже будет чего-то стоить. Вот что следует держать в уме, решая, заказывать ли его.

    Прототип — это сильно упрощенная по сравнению с финальным решением версия вашего будущего VR-мира. В нем может не быть утвержденных в концепте цветов, объектов и персонажей (скажем, вместо запланированного по сюжету гоночного автомобиля с лого компании может стоять параллелепипед, а вместо чашки — кубик). «Украшательства» специально не добавляют в прототип, чтобы не тратить время и деньги, а также дать глазу и мозгу сосредоточиться на идее, которую вы проверяете.

    Поделиться

    Как прототип помогает проверять гипотезы. Посмотрите на результат проекта ArtVR: продуманная локация, интересные механики, четкое управление фокусом внимания и действиями пользователя, возможность опубликовать результат в соцсети.

    Команда VRTech делала такое приложение впервые, а у заказчика — Третьяковской галереи — тоже не было опыта и экспертизы, чтобы сразу сказать, «как будет лучше». Поэтому они собрали все гипотезы, которые нуждались в проверке, и в течение двух недель тестировали их на прототипе. Этап прототипирования помог им найти оптимальные ответы на следующие вопросы:

    • Как игрок поймет, каким способом может создавать и менять картину?
    • Как должна выглядеть и какие размеры должна иметь кисть, как она должна ощущаться в руке?
    • Какой размер комнаты в VR будет оптимален, какие предметы нужно добавить в нее или, наоборот, убрать из нее, чтобы пользователь действовал так, как мы хотим?
    • Освещение и окружение: какое ощущение они создают и нужное ли это ощущение?
    • Что игроки еще могут делать с объектами в студии?
    • Как привлечь внимание игрока к нужной части комнаты или предмету?
    • Как игрок будет выбирать картину для публикации в Instagram?

    Полный комплекс услуг для создания собственного виртуального контента с лучшими специалистами в Москве

    Практически каждому предприятию иногда требуется создать собственное мобильное приложение и ли даже запустить пиар-компанию с промо-кодами, которые будут получать участники после игры. Но создание объектов виртуальной реальности требует штата квалифицированных сотрудников, которые регулярно занимаются подобными задачами и смогут сделать контент наиболее технически удачным и оригинальным. Комплексное создание VR контента может быть поручено только проверенной организации, занимающей определенные позиции в рейтингах. Компания, для которой разработка контента виртуальной реальности является одним из основных видов деятельности, может предоставить реальные показатели успеха среди всех организаций с аналогичной работой:

    • занимает 15 место в рейтинге студий Москвы;
    • входит в топ-200 студий по разработке мобильных приложений;
    • имеет весомый штат сотрудников в 30 человек из аниматоров, художников, моделлеров;
    • разработка VR моделей и любые проекты реализуются в полном цикле;
    • значительный опыт работы с 2014 года

    Приемлемые цены на услуги для создания vr-контента, мобильных приложений, игр

    Недорогая разработка VR контента строится на низких тарифах работы опытных сотрудников компании, так средняя ставка не превышает 800 рублей, что является самым низким показателем по городу Москва. К тому же оплата заказа производится поэтапно, после выполнения всех условий заказа и требований клиента. Модули в формате 3д готовят квалифицированные специалисты, которые базируются на разработке VR контента постоянно и могут спроектировать лучшую модель для определенного проекта.

    VR-разработка: перспективы развития, инструменты, идеи

    Виртуальная реальность (VR)– новое детище современных технологий; нереальный мир, созданный техническими средствами и передаваемый человеку через его ощущения. С его помощью создаются игры, приложения, презентации и другие объекты.

    Перспективы развития рынка разработки VR-контента

    VR имеет огромный потенциал: по оценкам экспертов, к 2020 году индустрия будет оцениваться в 30 миллиардов $, так как сейчас эта сфера стремительно набирает обороты. Популярность разработки под VR подтверждена и многочисленными опросами. Так, в конце 2015 года аналитическая компания Station провела исследование среди жителей США, попросив их оценить свой интерес к виртуальной реальности по пятибалльной шкале. Статистика показала, что:
    • 7% оценили интерес на единицу;
    • 5% — на двойку;
    • 26% респондентов оценили заинтересованность на четверку;
    • 46% поставили индустрии твердую пятерку.
    Другие исследования также подтверждают то, что индустрия будет процветать. Эксперты рассчитывают, что прибыль от программных продуктов в VR вырастет в 60 раз к 2018 году (по сравнению с концом 2015-началом 2016).
    Только Oculus Rift Development Kit – очки виртуальной реальности, с помощью которых человек погружается в другой мир, — продали в количестве более 175 000 экземпляров.

    Где нужна разработка VR-приложений?

    Первое, что приходит в голову при словах «виртуальная реальность» — игры на ПК или мобильные, всевозможные кинотеатры, начиная от 3D и выше, и другие сферы развлечений. Действительно, разработка приложений виртуальной реальности актуальна преимущественно для игр, так как их создатели могут лучше погружать геймеров в игровой процесс и тем самым улучшать ощущения участников сражений, гонок, исследований и других процессов на экране.
    Но VR востребована и во многих других сферах. Так, с помощью современных технологий создаются красочные презентации или приложения, несущие реальную пользу. К примеру, контент для:
    • терапии фобий пациентов;
    • экскурсий по всем уголкам земного шара (виртуальный туризм);
    • генерации красивых видов с высоты птичьего полета;
    • проектирования и визуализации объектов;

    Можно привести несколько ярких примеров использования VR:
    • стартап MindMaze разрабатывает виртуальные пространства, предназначенные для восстановления пациентов после перенесенных сердечных приступов;
    • компания Vivid Vision создает игры для лечения амблиопии и косоглазия;
    • фирма SDK Lab создает виртуальные пространства для обучения сотрудников горнодобывающих компаний;
    • IrisVR создает инструменты 3D-моделирования объектов;
    • Autodesk успешно использует виртуальную реальность в сфере недвижимости.
    Несмотря на такие успешные истории применения виртуальной реальности в серьезных сферах, разработка VR игр пока доминирует.

    Разработка виртуальной реальности: мобильные устройства и очки (шлемы)

    Два основных направления VR – это разработка приложений для мобильных телефонов, планшетов, смартфонов и других гаджетов, а также для специализированных очков и шлемов виртуальной реальности. Приложения для мобильных создаются легче и быстрее, а виртуальная реальность для очков и шлемов требует значительных трудозатрат. К примеру, компания Digitals Reality потратила на разработку VR-контента всего 7 дней.

    Если вы планируете самостоятельно изучать разработку виртуальной реальности, рекомендуется получить первый опыт именно на приложениях для мобильных устройств.

    Сколько можно заработать на разработке VR приложений?

    Создание виртуальной реальности способно принести отличные плоды в виде большого дохода даже при переводе задач по созданию приложений на аутсоринг. Несмотря на развитие индустрии в целом, рынок наводнен недоработанным контентом. Чтобы получить неплохую прибыль, достаточно лишь создать качественное приложение, которое будет востребовано у пользователей. К примеру, хорошая игра для VR получает прибыль до полумиллиона долларов в месяц.
    Если вы выберете нишу развлечений – игр, нужно заранее подумать о способах монетизации приложения. Самые распространенные варианты – привлечение рекламодателей, партнеров, информация о которых будет ненавязчиво подаваться пользователям, или же банальный донат (покупка игровых улучшений за деньги). В покорении серьезных сфер можно попробовать продать узкоспециализированный контент крупной компании или выполнять разработку VR-приложений на заказ.

    Что лучше: научиться самому или передать разработку специалистам?

    Если вы планируете начать разработку для Oculus Rift или мобильных, нужно определиться, кто будет выполнять основную часть работы. Можно научиться создавать виртуальные миры самому, но на это уйдет много времени. Обращение к специалистам сэкономит его, но потребует финансовых вливаний.

    Плюсы и минусы самостоятельного изучения VR

    Разработка VR способна обеспечить вас неплохим доходом (конечно, если ваши знания будут достаточными для создания качественного контента). Самостоятельное обучение сейчас более чем доступно: все материалы находятся в свободном доступе, а приложение Cardboard не отнимет у вас много денег.
    Для изучения всех основ разработки вам потребуется потратить большое количество времени. Можно пойти тремя путями:
    • поступить в специализированное учебное заведение;
    • принять участие в курсах от известных компаний;
    • изучать разработку самостоятельно по материалам, находящимся в глобальной сети.

    Рекомендуется применять все полученные знания на практике: так вы будете лучше усваивать информацию, и при необходимости сможете сразу устранить недочеты.
    Сейчас в мире есть всего 10 университетов, предлагающих курсы по VR-разработке. Восемь из них находятся в США, остальные 2 – в Сингапуре и Норвегии. Оптимальный вариант для тех, кто не имеет возможности полететь в другую страну и потратить на обучение круглую сумму – изучать создание VR самостоятельно.

    Плюсы и минусы передачи разработки на аутсоринг

    Основные плюсы найма специалистов для разработки VR:
    • экономия времени. Один опытный разработчик или команда сделают все намного быстрее, чем начинающий мастер;
    • большой выбор. Есть множество компаний и фрилансеров, предлагающих свои услуги;
    • гарантия получения результата (при составлении официального договора).
    Минус заключен в том, что придется платить – без должного опыта вы не вернете свои инвестиции, если не сможете раскрутить приложение.
    Можно собрать свою команду, обратившись к нескольким специалистам, работающим на «удаленке», и собрать их действия воедино; либо сразу обратиться в специализированные компании.

    Как научиться разработке AR и VR самостоятельно?

    AR – дополненная реальность: в ней объекты, созданные техническими средствами, накладываются на картинку, которую пользователь видит через камеру смартфона или очки (шлем). Эта индустрия также перспективна, как и сфера виртуально й реальности.
    Вне зависимости от выбранной вами платформы, алгоритм обучения будет примерно одинаков. Для начала нужно изучить языки программирования C++ или C# (желательно оба). Без них вы не сможете создать основу виртуальной реальности – скрипты, программы и т.д. На изучение языков программирования нужно от 1 до 5 лет, в зависимости от ваших способностей и желания. Можно использовать онлайн-обучение в каких-либо компаниях, так как целостной информации по программированию от «А» до «Я» в интернете почти нет. Самые лучшие варианты – уроки Coursera или курсы Udemy.
    Второй шаг – изучение SDK: Unity или Unreal (первый легче в работе). Эти движки сами выпускают обучающие уроки для пользователей, поэтому можно достаточно быстро научиться основам, а затем методом проб и ошибок познавать тонкости. Выбор будет зависеть только от ваших предпочтений, но желательно, опять же, уметь работать на двух платформах одновременно.
    После можно перейти к изучению более продвинутого курса Microsoft: в нем рассматривается создание виртуальной и расширенной реальности. Целиком он состоит из десяти модулей, которые вполне можно освоить за полгода-год.
    В самостоятельном изучении создания приложений для дополнительной или виртуальной реальности важно не отставать от новых тенденций. Не нужно учиться по старым материалам: потратив время на их освоение, вы можете безнадежно отстать от индустрии.

    Инструменты для создания виртуальной реальности

    Разработка VR и AR приложений невозможна без различных инструментов. Если вы делаете небольшое приложение, не требующее особых эффектов и специализированного интерфейса, не имеет смысла создавать свой пользовательский движок. Можно использовать самые популярные и зарекомендовавшие себя движки, уже упомянутые выше — Unity или Unreal.

    Для создания виртуальной реальности обязательно использовать качественную графику и звук. Для начала используйте магазины с наборами ассетов (примитивов):
    • графику можно найти в магазинах платформ Unreal Marketplace или Unity Asset Store;
    • трехмерные дополнения предлагаются на площадках Mixamo или Turbo Squid;
    • поиск аудио можно реализовать на AudioJungle или Audionetwork.
    Дополнительные инструменты, которые нужны скорее для монетизации приложения, – инструменты аналитики типа Google Analytics, сервисы добавления рекламного видео – Immersv или другие, платформы атрибуции Tune или Adjust, обеспечивающие отслеживание того, откуда пользователь приходит к вам в приложение.
    Если вы впервые занимаетесь разработкой виртуальной реальности, рекомендуется не выбирать приложения с анимацией движения – они слишком сложны для новичка.

    Грамотная разработка VR-приложений и их раскрутка

    Разработка приложений виртуальной реальности – сложный процесс, в котором немаловажное значение имеет техническая сторона. Но основа – идея и способы ее реализации – также оказывают большое влияние на раскрутку вашего детища. Прежде чем приступать к разработке, составьте четкий алгоритм действий. Он должен выглядеть так:
    1. Определите сферу приложения и его основную идею. Если это – разработка игр VR, придумайте необычный сюжет или оформление. Для создания специализированных предложений рекомендуется выбирать узкие сферы, но с большим количеством компаний на рынке: так повышается шанс, что хотя бы одна из них купит приложение.
    2. Проанализируйте опыт других разработчиков в выбранной вами сфере. Обращайте особенное внимание на неудачи конкурентов: выявление их главных ошибок поможет избежать провала.
    3. Разработайте приложение (об этом читайте выше).
    4. Выберите правильную категорию для размещения в магазинах приложений – такую, где будут искать виртуальную реальность.
    5. Добавьте в название приложения аббревиатуру VR или словосочетание «виртуальная реальность», чтобы пользователи сразу понимали, что их ждет.
    6. Используйте различные каналы привлечения пользователей. Обращайте внимание не только на рынок США, хотя именно он имеет больший потенциал.
    Приготовьтесь к постоянной работе над приложением: для удержания пользователей и привлечения новых «клиентов» вам придется постоянно обновлять его, причем с учетом отзывов. Только периодическое усовершенствование VR поможет добиться высокого дохода.
    Разработка VR-приложений – высокопотенциальное занятие, способное принести отличные дивиденды. Для создания первой виртуальной реальности потребуется потратить достаточное количество сил и времени, однако с каждым последующим проектом вы будете оттачивать свои навыки.
    Мы постарались дать вам общее понимание темы — Разработка VR
    Читайте наш блог и подписывайтесь на обновления.
    Вопросы на почту blog@appfox.ru

    В этом руководстве собраны базовые ссылки и рекомендации, которые могут послужить вам точкой отсчёта в освоении VR-разработки.

    Изучаем оборудование

    Спросите себя: меня интересует разработка для десктопных устройств, наподобие HTC Vive, или меня больше привлекают мобильные устройства вроде Samsung Gear VR или Google Cardboard? Если вы пока не определились, то почитайте обзоры и подумайте о том, что лучше выбрать для вашего рынка. Если для ваших идей требуются контроллеры движения или качественная графика, то ориентируйтесь на подключаемые к компьютеру очки VR. Модели, которые сегодня поддерживаются движками Unity, Unreal и веб-реaлизациями:
    Компьютерная VR:

    • HTC Vive, $799. В комплекте идут контроллеры движения. Как это выглядит внутри, смотрите на iFixIt.
      • Мини-курс VR-разработки для Vive.
    • Oculus Rift, $599. Контроллеры движения должны появиться 6 декабря. Аутопсия Rift на iFixIt.
      • Документация к Oculus.
      • Oculus Rift in Action, блог о дизайне продуктов для Rift.

    • OSVR HDK 1.4, $299. Без контроллеров.
    • Razer Hydra, $599. Контроллер отслеживания движений общего назначения, для PC.

    Мобильная VR: (в качестве базового устройства может использоваться смартфон)

    • Gear VR, $99
      • Мини-курс VR-разработки для Gear VR (на Unity).
      • Введение в разработку на Unity Engine 4 для Gear VR.
      • Видеоканал разработчика на Unity Engine 4: Up and Running with Gear VR.

    • Google Cardboard, бесплатно.

    Веб-реализация виртуальной реальности: (в качестве базового устройства может использоваться смартфон)

    • Язык разработки Mozilla A-Frame (как HTML и XML) для создания кроссплатформенных VR-приложений. Чтобы понять, как это выглядит, зайдите на сайт со своего смартфона, отключите блокировку ориентации и нажмите появившуюся кнопку VR.
    • Vizor — веб-приложение, позволяющее создавать 3D-сцены и просматривать их на разных платформах, включая мобильные устройства. Конечно, возможностей у него меньше, чем у игровых движков или открытых веб-платформ, но зато оно очень простое и позволяет легко начать изучать создание виртуальной реальности без дорогих устройств. В блоге есть несколько вводных постов.
    • Responsive WebVR — кроссплатформенный веб-инструмент, доступный для модифицирования. Возможно, вы захотите освежить его с помощью Three.js.

    Пока не выпущенное:

    • Google Daydream. Недоступно, но уже поддерживается в Unreal Engine 4, доступна предварительная техническая версия в Unity.
    • OSVR HDK 2, $399. Выйдет в июле, не упомянут контроллер движения.

    Изучаем ПО

    Дизайн для VR очень похож на дизайн видеоигр, поскольку в обоих случаях мы имеем дело с интерактивным 3D-опытом. Разница в том, что в VR нужно уделять особое внимание эффекту присутствия, погружённости, нелинейности повествования, не вызывающему тошноты перемещению и графической оптимизации.
    Большинство VR-разработчиков предпочитают использовать игровые движки (если только не создают для веб-VR, о чём ниже), и с самого начала им приходится выбирать, на чём же работать. Самые популярные движки — Unreal Engine 4 (UE4) и Unity. Оба имеют очень широкие возможности и являются надёжными инструментами. Вокруг обоих сложились активные сообщества с многочисленными информационными ресурсами. Оба движка позволяют управлять 3D-окружением, импортировать собственный контент (3D-модели, изображения, звук, видео), а также программировать интерактивность и геймплей. На YouTube есть огромное количество обучающих видео, а в сети — руководств, созданных как самими авторами, так и поклонниками.
    Среди VR-разработчиков нет общепринятого мнения, что один из этих движков лучше другого. У каждого есть свои особенности. UE4 считается более оптимизированным с точки зрения вычислений, даёт более достоверную картинку, но имеет более крутую кривую обучения. Unity создавался из расчёта, чтобы его возможностей хватало для создания коммерческих игр, но при этом он остаётся более интуитивно понятным и эффективным для начинающих разработчиков. Unreal Engine 4 можно скачать и использовать бесплатно, но авторам придётся ежеквартально отстёгивать по 5% дохода с игры, если он превысит $3000. У Unity есть несколько версий разной стоимости, но можно остановиться на бесплатной Unity Personal. Желательно попробовать оба движка, чтобы понять, какой вам подходит больше, хотя здесь трудно ошибиться, потому что вы в любом случае получаете превосходный и мощный инструмент.
    Помимо игровых движков, вы можете обратиться к разработке интерактивных VR-веб-страниц. Это можно делать с помощью языка разметки Mozilla’s A-Frame, с помощью JavaScript (поковыряйтесь в Three.js!), HTML5 и/или WebGL. Подобные эксперименты ведутся в Chrome и Mozilla. Разработка для веба позволяет отображать VR-контент прямо на смартфонах пользователей, так что вам не понадобится дорогое дополнительное оборудование. Также вам не придётся компилировать или упаковывать код, вы легко можете делиться своими творениями с друзьями. Если вам всё это кажется слишком трудоёмким, то можете начать с простейшего редактора VR-сцен Vizor, позволяющего рисовать на компьютере и просматривать с мобильных устройств.

    После того, как вы определитесь с движком или веб-приложением, надо поподробнее ознакомиться со своим выбором. Начните с азов того языка программирования, который использует ваш инструмент: C++ и Blueprints Visual Scripting (UE4), C# (Unity) или кастомный язык разметки для веб-приложений. Если вы разрабатываете для Android, то скачайте Android Studio и попробуйте развернуть тренировочное приложение. В случае с Google Cardboard и Unity обратитесь к Google SDK.
    В /learnVRdev wiki есть ссылки и материалы, полезные для тех, кто учится использовать движки. Лучше знакомиться с движком по какому-нибудь руководству, чтобы лучше прочувствовать его, как манипулировать объектами в пространстве, и так далее. В Unity и Unreal есть встроенный предпросмотр, так что вы можете сразу увидеть, что у вас получилось!

    Создайте или найдите арт-материалы

    Итак, вы выбрали движок и обзавелись VR-устройством. Теперь вам нужен графический контент, аудио материалы, 3D-модели и анимации для заполнения виртуального мира. Всё это можно найти в сети, надёргать из популярных игр (если вы не планируете продавать свой продукт), сделать самостоятельно или модифицировать готовые материалы. Помните, что виртуальная реальность требует максимально реалистичного визуального и звукового оформления при близком исследовании, с разных сторон, даже если объект стилизован или абстрактен.

    3D-модели

    У начинающих есть два пути.

    1. Самый простой: использовать открыто доступные 3D-модели, пока вы изучаете другие аспекты VR-разработки. Можно использовать содержимое хранилищ ресурсов (asset stores) Unity и Unreal, либо поискать на сторонних сайтах. У начинающего и так голова забита множеством новой информации, так что лучше таким образом упростить себе процесс обучения.
    2. Другой вариант: научиться делать 3D-модели самостоятельно. Это труднее, но в долгосрочной перспективе лучше. Ведь со временем ваши проекты будут усложняться, и рано или поздно вам понадобятся собственные арт-материалы.

    Даже если вы решили взять уже готовые исходники, возможно, в результате вы захотите подправить их в 3D-редакторе. К счастью, для этого есть достаточно онлайн-ресурсов. Профессиональными инструментами можно пользоваться по ежемесячной подписке, сравнимой с абонентской платой за MMORPG. И в сети есть руководства по всем вопросам 3D-моделирования (в первую очередь, на YouTube). Используйте поиск на каждом сайте! Если вам нужен более качественные обучающие материалы, то можете подписаться на PluralSight. Немало полезного можно найти и на Reddit, в обсуждениях различных VR-сообществ.

    • 3D-моделирование:
      • Autodesk’s Entertainment Creation Suite. Пакет приложений (включающий в себя Maya, 3ds Max, Motionbuilder и Mudbox, с нативным экспортом в Unity и UE4) доступен для «студентов» бесплатно в течение трёх лет. При этом никакой проверки на «студенчество» не делается. В этом пакете есть всё, что нужно для создания профессиональных моделей, текстур, анимаций и так далее.
      • Pixologic ZBrush (от $795, студентам — скидка). Это приложение для создания 3D-скульптур, дающее больше творческой свободы, чем традиционные приложения вроде Maya или 3ds Max. Оно позволяет создавать и обрабатывать высокополигональные, фотореалистичные модели. Функциональность аналогична Autodesk Mudbox.
      • Blender. Бесплатный пакет opensource-приложений для 3D-моделирования, анимации и игрового дизайна. У него очень широкие возможности, но он гораздо сложнее в освоении, чем коммерческое ПО.
      • Покупать и скачивать модели и 3D-сканы можно на сайтах Turbosquid и Sketchfab.
      • MODO Indie ($15 в месяц, или $300). Инструмент для 3D-моделирования, раскраски и анимации, предназначенный для игровых дизайнеров и любительского моделирования.
      • Speedtree ($19 в месяц). Приложение полезно для создания процедурно генерируемых моделей деревьев, растений и прочих ветвистых структур. Их можно извлечь со всевозможными опциями для использования в фотореалистичных ландшафтах.

    Фотограмметрия (3D-сканирование)

    Как и VR, трёхмерное фотосканирование — это ещё одна футуристическая технология, уже доступная для использования в дешёвых мобильных решениях. Фотограмметрия — это использование многочисленных фотографий настоящих объектов с разных ракурсов для построения их моделей. Фотографии импортируются в приложения вроде Agisoft Photoscan, или одно из многочисленных решений от Autodesk, и на их основе генерируются подробные сетчатые модели. Затем их вместе с цветовыми/диффузными текстурными картами можно экспортировать и использовать в игровом движке в качестве регулярного ресурса. Весь процесс хорошо показан на YouTube.

    • Фотограмметрия и 3D-сканирование
      • Agisoft Photoscan (от $179). Набор приложения для 3D-сканирования, где в качестве источника данных используются фотографии.
      • Autodesk предлагается несколько разных решений, от бесплатных мобильны и облачных (123D Catch) до десктопных (Remake и Recap 360). обсуждаются различия между разными программами.

    Аудио и музыка

    Работа со звуковыми эффектами в VR не слишком отличается от работы над музыкой и эффектами в кино и традиционных играх. Как и в случае с графикой, нужно делать упор на реализм и качество. Наибольшая степень погружения достигается с помощью размещения источников звука относительно позиции игрока, направления его взгляда. Чтобы Unity и UE4 корректно функционировали с точки зрения звука, их придётся настраивать.

    • Создание аудио
      • Audacity, с виду простой, но мощный и надёжный аудиоредактор, бесплатный и с открытым исходным кодом.
      • Аудиостоки, без роялти: The Free Sound Project, #GameAudioGDC Bundle, Oculus Audio Pack.
      • Изучите введение по пространственному позиционированию звука от Oculus, а также это видео 3D Audio: Designing Sounds for VR.

    Внедрение интерактивности

    После того, как вы освоитесь с движком и приготовите арт-материалы, нужно будет придумать, как придать вашему проекту интерактивности. Я очень рекомендую сначала почитать о принципах построения UI и UX в виртуальной реальности. Иначе у ваших пользователей могут заболеть глаза от плохих решений по стереоскопическому рендерингу, или их укачает. Этого можно избежать, просто отказавшись от привязки текста к полю просмотра, или поместив камеру игрока во время движения в видимую капсулу (автомобиль, скафандр, кабину). А если вы хотите реализовать ручное управление, то рекомендую делать всё как можно реалистичнее — ваши усилия по исследованию и прототипированию будут вознаграждены чувством присутствия.
    Полезные ресурсы по UI/UX в виртуальной реальности

    • Лаборатория Google Cardboard Design Lab — один из самых быстрых способов введения в тему.
    • Конференция для разработчиков: Google I/O 2015 Livefeed – Дизайн для VR.
    • Подкаст Research VR, в котором рассказывается о текущем состоянии VR-индустрии и когнитивистской науки, с упором на взаимосвязи между нарочитым дизайном и сознательным опытом.
    • Лучшие методики VR-дизайна от Leap Motion. В этой статье много дельных советов.
    • VR-лаборатория Митча, серия видео про различные примеры программирования и принципов построения UI в виртуальной реальности. В качестве инструмента используется UE4.
    • Введение в VR UI в Unity. Руководство, объясняющее разные полезные принципы.
    • UE4 HTC Vive – Как взаимодействовать с меню с помощью контроллеров движения.
    • Пять способов уменьшить укачивание в VR.

    Вам потребуется освоить некое подобие скриптового языка. В Unreal Engine 4 используется интуитивно понятная, схематическая скриптовая система Blueprint Visual Scripting. К слову, она будет полезна для тех, кто ещё не слишком уверенно чувствует себя в программировании вообще. Общее введение в Blueprint, эта система достаточно мощная, чтобы с её помощью сделать весь проект, не написав ни строчки кода (хотя вы и будете использовать ряд программистских методик). А вообще в Unreal используется С++, а в Unity — C#. Многие из тех, кто стремится войти в VR-разработку, имеют очень мало опыта программирования, так что этот этап становится особенно трудным.

    Несколько советов напоследок

    Если вы самостоятельный разработчик, помните — лучше начинать с малого. Когда вы освоите базовые вещи, можно будет переходить к более масштабным идеям. Но начните лучше с самого примитивного проекта. Развивайтесь поэтапно, создав несколько проектов, вы сможете гораздо увереннее штурмовать более сложные задачи.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *