0

Яндекс такси глухие водители

Сегодня пришлось воспользоваться услугами такси, выбрала Яндекс. И только в конце поездки , когда потребовались от меня корректировки по маршруту, я поняла, что водитель меня не слышит. Я подстроилась) Должна сказать-очень хороший, аккуратный водитель, я оставила положительный отзыв на сайте. Сейчас в интернете нашла: оказывается, этот проект запущен только в мае этого года, в Томске. Я скопирую из интернета: Томский таксопарк «Ё-такси» начал реализацию необычного и уникального в своем роде инклюзивного проекта по трудоустройству водителей с нарушениями слуха, сообщает РИА «Томск». Данный проект не имеет аналогов в России. В «Ё-такси» решили создать бригаду из глухих водителей, состоящую из 20-25 человек. На данный момент на линии работает первый экипаж, состоящий из трех человек. Глухие таксисты работают по очереди. В салоне автомобиля есть табличка «Вас обслуживает глухой водитель», на которую водитель указывает сразу же после посадки пассажира. Если у клиента в процессе поездки возникают какие-либо вопросы или просьбы, он может указать на изображение блокнота на этой табличке. Водитель даст ему ручку и блокнот, чтобы пассажир смог написать свою просьбу или задать вопрос. Результаты первой недели их работы показали, что все опасения по поводу отсутствия контакта с пассажирами у таких водителей были напрасными. Жители Томска, даже впервые столкнувшиеся с глухим таксистом, с пониманием относятся к физическим особенностям водителя. Более того, многие пассажиры стараются помочь глухому водителю такси выполнить его работу максимально качественно. «Первые три смены показали, что они не только могут работать, но и делают это лучше, чем некоторые слышащие. Сейчас наша задача обкатать идею и подготовить публику, чтобы люди не боялись, потому что, во-первых, глухим водителям по закону не запрещено водить автомобиль, а во-вторых, это такие же люди, которые тоже хотят зарабатывать, а вариантов работы для них крайне мало», — отметил Виктор Андреев. Если этот эксперимент с трудоустройством глухих водителей пройдет удачно, таксопарк «Ё-такси» примет на работу до 50 человек с нарушениями слуха. Кроме того, руководство компании надеется на поддержку «Яндекс-такси». Их сотрудничество позволит распространить этот опыт по всей России и проект по трудоустройство глухих водителей может стать федеральным. Табличек в салоне не видела, но и не смотрела, не факт, что её там не было. А в целом -мне кажется, отличный проект, абсолютно никаких неудобств, молодцы.

Взволнованным голосом женщина сообщила, что на вызов такси приехал глухонемой водитель. На вид вполне приличный человек, только не слышит и не говорит. Поездка вышла стрессовая, дама спешила и всю дорогу боялась.

Между тем ещё в 1970-е годы в СССР людям с ограничениями по слуху разрешили садиться за руль. Возможно, у человека это единственный способ заработать деньги? А что происходит в целом с трудоустройством инвалидов? Им по-прежнему мешает «недоступная» среда городского пространства и предубеждение условно здоровых людей. Впрочем, на этот счёт есть разные мнения.

Вернуться ни с чем

— Глухонемой таксист? Меня бы это удивило, — высказалась завуч специальной коррекционной общеобразовательной школы Владивостока Анна Бобровская. — Слабослышащий ещё может водить, а если совсем глухой… Хотя к нам родители привозят своих детей, которым глухота передалась по наследству. У них есть машины, они получили права, водят аккуратно, нареканий не получают.

Такой противоречивый ответ дали в одной из школ, где обучают детей с различными нарушениями слуха — средней и тяжёлой степенью. Педагог припомнила, что её бывшие ученики успешно проходят обучение в ДВФУ, Уссурийском ветеринарном колледже, изучают дизайн, а кто-то прорвался в Московскую медицинскую академию.

— Если интеллект у ребёнка не нарушен, он находит себе место в жизни, — добавляет Анна Бобровская. — Сегодня выпускают хорошие звуковые аппараты, они позволяют адаптироваться в обществе, реализоваться во многих областях.

И снова оговорка: если человек тотально глухой, то всё обстоит более печально.

В 2017 году «АиФ-Приморье» рассказал историю уникального человека. Житель Владивостока Сергей Новожеев родился здоровым ребёнком, но постепенно терял зрение и слух, появились проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Он бросил вызов природе, обучился по Брайлю и начал создавать графические листы как приложения к книгам для слепых. Его проект «Памятники Владивостока», основанный на тактильных ощущениях, получил известность. Местом работы стала Приморская библиотека слепых, по крайней мере, в тёплое время года Сергей туда добирался самостоятельно.

— К сожалению, состояние ухудшилось, он проводит время дома, — говорит директор библиотеки Елена Кислицина. — Мы несколько раз привозили Сережу за свой счёт, больше не можем, а социальное такси в городе не работает. К тому же у парня сломался компьютер.

— Владивосток, к сожалению, нельзя назвать городом, удобным для инвалидов, — написал Сергей Новожеев. Много проблем до сих пор остаются нерешёнными. Программа «Доступная среда» работает плохо и медленно. Никто не спрашивает, чего бы мы хотели, не хватает внимания со стороны местных властей и руководителей организаций. Собираясь на работу в библиотеку, я просил маму проводить меня на остановку и посадить на автобус №2. Стояли на остановке и ждали. Порой проходило полтора часа, и ни одной «двойки»! Часто возвращались домой ни с чем.

Не жить, а приспосабливаться

— Глухонемой водитель? Вопрос безопасности стоит остро, — вернула к ситуации психолог Екатерина Кольцова. — За рулём необходимо не только повышенное зрительное внимание, человек должен слышать сигналы об опасности, и не всегда они носят визуальные повторения в виде светофоров, маячков. Считаю, что люди с ограниченными возможностями могут успешно реализовывать себя во многих профессиях. С ограничениями по зрению и слуху они замечательные мануальные терапевты, парикмахеры. В городе мало приспособлений для инвалидов, да и качество выполненных работ оставляет желать лучшего. Порой пандус у подъезда стоит под таким углом, что не заехать. Дополнительные двери в кафе, магазины, поликлиники не открываются, инвалиду в помещения не попасть. Им приходится приспосабливаться, а не жить.

Руководитель социального проекта «Школа белая трость» Инна Вербицкая — тотальная слепая, по образованию юрист. Работает в бесплатной консультации при ВГУЭС. С неадекватным отношением сталкивается часто, доходит до казусов.

— Иногда приходишь в поликлинику и говоришь врачу, что не видишь. Врач в ответ начинает кричать, — говорит Инна. — Приходится объяснять, что не глухая. Когда ко мне приходят на консультацию, не всегда сразу понимают, что я не вижу. Бесплатный приём провести позволяют, а если речь заходит о платных услугах, идут на попятную. Срабатывает стереотип: «А что она может, слепая?»

Девушка не раз говорила о том, что маршруты для слепых по городу ограничены, добраться до офиса нереально. Поэтому незрячие и сидят в основном дома. Другая проблема — не хватает квалифицированных педагогов, которые обучили бы профессии. Не учитывается тактильный момент.

— Строгать табуретки не все могут по состоянию здоровья, — добавила Инна Вербицкая. — На заводе «Ритм» работает всего один слепой человек. Жёсткие правила оформления документации при поступлении в вузы незрячие выполнить не могут. Способные люди могут образование и не получить.

— Для начала нужно определиться, что такое норма, — ответил психолог Дмитрий Гошев. — Если глухим водить автомобиль не запрещено законодательством, то это в пределах нормы. Если человеку его дефект здоровья не мешает, не представляет опасности окружающим — почему бы нет?

Сам слабовидящий психолог говорит, что реакция людей, приходящих к нему на приём, бывает разной. Для одних важно, чтобы человек был хорошим специалистом. Первая реакция: ой, слепой, а как он будет работать? В процессе разговора приходит понимание. Кто-то отказывается сразу.

— В нашей стране это нормальная реакция, много незнания на тему инвалидности, — отмечает собеседник. — Почему-то считают, что если инвалид, то у него обязательно с головой не в порядке. Думаю, что нужно давать больше информации людям с ограниченными возможностями. Не только для галочки в службе занятости ставить на учёт. Причём во многих областях инвалиды работают качественнее, чем условно здоровые люди, и уровень ответственности у них выше. Не надо нас жалеть и плакать. Ведь маломобильных мамочек с колясками не считают убогими? Нужно рассказывать, на что способны люди с ограничениями по здоровью. И это изменит отношение к ним общества.

Благими намерениями…

Отдельные проекты по трудоустройству инвалидов энтузиастам удаётся воплотить в жизнь огромными усилиями. Пришлось повоевать за идею о социальной мастерской и руководителю общественной организации, объединившей людей с заболеваниями крови «Милосердие», Эдуарду Ахтырцеву. Сегодня в подвальчике на проспекте 100 лет Владивостоку бесплатно чинят радиоаппаратуру и бытовую технику всем нуждающимся. Раньше здесь были руины.

— Вывозили грунт мешками, постепенно приведя помещение в божеский вид, — вспоминает Эдуард. — Сейчас здесь уютно: проложены коммуникации, работает система вентиляции, есть свет. Мы собираемся и обсуждаем насущные проблемы. Тут же заработала наша мастерская.

Потом ещё целый год добивались, чтобы в подвал встроили специальный подъёмник для инвалидов-колясочников. Благодаря этому устроили на работу девушку из ближайшего к мастерской дома, которая не выходила из четырёх стен годами. Сегодня Эдуард опасается, что на будущий год бесплатная мастерская работать перестанет. Закроется госпрограмма, поддерживающая благие начинания.

Мне вспоминается слепой, бомжующий во Владивостоке без жилья и работы. Он ютился в подвалах, у случайных людей, забытый родственниками и друзьями из прошлой обеспеченной жизни. Он же создал НКО по трудоустройству инвалидов. Грезил о том, чтобы на одном из пустырей Владивостока построить завод, который даст работу сотням ограниченных по здоровью людей. Старика послали все существующие официальные лица. Бог знает, жив ли он вообще? Видела я недавно этот пустырь. Построили там очередной гипермаркет, каких в округе не сосчитать.

ЦИФРЫ

Более 40 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья состоят в общественных организациях инвалидов Приморья.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Психолог, танцевальный терапевт, руководитель студии «Маленький принц» Елена Пинчук:

— Для меня глухонемой водитель — в рамках нормы. Если он профессионал. Представьте, как много слышащих водителей во время поездки сидят в наушниках, слушают музыку. У людей с ограничениями по слуху, скорее всего, высокая концентрация внимания. Предубеждение связано с тем, что обычным людям непонятно, как можно жить без слуха. Это напрягает. А социальную адаптацию тормозит и состояние самих инвалидов. Общество сделало шаг в сторону толерантности. Нужно самим активнее интегрироваться. Доступная среда у нас пока на низком уровне.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Врио губернатора Приморья Олег Кожемяко:

— Один из моих помощников — без ноги, он десять лет находится на лечении. Через него у меня прямая связь с обществами инвалидов. На Сахалине мы разработали несколько мер поддержки, в том числе выплаты за жильё семьям с детьми-инвалидами, компенсацию за проезд и проживание до мест реабилитации для семей с детьми-инвалидами до 100 тысяч рублей. Аналогичные меры поддержки нужно разработать и в Приморье.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *