0

Звуковая карта realtek alc887

Внешняя звуковая карта – это отдельное устройство, предназначенное для воспроизведения звука, а часто и для его записи. За исключением сверхбюджетных моделей. Такие карты обеспечивают более высокое качество звучания, чем аудиочипы, встроенные в материнскую плату.

Дополнительное преимущество подобного типа устройств – отсутствие наводок, вызываемых другими комплектующими системы, установленными в корпусе ПК, поэтому их приобретают как любители lossless-музыки, так и люди, на любительском или профессиональном уровне занимающиеся озвучкой, а также записью и редактированием музыки.

Основные технические моменты

Интерфейс подключения

Различают следующие распространенные интерфейсы подключения:

  • PCI – актуален для внутренних звуковых карт, подсоединяемых к материнской плате и размещаемых внутри системного блока.
  • PCI-E – интерфейс, пришедший на смену предыдущему и обладающий более высокой пропускной способностью. Также предназначен для внутренних моделей.
  • USB – стандартный универсальный разъем, по которому к ПК/ноутбуку обычно подключаются те или иные внешние устройства.
  • FireWire – устаревший, но, тем не менее, еще использующийся стандарт подключения внешних мультимедийных девайсов.
  • PCMCIA (PC Card) – интерфейс подключения компактных устройств, чаще всего применяющийся в ноутбуках.
  • ExpressCard – более скоростная замена предыдущего варианта.

Разрядность ЦАП/АЦП

Чем выше разрядность преобразователей, тем шире динамический диапазон, а значит – тем качественнее звук. Впрочем, разницу между 16 и 24/32 бит на практике услышать непросто даже при использовании Hi-End-аппаратуры, поэтому последний вариант необходим скорее для записи звука. Хотя 24 бит уже стали стандартом и для многих потребительских аудиокарт.

Частота

Минимальные требования к частоте дискретизации – двукратное превышение над уровнем входного сигнала, что доказывается теоремой Котельникова – Найквиста. Если учесть, что некоторые люди способны слышать звуки частотой до 18-20 кГц, поддерживаемая частота должна составлять как минимум 40 кГЦ – вот почему были приняты стандарты 44,1/48 кГЦ, обеспечивающие небольшой запас. Аудиофилы, некоторые эксперты в области звука и любители lossless-музыки считают, что он должен быть более серьезным, а частота – 96 или даже 192 кГЦ. При этом важную роль играет и частота самого файла. Если она ниже, то преимущества в качестве при воспроизведении ожидать не стоит. Для записи же однозначно следует выбирать наиболее высокую доступную частоту.

Сигнал/шум

При воспроизведении аудио возникает случайный шум – паразитные звуки небольшой громкости, способные испортить удовольствие от прослушивания. Чем серьезнее превышение уровня сигнала над уровнем шума, тем меньше подобных нежелательных звуков можно будет услышать. В бюджетных картах этот показатель обычно находится в диапазоне 75-90 децибел, в хороших мультимедийных – 90-110 и выше, в полупрофессиональных и профессиональных – больше 110.

Поддержка специальных стандартов

Для некоторых задач и сценариев использования важна поддержка следующих стандартов:

  • ADAT (Alesis DAT) – данный интерфейс используется в основном в профессиональном оборудовании и позволяет передавать одновременно большое количество звуковых дорожек, что полезно для организации записи.
  • AES/EBU – передает два канала звука и служебные данные. К девайсу, поддерживающему такой стандарт, можно подключать по XLR аппаратуру высокого класса.
  • ASIO – реализует высокоскоростную передачу звука между драйвером аудиокарты и программой для звукозаписи/редактирования в обход стандартных средств системы.
  • Внешняя синхронизация – уменьшает возникающие из-за нестабильности частоты дискретизации искажения.

Количество каналов воспроизведения

С каналами воспроизведения все просто: 2 канала – это стереозвук, а 5.1 и 7.1 – объемный звук с соответствующим количеством колонок и сабвуфером. Соответственно, такой продвинутой аудиосистеме нужна поддерживающая многоканальность звуковая карта.

Встроенный усилитель для наушников

Усилитель нужен при использовании наушников с высоким сопротивлением, так называемых высокоомных. Иначе громкость воспроизведения ими звука будет слишком низкой.

Разъемы и интерфейсы

  • HDMI – позволяет без потерь передавать звук на телевизор/домашний кинотеатр.
  • Аналоговые выходы – также предназначены для передачи звука на аудиосистему/домашний кинотеатр. В балансном исполнении позволяют использовать более длинные кабели и уменьшают возможные помехи и шум.
  • Аналоговые входы – нужны для подключения источников аналогового звука, таких как виниловый проигрыватель или электрогитара.
  • Цифровые выходы – позволяют подключать к ПК внешние аудиодевайсы вроде усилителя со встроенным декодером.
  • Цифровые входы – пригодятся для передачи звука в цифровом формате, например, с внешнего плеера.
  • Инструментальный вход (Hi-Z) – специализированный разъем для подсоединения некоторых высокоомных музыкальных инструментов.
  • Независимые выходы на наушники – нужны в основном для профессионального оборудования, также позволяют каждому слушателю отдельно регулировать громкость.
  • Микрофонные входы – чем больше микрофонов можно подключить единовременно, тем больше источников в один момент времени можно качественно записать, – к примеру, вокал и аккомпанемент.

Топ товаров

Лучшая для записи звуковых инструментов

1. Steinberg UR22

Steinberg UR22

Это внешний USB-аудиоинтерфейс, который отлично подходит как для прослушивания музыки, так и для записи вокала или инструментального звука. Прочный и стильный корпус, выполненный из металла, режим 24 бит/192 кГЦ, комбинированные разъемы XLR/TRS, удобные регуляторы на передней панели. Вот неполный список плюсов этого решения. Выход на наушники, кстати, обладает серьезным запасом по громкости, поэтому можно использовать и высокоомные модели. Разумеется, имеется и фантомное питание для микрофона. Качество звука – профессионального уровня, что делает модель очень даже конкурентоспособной.

Плюсы

  • качественный звук,
  • наличие MIDI-интерфейса,
  • стабильный.

Минусы

  • не поддерживает usb нового образца,
  • нет кнопки включения,
  • нет dsp.

Цена: от 18 190 руб.

Лучшая для записи и домашней студии

2. BEHRINGER U-PHORIA UMC204

BEHRINGER U-PHORIA UMC204

Решение от компании Behringer – отличный недорогой вариант для домашней записи как голоса, так и музыкальных инструментов. Одновременно можно подключить два источника сигнала, чего достаточно, например, для пения и аккомпанемента. Комбинированные XLR/TRS-разъемы поддерживают, в том числе, и высокоомные источники благодаря режиму Hi-Z. В общем, набор разъемов и интерфейсов для устройства стоимостью около 6 тысяч рублей весьма приличный.

Плюсы

  • детальный звук,
  • малогабаритность,
  • множество настроек,
  • качество сборки.

Минусы

  • стоимость,
  • небольшой заметный шум на выходах,
  • много проблем с драйверами.

Цена: от 6354 руб.

Лучшая внешняя USB-звуковая карта

3. Creative SB Play

Creative SB Play

Creative SB Play – небольшая аудиоплата размером с флешку, подключающаяся к USB-разъему. По качеству выдаваемого звука она превосходит большинство аудиочипов, встраиваемых в материнские платы. Хотя, конечно, до уровня более дорогих конкурентов ей далеко. Эта модель станет неплохим решением, если, например, на ноутбуке или ПК откажет встроенный звук. Меломанам же лучше взять что-то выше классом, чтобы ощутить «вау-эффект» от заметного улучшения качества звучания.

Плюсы

  • некачественный корпус,
  • нет шумов,
  • нет необходимости установки дров на win7.

Минусы

  • фонит от рядом находящихся устройств,
  • кривые драйвера для более новых win.

Лучшие бюджетные варианты

4. Lexicon Alpha

Lexicon Alpha

Lexicon Alpha – вариант для пользователей, которые хотят внешнюю звуковую карту, но не готовы тратить на нее больше 3-4 тысяч рублей. Характеристики у нее, конечно, не выдающиеся даже для домашней студии, но в качестве первой внешней «звуковухи» – почему бы и нет? Жаль только, что отсутствует фантомное питание – придется ограничиться динамическими микрофонами. Присутствует и небольшой фон, хотя качество записи в целом неплохое, несмотря на 48 кГц. Кроме того, имеются два основных для домашней записи входа – микрофонный и инструментальный.

Плюсы

  • чистый мощный звук,
  • цена,
  • нет необходимости установки драйверов на win8.

Минусы

  • при выходе из режима сна не включается,
  • порой звук прерывается, приходится перезапускать.

Цена: от 3990 руб.

5. PreSonus AudioBox IOne

PreSonus AudioBox IOne

AudioBox iOne – это девайс посерьезнее предыдущего, что подтверждается характеристиками ЦАП: 24 бит и 96 кГц. С основными разъемами для записи все так же – один инструментальный и один для микрофона, но, в отличие от Lexicon Alpha, с фантомным питанием. Если верить обзорщикам и отзывам пользователей, при использовании качественного микрофона на записи не слышно никаких паразитных фоновых звуков. С драйверами тоже не возникает проблем.

Плюсы

  • можно заряжать по usb,
  • компактный,
  • хорошо работает на всех устройствах,
  • легко настраивается.

Минусы

  • одна функция от direct,
  • бывает фонит,
  • дорого.

Цена: от 9055 руб.

Лучшие дорогие варианты

6. Apogee Duet 2

Apogee Duet 2

Пользователи, не ограниченные в средствах и желающие получить продвинутый портативный гаджет для профессиональной звукозаписи, могут обратить внимание на Apogee Duet 2. Этот аудиоинтерфейс позволяет записывать звук студийного качества с частотой дискретизации до 192 кГц. Особенных похвал экспертов и аудиофилов удостоился обновленный по сравнению с первой версией микрофонный предусилитель. Звук получается чистым, без каких-либо помех, шумов или искажений.

Плюсы

  • есть несколько каналов и разъёмов,
  • с драйверами проблем не нашлось,
  • два микрофона.

Минусы

  • ценник,
  • выглядит не очень надёжным.

Цена: от 45 309 руб.

7. MOTU 4pre

MOTU 4pre

Многоканальный аудиоинтерфейс со встроенным микшером MOTU 4pre дает возможность не только записывать вокал и музыку в высочайшем качестве, но и сводить треки. У девайса 6 входов и 8 выходов, при этом присутствуют 2 независимых выхода на наушники, что весьма полезно для коллективной работы над аудиозаписями. Можно использовать эту карту и для прослушивания FLAC-музыки в продвинутых высокоомных наушниках, хотя для этого ее функционал явно избыточен.

Плюсы

  • симпатичное исполнение,
  • имеется множество функций,
  • несколько входов.

Минусы

  • немного неудобно расположены разъёмы,
  • тяжеловат.

Цена: от 44 550 руб.

FAQ

Для прослушивания музыки и большинства других задач – да, может. Для игр, если нужно максимально полное погружение, – не всегда, поскольку в AAA-проектах используются особые стандарты объемного звука, которые редко поддерживаются внешними аудиокартами. Для них нужна качественная внутренняя звуковая карта (отдельная, а не встроенный в материнскую плату аудиочип). Если же объемное звучание в играх не критичный момент, – то может заменить полностью.

Нет, даже наоборот, может разгружать его, если работает вместо встроенного аудиочипа. Впрочем, для работы специализированного ПО, например, для звукозаписи, ресурсы процессора все равно потребуются.

Не сильно. Таким устройствам не требуется какого-либо дополнительного охлаждения – проблемы с перегревом могут возникать только у сверхбюджетных моделей от noname-брендов.

Обычно драйвера предоставляет производитель – их можно найти на официальном сайте или на прилагающемся к самому аудиоинтерфейсу диске.

Как и обещал, сравнил эти два источника звука:
Это чисто субъективное мнение — т.к. звуковые вкусы у меня свои, а слуха вроде как нет
Итак:
Заявленные характеристики Realtek ALC889A:
* High performance DACs with 108dB signal-to-noise ratio (A-weighting)
* High performance ADCs with 104dB signal-to-noise ratio (A-weighting).
* Meets Microsoft WLP3.10 and future WLP audio requirements
* Ten DAC channels support 16/20/24-bit PCM format for 7.1 sound playback, plus 2 channels of concurrent independent stereo sound output (multiple streaming) through the front panel output
* Three stereo ADCs support 16/20/24-bit PCM format, multiple stereo recording
* All DACs supports 44.1k/48k/88.2k/96k/176.4k/192kHz sample rate
* All ADCs supports 44.1k/48k/88.2k/96k/176.4k/192kHz sample rate
* Primary 16/20/24-bit SPDIF-OUT supports 32k/44.1k/48k/88.2k/96k/192kHz sample rate
* Secondary 16/20/24-bit SPDIF-OUT supports 32k/44.1k/48k/88.2k/96k/192kHz sample rate
* 16/20/24-bit SPDIF-IN supports 32k/44.1k/48k/96k/192kHz sample rate
* All analog jacks (port-A to port-G) are stereo input and output re-tasking
* Port-A/B/C/D/E/F built in headphone amplifiers
* Port-B/C/E/F with software selectable boost gain (+10/+20/+30dB) for analog microphone input
* High-quality analog differential CD input
* Supports external PCBEEP input and built-in digital BEEP generator
* Software selectable 2.5V/3.2V/4.0V VREFOUT
* Up to four channels of microphone array input are supported for AEC/BF applications
* Two jack detection pins each designed to detect up to 4 jacks
* Supports analog GPIO2 to be jack detection for CD input which is used as 9th analog port
* Supports legacy analog mixer architecture
* Up to 3 GPIOs (General Purpose Input and Output) for customized applications. GPIO0 and GPIO1 share pin with DMIC-CLK and DMIC-DATA.
* Supports mono and stereo digital microphone interface (pins shared with GPIO0 and GPIO1)
* Supports anti-pop mode when analog power AVDD is on and digital power is off.
* Content Protection for Full Rate loss-less DVD Audio, Blue-Ray DVD and HD-DVD audio content playback (with selected versions of WinDVD/PowerDVD)
* Hardware Zero-Detect output volume control
* 1dB per step output volume and input volume control
* Supports 3.3V digital core power, 1.5V or 3.3V digital I/O power for HD Audio link, and 5.0V analog power
* 48-pin LQFP ‘Green’ package
Заявленные характеристики Creative X-Fi Xtreme Audio
Technical Specifications
* Playback: 24-bit/96kHz 7.1
* Signal-to-Noise Ratio: >108dB (20kHz Low-pass filter, A-weighted)
* Total Harmonic Distortion + Noise at 1kHz: 0.006% (20kHz Low-pass filter)
* Recording: 24-bit/96kHz
X-Fi Technology
* X-Fi Crystalizer
* X-Fi CMSS-3D Virtual
* X-Fi CMSS-3D Headphone
Connectivity
* Speaker and Headphone connections for stereo to 7.1 (Line Out via three 3.5mm mini jacks)
* Line In / Microphone In / Digital Out* / Digital I/O** (shared 3.5mm FlexiJack)
* Auxiliary Line level Input (via 4-pin Molex connector)
* Intel HD Audio Compatible Front Panel Header (2x5pin)
* Digital Out supports SPDIF out and pass through of multichannel DVD sound
** Digital I/O requires Sound Blaster Digital I/O Module (sold separately)
Package Contents
* Sound Blaster X-Fi XtremeAudio sound card
* Quick Start Leaflet
* Installation CD
Теперь о совместимости X-Fi и Висты
Вопросы и ответы на официальном сайте Creative (почему не работают некоторые «вкусные» функции в висте)
Why is SPDIF passthrough not working with Windows Vista 64-bit? Will it ever?
SPDIF passthrough is available in the latest X-Fi update. For the Audigy Series, we cannot support this feature in Windows Vista 64-bit.
Will decoding of Dolby Digital and DTS signals be supported in the future? If not, why not?
These functions are not supported at driver level in Windows Vista and going forward will be supported at application level by applications such as Power DVD or WinDVD.
Will DVD-Audio be supported in the future?
We are not supporting DVD-Audio in Windows Vista.
Will 6.1 speaker mode be available in future drivers? If not, is this because of Creative or Microsoft?
No, as Windows Vista does not support this speaker configuration.
Теперь субъективная часть:
Драйверы с диска идущего с карточкой в Висте подглючивали… не было доступно управление громкостью по каждому каналу.
Обрадовавщись что есть программа обновления… запустил её… 120 мегабайтов скачались, но посреди установки программа вылетела…
На панелки настроек появились «вкусности»:ДТС, ТаШИкс и др. Но все остальные настройки отказались работать.
Пришлось вручную качать последние дравера под звуковую карточку с оффсайта… но днем это оказалось не возможным, т.к. даже сам сайт открывался с трудом. Ночью всё закачалось, установилось без проблем, все настройки стали доступны, но что исчезло:
*Вкусности типа поддержки ДТС, Долби и т.д.
*Выбор дескритизации вывода 48-96/16-24
*Поддержка хардварного 3Д звука для игр — только через дополнительную программу.
И всё это из-за Висты 64-битной…. — о чем и говорилось на сайте.
Из того что не понравилось еще:
*Нет возможности сделать самостоятельный набор колонок отличный от 2.0, 4.0, 5.1, 7.1 (по выводу 1:1)
*Давно уже на многих встроенных кодеках и на одной из моих старых звуковых карточек(старее X-Fi) были разъемы с определителем — вставлено туда чегонить или нет.
Из сравнения по звучанию (при поднятии частоты дескритизации и битности встроенного кодека ALC889A до 192кГц/24бит):
качество звука было примерно одинакого, тонкости были слышны и там и там, разные АЧХ. На качественных источниках звук и там и там был примерно одинаковым, на источниках 44кГц/16бит у X-Fi звук оказался более «мягким» и более «правдивым».
Ещё одним минусом оказался переодический треск в левой колонке.
(Ещё X-Fi хорошо греется)
Итог: Вытащил X-Fi из компьютера
Не смотря на сравнительно хороший звук (и даже если бы отсутствовал треск в колонке), непонравилась поддержка со стороны производителей — выйдет виндоус 7 в ней Креатив отключит ещё несколько функций; Видимость кучи настроек, по сути настраивать там ничего не дают;Все проблемы драйверов решили программами-заплатками — либо отключкой функций.
Напоминаю: это моё субъективное мнение.
PS В ходе проверок выбыл WinAmp — на качественных источниках было заметно искажение.
PPS Всё делалось на слух на имеющихся колонках. Более профессиональные обзоры и тесты можно найти например здесь:
(ALC889A)http://www.ixbt.com/mainboard/gigabyte/rmaa/ma790fx-dq6-alc889a.htm
(X-Fi)http://www.ixbt.com/multimedia/creative-x-fi.shtml
Обсуждение здесь:
(ALC889A)http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12 :46251
(X-Fi)http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12 :44621

Задумывался ли ты, как в цифровых устройствах воспроизводится звук? Как формируется звуковой сигнал из комбинации единиц и нулей? Наверняка задумывался, раз уже начал читать! Но часто даже у профессионалов есть лишь общее представление о современном звуковом тракте. Из этой статьи ты узнаешь, как появились разные форматы, что такое цифроаналоговый преобразователь, какие виды ЦАП бывают и от чего зависит качество воспроизведения звука.

PCM (ИКМ)

Как известно, в цифровом звуке практически любой формат, за редким исключением, записывается импульсно-кодовым потоком, или потоком PCM — pulse code modulation. FLAC, MP3, WAV, Audio CD, DVD-Audio и другие форматы — это лишь способы упаковки, «консервации» потока PCM.

С чего все начиналось

Теоретические основы цифровой передачи звука были разработаны еще на заре двадцатого века, когда ученые попытались передать звуковой сигнал на большое расстояние, но не по телефону, а довольно странным для того времени способом.

Разделив звуковую волну на небольшие части, ее можно было отправлять получателю в некоем математическом представлении. Получатель, в свою очередь, мог восстановить исходную волну и прослушать запись. Также перед учеными стояла задача увеличить пропускную способность «эфира».

В 1933 году увидела свет теорема В. А. Котельникова. В западных источниках ее называют теоремой Найквиста — Шеннона. Да, Гарри Найквист был первым, кто затронул эту тему: в 1927 году он рассчитал минимальную частоту дискретизации для передачи формы волны, впоследствии названную в его честь «частотой Найквиста», — но теорема Котельникова была издана на 16 лет раньше.

Суть теоремы проста: непрерывный сигнал можно представить в виде интерполяционного ряда, состоящего из дискретных отчетов, по которым можно заново восстановить сигнал. Чтобы была возможность восстановить приблизительно исходное состояние сигнала, частота дискретизации должна равняться как минимум удвоенной верхней граничной частоте этого сигнала.

Много лет теорема не была востребована — вплоть до прихода цифровой эпохи. Тут-то ей и нашлось применение. В частности, теорема пригодилась при разработке формата CDDA (Compact Disc Digital Audio), в простонародье его называют Audio CD или Red Book. Формат был выпущен инженерами Philips и Sony в 1980 году и стал стандартом для аудио-компакт-дисков.

Характеристики формата:

  • частота дискретизации — 44,1 кГц;
  • разрядность квантования — 16 бит.

INFO

  • Частота дискретизации — количество отсчетов сигнала, «взятых» при его дискретизации. Измеряется в герцах.
  • Разрядность квантования — количество двоичных разрядов, выражающих амплитуду сигнала. Измеряется в битах.

Частота дискретизации 44,1 кГц была рассчитана из теоремы Котельникова. Считается, что слух среднестатистического человека не способен уловить звук за пределами 19–22 кГц. Вероятно, частота 22 кГц и была выбрана в качестве верхней граничной.

22 000 × 2 = 44 000 + 100 = 44 100 Герц

Откуда взялось 100 Герц? Есть версия, что это небольшой запас на случай ошибок или передискретизации. На самом деле такую частоту в Sony выбрали из соображений совместимости со стандартом телевещания PAL.

Разрядность формата CDDA — 16 бит, или 65 536 отсчетов, что равняется динамическому диапазону примерно в 96 дБ. Такое большое число отсчетов выбрано не случайно. Во-первых, из-за сильного влияния шумов квантования, во-вторых, чтобы обеспечить формальный динамический диапазон выше, чем у главных тогда конкурентов — кассетных записей и виниловых пластинок. Я расскажу об этом подробнее в разделе про цифроаналоговые преобразователи.

Дальнейшее развитие PCM так и продолжилось по принципу умножения на два. Появились другие частоты дискретизации: сначала добавилась частота дискретизации 48 кГц, а в дальнейшем основанные на ней частоты 96, 192 и 384 кГц. Частота 44,1 кГц также удваивалась до 88,2, 176,4 и 352,8 кГц. Разрядность же увеличилась с 16 до 24, а позднее и до 32 бит.

Следующим после CDDA в 1987 году появился формат DAT — Digital Audio Tape. Частота дискретизации в нем составила 48 кГц, разрядность квантования не изменилась. И хотя формат провалился, частота дискретизации 48 кГц прижилась на студиях звукозаписи, как пишут, из-за удобства цифровой обработки.

В 1999 году вышел формат DVD-Audio, который позволял записать на один диск шесть стереодорожек с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бит или две стереодорожки с частотой 192 кГц, 24 бит.

В том же году был представлен формат SACD — Super Audio CD, но диски для него стали производить только спустя три года. Подробнее об этом формате я расскажу в разделе про DSD.

Это основные форматы, которые считаются стандартом для цифровых звукозаписей на носителях. Теперь рассмотрим, как передаются данные в цифровом звуковом тракте.

Структура цифрового звукового тракта

При проигрывании музыки происходит примерно следующее: плеер при помощи кодека, выполненного в виде устройства или программы, распаковывает файл в заданном формате (FLAC, MP3 и другие) или считывает данные с CD, DVD-Audio или SACD-диска, получая стандартный поток данных PCM. Затем этот поток передается через USB, LAN, S/PDIF, PCI и так далее в I2S-конвертер. В свою очередь, конвертер преобразует полученные данные в так называемые кадры интерфейса передачи данных I2S (не путать с I2С!).

I2S

I2S — это последовательная шина передачи цифрового аудиопотока. Сейчас I2S — стандарт для подключения источника сигнала (компьютер, проигрыватель) к цифроаналоговому преобразователю. Именно через нее подключается напрямую или опосредованно подавляющее большинство ЦАП. Существуют и другие стандарты передачи цифрового аудиопотока, но они используются гораздо реже.

Выход (вход) I2S на печатных платах

Шина I2S может состоять из трех, четырех и даже пяти контактов:

  • continuous serial clock (SCK) — тактовый сигнал битовой синхронизации (может называться BCK или BCLK);
  • word select (WS) — тактовый сигнал кадровой синхронизации (может называться LRCK или FSYNC);
  • serial data (SD) — сигнал передаваемых данных (может называться DATA, SDOUT или SDATA). Как правило, данные передаются от передатчика к приемнику, но бывают устройства, которые могут выступать и приемником, и передатчиком одновременно. В таком случае может присутствовать еще один контакт;
  • serial data in (SDIN) — по этому контакту данные движутся в направлении приема, а не передачи.

SD или SDOUT служит для подключения цифроаналогового преобразователя, а SDIN используется для подключения аналого-цифрового преобразователя к шине I2S.

В большинстве случаев присутствует еще один контакт, Master Clock (MCLK или MCK), он используется для синхронизации приемника и передатчика от одного генератора тактовых импульсов, чтобы снизить коэффициент ошибок передачи данных. Для внешней синхронизации MCLK служат два генератора тактовых импульсов: с частотой 22 579 кГц и 24 576 кГц. Первый, 22 579 кГц, — для частот, кратных 44,1 кГц (88,2, 176,4, 352,8 кГц), а второй, 24 576 кГц, — для частот, кратных 48 кГц (96, 192, 384 кГц). Также могут встречаться генераторы на 45 158,4 кГц и 49 152 кГц — наверняка ты уже заметил, как в мире цифрового звука всё любят умножать на два.

Frame, или кадр I2S

В I2S обязательно используются три контакта: SCK, WS, SD — остальные контакты опциональны.

По каналу SCK передаются синхроимпульсы, под которые синхронизированы кадры.

По каналу WS передается длина «слова», при этом используются и логические состояния. Если на контакте WS логическая единица, значит, передаются данные правого канала, если ноль — данные левого канала.

По SD передаются биты данных — значения амплитуды звукового сигнала при квантовании, те самые 16, 24 или 32 бита. Никаких контрольных сумм и служебных каналов на шине I2S не предусмотрено. Если данные при передаче потеряются, возможности восстановить их не существует.

На дорогих ЦАП часто бывают внешние разъемы для подключения к I2S. Использование таких разъемов и кабелей может плохо отразиться на звуке, вплоть до появления «артефактов» и заиканий, все будет зависеть от качества и длины провода. Все же I2S это внутрисхемный разъем, и длина проводников от передатчика до приемника должна стремиться к нулю.

Рассмотрим, как передается поток данных PCM по шине I2S. Например, при передаче PCM 44,1 кГц с разрядностью 16 бит длина слова на канале SD будет соответствовать этим шестнадцати битам, а длина кадра будет 32 бита (правый канал + левый). Но чаще всего передающие устройства используют длину слова 24 бита.

При воспроизведении PCM 44,1 × 16 старшие биты либо попросту игнорируются, так как заполнены нулями, либо, в случае со старыми мультибитными ЦАП, они могут перейти на следующий кадр. Длина «слова» (WS) может также зависеть от плеера, через который воспроизводится музыка, а также от драйвера устройства воспроизведения.

Альтернативой PCM и I2S может быть запись звукового сигнала в DSD. Этот формат развивался параллельно с PCM, хотя и тут теорема Котельникова оказала некоторое влияние. Для улучшения качества звучания по сравнению с CDDA упор был сделан не на повышение разрядности квантования, как в формате DVD Audio, а на увеличение частоты дискретизации.

DSD

DSD расшифровывается как Direct Stream Digital. Он берет свое начало в лабораториях фирм Sony и Philips — впрочем, как и другие форматы, рассматриваемые в этой статье.

SACD

Впервые DSD увидел свет на дисках Super Audio CD в далеком 2002 году.

На тот момент SACD казался шедевром инженерной мысли, в нем был применен совершенно новый способ записи и воспроизведения, очень близкий к аналоговым устройствам. Реализация одновременно была простой и изящной.

Носитель даже оснастили защитой от копирования, хотя и без этого никакие пираты были не страшны. Под марками Sony и Philips стали выпускать «закрытые» устройства исключительно для воспроизведения, без какой-либо возможности копировать диски. Производители продавали студиям оборудование для записи, но при этом оставили за собой контроль за выпуском SACD-дисков.

Как знать, возможно, формат SACD мог бы обрести популярность, сравнимую с Audio CD, если бы не стоимость устройств воспроизведения. Безосновательно накручивая цены на проигрыватели, руководители Sony и Philips сами мешали популярности своего формата. А следующая ошибка и вовсе поставила крест на продажах специализированных устройств. Для продвижения игровой приставки Sony PlayStation инженеры Sony добавили возможность слушать на ней SACD. Хакеры тут же взломали приставку и стали копировать диски SACD в ISO-образы, которые можно записать на обычную болванку DVD и воспроизводить на любом плеере фирм-конкурентов; другие просто извлекали дорожки для воспроизведения на компьютере.

Звукозаписывающие компании тоже хороши: вопреки ожиданиям меломанов, они не пользовались всеми возможностями нового формата высокого разрешения. На студиях не записывали в DSD музыку с мастер-ленты, а брали цифровую запись в PCM, пересводили и обрабатывали всем подряд: лимитерами, компрессорами, дитерингом с нойз-шейпингом и различными цифровыми фильтрами. В итоге на выходе получался такой стерильный и сухой звук, что даже CD Audio мог бы звучать гораздо лучше. Таким образом было подорвано доверие слушателей к SACD, а заодно и к новым форматам вообще.

Увы, с виниловыми пластинками эта порочная практика применяется и по сей день: студии печатают винил с цифровой записи, даже если у них есть запись на мастер-ленте. Так что на современном виниле запросто может оказаться 44,1 × 16.

Что же представляет собой DSD? Это однобитный поток с очень высокой, по сравнению с PCM, частотой дискретизации. Также в DSD используется иной вид модуляции, PDM (Pulse Density Modulation) — плотностно-импульсная модуляция. Запись звука в таком формате производится однобитным аналого-цифровым преобразователем, сейчас такие АЦП на основе сигма-дельта-модуляции используются повсеместно. Процесс записи выглядит примерно так: пока амплитуда волны возрастает, на выходе АЦП логическая единица, когда амплитуда падает, на выходе логический ноль, среднего значения быть не может. Сравнивается с предыдущим значением амплитуды волны.

DSD позволяет достичь важных преимуществ по сравнению с PCM:

  • точнее прорисовка волны;
  • выше помехоустойчивость;
  • более простой способ коммутации и передачи цифрового потока;
  • теоретически есть возможность уменьшить стоимость, упростив схему ЦАП, но из-за обратной совместимости со старыми форматами производители вряд ли пойдут на это.

Изначально на SACD-дисках использовался формат DSD x64 c частотой дискретизации 2822,4 кГц. За основу взяли частоту дискретизации Audio CD 44,1 кГц, увеличенную в 64 раза, отсюда название x64. Сегодня реально используются следующие DSD:

  • x64 = 2822,4 кГц;
  • x128 = 5644,8 кГц;
  • x256 = 11 289,6 кГц;
  • x512 = 22 579,2 кГц;
  • заявлен DSD x1024.

DXD

Существует некий промежуточный формат между PCM и DSD под названием DXD — Digital eXtreme Definition. Это, по сути, PCM высокого разрешения — 352,8 кГц или 384 кГц с разрядностью квантования 24 или 32 бита. Он применяется в студиях для обработки и последующего сведения материалов.

Но такой подход ущербен: во-первых, он не позволяет задействовать все преимущества DSD, во-вторых, размер файлов получается больше, чем в DSD. На текущий момент флагманские ЦАП на входе I2S принимают поток данных PCM с частотой дискретизации до 768 кГц и разрядностью до 32 бит. Страшно даже считать, какой объем на жестком диске будет занимать один альбом в таком разрешении.

DSD практически отделился от SACD. Теперь формат DSD чаще можно встретить упакованным в файлы с расширением DSF и DFF. Выпущено множество проигрывателей с возможностью записи в DSF и DFF, любители хорошего звука все чаще и чаще оцифровывают виниловые пластинки именно в формате DSD. А вот на звукозаписывающих студиях никто не хочет вкладываться в малопопулярные форматы, так что там продолжают клепать звук на минималках: 44,1 × 16.

Коммутация DSD и передача данных

Для передачи цифрового потока в DSD используется трехконтактная схема подключения:

  1. DSD Clock Pin (DCLK) — синхронизация;
  2. DSD Lch Data Input Pin (DSDL) — данные левого канала;
  3. DSD Rch Data Input Pin (DSDR) — данные правого канала.

В отличие от I2S, передача данных DSD предельно упрощена. DCLK задает тактовую частоту битовой синхронизации, а по контактам DSDL и DSDR последовательно передаются сами данные левого и правого канала соответственно. Никаких ухищрений тут нет, запись и воспроизведение в DSD делается побитно. Такой подход дает максимальное приближение к аналоговому сигналу, а за счет высокой частоты уменьшаются шумы квантования и на порядок повышается точность воспроизведения.

Продолжение доступно только участникам

Материалы из последних выпусков становятся доступны по отдельности только через два месяца после публикации. Чтобы продолжить чтение, необходимо стать участником сообщества «Xakep.ru».

Realtek ALC889A
Актуальный драйвер для звуковой карты Realtek ALC889A, скачать можно тут на okdriver.ru, а еще почитать новые обзоры компьютерного железа.
Краткое описание звуковой карты Realtek ALC889A:
Realtek ALC889A, представляет из себя звуковую карту интегрируемую в материнскую плату. Имеет среднестатистические технические данные, благодаря чему ее качество устроит многих пользователей, или потенциальных покупателей.
Translation in English:
Realtek ALC889A, is a sound card integrated into the motherboard. Has the average technical data, making its quality will suit many users, or potential buyers.
Файлы доступные для скачивания:
Версия: 3.9
Имя файлов:
Realtek_.rar
Размер файла: 29.17 MB
Дата выхода драйвера: 07.03.2014
Операционные системы, которые поддерживают драйвера: Windows XP 32-bit, Windows XP 64-bit, Windows Vista 32 bit, Windows Vista 64 bit, Windows 7 32 bit, Windows 7 64 bit, Windows 8 32 bit, Windows 8 64 bit, Windows 8.1 32 bit, Windows 8.1 64 bit.
Ссылки для скачивания драйверов звуковой карты Realtek ALC889A:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *