На дорогах России с юридической точки зрения достаточно много различных видов транспортных средств для разделения их по требуемым категориям водительского удостоверения или вовсе для возможности езды без права управления. Наиболее распространённые из них автомобили легковые и грузовые, мотоциклы различных параметров, скутеры, квадроциклы, мопеды, тракторы и даже мотоблоки. Для каких из них по состоянию на 2020 год нужно водительское удостоверение и какая конкретно категория требуется, а на чём можно ездить вообще без прав, давайте разбираться!
Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:
- Конституция России даёт гражданам право на свободное передвижение,
- но Федеральный закон О безопасности дорожного движения предписывает, что участники дорожного движения могут свободно передвигаться на основании установленных правил, а реализация своих прав граждан не должна ущемлять права других людей,
- а вот пункт 2.1.1 ПДД РФ говорит о том, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотруднику ГИБДД водительские права в числе прочих документов при управлении транспортными средствами.
Таким образом, мы можем ездить на любых транспортных средствах при наличии права ездить на них. Если для этого требуется проходить специальное обучение, то такое право называется специальным – правом управления, и оно подтверждается водительским удостоверением.
Теперь давайте по порядку рассмотрим все виды транспортных средств, на которых можно ездить без такого специального права.
Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2020 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.
Об этом же говорят ПДД:
К пешеходам приравниваются лица … использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Ключевое слово здесь – «аналогичные». То есть то, что не имеет двигателя, приводится в движение мышцами человека, и не способно причинить серьёзный вред при столкновении.
На велосипеде также можно ездить без прав. Хотя, попытки ввести водительское для велосипедистов были неоднократно и даже выдавать для них госномера и регистрировать в ГИБДД, таковые на 2020 год не увенчались успехом… к счастью или сожалению.
Хотя, такие устройства уже имеют в себе мотор, их всё ещё на практике не нужно регистрировать, нет обязанности ездить на них только по проезжей части, а для управления ими не нужны права.
Впрочем, с юридической точки зрения их владельцы пешеходами уже не являются (хотя, в ГИБДД официально их считают именно пешеходами), а становятся водителями электромобиля. Более подробно эти средства передвижения мы рассмотрели в отдельной статье.
На мотоблок также не нужны права, несмотря на наличие у того двигателя и даже порой достаточно мощного, чтобы составить конкуренцию (исключительно по мощности) мотоциклам и скутерам.
Но не нужны, не потому что их наездники – пешеходы. Формально мотоблок не предназначен для езды по дорогам общего пользования, многие из них не предназначены, чтобы классически на них ездить, а только вести перед собой, а по паспорту они не являются транспортными средствами, у них, очевидно, нет даже ПТС.
Но если Вы выедете на мотоблоке на дорогу – даже просёлочную деревенскую или полевую, то на практике проблемы в виде штрафа и даже эвакуации мотоблока на штрафстоянку Вас могут вполне ожидать.
На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2020 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.
Но на практике Вы всё равно попадётесь на солидный штраф (о размере штрафа ниже) за езду на питбайке даже с правом управления транспортными средствами. Дело в том, что инспекторы ДПС всё равно незаконно штрафуют водителей, а питбайки забирают на штрафстоянку. Почему незаконно? Потому что даже Верховный суд вынес решение о неправомерности такого. Поэтому такой штраф на основании указанного решения можно и нужно обжаловать.
- В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.
Задать вопрос
Теперь рассмотрим распространённые транспортные средства, для управления которыми Вам потребуется специальное право. Очевидно, автомобили рассматривать не будем – для них всегда права были нужны и спорных моментов тут быть не может.
Для управления мотоциклами нужны права категории A или подкатегории A1:
- «A» потребуется, если Вы едете на мотоцикле с рабочим объёмом более 125 кубиков,
- «A1» для мотоциклов с объёмом мотора менее 125, но более или равно 50.
Обратите внимание, что по тексту ПДД с такими же техническими характеристиками подпадают трёх- и более колёсные мотоциклы, разного рода трициклы с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением, и если их масса не более 400 кг.
Вопреки всё редеющим среди скутеролюбителей мнениям, на эти транспортные средства нужны права. Причём, абсолютно любой категории:
- «M» – это специальная категория прав для возможности ездить на скутерах и мопедах, её можно получить с 16 лет,
- «A1» – с этой категорией можно управлять с 17 лет,
- все остальные категории прав дают возможность ездить на этом транспорте с 18 лет.
К скутерам и мопедам относят двухколёсные транспортные средства с рабочим объёмом двигателя до 50 кубов (до 49,9 кубиков, при 50 ездить уже нельзя) и с максимальной скоростью до 50 км/ч.
А вот на квадроциклы и им подобные средства, предназначенные, аналогично питбайкам для езды по бездорожью, нужны вовсе тракторные категории водительских прав. Это очень спорный момент, но практика правоприменения 2020 года говорит о том, что если Вас поймают как дороге, так и на грунте, то оштрафуют за отсутствие права управления.
Поэтому, если Вы задаётесь вопросом «Могу ли я ездить без прав на квадроциклах», то ответ – нет, не можете.
Да вообще везде! Но только при одно важном условии – Вы имеете статус обучаемого вождению. А водитель в этом случае – обучающий Вас, и именно он несёт ответственность за Ваши нарушения ПДД.
А вот по существу вопроса ездить без прав нельзя нигде, если для данного транспортного средства предусмотрено специальное право после успешной сдачи экзаменов.
Неправда. Вопреки распространённому мнению о том, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования, а на просёлочных и грунтовых – нет, права Вам потребуются везде, хотя и есть различные мнения по этому поводу, обосновавшиеся на 2 противоположных полюсах.
На одном полюсе находятся люди, верующие в то, что ПДД действуют абсолютно везде. И в подтверждение этому приводят цитату из действующих ПДД:
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Но на другом полюсе любители внедорожной езды, которые читают определения дорожного движения и дороги:
дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Как видим, оба мнения имеют право на существование. А против второго лагеря оправдывающих езду по полям без прав, выступает тот факт, что дорога – это всё же используемая для передвижения полоса земли. А раз мы по ней в данном случае едем – значит, используем… Значит, дорога… Значит, мы участвуем в процессе дорожного движения, и от нас требуется выполнение ПДД.
Здесь та же аналогия, что и с возможностью управления без прав по полю. Автодром – это закрытая территория. На ней могут устанавливаться другие правила движения. Но противоречить ПДД они не могут.
Кроме того, по сути вышеприведённых определений дорожного движения и дороги автодром не является исключением из дорог и дорожного движения.
Итак, последний рассматриваемый нами вопрос – это штраф за нарушения по отсутствию права управления вовсе или определённой категории (при отсутствии категории у Вас нет права управления данным транспортным средством, поэтому штраф тот же).
Он составляет вилку сумм от 5 до 15 тысяч рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Этот штраф накладывается, в случаях езды:
- на скутере без любой категории прав,
- на мотоцикле без открытой категории «А»,
- на квадроцикле без тракторных прав,
- на машине без категории «Б»,
- во всех других случаях, когда для управления данным транспортом Вам нужна соответствующая категория, а в правах её у Вас нет.
С развитием технического прогресса постоянно появляются новые модели транспортных средств. Случаются и такие, управлять которыми можно, не имея водительского удостоверения. И их список достаточно велик.
Содержание
Кто такие EVEtrike?
Всего лишь магазин на AliExpress? При подробном исследовании можно найти одноименный сайт на китайском и несколько групп в социальных сетях.
Немного. А вот если сходить в китайский «чебурнет» под названием Weibo, окажется, что EVEtrike — серийный производитель разнообразных электротележек и сопутствующего оборудования.
ВАЖНО: EVEtrike — серийное предприятие по выпуску самых разнообразных видов электротранспорта. Причем все сопутствующие агрегаты компания выпускает самостоятельно.
Поэтому у них можно купить даже маленькие электромоторы или сменные запчасти для электробайков. Но все же, главное у EVEtrike вовсе не это.
Серийные электробусы, электрорикши, электромотороллеры и компактные городские электрокары. Вот что такое EVEtrike.
Сборка производится на конвейере, однако представители указывают на возможность модификаций моторной части, салона или основной конструкции даже при одиночном заказе. Лишь бы основные узлы оставались собственными.
А выбор очень большой.
Главная модель: места и колеса на выбор
EVEtrike Etrike — одна из наиболее популярных моделей производителя. Внешне она напоминает что-то вроде Daewoo Matiz или увеличенную четырехдверную «Оку».
Полная снаряженная масса Etrike составляет 480 килограмм при максимальной полезной массе в 300 килограмм. Аккумулятор в расчет не идет. Маловато, конечно, особенно для крупных европеоидов (а мне норм, вся семья уместится + недельные покупки).
Столь небольшая собственная масса обеспечивается полным отсутствием салонной роскоши. Минимализм в чистом виде: суровые пластиковые панели, отсутствие подушек безопасности, отсутствие серьезных силовых элементов.
Приборов минимум, удобств вроде кондиционера или магнитолы нет, хотя электроподъемники и ремни на месте. Но производитель может дооснастить машину даже холодильником (за счет снижения дальности хода).
Кузов сертифицирован в своем классе и для своих характеристик. Четыре обязательных двери сопровождаются трехколесной базой и очень агрессивным капотом.
А вот передний привод у микролитражек редкость, да ещё несимметричный: задняя пара использует обычные 13-дюймовые диски. Переднее мотор-колесо использует 12-дюймовый формат и расположено в усиленном закрытом кожухе.
Колесная база составляет 1850 миллиметров при общей длине автомобиля 2,5 метра и ширине в полтора.
Для четырех возможных человек внутри маловато, но Etrike может иметь 1 переднее сиденье и пару задних или 1 переднее и лавку для груза за спиной.
Двигатель, динамика, дальность
В качестве движителя используется уже упомянутое компактное мотор-колесо с электромотором на 3 кВт (три киловатта прописью). Со стандартной батареей на 80 Ач этого достаточно на 80 километров пути со скоростью 50 километров в час.
При необходимости батарею можно сменить. EVEtrike предлагает 3 основных варианта:
- слаботочная 48 В/5 кВт
- стандартная 60 В/3 кВт
- усиленная 72 В/5 кВт
Первая снизит скорость, но увеличит дальность и проходимость, вторая улучшит динамику и будет расходоваться быстрее.
Выглядит довольно смешно. Тем не менее, этого вполне может хватать на путь из дома на работу и обратно. То есть от розетки до розетки.
Таможня, права и другие юридические вопросы
В Китае подобный транспорт активно используется в городских условиях. По местным законам Etrike является электрическим мотороллером и не требует прав для вождения ввиду своих характеристик.
В данном случае учитывается как скорость передвижения, так и мощность мотора.
В России аналогичные транспортные средства согласно ч. 1 ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ приравнены к мопедам и требуют права категории «М». Их можно получить с 16 лет, сдав соответствующий экзамен в ГАИ. Очень простой и быстрый.
Согласно постановлению постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 мопедом признается 2- или 3-колесный механический транспорт со скоростью до 50 км/ч. Известно, что мопеды оснащаются мотором с рабочим объемом до 50 куб. см. Также возможно присутствие электродвигателя мощностью от 0,25 до 4 кВт.
Впрочем, специальные права для этого «автомобиля» не нужны: в соответствии с тем же законом подойдет любая имеющаяся категория автомобильных/мотоциклетных прав.
Однако, под этот закон попадают и другие транспортные средства с соответствующей мощностью мотора: электросамокаты, гироскутеры и многие другие. Как всем нам известно, права на них на данный момент не требуют. Хотя должны при соответствующей мощности двигателя.
Кроме того, не совсем понятная схема ввоза Etrike: EVEtrike оформляет их как мопеды, электрические гольф-тележки и «самодвижущиеся сельскохозяйственные тележкой».
Для двух последних права не нужны, и таможенные пошлины платить не придется, но остаются вопросы по передвижению на дорогах общего пользования — как минимум на трассу заезжать скорее всего нельзя.
Сколько стоит машина и доставка?
Официальная стоимость базового варианта EVEtrike Etrike составляет около 225 тыс. рублей. Как старая «Калина», уже упомянутый «Матиз» или мотоцикл посвежее.
С доставкой курьез: AliExpress предлагает воспользоваться EMS, чьи услуги обойдутся в 430 тысяч.
Представители EVEtrike предлагают сделать заказ напрямую, минуя платформу Ali. Тогда доставка будет лежать в их зоне ответственности и обойдется всего в 10-40 тысяч, в зависимости от местоположения заказчика.
Да, все верно — просто привезут фурой прямо из Китая, как какой-нибудь телевизор.
P.S. Шикарный вариант мотаться по городу и на работу, как вам кажется?
(83 голосов, общий 4.67 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Идеальный транспорт в городе.
Так случилось, что вы проживаете в Китае 🙂 Живёте, как все обычные иностранцы: пользуетесь такси, метро и автобусом, но в один прекрасный момент вам это стало немного надоедать. В России вы водили автомобиль и теперь задумайтесь о том, как это возможно и в Китае. Итак, как получить права или водительское удостоверение в Китае? Об этом и пойдет речь в этом посте.
1. Получение справки в консульстве
2. Перевод документов
3. Регистрация в полиции + фото
4. В китайском «ГАИ»
Если у вас уже имеется водительское удостоверение международного образца, то получить китайские документы совсем не трудно. Представляю некую инструкцию или порядок действий, как получить китайское водительское удостоверение.
Лайфхак, как получить права на мотоцикл в Китае, написал в этом посте. Будет полезно сделать сразу две категории.
Получение справки в консульстве
Пункт первый: вам нужно получить справку в консульстве о том, что ваш заграничный паспорт и водительские права на одного и того же человека. (Стоимость 100 RMB)
Перевод документов
Пункт второй: вам нужно перевести ваш заграничный паспорт, ваше международное водительское удостоверение на китайский язык. Это делают разные переводческие агентства и берут в среднем около 100 юаней. Даже для иностранца в китайском удостоверении, как не странно, должно быть китайское имя. Можно посоветоваться заранее с китайскими друзьями, они с радостью помогут подобрать доброе и со смыслом имя! Меня, например, зовут XiaoMing 小明. Цена перевода — примерно (100 RMB)
Регистрация в полиции + фото
Пункт третий: в полиции нужно взять три копии вашей регистрации по месту жительства с ваших фотографией. (0,0 RMB)
Пункт четвёртый: в фотоагенстве сделать фотографию для водительского удостоверения. При себе нужно иметь свой загранпаспорт. Они сделают фотографию на которой внизу будет написано фамилия, имя, отчество и ваши паспортные данные. (40 RMB)
Пункт пятый: следующий шаг — это больница. Там должны проверить ваше зрение и ваш рост, процедура занимает не больше 7 минут. Сумма — от 8 до 20 RMB
Пункт шестой: когда все эти пункты пройдены нужно идти в местный нотариус и заверить перевод всех этих документов, они это делают в течение четырёх, пяти рабочих дней, потом вам выдают документы с которыми уже нужно идти в китайское «ГАИ».
В китайском «ГАИ»
Пункт в седьмой: приходим в «ГАИ» отдаем документы они говорят когда прийти на экзамен.
Совет: сразу же в этот момент лучше купить книгу: «Сдача экзамена по водительским правам на русском языке». Цена книги около 60 RMB можно купить на Taobao
В книге есть 1100 вопросов, каждый год добавляются от 50 до 100 новых вопросов, если вы недавно сдавали на водительские права в России, то не радуйтесь, эти знания вам не помогут, потому как проблема скрывается в отсутствии логического и правильного перевода. Гугл-переводчик переводил эти вопросы без использования человеческого мозга 🙂
Теперь, когда книга получена — зубрите эти ответы на вопросы, потому что на некоторые задания нельзя ответить логически, нужно просто запомнить правильный ответ.
Когда придете на экзамен в назначенный день обязательно попросите инспектора, чтобы вам дали компьютер с русским языком. Почти в каждом городе Китая можно сдать этот экзамен на китайском, английском, русском или других языках.
На экзамен дается 40 минут и 100 вопросов. При ответе 90 правильных, считается успешная сдача! Если у вас не получилось с первой попытки, то бесплатно можно попробовать это сделать второй раз. Если со второго раза не получилось, то нужно записаться на следующий раз, обычно вторая попытка стоит от 30 RMB.
После того когда вы сдадите экзамен, удостоверение делается очень быстро это может занять от двух до трёх дней.
Итог: 320 юаней за китайское водительское удостоверение. Согласитесь, это почти бесплатно 🙂
Добро пожаловать в мир китайского автомобилизма. Посмотрите, как дешево мы арендовали автомобиль в Китае, на человека вышло примерно 20 юаней.
Прислано нашим другом, Феликсом Киселевым
На приграничной с Китаем территории Российской Федерации весьма часто возникают вопросы, связанные с автомобильным туризмом и управлением транспортными средствами гражданами из Китайской Народной Республики в России. Туристическая ассоциация «Мир без границ» обратилась в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю с просьбой разъяснить порядок, регулирующий права гражданина КНР на управление транспортным средством на территории России.
В соответствии с пунктом 15 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечение безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.
В силу пункта 16 статьи 25 Федерального закона иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.
Таким образом, для управления транспортным средством на территории России гражданину Китая необходимы следующие документы:
— национальное водительское удостоверение соответствующей категории с заверенным в установленном порядке переводом;
— регистрационные документы на транспортное средство;
— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортного средства.
При этом гражданину Китая должно быть не менее 16 лет для управления мопедом, не менее 18 лет для управления мотоциклом или легковым автомобилем и не менее 21 года для управления автомобилем, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.