0

Panasonic a500

Почти год назад мы познакомились с первой видеокамерой, имеющей этот оригинальный формфактор — Panasonic HX-A100. Не станем сейчас фантазировать на тему применения такого дизайна, ведь если продажи состоялись (в чем нет никакого сомнения), значит, и конструкция аппарата кому-то пришлась впору. Следующая версия этой камеры, которую мы изучим в данном обзоре, носит имя HX-A500 — то есть, получается, разработчики «перепрыгнули» индексы 200, 300 и 400, перейдя от 100 сразу к 500. На вопрос, почему так было сделано, мы вряд ли сумеем дать ответ. Зато попробуем осветить другие, более важные аспекты: режимы и качество записи, особенности эксплуатации.

  • Конструкция, технические характеристики
  • Видео/фотосъемка
  • Программное обеспечение
  • Сравнительное тестирование
  • Выводы

Конструкция, технические характеристики

Устройство камеры в новой ее версии осталось прежним: основной блок записи и управления с интерфейсами, к которому присоединен выносной оптический блок. Армированный кабель, сопрягающий обе части, имеет прежнюю длину 70 сантиметров; основной и оптический блоки так же, как и в прежней версии камеры, нельзя отделить друг от друга. Оба этих блока одинаково защищены от воды и пыли.

Основной блок может крепиться с помощью специального кармана с ремнями на плечо или предплечье, также блок можно убрать во внутренний карман куртки или наружный карман рубашки — длина кабеля вполне позволяет это сделать.

Серьезно изменилась конструкция крепления оптического блока. Так, если в предыдущей версии камеры данный оптический блок находился на уровне рта оператора, то теперь он «переехал» выше, заняв положенное место на уровне глаз. Камера теперь держится в креплении более уверенно, случайные повороты вследствие стряхивания почти исключены. Причина проста — уменьшилась длина и количество составных частей, из которых состоит налобное крепление-дужка. Для еще боле серьезной фиксации дужки на голове разработчики предусмотрели съемную резиновую стяжку с изменяющейся степенью натяжения, которая обтягивает лоб. В итоге получилось действительно надежное крепление, подходящее для обычного не-экстремального применения — спокойная ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д. Однако если имеется желание использовать камеру в более суровых условиях (подводное плавание, ныряние, езда на мотоцикле), то придется раскошелиться на дополнительные крепления, имеющиеся в магазине Panasonic. С такими аксессуарами появляется возможность прикрепить камеру хоть к мотоциклетному шлему.

Не имея таких аксессуаров, во время тестирования приходилось выдумывать свои крепления. Например, выяснилось, что оптический блок камеры великолепно удерживается в клипсе, предназначенной для фиксации гофротрубы (имевшие дело с монтажом открытой электропроводки знают, о чем речь). Именно такие клипсы использовались для фиксации оптического блока рассматриваемой камеры на штативах и прочих поверхностях.

Важнейшее отличие новой версии камеры от предыдущей HX-A100 — наличие дисплея в блоке управления.

Диагональ этого цветного дисплея составляет полтора дюйма, с его помощью удобно не только контролировать процесс съемки, но и производить настройки в служебном меню.

Для навигации по меню на корпусе камеры присутствует пятипозиционная кнопка-джойстик. Эта кнопка также выполняет несколько других функций, пиктограммы которых нанесены по кругу. Включение/выключение камеры производится отдельной кнопкой; ещё одна кнопка предназначена для запуска/остановки видеозаписи либо создания фотоснимка, если камера переведена в режим фотоаппарата.

Под откидывающейся герметичной крышкой расположены следующие интерфейсы и органы управления:

  • порт Micro-USB 2.0
  • слот карты памяти microSD/HC
  • кнопка Reset для сброса параметров камеры

Встроенный в камеру аккумулятор емкостью 1450 мА·ч позволяет вести непрерывную видеозапись в течение 135 минут в режиме 1920×1080 50p. Великолепный результат, надо заметить.

В выносном оптическом блоке прячется объектив с фиксированным фокусным расстоянием 3,4 мм и значением диафрагмы F2,8. На одном из боков блока имеется решетка, под которой расположен встроенный микрофон. Объектив защищен двумя небольшими выступами-козырьками, предотвращающими контакт стекла объектива с плоскими поверхностями.

Основные технические характеристики видеокамеры приведены в следующей таблице:

фокусн. расст. f=3,4 мм
диап. диафрагм F2,8
макс. угол обзора около 160° по диагонали (режим 1080 25p широкий угол)
мин. расст. фокусировки около 50 см

датчик изображения

BSI CMOS 1/2,3″ 12,76 Мп, эффективных пикс.: 9,03 Мп (видео 16:9)

Габариты, масса
  • корпус: 59,5×94×26,7 мм, 128 г
  • камера: 26,5×68,5 мм, 31 г
Время работы от батареи, входящей в комплект до 135 минут беспрерывной видеозаписи в режиме 1920×1080 50p
Носитель карта памяти micro SD/HC
Форматы видео MP4 (H.264) + звук AAC 2.0

  • 3840×2160 25p до 70 Мбит/с
  • 1920×1080 50p до 26 Мбит/с
  • 1920×1080 25p до 17 Мбит/с
  • 1280×720 50p до 17 Мбит/с
  • 1280×720 25p до 14 Мбит/с
  • 848×480 25p до 14 Мбит/с
Оптический трансфокатор нет
Интерфейсы
  • Micro-USB 2.0
  • Wi-Fi
Прочие характеристики
  • монитор 1,5″ 115 200 точек
  • электронный стабилизатор изображения
  • дистанционное управление по Wi-Fi и функции отправки
  • скоростная видеозапись (1920×1080 50 fps, 1280×720 100 fps, 848×480 200 fps)
  • циклическая запись (режим регистратора, запись идет по кругу в формате 1280×720 25p отрезками по 2 минуты)
  • интервальная фотосъемка (60, 30, 10, 5, 3 с)
  • ночная цветная съемка
  • пылезащита класс IP5X
  • влагозащита класс IPX8 (до 3 м)

Видео/фотосъемка

Наглядно представить разницу в детализации каждого из режимов можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов:

3840×2160 25p
до 70 Мбит/с
1920×1080 50p
до 26 Мбит/с
1920×1080 25p
до 17 Мбит/с
1280×720 50p
до 17 Мбит/с
1280×720 25p
до 14 Мбит/с
848×480 25p
до 14 Мбит/с

Из приведенных примеров приятно взглянуть разве что на один, первый — 3840×2160 25p (хотя и тут видны некоторые артефакты сжатия). Дело в том, что все прочие форматы (1080, 720 и 480) сняты с широким углом обзора. Изменение этого угла доступно только в режимах, начиная с 1920×1080 и ниже. На выбор предоставляется два варианта — широкий угол и стандартный.

Увидеть, насколько изменяется охват при съемке с широким и стандартным углом, можно на следующих GIF-анимациях:

1920×1080 50p 1920×1080 25p
1280×720 50p 1280×720 25p
848×480 25p

Любопытно, не правда ли? Оказывается, угол обзора зависит еще и от выбранного режима записи. Точнее, от частоты кадров. Так, в режиме 1080 50p при съемке на стандартном угле обзора охватывается значительно большая площадь, нежели в режиме 1080 25p. То же утверждение касается и режима 720 50/25p.

Ввиду такого неожиданного поворота необходимо изучить качество видеозаписи, получаемой в разных режимах и на разных углах. Сделаем это опять при помощи уже знакомой сцены.

1920×1080 50p

1920×1080 25p

1280×720 50p

1280×720 25p

848×480 25p

Становится очевидно, что в целях получения наивысшего качества съемку требуется вести только со стандартным углом, причем с высокой частотой кадров. Поскольку результат съемки с широким углом напоминает не очень-то аккуратное программное изменение размера картинки — явственно наблюдаются артефакты скейлинга, выражающиеся в ступенчатости наклонных линий (посмотрите на электрические провода). В то же время, съемка со стандартным углом обзора, но в режимах с низкой частотой кадров, также имеет значительный недостаток в виде «замыливания» картинки (взгляните на листву справа).

Итак, решение получено: если имеется желание получить наивысшее возможное качество, съемку следует вести либо в режиме 3840×2160 25p (высокое разрешение, однако низкая частота кадров), либо в 1920×1080 50p, но со стандартным углом обзора. Только в этих режимах сохраняется достойная четкость — что, собственно, и требуется от любого регистратора.

Перейдем к другим особенностям камеры. В первую очередь изучим поведение стабилизатора — он здесь, разумеется, электронный. Работа стабилизатора возможна только со стандартным углом обзора в режимах с низкой частотой кадров: 1920×1080 25p, 1280×720 25p и 848×480 25p. Попробуем оценить работоспособность этого стабилизатора, а заодно постараемся понять, нужен ли он вообще.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Кстати, это очень хорошо, что мы провели такой тест, ведь по ходу тестирования выяснился ещё один немаловажный факт: работа стабилизатора ещё больше снижает поле обзора! Оно и понятно — стабилизация здесь программная, следовательно, для ее работы требуется немалая вычислительная мощь плюс свободное место на матрице, по которому «гуляет» стабилизированная картинка. Со свободным местом на матрице, думается, особых проблем нет, зато наблюдаются затруднения в части вычислительной способности. Именно поэтому камера до предела снижает количество обрабатываемых пикселей, отсюда и получается узкое поле обзора.

Что касается эффективности стабилизатора — выяснить её оказывается довольно трудно, как раз в силу этой особенности, сужения угла обзора. Впрочем, если изучить съемку, проделанную камерой, закрепленной на голове (в движущемся автомобиле), то некоторый намек на работу стабилизатора все же имеется. Правда, необходимость в нем все же сомнительна. Дело в том, что собственно голова — точнее, шейные позвонки — и без того является отличнейшим природным стабилизатором.

Но вот за что требуется поставить камере жирнющий плюс — это за почти полное отсутствие эффекта роллинг шаттер (подробнее см. в материале Роллинг шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Наклоны вертикальных объектов, «желе» — если они и присутствуют, то почти незаметны. Спасибо быстрой матрице?

Раз уж мы упомянули скорость считывания информации с матрицы, необходимо развить эту мысль и осветить особенный режим съемки, имеющийся в камере — скоростной. Такая запись возможна с тремя размерами кадра: 1920×1080, 1280×720 и 848×480. При скоростной съемке информация с матрицы снимается быстрее, чем при записи со стандартной скоростью, но, к сожалению, технические ограничения не позволяют производить скоростную запись со всей площади матрицы. Следовательно, с повышением fps инженеры вынуждены уменьшать размер кадра. В результате получается следующий ряд зависимостей:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Ролик 1920×1080 50fps Ролик 1280×720 100fps Ролик 848×480 200fps

Главный плюс такой съемки заключается в отсутствии ограничения по времени записи (некоторые видеокамеры умеют вести скоростную съемку, но лишь ограниченное количество секунд).

В процессе тестирования выяснилось несколько любопытных моментов. Во-первых, стало очевидным, что в движении люди обычно смотрят не вперед, а чаще вниз, себе под ноги. Хотя об этом можно было догадываться и без камеры, но с ее помощью получаешь точное подтверждение данной теории. Значительная часть снятого поначалу материала была забракована именно по этой причине: в кадре преимущественно мелькали ноги оператора, а линия горизонта мелькала либо в верхней части кадра, либо вообще находилась за его пределами. Увидев ошибку, мы попытались исправить ее, чуть изменив положение камеры в шаровом креплении. Но увы — это крепление не позволяет отклонить камеру вверх на достаточный угол.

Остается либо надевать дужку на голову под бо́льшим, чем обычно, углом (что неудобно), либо стараться смотреть вперед перед собой, отказавшись от привычки глядеть под ноги (а здесь уже требуются хорошие тротуары без неприятных неожиданностей).

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Некоторые доступные в данной статье оригинальные видеоролики могут быть упакованы в другой контейнер, поскольку вследствие чрезмерной длительности пришлось произвести их подрезку с помощью программы tsMuxer — это единственная из найденных программ, которая оказалась в состоянии произвести резку 4K видеофайлов без перекодирования.

Кстати, иногда в кадре может появиться козырек кепки-бейсболки, или даже нос оператора. Не потому, что козырек и нос длинные — просто у камеры такой угол обзора.

Следующий момент, о котором слабо подозревалось — человек совершает довольно резкие движения головой, озираясь и оглядываясь. Учитывая тот факт, что никакая видеокамера не сумеет заменить человеческий глаз, резкие движения головой лучше исключить. Потому что смотреть такую «мотыляющую» съемку не очень-то приятно.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Одно из положительных качеств рассматриваемой камеры — великолепная автоматика, точно и быстро управляющая параметрами экспозиции и балансом белого. Например, при выходе из помещения, где света не хватает либо превалирует искусственное освещение, камере требуется какая-то секунда, чтобы привести в порядок экспозицию кадра и баланс белого.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Еще раз подчеркнем несомненную пользу, которую дает Ultra HD разрешение — любой небольшой или отдаленный объект всегда можно разглядеть в подробностях, стоит лишь увеличить нужный фрагмент записи или вывести картинку на большой экран.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Единственный недостаток, скрадывающий положительные стороны ультравысокого разрешения — геометрические искажения кадра, неизбежные при использовании такой широкоугольной оптики, встречающейся почти во всех видеорегистраторах и экшн-камерах. Хотя, с помощью нехитрых видеомонтажных приемов, из этого «кривого» 4K видео вполне можно получить приличную Full HD картинку, почти лишенную геометрических искажений.

Говорить о видеосъемке в темноте — значит, иметь в виду как минимум большематричный фотоаппарат. Конечно, никакая любительская видеокамера, и уж тем более экшн-формфактора, не в состоянии быть сколь-нибудь полезной в потемках.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Особенность конструкции большинства компактных камер заключается в том, что их оптическая система имеет фиксированное расстояние фокусировки. Чаще всего речь идет о об одном метре — то есть, объект, находящийся к объективу ближе, чем указанное расстояние, окажется вне фокуса, размытым. В случае с рассматриваемой камерой таким минимальным расстоянием является 0,5 метра — по крайней мере, так утверждается в спецификациях.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Однако в ролике можно видеть, что текст, даже если он расположен близко к объективу, остается достаточно четким, чтобы его можно было разобрать.

Какова же истинная разрешающая способность камеры? Проверить это можно с помощью съемки тестовой таблицы. Однако, ввиду сильных геометрических искажений, которые допускает наша камера, а также из-за полуметрового (как утверждается) минимального расстояния фокусировки, эту съемку придется видеоизменить. Впрочем, мы уже не раз и не два так делали: вместо целой таблицы используется небольшой её фрагмент, ключевой, распечатанный на листе высотой в один метр. Съемка проводится на разных расстояниях от этой «таблицы», после чего полученное видео совмещается в графическом или видеоредакторе так, чтобы снятый элемент совпал по размерам с аналогичным элементом полной таблицы.

Результат измерений показывает, что разрешающая способность рассматриваемой камеры достигает 1600 линий по горизонтали и 1400 по вертикали в режиме 4K. При этом в режиме 1920×1080 камера не может похвастать очень уж высокой детализацией. Это еще один довод в пользу съемки в формате 4K.

3840×2160 1920×1080

C подводной съемкой у нас возникли традиционные проблемы: за отсутствием бассейна с чистой водой пришлось ограничиться окунанием камеры в мутную речку. Да, камера действительно не боится воды — ну а кто бы в этом сомневался.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Фотографические возможности видеокамеры можно было бы сравнить с хорошим смартфонным фото, однако такому сравнению мешают… Да, все те же геометрические искажения «рыбий глаз».

Программное обеспечение

Поскольку у рассматриваемой камеры отсутствует видеовыход, пришлось сделать несколько фотографий, чтобы увидеть состав служебного меню, через которое производится настройка аппарата. Это меню состоит из трех пунктов: настройки функций Wi-Fi, настройки записи, и системные настройки.

Подробный разбор каждого пункта производить нет особого смысла — данная информация будет полезна разве что конечному пользователю, у которого наверняка имеется в доступе гораздо более доступная и подробная инструкция.

Для управления камерой со смартфона или планшета используется фирменное приложение Image App; эта универсальная программа работает со всеми видео-фотоаппаратами производства Panasonic.

В зависимости от модели камеры, с которой имеется соединение, настройки программы (точнее, настройки камеры) будут изменяться. Так, настройки рассматриваемой видеокамеры в данном приложении выглядят следующим образом:

Радиус действия Wi-Fi достигает 50 метров при отсутствии физических преград, а задержка сигнала составляет менее одной секунды. Кстати, благодаря этому управление со смартфона иногда является даже более удобным, нежели контроль записи через дисплей, встроенный в основной блок камеры.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Выводы

Рассмотренная камера — это оригинальный, не имеющий аналогов аппарат. Предназначением его вряд ли станет даже обычная любительская съемка, и уж тем более художественная (хотя и в подобных случаях допускаются короткие вставки, снятые экшн-камерами). Скорее всего, функции видеокамеры Panasonic HX-A500 ограничиваются регистрацией всего, что видит оператор, в роли которого может оказаться как спортсмен на пробежке, так и докладчик на семинаре. Кстати, благодаря ультравысокому разрешению теперь становится возможным подметить в видео любые мелкие детали, что раньше представлялось затруднительным.

Длительное время работы от батареи, полноценная защита от воды и пыли — эти качества делают камеру пригодной для использования в довольно суровых условиях, включая экстремальные виды спорта или туризма.

Стоимость видеокамеры Panasonic HX-A500 в России пока остается неизвестной, хотя некоторые зарубежные онлайн-магазины уже предлагают данный аппарат за $400. Надеемся, что это уникальное устройство поступит в широкую продажу в нашей стране как можно скорее.

После выпуска двух довольно популярных моделей компактных регистраторов — HX-A100 и HX-A500 — компания Panasonic продолжает развивать тему носимых экшн-спортивных камер.

Panasonic HX-A100 Panasonic HX-A500

Однако на сей раз было решено отказаться от концепции двух отдельных неразборных устройств — блок записи, соединенный кабелем с блоком камеры. Благодаря появившимся возможностям миниатюризации всего и вся, разработчики решили уместить все необходимое в одном блоке. С тем, чтобы избавить пользователя от необходимости где-то размещать и носить лишний гаджет, которым можно считать основной управляющий блок записи. В результате получился вполне самостоятельный миниатюрный камкордер, способный работать как автономно, так и получая внешнее питание.

Однако любая миниатюризация неизбежно приводит к получению двух разнополярных результатов, позитивных и негативных. Только взглянув на эту камеру, можно предположить, что тут имеются явные проблемы с управлением и настройками, дисплея ведь нет. Также, возможно, в жертву принесены и некоторые параметры качества видео. К вопросу об автономности — и этот параметр наверняка снижен, поскольку емкость батареи всегда зависит от ее физического объема. С другой стороны, имеем и несомненные плюсы — компактность и малый вес, водо-пыленепроницаемость, противоударность. Так ли все это, или мы ошиблись в прогнозах? Сейчас узнаем.

  • Конструкция, технические характеристики
  • Видео/фотосъемка
  • Программное обеспечение
  • Выводы

Комплектность аппарата, поступившего для тестирования, состоит из следующих аксессуаров:

  • камера Panasonic HX-A1
  • универсальное крепление (на ремень, двусторонний скотч и т. д.)
  • крепление на штатив
  • универсальный ремень для крепления
  • лента-«липучка»
  • две защитных насадки на объектив (для обычной съемки и для ИК-съемки)
  • два защитных колпачка, водонепроницаемый и открытого типа
  • набор запасных уплотнительных колец
  • двусторонний скотч 3M
  • кабель USB — Micro-USB
  • руководство пользователя

Нужно отметить — неплохой наборчик. С помощью представленных здесь аксессуаров камеру получится закрепить где угодно, на любой поверхности или креплении — на штативе, шлеме, одежде… Да и просто на руке.

Пластиковый корпус аппарата напоминает обычный фонарик, причем с двумя обязательными для фонарика атрибутами: съемное защитное стекло, кнопки управления и съемная задняя крышка. В отличие от фонарика, здесь съемное стекло предназначено не для замены лампочки, а для защиты объектива и для замены типа защитного стекла. Насадки эти навинчиваются довольно туго и обеспечивают герметичность корпуса благодаря резиновым уплотнительным кольцам, набор запасных колец имеется в комплекте. Три кнопки, расположенные в ряд сверху, работают в двух режимах: с коротким и долгим нажатием. В зависимости от этого, данные кнопки отвечают за включение/отключение камеры, смену режимов записи, старт/остановка записи или создание фотоснимка, а также за включение/отключение встроенного беспроводного адаптера. Вдоль ряда кнопок находится ряд миниатюрных светодиодов красного цвета. С их помощью можно не только увидеть, в какой режим переключена камера, но и проконтролировать уровень заряда батареи при включении аппарата.

Длина корпуса составляет всего 83 миллиметра, что сравнимо с размерами большой флэшки.

Крышка, которая защищает интерфейсный блок камеры, отвинчивается и герметизирует камеру аналогично насадке с защитным стеклом объектива. Под этой крышкой расположен порт micro USB 2.0, обеспечивающий питание и подзарядку аккумулятора, или соединение с ПК в режиме картридера. Здесь же находится слот для карты памяти стандарта micro SD/SDHC/SDXC, и неприметная кнопка Reset, возвращающая заводские настройки.

Прилагаемые насадки с защитными стеклами дают возможность вести обычную цветную съемку и ночную с инфракрасной подсветкой. Правда, для этого потребуется собственно инфракрасная подсветка, то есть, какой-нибудь ИК-фонарь. Кстати, такой фонарь и крепление к нему входят в состав дополнительно приобретаемых аксессуаров. Защитные крышки, навинчивающиеся на заднюю часть корпуса, также различаются. Первая обеспечивает герметичность, вторая же предназначена для съемки с внешним аккумулятором (powerbank), а USB кабель к нему пропускается через имеющееся отверстие.

Насадка для дневной съемки (слева) и насадка для ИК-съемки (справа) Герметичная защитная крышка (слева) и крышка открытого типа (справа)

Одно из креплений, предназначенное для установки камеры на штатив, не имеет наклонно-поворотного механизма (а зачем, если можно наклонить само штативное крепление?). Камера зажимается в данном креплении посредством стягивающего хомута, который прижимается регулировочной гайкой.

Второе крепление, благодаря имеющемуся шарнирному соединению с основанием, умеет наклоняться на небольшой угол, или поворачиваться в любую сторону и фиксироваться в выбранном положении.

Это помогает произвести точное позиционирование камеры, если она закреплена на лямке рюкзака или шлеме.

Встроенная в камеру аккумуляторная батарея подлежит замене, но для этого потребуется разобрать камеру, отвинтив несколько болтов. Данный аккумулятор позволяет вести непрерывную видеозапись до 73 минут в режиме 1920×1080 30p с выключенным Wi-Fi, и до 59 минут с работающим передатчиком в таком же режиме. Как видим, активный беспроводной адаптер отбирает немалую часть энергии.

Основные технические характеристики аппарата приведены в следующей таблице:

Рассматриваемая камера записывает видео со следующими размерами кадра и частотой:

Тип съемки Размер кадра, частота, битрейт Угол обзора
Обычная съемка 1920×1080 30p, до 15 Мбит/с Стандартный, широкий
1280×720 60p, до 15 Мбит/с
1280×720 30p, до 9 Мбит/с
848×480 30p, до 4,5 Мбит/с
Ускоренная запись (звук отсутствует) 1280×720 30p (60 fps, в среднем 9 Мбит/с)
848×480 30p (120 fps, в среднем 4,5 Мбит/с)
Циклическая запись 1280×720 30p, до 9 Мбит/с

Имеющийся в камере режим циклической записи представляет собой обычную видеозапись со звуком, однако запись эта всегда происходит в одном неизменяемом формате 1280×720 30p, а файлы, создаваемые камерой, имеют длительность 2 минуты.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают эти режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.

В первую очередь внимание обращаешь на нечеткую, размытую картинку. Быть может, дело в том, что эти съемки велись со стандартным углом обзора, который составляет примерно 120°? Подобное предположение отчасти подтверждается тем, что при фотографировании со стандартным углом обзора камера делает фотоснимки размером 1920×1080 (фактически стопкадр из видео), однако если выставить в настройках широкий угол, то фотоснимок получит размеры 2176×1224. Таким образом, истинное разрешение датчика камеры дает именно такое количество информации — 2176×1224, а при видеосъемке со стандартным углом всего лишь происходит программная обрезка краев кадра.

Проверим данную теорию, добавив к сравнению также фотоснимки, сделанные камерой.

Видео 1920×1080 30p, стандартный угол Видео 1920×1080 30p, широкий угол
Фото 1920×1080, стандартный угол Фото 2176×1224, стандартный угол

Да, фото выглядит немного более четким, чем видео. Это легко объясняется результатом кодирования видео с невысоким уровнем битрейта. В целом же разницы в разрешающей способности видео, снятого с разными углами обзора, практически нет, или она исчезающе мала.

Более интересным выглядит результат видеосъемки тестовой таблицы (точнее, одного ее участка). Данная съемка также сделана с разными углами обзора. Можно видеть, что съемка, сделанная со стандартным углом обзора, дает чуть большее разрешение, нежели произведенная с широким углом. Опять же ненамного, но таблица, в отличие от обычной съемки, позволяет зафиксировать результат не голословными определениями «лучше» или «хуже», а в цифрах: до 850 условных ТВ-линий по горизонтали при съемке со стандартным углом, и на 50 линий меньше при съемке с широким углом.

Видео 1920×1080 30p, стандартный угол Видео 1920×1080 30p, широкий угол

Чем это объяснить? Скорее всего, банальным вмешательством даунскейлера (уменьшение размеров кадра), который вынужден нестандартный размер 2176×1224 преобразовывать в кадр со стандартными 1920×1080.

Поразмыслив, можно прийти к выводу (спорному, конечно), что качество кодирования для экшн-камер — не столь уж важный аспект, как, например, в «серьезных» камерах для постановочной съемки. Не любительской. Такой, которая почти не допускает большого количества движения в кадре, или тряски, или резкой смены сцен. И такой, где в первую очередь важна высокая детализация. А с другой стороны, может быть и так: в экшн-съемке или при видеорегистрации также может потребоваться высокое качество кодирование с проработкой деталей (на случай, когда хочется из стопкадра сделать фотографию). В любом случае, вопрос качества фиксации камерой видеоряда мы рассмотреть обязаны, и в этом поможет съемка труднокодируемых сцен: вода и прочее движение. Изучив стопкадры, а еще лучше прилагаемые видеоролики, можно составить некоторое впечатление об ожидаемой разнице между сравниваемыми режимами.

Качество, конечно, не фонтан, хотя в кадре он самый и есть. Как видим, не помогает и наличие ярких источников света, дающие достаточную контрастность объектов. Характерная замыленность объектов, сильная пикселизация — все это последствия использования невысокого битрейта при кодировании. Ну а как дело обстоит в движении?

Примерно такой же результат — в кадре присутствуют плохо распознаваемые детали, «пластилин». Явный признак низкого битрейта.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть — роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). В случае с экшн-камерой, которая призвана фиксировать быстрое движение и рывки, высокий уровень роллинг-шаттера недопустим.

Тестируя обычные камеры с нормальным углом обзора, мы часто измеряем угол наклона вертикалей, делая это с помощью установки с вращающимся цилиндром. Но с таким объективом, который установлен в рассматриваемой камере, это делать бессмысленно — угол обзора камеры слишком широк. По данной же причине безрезультатным оказывается и наблюдение за наклоном вертикалей в «живом» видео — любой наклон «съедается» слишком широким углом обзора, поскольку объекты словно перемещаются по поверхности сферы. Поэтому обойдёмся реальными примерами съемки, не синтетическими. Попытаемся отыскать пресловутое «желе», второй признак роллинг-шаттера.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Да, «желе» в съемке присутствует. Значит, в камере используется либо далеко не новая матрица, либо матрица с низкой скоростью построчного считывания. К счастью, уровень желейности не настолько высок, как в смартфонной съемке. И то хорошо.

Рассматриваемая камера может работать, получая питание непосредственно по USB, следовательно, аппарат можно использовать в качестве видеорегистратора. Как автомобильного (правда, в камере нет автоматического включения при подаче питания), так и носимого на себе. Приведем несколько видеороликов, снятых рассматриваемой камерой, закрепленной на лямке рюкзака.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Оказывается, человеческое тело вовсе не является естественным стабилизатором — гляди, как камера ходуном ходит при пешей прогулке. Спасибо, не знал. Гораздо лучше видео воспринимается, если оператор остается недвижим. Кстати, яркий миниатюрный гаджет, торчащий над плечом, привлекал серьезное внимание немалой части прохожих, встречающихся на пути. Особенно тех, кто был вооружен какой-либо фототехникой. Конкуренты.

С автоматическим балансом белого у камеры все в порядке, он выставляется, как правило, без ошибок. Почти в любых условиях. Все-таки программную логику неплохо за последние годы доработали, сделав действительно умной. Кстати, в одном из роликов можно заметить довольно сильное мерцание — это сказывается несовпадение частоты съемки с частотой электросети в нашей стране. Все-таки было бы неплохо, если бы камера умела переключаться в наш родной стандарт PAL.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Только хорошее можно сказать и об автоматике, которая отвечает за экспозицию: камера адаптируется к изменившейся освещенности буквально за секунду.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

К подводной съемке также никаких претензий. Даже при недостатке света автоматика успешно справляется с балансом белого, и выставлять его вручную в настройках совсем не требуется.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Замедленная съемка не отличается высоким качеством, да мы этого и не ожидали. Звук в такой съемке отсутствует. Тем не менее, повышенная частота съемки (вплоть до 120 кадров в секунду) позволит эффектно запечатлеть какие-то редкие моменты. Правда, использовать потом такое видео можно разве что лишь в качестве неких вставок в основной фильм, снятый с нормальным размером кадра и нормальным качеством.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

О съемке в условиях недостаточной освещенности мы обычно стесняемся упоминать, если речь идет о миниатюрных камерах с микроскопической оптикой. Такие устройства не предназначены для съемки в потемках. Рассматриваемая камера ведет себя в полумраке чуть лучше прочих аналогичных устройств. Но и здесь видно, что картинка попросту «вытягивается» за счет очень мощного усиления. А поскольку усиление приводит к появлению большого количества шума, то в дело вступает программный шумоподавитель. Который, в свою очередь, «мылит» картинку. А значит, пропадают детали, снижается разрешение. И это нельзя назвать недостатком, примерно так снимают все бюджетные камеры и даже фотоаппараты.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Жаль, что не оказалось у нас инфракрасного фонаря (а у кого он под рукой бывает?). Навинтив прилагаемую насадку с защитным стеклом, обозначенную с торца буквами IR, и включив инфракрасный фонарь, можно было бы получить съемку в абсолютной темноте. Освещенность в такой съемке напрямую зависит от мощности фонаря. Секрета в этой IR-насадке нет никакого — просто чистое стекло, без слоя, который отфильтровывает диапазон инфракрасного излучения. В следующем ролике можно сравнить одинаковую съемку, проделанную с «дневным» и «ночным» стеклами.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Для чего можно использовать имеющийся в камере режим циклической записи (или, проще говоря, запись «по кругу»)? Трудно сказать. Разрешение при такой записи невысоко. Разве что в качестве регистратора подойдет, причем без претензий к качеству. И это не интервальная запись — скорость тут самая обыкновенная. И, если хочется получить ускоренную запись снятого периода времени, все полученные двухминутные ролики придется склеить и ускорить в видеоредакторе самостоятельно. Как, например, эту почти часовую запись, сжатую до 20 секунд.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Думается, для таких целей разумнее будет использовать другой режим камеры — интервальное фотографирование, когда камера делает снимки с интервалами от 5 секунд до одной минуты. Впоследствии все фотоснимки нетрудно склеить в том же видеоредакторе и получить запись с нужной скоростью воспроизведения и достаточно большим размером кадра, вплоть до 2176×1224 пикселей.

Программное обеспечение

Камера не имеет видеовыхода, и единственный способ получить с нее изображение — это либо скопировать и просмотреть уже записанный видеоролик или фотографию, либо подключиться к аппарату по Wi-Fi. Беспроводное соединение производится стандартным методом, стандартным для большинства камер, оснащенных Wi-Fi адаптером. Вкратце описать этот процесс можно так:

  • включение камеры
  • включение беспроводного адаптера камеры
  • включение мобильного устройства, активация его Wi-Fi адаптера
  • подключение к точке доступа, которая создана камерой
  • запуск на мобильном устройстве приложения, предназначенного для связи с камерой

Как видим, процесс этот небыстр (он занимает минимум полминуты), его нельзя назвать удобным и комфортным. Особенно, если речь идет об экшн-камере и непостановочной съемке, к которой никто и никогда не готовится заранее, тщательно обустраивая будущую сцену, расставляя, подготавливая и сопрягая необходимое оборудование и т.д.

Традиционно для видео- и фотооборудования Panasonic связь с устройствами данного бренда осуществляется посредством мобильного приложения Panasonic Image App (по ссылке — приложение для Android). Эта программа универсальна для большинства камер этой торговой марки. Мобильное приложение работает устойчиво, передает видеопоток как в альбомной, так и портретной ориентации. К сожалению, развернуть транслируемый камерой видеопоток на весь дисплей нельзя. Задержка видео при трансляции оказалась удивительно невысокой — менее секунды, а максимальное расстояние между сопряженными устройствами составило около 50 метров (при отсутствии преград и других Wi-Fi сетей). Напомним: в водной среде Wi-Fi не работает.

Имеющиеся настройки позволяют изменить разрешение видео, угол обзора, включить тот или иной режим работы. Однако, как можно видеть на скриншоте, многие потенциально возможные операции в приложении оказываются недоступны. Например, Геопривязка, Домашнее видеонаблюдение и другие, чьи иконки отличаются неактивным оформлением. Ну разумеется, просто данная камера не поддерживает подобные функции, а программа их зачем-то отображает.

Адаптер камеры создает точку доступа со следующими характеристиками:

Еще один режим совместной со смартфоном работы — просмотр записанных материалов. В отличие от большинства «не брендовых» экшн-камер, здесь оказывается возможным просмотр снятых видеороликов без их предварительного копирования на смартфон.

В предисловии мы делали некие прогнозы, пытаясь досрочно определить характеристики камеры, которую предстояло изучить. Интересно, сбылись они? И если да, то как точно? Возможно, на этот вопрос лучшим ответом будет привычное перечисление недостатков и преимуществ рассмотренного аппарата.

Итак, бесспорными плюсами камеры Panasonic HX-A1 можно назвать такие отличия, как подходящий для ношения формфактор, ее компактные размеры и малый вес, водонепроницаемость, достаточную для миниатюрного гаджета автономность, наличие встроенного беспроводного адаптера для связи с мобильным устройством, удачно сконструированные крепления, и, наконец, непугающая цена аппарата.

Очевидными же недостатками являются невысокая разрешающая способность и светочувствительность, а также низкий уровень битрейта в видеозаписи. Первые два обстоятельства изменить почти невозможно без замены оптико-электронного блока. А вот возможность включения в настройки камеры разных уровней качества записи вряд ли является нерешаемой задачей.

Panasonic HX-A500 — что такое экшен-камера?

Экшен-камеры покорили мир не так давно, но уже сегодня в любом более или менее туристически активном месте можно встретить множество людей с подобными камерами. Разумеется, без экшен-камер не обходятся спортивные мероприятия и даже концерты. А многие молодые люди не расстаются со своими экшен-камерами даже на обычной прогулке и при походе в ночной клуб. Но гораздо чаще такие камеры применяются для съемки своего любимого хобби, будь то катание на велосипеде или горных лыжах, виндсерфинг или даже просто рыбалка.

z z

Подобные камеры пишут картинку с широким углом обзора (более 120 градусов), часто умеют снимать видео в формате slow motion (с замедлением). Но главное — они не боятся высоты, работают под дождем или даже на глубине 10-20 метров под водой, их можно закрепить на голове или на любой поверхности при помощи специальных кронштейнов, на моноподе. И при всем этом такие камеры справляются со съемкой видео на отлично, выдавая яркую и эффектную картинку. Для многих из них формат Full HD стал стандартом де факто, а вот 4k видео пока в новинку.

К сожалению, реальную популярность получили камеры лишь одного форм фактора. Большинство производителей делают одно и то же — маленькие кирпичики-моноблоки. Однако, во многих ситуациях эти камеры значительно ухудшают аэродинамику или гидродинамику при съемке в воздухе или в воде, да и закрепить их зачастую можно только с помощью хитрых и дорогих креплений, не входящих в комплект поставки или попросту труднодоступных. Второй минус подобных устройств с форм-фактором «спичечного коробка” — невозможность повернуть экран к оператору во время съемки.

Компания Panasonic решила не конкурировать на уже плотно занятом рынке и пошла собственным уникальным путем, выпустив несколько модификаций экшен-камер в оригинальном форм-факторе. Эти камеры отличаются от всего, что мне доводилось видеть ранее. Сегодня в нашем тесте топовая модель этой линейки — Panasonic HX-A500.

Panasonic HX-A500 выполнена в составном формате: блок из объектива и камеры, армированный кабель и рекордер. Звучит странно, но на деле, это устройство оказывается очень удобным. Оптический блок в виде капли довольно компактен и очень мало весит, кабель толстый и надежный, а рекордер, содержащий органы управления и небольшой цветной 1.5” экран позволяет управляться камерой одной рукой на ходу без изучения инструкции. При этом рекордер можно носить в нагрудном кармане, в специальном чехольчике на бицепсе или в кармане специального ремешка.

За счет раздельной конструкции рекордера и камеры у оператора появляется возможность контролировать съемку с неудобных точек, где другие экшен-камеры, выпущенные в форм-факторе моноблока, не позволили бы взглянуть на экран.

z z

Такое конструктивное решение имеет еще один плюс: решена проблема с перегревом матрицы. Так как рекордер с процессором вынесены в отдельный блок, матрица камеры греется значительно меньше, а значит и меньше шумит.

Все части камеры защищены от ударов и, конечно же, водостойки. Никаких дополнительных аксессуаров в иде боксов или чехлов для любителей подводных съемок не потребуется. При этом сохраняются минимальные габариты и не нарушается аэродинамика, что важно для спортсменов. К тому же, вид человека с оптическим блоком Panasonic HX-A500 на голове впечатляет даже бывалого горожанина. Смотрится он куда стильнее, чем огромная коробка с обычной экшен-камерой внутри.

Производитель предлагает носить камеру как раз на голове, используя специальный ободок, который для надежности можно дополнительно закрепить специальной резинкой. Данный метод крепления хорош почти всем, кроме того, что ободок часто цепляется за волосы, а находящаяся у щеки камера со сверхширокоугольным объективом иногда захватывает в кадр кончик носа и иногда даже кусочек щеки.

Находясь на голове, Panasonic HX-A500 прекрасно стабилизируется, ведь человек всегда старается держать голову ровно, не задумываясь об этом. Видео, снятое при таком креплении камеры, всегда в достаточной мере стабильно. Впрочем, есть у камеры и режим стабилизации, но активировать его рекомендуется лишь в исключительных случаях, потому что в этой ситуации заметно снижается угол обзора. Об этом мы поговорим подробно в следующей части теста.

Как и любая экшен камера, Panasonic HX-A500 ограниченно подходит для ночной съемки в связи с малыми габаритами матрицы и крохотным объективом. Режим ночной съемки, как и в Panasonic HC-W850, позволяет сделать съемку, но речь не идет о высоком качестве. То же самое можно сказать и о фотосъемке, к тому же ограниченной сюжетами, в которых актуален сверхширокоугольный объектив.

Камера способна снимать видео без перерыва на подзарядку около двух часов (производитель заявляет 135 минут). К сожалению, аккумулятор у Panasonic HX-A500 не съемный. Заменить его на другой и продолжить съемку не получится. Зато камера заряжается от обычного micro USB разъема и прекрасно умеет работать будучи либо подключенной к сети через USB-зарядку, либо от любого мобильного аккумулятора с током от 1А и выше на выходе. Полная зарядка аккумулятора от мощного USB порта MacBook PRO занимает около двух часов.

Одна из важнейших особенностей Panasonic HX-A500 — ее способность снимать 4К видео, но об этом следующая часть теста.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *