0

Яндекс такси и убер объединились

04.09.2020, Пт, 13:43, Мск , Текст: Игорь Королев

«Яндекс» реструктурирует свои транспортные активы. Каршеринговый сервис стал частью «Яндекс.Такси», а проект по разработке беспилотных авто, наоборот, выделился из «Яндекс.Такси». Акционерами компании-разработчика беспилотных авто останутся «Яндекс» и Uber.

«Яндекс.Такси» и Uber создали новую компанию для беспилотных авто

«Яндекс» сообщил о двух сделках, связанных со своими транспортными сервисами. Во-первых, из «Яндекс.Такси», совместного предприятия с Uber, выделяется компания Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG).

Новая компания займется разработкой беспилотных автомобилей. Yandex (головная структура «Яндекса») инвестирует в Yandex SDG $100 млн и выдаст компании конвертируемый заем еще на $50 млн. Также Yandex выкупит часть доли Uber в Yandex SDG.

После намеченных мероприятий доля Yandex в Yandex SDG составит 73%, Uber – 19%. Оставшиеся 8% акций пойдут на мотивационные программу для сотрудников компании. Руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук станет исполнительным директором Yandex SDG.

«Яндекс» занимается беспилотными авто с 2017 г. На нынешний момент у «Яндекса» есть 130 беспилотных машин, которые тестируются в России, США и Израиле. В городе Иннополис (республика Татарстан) работает первая в Европе служба беспилотного такси, а в Сколково для перевозки документов и больших грузов используется самоуправляемый робот-курьер «Яндекс.Ровер».

«Яндекс.Такси» объединяется с Uber

Одновременно каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв» объединяется с «Яндекс.Такси». На конец 2019 г. Yandex владел в «Яндекс.Такси» 61%, Uber – 38%, оставшийся 1% был зарезервирован под мотивационную программу для сотрудников.

Каршеринговый сервис «Яндекса» стал частью «Яндекс.Такси», а проект по разработке беспилотных авто, наоборот, выделился из «Яндекс.Такси»

После слияния с «Яндекс.Драйв» доля Yandex в «Яндекс.Такси» незначительно вырастет – до 61,7%. Доля Uber, наоборот, снизится до 33,5%. Оставшиеся 4,8% акций будут зарезервированы под опционную программу.

Сервис «Яндекс.Драйв» был запущен в 2018 г. Сейчас сервис предоставляет в аренду 16 тыс. машин в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани. В апреле 2020 г. «Яндекс.Драйв» был выделен в отдельную компанию.

Летом 2020 г. «Яндекс» выпустил приложение «Яндекс Go», объединяющее функции такси, заказа еды, доставки, каршеринга и расписания транспорта. Команда «Яндекс.Драйв» под руководством Антона Рязанова продолжит работать над проектом после интеграции с «Яндекс.Такси».

В рамках интеграции двух проектов водители, подключенные к «Яндекс Go», смогут на короткий срок арендовать машины каршеринга. В Москве уже идет эксперимент, когда водители могут брать в аренду машины премиального класса в «Яндекс.Драйве» для перевозки пассажиров.

Как было создано совместное предприятие «Яндекс» и Uber

Напомним, совместное предприятие «Яндекс.Такси» и Uber было создано в 2017 г. В него обе компании передали свои такси-сервисы в России и ряде постсоветских стран. Yandex получил в объединенной компании 59,3% акций, Uber – 36,6%, еще 4,1% были зарезервированы под опционную программу.

Yandex пообещал вложить в объединенную компанию $100 млн, Uber — $225 млн. Объединенная компания стала также осваивать и рынки дальнего зарубежья: сервис работает в Финляндии, Израиле, Сербии, Гане и Кот-д’Ивуаре. Также «Яндекс.Такси» приобрел сервис по доставки еды Foodfox, который был объединен с сервисом UberEats под названием «Яндекс.Еда».

При создании компании «Яндекс.Такси» закладывалась возможность проведения первичного размещения акций (IPO). Подготовка к IPO началась в конце 2019 г., однако после пандемии короновируса этот вопрос был отложен. Летом 2020 г. агентство Bloomberg сообщало, что Yandex рассматривает возможность приобрести долю Uber в «Яндекс.Такси».

По данным Bloomberg, выкуп доли Uber рассматривался как альтернатива IPO «Яндекс.Такси», хотя компания не исключала будущее первичное публичное размещение.

Во время конференц-совещания 24 июня управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян отметил, что IPO «Яндекс. Такси» сейчас не стоит на повестке.

Сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber была закрыта в феврале 2018 года. Кроме российского в объединении также участвовали бизнесы компаний в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции Uber составили $225 млн, «Яндекс» — $100 млн.

В мае 2018 года глава новой компании Тигран Худавердян говорил РБК, что в тех городах, где поездки осуществляются через новую платформу, увеличилось совокупное количество водителей на линии. Также, по его словам, в таких городах время ожидания машины составляло от трех до трех с половиной минут. В населенных пунктах, в которых объединение на тот момент не произошло, но сервис такси достаточно развит, время ожидания составляло от четырех до пяти минут.

Чуть больше чем через год после объединения Uber сообщила, что ее доля в чистом убытке совместного предприятия с «Яндекс.Такси» в 2018 году составила $42 млн.

«Яндекс» сейчас также находится в процессе раздела совместных активов со Сбербанком. «Яндекс» выкупит у банка 45% «Яндекс.Маркет», а Сбербанк, в свою очередь, выкупит 25% плюс 1 руб. в «Яндекс.Деньги». Сделку предполагается закрыть в третьем квартале 2020 года.

Для финансирования своего бизнеса в дальнейшем «Яндекс» решил разместить вновь выпущенные акции класса А и таким образом привлечь инвестиции в размере $800 млн.

Цена «развода»

По просьбе РБК аналитики оценили финансовые возможности «Яндекса» выкупить доли и в «Яндекс.Маркет», и в «Яндекс.Такси». По словам аналитика Альфа-банка Анны Курбатовой, на конец первого квартала у «Яндекса» было 197 млрд руб. на счетах, из них 30,6 млрд руб. — на балансе «Яндекс.Такси». После продажи акций на $800 млн к этой сумме прибавится еще около 56 млрд руб., а после продажи доли в «Яндекс.Деньги» — еще более 2 млрд руб. «После оплаты 45% «Яндекс.Маркет» у «Яндекса» останется еще около 230 млрд руб. с учетом средств на балансе «Яндекс.Маркет». Мы оцениваем стоимость доли Uber в «Яндекс.Такси» в размере около 90 млрд руб., но это довольно консервативная оценка. В рамках сделки «Яндекс», скорее всего, заплатит не менее 115–120 млрд руб. Но, в любом случае, у компании останутся еще средства на балансе», — отметила Курбатова.

Аналитик «Атона» Виктор Дима считает, что «Яндекс» готовит сумму, которая в случае намерения заключить сделку позволила бы ему выкупить долю в «Яндекс.Такси». «Яндекс» заинтересован в выкупе доли Uber, вопрос — захочет ли компания продавать свою долю», — рассуждает аналитик. По его словам, если весь бизнес «Яндекс.Такси» оценивается в $6–8 млрд, то доля Uber составляет не меньше $2,28 млрд.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин напомнил, что доля Сбербанка в «Яндекс.Маркет» оценивается в 45 млрд руб., что практически равняется той сумме, которую «Яндекс» планирует привлечь после продажи акций. Если учесть, что доля Uber в «Яндекс.Такси» составляет $1,5–3 млрд, то общие траты превысят доход от продажи акций, рассуждает Либин. При этом аналитик напоминает, что у компании есть и собственные средства.

«Сделка со Сбербанком по крайней мере анонсирована. С Uber есть потенциальная возможность, но о конкретных обсуждениях пока неизвестно. Вполне возможно, у них есть right of first refusal (право получить предложение от партнера на выкуп его доли до предложения третьим сторонам. — РБК) и «Яндекс» сможет в преимущественном порядке купить долю Uber», — отметил Либин.

Аналитик Газпромбанка Анна Куприянова, в свою очередь, отмечает, что на конец первого квартала 2020 года чистая денежная позиция «Яндекса» составляла 111 млрд руб. «Это большая сумма. У них практически нет долга. Допэмиссия акций на $800 млн добавит им еще около 60 млрд. Получается, что у «Яндекса» будет около 170 млрд руб. чистой денежной позиции (200 млрд руб. без учета конвертируемых облигаций). Сумма сделки по разводу со Сбербанком on net — это чуть меньше 40 млрд (42 млрд покупка доли в «Яндекс.Маркет» и 2,4 млрд — продажа доли в Яндекс.Деньги)», — сказала она РБК.

Стоимость «Яндекс.Такси» Куприянова оценивает на уровне около $3 млрд. Эта оценка основана на сопоставимых компаниях (отдельно для услуг такси и для услуг доставки еды). «На мой взгляд, в случае сделки с Uber речь не идет о $6–8 млрд, которые называли аналитики при подготовке компании к IPO в прошлом году. К тому же «Яндекс» не будет выкупать долю Uber по очень высокой цене — им это невыгодно, так как они должны заработать на последующем выходе на IPO. Я бы считала разумной оценку в диапазоне $3–4 млрд за компанию. В этом случае на выкуп доли Uber в проекте «Яндексу» может потребоваться 60–100 млрд руб.», — отмечает аналитик Газпромбанка.

При этом у компании остается возможность улучшить свою денежную позицию за счет привлечения долга. Дополнительные средства, по ее мнению, нужны на развитие своих проектов не только в коммерции, но и во многих других направлениях. «Раздел бизнеса с Uber был бы логичен для «Яндекса». Момент для сделки подходящий — цена может быть привлекательной. Если они впоследствии выведут компанию на IPO, они на этом заработают, не потеряв контроль. Вероятность этой сделки высокая», — добавила Куприянова.

Аналитик «Ренессанс Капитала» Кирилл Панарин оценивает долю Uber в «Яндекс.Такси» примерно в $2 млрд. «Из привлеченных $800 млн «Яндекс» заплатит Сбербанку примерно $575 млн за «Маркет», то есть останется $225 млн, плюс у «Яндекса» на балансе около $2,5 млрд кеша. Эти средства могут потребоваться как на выкуп доли Uber, так и на развитие в других направлениях (e-commerce, медиасервисы, каршеринг, cloud). Также требуются инвестиции в строительство новой штаб-квартиры», — говорит он.

Яндекс объявил о закрытии сделки по слиянию с компанией Uber в сфере онлайн-заказов такси в России и странах СНГ. Это событие ожидалось еще в конце прошлого года, но постоянно откладывалось из-за проверок Федеральной антимонопольной службы. Инвестиции составили 335 миллионов долларов, при этом отечественный онлайн-гигант, которому принадлежит контрольный пакет акций совместного предприятия (59,3%), вложил 100 миллионов, а Уберу отошли 36,9% акций при вливании 225 миллионов долларов. Остальные 3,8% будут принадлежать сотрудникам.

Ожидается, что слияние поспособствует успехам в борьбе с компаниями-конкурентами. Аналитический центр при правительстве России подсчитал, что в 2017 году совокупная доля компаний Яндекс и Uber на рынке такси составила 10,4%. Это второе место: впереди оператор Fasten (12,3%), созданный в результате объединения сервисов RuTaxi, Везет, Лидер, Сатурн и RedTaxi. Грубый подсчет аналитиков подсказывает, что каждая десятая поездка на такси будет осуществляться силами вновь созданной компании.

Для пассажиров процесс вызова такси не поменяется: пользователи будут делать заказы с помощью привычных онлайн-приложений. Правда, не исключен постепенный рост тарифов, как это было при слиянии Убера и китайской компании Didi. Рост цен на услуги такси у этих операторов в Поднебесной тогда составил 20—40%! Однако в Яндексе уверяют, что потребители только выиграют от слияния фирм, ведь увеличится количество доступных машин, а время ожидания сократится.

Водители, подключенные к компаниям-операторам, в течение нескольких месяцев перейдут на единую платформу, при помощи которой можно будет увидеть все заказы и обслужить больше клиентов. А вот для конкурентов назревающие перспективы не такие радужные: из-за развития онлайн-сервисов количество привычных таксопарков сокращается. При этом тарифы «комбо», при использовании которых цена услуг снижается на 20%, если водитель посадит по пути второго пассажира, и вовсе делают поездки для простых таксистов невыгодными.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Ничто теперь не мешает объединенному «Яндекс.Такси» – Uber начать постепенно и мягко приучать клиента самому оплачивать реальную стоимость услуг такси Максим Стулов / Ведомости

На прошлой неделе случилась сделка года, по крайней мере на текущий момент: два крупнейших сервиса по вызову водителей – «Яндекс.Такси» и Uber заявили об объединении бизнесов в России и ряде стран СНГ, включая Казахстан и Белоруссию. Официальная причина – вместе развиваться легче и перспективнее. Вероятная – кризис в глобальном Uber, вызванный чередой скандалов и обвинений в адрес компании: все это в итоге стоило сооснователю сервиса Трэвису Каланику поста гендиректора. По этой версии, Uber, дабы разрешить внутренние проблемы, решил сконцентрироваться на ключевых рынках, а там, где его позиции оказались слабыми, как в Китае или России, заключить мировую с более сильными и успешными конкурентами – Didi и «Яндекс.Такси».

Однако не исключено, что за объединением компаний стоит простое желание наконец начать зарабатывать. Когда несколько лет назад они вышли на рынок, их главным противником стали таксисты и таксопарки. Еще пять лет назад такси пользовались люди с достатком выше среднего или простые смертные в случае крайней нужды, поскольку стоило это, честно признаться, дорого. Интернет-сервисы произвели на рынке революцию – только по официальным данным московской мэрии, благодаря сервисам по вызову такси и работе каршеринговых компаний стоимость поездок сократилась минимум на треть. Могу это подтвердить лично: если в 2014 г. поездка с работы домой после 22.30 обходилась мне минимум в 500, а то и в 600 руб. (как-то пришлось заплатить аж 730 руб. – помню до сих пор), то в последний год, как показывает архив поездок в приложении Uber (за что ему отдельное спасибо), ночные возвращения с работы почти всегда стоили меньше 400 руб. В среднем с июля 2016 г. по начало июля 2017 г. я платила 351 руб. за поездку.

Не секрет, что этот праздник жизни оплачивать приходилось самим же сервисам. Соревнуясь за клиента, они тратили десятки миллионов долларов ежемесячно, отмечал Артур Акопьян, партнер UFG Private Equity (инвестор в объединенную компанию сервисов заказа такси RuTaxi и Fasten): в условиях жесткой конкуренции фактически Uber и «Яндекс.Такси» дотировали как пассажиров, так и водителей. Как следствие, миллионы долларов убытков у обеих компаний. Объединение бизнесов онлайн-такси «Яндекса» c Uber аналитики «Ренессанс капитала» называли в своем обзоре «стратегически правильным шагом»: это лучше, чем годами нести убытки. Правда, аналитики «Ренессанс капитала» подчеркивают, что быстро отказаться от субсидирования вряд ли получится: рынок находится на ранней стадии развития, поэтому скорее всего объединенной компании еще какое-то время придется продолжать субсидировать поездки, чтобы увеличить долю. Сейчас доля двух компаний не превышает 10% всех таксомоторных перевозок, по подсчетам Владимира Беспалова из «ВТБ капитала».

C другой стороны, ничто теперь не мешает объединенному «Яндекс.Такси» – Uber начать постепенно и мягко приучать клиента самому оплачивать реальную стоимость услуг такси. Например, постепенно корректируя цены. И хотя представители обеих компаний в день объявления о сделке заверяли, что никакого пересмотра цен до ее завершения точно не планируется, уже на этой неделе сначала «Яндекс.Такси», а следом и Uber предложили доехать в привычное для меня вечернее время домой за 500 руб.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *