0

Cowon plenue 1

Корейская компания COWON начала заниматься портативной электроникой в 2000 году, и выпустила с тех пор множество удачных и, несомненно, популярных моделей плееров — музыкальных и мультимедийных, крупных и помельче, подороже и подешевле. В общем, накопила огромный опыт в этой сфере. Так что модель 2014-го года PLENUE 1 возникла вовсе не на пустом месте. И всё же для фирмы это нечто принципиально новое. Первый в её практике портативный Hi-Fi проигрыватель, рассчитанный на требовательных к звуку меломанов.

Технические характеристики

Комплектация

Плеер поставляется в матово-чёрной картонной коробке.

В комплекте — само устройство, кабель USB< =>micro-USB, чехол из натуральной кожи, краткое руководство пользователя и гарантийные документы.

Сетевого адаптера нет — предполагается, что зарядка аккумулятора будет производиться от компьютера по USB. Можно также использовать блок питания от любого смартфона на 5 В / 2 А — так сказано в в инструкции. Что несомненно удобно и практично.

Внешний вид

Корпус монолитный, из анодированного алюминия, фронтальная панель почти целиком покрыта стеклом Gorilla Glass 3, олеофобное покрытие отсутствует.

Дизайн строгий, но именно это в совокупности с безупречным качеством исполнения делает внешность плеера «богатой».

Помимо чёрного цвета модель также доступна в серебристом и золотом решении.

В тонких зазорах между кнопкой управления питанием и корпусом видна подсветка, меняющая цвет в зависимости от состояния. Помаргивает голубым при воспроизведении или просто в режиме ожидания, постоянно горит красным при зарядке и зелёным — после её завершения. При желании эту иллюминацию можно отключить в системных настройках.

На одной из боковых граней сосредоточены органы управления: качелька громкости, кнопка запуска и остановки воспроизведения, и ещё одна качелька — для перемещения по трекам или временным отрезкам (шагами по 2/3/4/5/10/20/30 секунд — значение задаётся в настройках).

На нижней грани — разъём 3,5 мм, на который выведены и аналоговый, и цифровой оптический выходы. Рядом под пластиковой заглушкой — micro-USB для зарядки и загрузки контента, а также слот для карт micro-SD с поддержкой носителей с ёмкостью до 128 ГБ.

Конструкция

О внутреннем устройстве плеера известно немного, но достаточно, чтобы преисполниться к нему уважения. Цифро-аналоговый конвертор — на чипе Burr-Brown PCM1792A. Он используется, к примеру, в ЦАПе Aestetix Pandora USB DAC стоимостью свыше $ 8100. Ну, и в популярной звуковой карте ASUS Essence ST/STX тоже. Впрочем, отнюдь не один чип определяет звучание аппаратуры — важна также его «обвязка» (интерфейсы ввода/вывода, аналоговый тракт, питание и т.д.) и даже разводка платы. Благодаря использованию термостабилизированного кварцевого генератора (TCXO) создателям плеера удалось снизить джиттер (искажение формы цифрового сигнала) до чрезвычайно низкого значения в 1 пс, а это очень важно для точного преобразования цифры в аналог. Регулировка громкости осуществляется в аналоговом тракте (для звука это лучше, чем цифровые манипуляции), но — с цифровым управлением на 140 ступеней, что позволило сделать изменение уровня очень плавным (для сравнения: у смартфонов — 15-30 ступеней). Правда, за это приходится расплачиваться задумчивой работой — требуется много раз давить на кнопку. Гибридные системы, где цифровой регулятор управляется обычной «крутилкой» (как, например, у плееров iRiver Astell&Kern), более удобны, правда, и себестоимость у них обычно выше.

О конструкции аналогового усилительного тракта фирменная документация умалчивает, указывается лишь крайне малый уровень нелинейных искажений (не более 0,0006%). Это и в самом деле очень выигрышный показатель, однако судить по нему о реальном качестве звука не стоит, поскольку важно, за счёт каких схемотехнических решений это значение было достигнуто.

Компьютерная часть устройства построена на двухъядерном процессоре Cortex A9 1,2 ГГц, и этого с лихвой хватает не только для декодирования «тяжёлых» музыкальных файлов и для быстроты графического интерфейса, но и для ресурсоёмких цифровых обработок, объединённых в систему JetEffect 7. В его составе: 54 готовых пресета, включая четыре пользовательских, 10-полосный графический эквалайзер, спецэффекты (восемь вариантов Chorus и девять — реверберации), а также комплекс BBE+ от компании BBE Sound Ltd. В его составе — весьма любопытные по воздействию на звук обработки ViVA (2 варианта), Mach3Bass, MP и BBE Headphone (3 варианта). Всё эти «улучшайзеры» работают исключительно в цифровом тракте — до передачи на ЦАП и перед выводом на оптический выход, — а потому действуют и при цифровом подключении к внешним преобразователям.

Интерфейс

Операционная система создана Cowon на основе Linux. Работает гладко, быстро и устойчиво. Каких-либо проблем, вроде тех, что отмечались у предыдущих моделей семейства PLENUE с ОС Android, не наблюдается.

Экрана 3,7 ’’ с разрешением 480х800 вполне достаточно для сенсорного управления и отображения обложек. Размеры графических элементов оптимизированы под эти параметры.

В самом верху экрана расположена полоска статус-бара, показывающая порядок воспроизведения и состояние плеера, а также тип наушников — иконка с изображением вкладышей или полноразмерных головных телефонов. В первом случае уровень громкости изначально устанавливается на отметку 50, во втором — увеличивается. Переключение — в меню настроек. Также в статус-баре отображается уровень громкости и индикатор разряда батареи.

При воспроизведении в левом нижнем углу обложки показывается время в секундах, а слева направо по картинке идёт полоса заливки — показывает, какая часть трека уже прошла. Ниже расположен обычный «градусник» (то есть progress bar), так что эта «фишка» оказывается лишней, и её можно безболезненно отключить в панели настроек (выпадает при нажатии на иконку с шестерёнками в левом верхнем углу).

В нижней части дисплея расположены индикаторы уровня — стрелочные, или в виде полосок. Их тоже можно выключить — тогда обложка диска будет отображаться полностью, иначе на неё накладывается поле с переключателями порядка воспроизведения. Дизайн индикаторов меняется вместе со сменой темы оформления (в актуальной на момент тестирования прошивке их всего пять).

Если повернуть плеер в ландшафтную ориентацию, интерфейс становится другим — отображается лента с обложками альбомов, что позволяет быстро сменить пластинку. Сделать это можно и через кнопку меню в верхнем левом углу. Навигация по контенту и его сортировка реализованы в плеере логично и доходчиво, и приспособиться к ним можно, даже не заглядывая в руководство пользователя.

Возможна блокировка — либо одного экрана, либо экрана и кнопок — выбирается в меню настроек. Активизируется или отключается коротким нажатием клавиши питания.

Возможности настройки чрезвычайно развитые. Все описывать не будем, отметим лишь одну — переключение режима цифрового фильтра у ЦАПа. В русскоязычном интерфейсе этот пункт обозначен как «DAC фильтр — медленно / быстро». Речь идёт о выборе характеристики фильтра — с крутым или плавным спадом. В первом случае звук получается более ярким, но резким и утомительным, во втором — мягким и комфортным. Впрочем, есть люди, которым больше нравится первый вариант. Во многих даже очень дорогих ЦАПах отсутствует возможность такого выбора, так что спасибо разработчикам COWON, что они нам её предоставили.

Звук

В программе прослушивания — музыка разных жанров: рок (Deep Purple, Led Zeppelin, AC/DC), оркестровая и камерная классика (с демонстрационного диска McIntosh Spectacular Reference), вокальный джаз (Melody Gardot), блюз (Beth Hurt, Joe Bonamassa), фьюжн (Bill Frisell, Esbjorn Svensson Trio). Форматы — FLAC (от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 192 кГц) и DSD64/128. Разница между материалом в стандартном и высоком разрешении на слух заметна только при последовательном сравнении — это говорит о высоком качестве цифро-аналогового преобразования. Наиболее явные преимущества Hi-Res-материала перед CD Audio проявляются, как ни странно, у бюджетных конверторов — не потому, что файлы в высоком разрешении воспроизводятся ими лучше, а потому, что стандартные — хуже.

Наушники — двух типов: полуоткрытые Fostex TH-5BB (44 Ома / 96 дБ) и закрытые Audio-Technica ATH-MSR7 (35 Ом / 100 дБ) — обе модели динамические. Разница в акустическом оформлении предопределяет значительные отличия в их звучании, сказывается и принадлежность к разным ценовым категориям. Fostex TH-5BB можно было купить в России на момент тестирования за 2500-3 000 руб. Audio-Technica ATH-MSR7 в России ещё не продавались, но на eBay их можно было купить по цене от 16 до 21 тысячи рублей.

Удивительно, но Fostex TH-5BB вполне приемлемо звучат в паре с PLENUE 1, причём даже без каких-либо обработок. Однако их бюджетность всё же проявляется в сглаженной динамике и подёрнутых дымкой высоких частотах, что не мешает им подчёркивать искажения и шум магнитной ленты на старых записях (например, у Led Zeppelin).

В паре со смартфоном Samsung Galaxy S4 характер звучания TH-5BB в целом сохраняется, только их недостатки проявляются ещё больше — верха становятся ещё более ватными, динамика — совсем вялой. Так что для дорогого аппарата эти наушники — явный мезальянс.

Наушники Audio-Technica оказались отличным партнёром для PLENUE 1: некоторый дефицит басов, свойственный закрытым моделям, легко исправить.

Высокие частоты хороши изначально, так что значительной коррекции им не требуется. На мой вкус, лучшим пресетом оказался BBE Headphone 3. Звук получился прозрачным, быстрым, динамичным и энергичным. Субъективно воспринимаемый частотный баланс близок к идеалу, середина — реалистична и гармонически точна, вокал — живой и выразительный.

К качеству звука я очень требователен (если не сказать — придирчив), но тандем из наушников ATH-MSR7 и плеера PLENUE 1 вызвал исключительно положительные эмоции.

Автономная работа

Литий-полимерный аккумулятор на 3 000 мАч — не так уж мало для устройства без модуля радиосвязи и адаптеров Wi-Fi и Bluetooth, а также с небольшим экраном, который большую часть времени может быть выключен. Производитель заявляет время автономной работы приблизительно в 8,5 часов, правда, не сообщает, при каких условиях было получено это значение. А ведь реальный ресурс батареи зависит от очень многих факторов: от импеданса и чувствительности наушников, громкости, характера музыкального материала и продолжительности перерывов между прослушиваниями. В самом жёстком варианте использования — с непрерывным воспроизведением тяжёлого рока на комфортной громкости в наушниках Audio-Technica индикатор заряда превратился в красный контур через шесть часов. Ещё минут через 25 заметно снизилась громкость, ухудшилась динамика и начались периодические «спотыкания», как на заезженной грампластинке — на этом издевательства над истощённой батареей были прекращены.

После отключения от зарядки аппарат обновляет индексы и выключается. Поел и — спать.

Итоги

Отправляясь в дорогу с этим плеером, необходимо одеться, как подобает истинному джентльмену. Иначе могут подумать, что вы эту стильную и явно дорогую вещь украли. Увы, но желание слушать музыку в высоком качестве часто не совпадает с финансовыми возможностями. Возможно, найдутся тонкие ценители музыки, которые согласятся питаться объедками и ходить в лохмотьях, лишь бы купить этот замечательный во всех отношениях аппарат. Будем надеяться, что COWON снизойдёт до бедных стран со скользящей валютой и выпустит что-нибудь подешевле — в корпусе из пластика, с чехлом из клеёнки, но столь же хорошо звучащее, как пленительный PLENUE 1. Если, конечно, разрешат маркетологи.

Плюсы:

  • реально высокое качество воспроизведения;
  • поддержка Hi-Res файлов, включая DSD;
  • возможность адаптировать звучание практически под любые наушники;
  • элегантный дизайн, качественное исполнение, удобный графический интерфейс.

Минусы:

  • нельзя заряжать плеер одновременно с прослушиванием музыки.

Автор текста: Василий Зуев

Сайт производителя 68790руб.Рекомендованная цена
на момент публикации

Начало: Выбираем лучший ЦАП: однобитники и мультибитники (часть 1)

Театр начинается с вешалки?

Театр, может быть, начинается и с вешалки, а конвертер точно начинается с коммутации. У вас с ней как вообще? Если круче CD-транспорта в качестве источника не предвидится, то выбор предопределен. В любом ЦАПе по умолчанию стоят и оптика, и коаксиальный входы, так что вам остается только определиться, где лучше будет звучать ваша фонограмма. Как правило, все выбирают коаксиал, но иногда полная гальваническая развязка оптической связи оказывается полезнее. Но как быть, если вы нацелились на хайрезы?

Что TosLink, что S/PDIF даже по балансному разъему XLR все равно не в состоянии передать РСМ аудиосигнал свыше 24 бит/192 кГц. Существует еще протокол I2S, но пока он встречается довольно редко. Поэтому если вы интересуетесь еще более высокими материями, включая формат DSD, то следует надеяться на USB-интерфейс. Вот через него научились проталкивать 32 бит/768 кГц и DSD512. И здесь получается любопытный анекдот, как в той истории про часовой магазин, где непонятно, который все-таки час и лишь одни поломанные дважды в сутки правильное время показывают. В отличие от более-менее предсказуемых старых вариантов, широта и качество реализации USB-входа оказываются несколько гадательными.

Примерно так выглядит полный набор цифровых входов у серьезного ЦАП. Здесь приведено схематическое изображение модели Mytek Manhattan, у которой помимо стандартного набора присутствуют разъемы для внешнего сигнала синхронизации и Firewire

Прошло более десяти лет со времени первых конвертеров, оснащенных USB-входами, а ведь до сих пор некоторые производители, как ни в чем ни бывало, ставят чип на базе старенького Burr-Brown 2704, который не может работать выше 16 бит / 48 кГц!

Но вообще ответственные разработчики обычно стараются использовать USB-приёмники от компании XMOS, которой тоже, кстати, едва исполнилось десять лет. Сила микроконтроллеров XMOS, как это ни похабно звучит, именно в ядрах, которых так много, что под конкретную задачу можно настроить много чего — и число каналов, и асинхронную передачу, и аудио самого высшего полета. Если вы не уверены в добросовестном USB-входе своего ЦАПа, приобретайте USB-S/PDIF конвертеры, которые, как правило, уже заточены строго под эту задачу.

xCORE-AUDIO Hi-Res 2 — платформа с полной поддержкой аудио 32 бит / 384 кГц и DSD 5,6 Мгц

Итак, перечислим основных производителей цифроаналоговых чипов, которые используются в современных конвертерах. Многие слухачи с опытом утверждают, что именно эти «сердечки» задают темп и тембр вашему ЦАПу.

Texas Instruments /Burr-Brown

Долгожитель рынка, взявший под своего крыло другого долгожителя. Если попытаться суммировать общее впечатление по отзывам на чипы Burr-Brown, то получится крепкий, но не «середнячок». Скажем так, ЦАПы BB – это своего рода, отправная точка, относительно которой конкуренты звучат либо «теплее», либо «холоднее».

Цена из партии в 1000 шт.: 7,21$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.

Его можно встретить как в бюджетных (Asus Xonar, Pro-Ject), так и в High-End решениях (Aesthetics, Antelope, Bel Canto, Cary Audio). Опять дурят честной народ – скажете вы? Не совсем так. Во втором случае, внутренний цифровой фильтр PCM1792А отключен и сам он трудится в паре с внешним DSP процессором. Его наличие, кстати, и определяет породу источника.

Спецификация поддерживает поток DSD, а версия DSD1792 умеет преобразовывать его в аналоговый сигнал напрямую, минуя PCM.

CD-проигрыватель Atoll CD200SE2, внутри стоит чип PCM1792A

Цена из партии в 1000 шт.: 2,29$. Динамический диапазон 113 дБ, коэффициент искажений 0,001%.

Не очень часто встречается среди аудиокомпонентов (Burson, Simadio Moon), зато любим нонеймами и самодельщиками за низкую цену и простоту настройки. Присутствует и версия DSD1793.

Плата ЦАПа Burr Brown PCM1793 DAC на базе одноименного чипа

Цена из партии в 1000 шт.: 7,08$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.

Еще один умеренно популярный чип, возможно из-за цены, хотя характеристики его хороши. В номенклатуре также имеется и версия DSD1794.

Цена из партии в 1000 шт.: 2,9$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.

Возможно, все дело именно в этом чипе, поскольку немного уступая по характеристикам PCM1794a, он дешевле и имеет красивое разрешение 32 бита. PCM1795 любят в T+A, M2TECH, TEAC, Onkyo, Denon и многих других хай-файных конторах.

В SACD-проигрывателе T+A PDP 3000 HV за преобразование цифры в аналог отвечает чип PCM1795

Цена из партии в 1000 шт.: 2,78$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.

Схожий с 1795 чип вплоть до распиновки, но уже с размерностью 24 бит. Встретить можно где угодно – и в Accuphase, и у Pro-Ject.

Небольшой бюджетный CD-проигрыватель Pro-Ject CD Box DS, работает на чипе PCM1796

Цена из партии в 1000 шт.: 3,31$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.

Этот чип любят самодельщики и не обходят вниманием авторитетные производители – PS Audio, Roksan, Simaudio Moon. Если что, PCM1798 также поддерживает DSD-поток.

PCM5102A, PCM5122

Цена из партии в 1000 шт.: 2,1/2,95$. Динамический диапазон 112 дБ, коэффициент искажений – 93 дБ.

Данная серия стоит особняком и тоже имеет красивую цифру 32 бит и дискретность 384 кГц. Это уже самостоятельные устройства с возможностью автономного питания в цепи асинхронного USB, не слишком требовательные к дополнительной обвязке. Портативные ЦАПы вроде Meridian Explorer или Arcam rPAC – вот это оно самое.

Портативный ЦАП Arcam rPAC с асинхронным USB-входом и чипом PCM5102

Cirrus Logic

Еще один динозавр, который по дороге съел малыша Wolfson Microelectronics. Таким образом, все их разработки теперь продаются под одной вывеской, но с разными этикетками.

Цена из партии в 1000 шт.: 3,29$. Динамический диапазон 117 дБ, коэффициент искажений – 104 дБ.

Когда-то очень популярный чип у компонентов Cambridge и Rega, а теперь его ставят даже в портативные плееры iBasso.

ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus. Внутри стоит чип Cirrus Logic WM8740

Цена из партии: 8-11$. Динамический диапазон 125 дБ, коэффициент искажений – 100 дБ.

Аналогичный по распиновке с WM8740, но уже совместимый с DSD и позволяет принимать 32-битовые данные, при этом работая на стандартных 24-х. Arcam, PS Audio и Linn использовали его в своих компонентах.

Цена из партии: 6,3-10$. Динамический диапазон 121 дБ, коэффициент искажений – 100 дБ.

Чуть уступающий по цене и характеристикам старшему WM8741, но с аналогичной функциональной нагрузкой. Любим все теми же Rega, Onkyo и Cambridge.

ЦАП Rega DAC-R с чипом Cirrus Logic WM8742

Цена из партии: 6,5-11$. Динамический диапазон 120 дБ, коэффициент искажений – 107 дБ.

Флагманский процессор в линейке CS, работает с DSD-потоком. Этим камушком были оснащены масса авторитетных CD- и прочих источников Marantz и др.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *