0

Почему используют зеленый фон?

Линда Лапиньш — российская актриса, сыгравшая Викторию Кемпиннен в сериале «Игра на выживание». Мы поговорили с Линдой о кино и о сложностях, связанных с работой в нём, выяснили много интересных подробностей о съёмках, а также попытались разобраться, почему все думают, что в России делают только плохие фильмы.

Линда Лапиньш Актриса театра и кино.

О жизненном пути

— Почему вы решили стать актрисой?

Скажу честно, я сама себе на этот вопрос не ответила.

Наверное, как и большинство выпускников, я пошла получать первое высшее для мамы с папой — это было экономическое образование. Проучилась полтора года очно, потом перевелась на заочное обучение и начала подрабатывать моделью. А когда получила диплом, то поняла, что это абсолютная ерунда и что этим я совершенно не хочу и не буду заниматься.

В то время мне очень была интересна журналистика. И я подумала, что обязательно перед поступлением на второе высшее мне нужно позаниматься с педагогом по речи. Нашла я его в театральном институте. Когда я пришла туда, у меня спросили, почему бы мне не походить на подготовительные курсы по актёрскому мастерству. А я ответила: почему бы и нет. Потом педагоги уговорили меня поступить и в сам университет. И я опять подумала, почему нет. Вот так и понеслось.

— То есть вы не хотели быть актрисой в детстве?

В детстве у меня не было никаких театральных кружков, песен и плясок. Хотя танцами я немного занималась. Но нет‑нет‑нет, мне всегда казалось, что актёр — это очень странная профессия. Она ассоциировалась у меня только с красной ковровой дорожкой, по которой, улыбаясь, идут знаменитости.

— Где вы учились на актрису и как попали в Москву?

Первые два курса я проучилась в Екатеринбургском государственном театральном институте. Когда я окончила два курса в ЕГТИ, то поняла, что в этом городе, скорее всего, путь становления актрисой будет очень сложен и долог. Решением проблемы был переезд в Москву, что я и сделала, перепоступив во ВГИК.

— Стоит ли поступать в институт, чтобы стать актёром? Насколько важно высшее образование в этом деле?

Однозначно стоит поступать. Очень многие думают: раз я умею плакать и говорить, то я уже актриса. Но это самое лёгкое, что ты можешь сделать. Самое сложное — вести своего персонажа от А до Я и правильно выстраивать эти линии. Этому и учит театральный институт.

Артист не может сам себя оценить. Было очень много ситуаций, когда я играла отрывок, у меня были сопли, слюни и мне казалось, что всё, сейчас я закончу — и все с ума сойдут от моей фантастической игры. Но эпизод заканчивается, я смотрю на зрителей, а они все сидят с абсолютно каменными лицами.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Линда Лапиньш (@li_lapinsh) 16 Июл 2019 в 11:56 PDT

Поэтому нужен режиссёр: он объясняет, когда твоей игры слишком много, а когда — слишком мало. И учит тебя более тонко относиться к своему ремеслу.

Своего персонажа нужно прорабатывать, правильно расставлять акценты в роли и тексте. Мало просто торговать лицом перед зрителем — ты должен что‑то ему дать. Тебе нужно понимать, как сделать свою палитру гораздо шире, чем просто «я в кадре». И вот это даёт театральный институт. Учит не быть одинаковым везде.

— Вы изначально играли в театре. Как произошёл переход к фильмам и сериалам?

Вышла довольно забавная ситуация. Я не могу назвать себя начинающей актрисой, так как у меня за плечами 30 проектов, и 11–12 работ до сих пор находятся в производстве и просто не выходят на экраны.

Так сложилось, что «Игра на выживание» — один из отснятых проектов, который наконец‑то вышел. Поэтому я не могу сказать, что у меня был какой‑то переход. Я одновременно снималась и служила в театре.

— Значит, вы продолжаете и сейчас играть в театре?

Нет, из театра я ушла как раз на съёмках сериала «Игры на выживание». У нас с художественным руководителем было разное мнение о том, как я должна видеть себя там. А потом случился этот проект, и я прекрасно понимала, что не смогу ездить на спектакли, так как съёмки проходили в Абхазии в течение пяти месяцев. И это подтолкнуло меня к тому, чтобы наконец‑то принять решение уйти из театра

— Причина только в этом? А есть ещё какие‑то, например оплата?

Ну естественно. Многие актёры очень трепетно относятся к формулировкам. Они говорят, что в театре служат, а не работают. И я всегда шучу на эту тему: действительно служат, потому что за работу платят деньги. А зарплата в театре — 22 тысячи рублей в месяц. Ну камон, ребята, вы серьёзно?

Театр это только для души, для тренажа, для того, чтобы постоянно оставаться в профессии. Съёмки такой процесс, что иногда работаешь безвылазно, а иногда, наоборот, — снялся и полгода нет новых проектов. А как и в любой профессии, но особенно в актёрской, полгода перерыва — это серьёзная катастрофа для тебя.

Однако оплата для меня стала всё же второй причиной ухода, а первую я назвала выше — это разное видение того, как должно быть.

— А какой была ваша дебютная роль?

Я даже не помню. Может быть, эпизодическая роль в сериале «Полицейский с Рублёвки». И в то же время снимался проект, где у меня была одна из главных ролей — это был сериал для «Первого канала» со мной, Равшаной Курковой и Игорем Верником. Вот только почему‑то он уже три-четыре года никак не может выйти в свет.

— В театре у вас были довольно литературные роли, а в кино — сериалы про ментов и воров. Почему так?

Я всегда удивляюсь, когда задают вопросы в стиле: «Почему вы согласились на эту роль?» А на что я буду жить? Это ведь моя профессия.

Нужно кормить себя, и поэтому иногда соглашаешься на роли, которые тебе не очень хотелось бы играть. И чтобы быть хоть немного честным перед собой, пытаешься из них сделать что‑то более или менее смотрибельное и интересное, насколько это вообще возможно в рамках проекта.

Кроме того, очень часто пробы на полнометражные фильмы у хороших режиссёров — закрытые. Такие объявления не появляются на сайтах с вакансиями. Чтобы на эти пробы попасть, нужно сначала о них узнать, — а это не всегда получается.

Мне кажется, если в 2020 году актёр будет ждать подходящую роль — крутую, невероятную — то он может просидеть 10 лет в нищете, перебирая гречку на кухне. Поэтому чем‑то приходится жертвовать.

О сериале «Игра на выживание»

— Как вы попали в сериал «Игра на выживание»?

По одной и той же схеме: мой агент прислала сценарий, но сказала, что сначала будет знакомство с режиссёром. Мне кажется, это очень правильный подход. Гораздо хуже, когда ты не знаешь режиссёра, он тебя тоже не знает и не понимает, как тебя «нащупать». Так что было знакомство, а потом приглашение на пробы уже на конкретную роль.

— Вас сразу пригласили на роль Виктории Кемпиннен или, может, изначально вы на другую роль пробовались?

Нам всем скинули описание персонажей и сценарий только первых двух серий. Кстати, целиком мы его не видели почти до конца съёмок. Но когда я прочитала эти серии, то поняла, что точно буду пробоваться на Викторию Кемпиннен. Для меня это было очевидно.

— Было ощущение, что это очередной российский сериал?

Нет. Во‑первых, ты всегда смотришь на диалоги — они говорят о многом. Когда они прописаны очень хорошо, точно и конкретно, то ты понимаешь, дерьмом это быть не может 100%. Потом, естественно, ты интересуешься, кто делает продакшн. Смотришь работы оператора и режиссёра и на основе этого делаешь выводы.

Ну и окончательно в том, что проект хорош, убеждаешься на пробах. Очень часто во время них режиссёру хочется поскорее закончить и заняться своими делами. Другое дело — когда видишь заинтересованность в тебе. Режиссёр всё раскладывает по полочкам, и ты чувствуешь, что человек горит этим. А это, мне кажется, уже 70% успеха картины.

— А насколько вы отличаетесь от вашей героини? Во время просмотра возникает ощущение, что вам близок её характер. Как на самом деле?

Близок, конечно. Я не очень верю в перевоплощение. В каждом из нас есть набор абсолютно всех качеств: милосердие, сострадание, жадность, зависть. Просто в процентном соотношении чего‑то у кого‑то больше или меньше — из этого и складывается личность.

Поэтому, когда тебе попадается определённая роль, ты вычленяешь в ней что‑то самое важное, и вот это качество своё, если в тебе его меньше всего, просто начинаешь прокачивать.

В принципе, любые актёры играют тех героев, что им близки. И это нормально. Естественно, мы не берём в расчёт героев с психическими отклонениями и тому подобным.

— А что вам не нравится в героине?

Было бы хорошо, если бы этот вопрос вы задали после выхода всех 12 серий. Я не могу сейчас точно ответить, потому что будет много спойлеров.

— Может, намекнёте как‑то размыто?

Весь кайф этого проекта в том, что люди здесь поставлены в очень неоднозначные ситуации. И когда ты примеряешь их на себя как зритель (и даже как актёр), то не знаешь, как бы ты поступил. Ты можешь как оправдать героя и понять, почему он так сделал, так и осудить его поступок. Обе версии будут убедительными.

Поэтому, когда Виктория Кемпиннен совершает главный поступок… Ну чёрт, будет спойлер, не могу. Скажу вот так: она меня не разочаровала. Я боюсь вопросов про героиню, потому что она персонаж с огромной загадкой, которая открывается чуть ли не в самом конце. Мне сложно что‑то про неё говорить, чтобы не сказать того, чего не следует.

Актриса Линда Лапиньш в роли Виктории Кемпиннен / кадр из сериала «Игра на выживание»

— В сериале есть много других загадок. Намекнёте на разгадку какой‑то? Может быть, не очень важной, чтобы не было спойлеров?

Я не открою Америку, но, как оказалось, почему‑то не все внимательно смотрят сериал. Только к шестой серии зрители стали обращать внимание на фразу Игоря Верника в самом начале: «Победит тот, кто останется человеком». От многих она ускользнула, и из‑за этого догадки идут не в ту сторону. Да, это фиговая интрига, но извините, не могу больше ничего сказать. Продюсеры убьют.

— Вы говорили, что сериал снимался в Абхазии. Судя по кадрам, это было очень далеко от населённой местности. Как на самом деле?

Да, так и есть. Эта местность называется Ауадхара. Первые полтора месяца мы жили в пансионате, вокруг которого больше ничего нет. Туристы иногда всё равно встречались, но до населённого пункта было очень‑очень далеко.

Надо было нас всех видеть, когда мы приехали туда. У меня был чемодан весом 60 кг, а потом я ещё несколько раз довозила вещи. Ведь в горах температура может вырасти с 4 до 30 ℃ — и это происходит за три часа. Поэтому нужно было иметь как летнюю одежду, так и практически зимнюю.

А ещё я взяла аптечку просто от всех болезней мира. Я понимала, что если что‑то случится, то пока до нас кто нибудь доедет, может стать нехорошо.

— В каких ещё локациях вы снимали?

После гор мы уехали сниматься в заброшенные пригороды, которые находились в окрестностях города Ткуарчал.

Я более жуткого зрелища никогда в своей жизни не видела. Представьте: целый заброшенный город и на всей улице только в одном разрушенном доме горит свет в окне — там до сих пор живёт семья.

И это зрелище, когда ты входишь в эти разрушенные здания… Люди просто оставили вещи и ушли. Я вам клянусь, всё как в фильмах ужасов. На столе лежит книга с огромным слоем пыли и мха, на полу — игрушка и другие несобранные вещи. Там было морально тяжело находиться.

Кадр из сериала «Игра на выживание»

— А был момент, когда вам правда стало страшно во время съёмок?

Да ∗∗∗∗∗∗ . ∗∗∗∗∗∗ , как страшно в некоторых моментах было.

Один из самых страшных эпизодов — серия с испытанием в клетке. Мне кажется, я даже сейчас зареву. Ничего со мной страшнее в жизни не случалось. Она уже вышла, так что я могу рассказать.

Есть огромная кованая клетка, которая горизонтально висит на тросе над открытым морем и разделена пополам дверцей. С одной стороны сидит персонаж Семён Приходько, а с другой — Виктория Кемпиннен. И клетка начинает двигаться, вставать в вертикальное положение и опускаться на дно в воду — в настоящее море.

Понятно, что были спасатели, но вы понимаете, сколько тонн весит эта клетка? Я даже не хочу думать, что случилось бы, если бы что‑то пошло не так.

И произошла такая история: клетка идёт на дно, а я должна сделать последний вдох. Я не до конца поняла второго режиссёра и подумала, что клетка не полностью погрузится в воду и будет зазор, чтобы я могла дышать. А я отыграю так, будто тону.

Но клетка действительно ушла под воду, и я не сделала последний вдох. У меня внутри началась паника. Всё, воздуха не хватает. И там есть кадр, не знаю вошёл ли он в финальную версию монтажа, где я бью по клетке и кричу, что мол «всё». Карен был от него в восторге.

Я ещё не видела, как это смонтировано, но всё, что там происходит, — по‑настоящему. У меня неделю после этого была жуткая бессонница. Я думала, что у меня выпрыгнет сердце и я просто не переживу эту сцену никогда не свете. Уже год со съёмок прошёл, а мне это иногда снится.

— А что ещё пошло не по сценарию, но в итоге осталось в сериале?

У нас очень много что не по сценарию пошло. Он прямо во время съёмок дописывался и переписывался.

Например, сцена в яме с Семёном Приходько и Викторией Кемпиннен. Мы с режиссёром Кареном Оганесяном пообсуждали, что неплохо будет так сделать, написали текст и через 15 минут сняли. И таких моментов очень много.

Карен Оганесян давал нам огромную свободу действий. Как говорится: «Я просто душу его целую!». Я бесконечно благодарна ему за это.

— Как вы объясняете успех сериала?

Если не брать во внимание режиссёрскую и операторскую работу, то можно объяснить его тем, что очень интересно наблюдать за людьми в патовых ситуациях. Какой выбор они сделают? Всегда интересно следить, как в таких ситуациях раскрывается человек, его сущность и характер.

А ещё, мне кажется, этот сериал возымел такой успех благодаря абсолютному подключению зрителя. Он постоянно задаёт сам себе вопросы: «А как бы я поступил? А что бы я сделал? А смог бы я предать или нет? А смог бы остаться таким благородным?» Всегда ведь легко рассуждать в стиле «Я? Да никогда!». Но ты никогда не был в этой ситуации.

— А за что критикуют сериал? И насколько оправдана эта критика?

Критикуют за жёсткость. Мне очень многие писали: «В первой серии так всё замечательно начиналось, а потом вот это! Как вы можете это показывать? Вы пропагандируете жестокость!»

Но представьте: вот вы включаете «Новости» и там показывают, как поймали педофила. Разве это значит, что программа пропагандирует педофилию? Это вообще нелогично. Посыл проекта: «Не надо так делать, оставайтесь до конца людьми».

Обвинения в жестокости мне непонятны. Если бы в анонсе тебе сказали: «Новый сериал! Любовный треугольник! Гнездо аиста!», а ты включаешь, и там вот такое — согласна. Но ведь изначально говорилось, что это игра на выживание. А что, вы думали, там будут показывать? Людей с лютиками, бегущих по полю?

И мне нравится этот сериал как раз за то, что всё в нём получилось очень бытовым и правдивым. Для того, чтобы сам зритель поверил, всё должно быть именно так, а не иначе.

О российском кино и работе актрисой

— Откуда появилось мнение, что российское кино — это низкокачественный продукт?

Потому что в каком‑то смысле и в каких‑то случаях так и есть. Но я не разобралась до конца в этом вопросе. Сначала я думала, что проблема в отсутствии хороших сценаристов.

Вот о чём я смотрю фильмы? Да об одном и том же. Героиня должна потерять ребёнка, а потом должен вернуться её муж, а потом он её предаст и так далее. Это первый курс сценарного факультета. Ну ребята, столько всего в мире интересного. Не можете придумать историю сами — возьмите событие из мировой истории за основу и докрутите её.

Но когда я начала больше сниматься и знакомиться с людьми, то оказалось, что есть хорошие и крутые сценаристы. Но почему снимается именно это, а не что‑то другое? Я не ответила себе на этот вопрос. Может, потому, что это продаётся лучше.

— Но ведь качественный продукт тоже должен хорошо продаваться?

Не хочу жёстко отзываться о зрителе, потому что он очень разный. Но у меня есть ощущение, что это как с русским языком. Когда не смогли поднять общий уровень культуры населения — и вместо этого опустили уровень культуры и русского языка. Когда можно говорить «ихнего», когда кофе — он, она, оно, они. Когда можно говорить как угодно.

У меня ощущение, что с кинематографом то же самое. Кажется, что некоторые проекты снимаются для людей, которые пришли с работы, устали, не хотят думать и делать какие‑то выводы. Им надо, чтобы всё было понятно: Вася пришёл к Лене, а Лена — подруга Маши.

И в итоге кинематограф не поднимает уровень сознания людей, а сам опускается до их уровня. Если людям это надо — пусть, мы будем штамповать. Как говорят, пипл хавает.

Но подчеркну: не всё, что у нас делается, — плохо.

— Какие сложности есть в работе актёра в России? С какими сами сталкивались?

Есть общие сложности, не только для России — это кинопроцесс, в котором очень многое зависит не от тебя.

У меня недавно был случай, когда мы целый день снимали мою истерику. Это очень эмоционально сложная сцена. В это состояние очень тяжело входить, и его нужно держать на протяжении 12‑часового рабочего дня.

Я приехала на площадку, настроила себя на работу, а получилось так, что по какой‑то причине кто‑то не привёз игровую машину. Или нет подачи электричества. И ты ждёшь пять часов, после чего маринованный выходишь на площадку и уже ничего не можешь сделать.

А одна из сложностей, которая касается именно российского кино, — это гонорары. Ты не можешь, как Хоакин Феникс, сыграть «Джокера» и два-три года не работать — спокойно жить на эти деньги и ждать, пока придёт новый классный проект.

У нас так не получается: нужно успевать работать на двух-трёх проектах, пока есть возможность. И ты начинаешь немножко сходить с ума. Ты путаешь площадки и гримёров. У меня буквально две недели назад был момент, когда я на секунду забыла, в каком городе я сейчас нахожусь.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Линда Лапиньш (@li_lapinsh) 8 Фев 2016 в 9:25 PST

— С какими препятствиями вы сталкивались на пути становления актрисой?

Самое большое препятствие — когда на роль утверждают чью‑то жену, просто потому, что она чья‑то жена. Или дочь, любовницу, подружку и племянницу.

Ты знаешь, что сделала всё так как нужно, и режиссёр в восторге. А в последний момент, на стадии подписания договора, звонят и говорят: «Извините, так получилось, что утвердили другую, вы же всё понимаете». Я говорю, что да, я всё понимаю. У меня было так с двумя проектами.

Хуже этого нет ничего. Это выбивает из колеи: в какой-то момент появляется ощущение, что, может, вообще не стоит пробовать, ведь какой смысл, если всё равно возьмут кого надо.

— Стоит ли становиться актёром в 2020 году?

Я думаю, что нужно становиться тем, кем ты хочешь, и неважно, в каком году это происходит. Этим правилом нужно руководствоваться по жизни. Если ты хочешь что‑то — делай, не предавай себя. Добивайся этого, работай над своими страхами.

В 2020 году бешеный темп жизни, и кино существует в таком же ритме. Это огромные выработки в день. Твоя сосредоточенность и стрессоустойчивость должны быть на очень высоком уровне. Нужно сначала спросить себя: «А я вообще могу это? Я хочу этого? Я хочу жить в постоянном напряжении, нервах, недоедании? В нервном истощении?» И если ты отвечаешь на эти вопросы: да, с жирной точкой, — тогда, конечно, стоит.

— А что вы можете пожелать тем, кто хочет стать актёром?

Уметь отделять конструктивную критику от зависти и подлости. Я бы это всем пожелала. Иногда тебе всё подают под сахарным соусом. Говорят, что тебе просто хотят помочь, что‑то посоветовать. И вместе с тем аккуратно намекают, что, в общем‑то, актриса‑то ты говно.

Я это знаю. И это напрочь убивает самолюбие и даёт тебе неуверенность в себе. А неуверенность — это не двигатель прогресса. Не нужно слушать всякую ерунду.

— Какие фильмы с вашим участием посоветуете посмотреть?

К сожалению, таких немного. Я очень советую посмотреть восьмисерийный фильм «Коса», который мы сейчас снимаем. Но он выйдет минимум через полгода.

— А другие фильмы? Зарубежные или российские?

Абсолютно точно я советую посмотреть фильм «Магнолия», если вдруг кто‑то не видел.

Всего найдено: 78

Вопрос № 306384

Как правильно пишется слово «операторзависимость»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В словарях этого слова нет, мы рекомендуем вариант: операторозависимость.

Вопрос № 306143

Здравствйте! Понимаю, что мой вопрос не является оригинальным, но всё же, пожалуйста, дайте на него развёрнутый ответ. Верно ли употреблено «так же» (наречие с частицей «же») во втором предложении следующего текста? «Перед работником Ивановым поставлены те же задачи по проверке аппаратуры, которые решает работник Петров. На работника Иванова так же возложены функции оператора ЭВМ.» Пишущему известно, что работник Петров одновременно с решением задач по проверке аппаратуры исполняет функции оператора ЭВМ. Правильно ли для корректной передачи мысли использовать наречие/союз «также»? Смыл текста заключается в том, чтобы сообщить читателю, что на работника Иванова так же, как и на работника Петрова, возложены функции оператора ЭВМ. Благодарю заранее за Ваш труд.

Ответ справочной службы русского языка

Во втором предложении следует использовать союз также. Проверить легко: его можно заменить союзом тоже («На работника Иванова тоже возложены функции…»)

Если важно подчеркнуть, что теперь Иванов и Петров выполняют одинаковые задачи по проверке аппаратуры и они оба операторы ЭВМ, предложения лучше перестроить.

Вопрос № 304438

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как будет правильно «МТС запустил/запустила/запустили первую российскую сеть сотовой связи в Антарктиде?» И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты, но предпочтительно: МТС (оператор) запустил…

Вопрос № 302129

Ответ справочной службы русского языка

Все приведенные варианты корректны.

Вопрос № 302039

Здравствуйте! Грамотно ли звучат фразы, которые содержат распространенные выражения «звонить по России», «звонить по межгороду»? Мне кажется, они могут ввести в заблуждение. Например, «Звони бесплатно по всей России!» — создается впечатление, что человек может находиться в любой точке России и звонить бесплатно. А на самом деле имеется в виду, что звонки в любые регионы России, клиентам любых российских операторов будут бесплатны.

Ответ справочной службы русского языка

Звонить по межгороду, по России — корректно в разговорной речи.

Вопрос № 298369

Операторы колл-цетра рассказали, какие вопросы чаще всего интересуют абонентов. Нужна ли запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Поставленная Вами запятая нужна.

Вопрос № 296931

Пожалуйста, помогите с пунктуацией в этом предложении, сомневаюсь в расстановке запятых: Как бы ни называлось то, с чем мы работаем, – диспетчерский центр, операторный зал или ситуационный центр – все это центры принятия решений. Очень срочно нужно. Спасибо заранее, всегда выручаете!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Как бы ни называлось то, с чем мы работаем – диспетчерский центр, операторный зал или ситуационный центр, – все это центры принятия решений.

Вопрос № 296342

В физике лазеров есть пучки Эрмита-Гаусса. Образование идёт от фамилий двух ученых. Можно образовать прилагательные: гауссов пучок, эрмитов оператор. Как правильно образовать прилагательное при использовании двух фамилий сразу: эрмито-гауссов пучок или эрмит-гауссов пучок? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вариант эрмит-гауссов пучок корректен.

Вопрос № 295687

Добрый день, как правильно пишется слово «телеком оператор» ? Слитно, раздельно, через дефис? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать через дефис: телеком-оператор.

Вопрос № 295148

Здравствуйте, уважаемая Грамота! Не игнорируйте, пожалуйста, мои вопросы, очень прошу: нужно ли здесь склонять города? Оно является оператором связи в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Ответ справочной службы русского языка

Названия городов склоняются, Вы написали верно.

Вопрос № 294744

Добрый день! Подскажите, корректная ли фраза: «В голосе оператора слышнО уверенность»?

Ответ справочной службы русского языка

Это предложение некорректно. Верно: В голосе оператора слышна уверенность.

Вопрос № 294341

Здравствуйте! При составлении регламента производства возник спор, как правильно называется помещение операторов для наблюдения за оборудованием: операторская или операторная? Такой вопрос был у вас здесь задан. И был ответ, что правильно использовать слово «операторская», но почему? Ведь у суффиксов -н- и -ск- схожие функции. Почему неправильно использовать слово «операторная»?

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что модель с суффиксом -ск- продуктивная, ср.: ординаторская, препараторская, инкассаторская и т. д.

Вопрос № 292845

Добрый день, проверьте расстановку знаков препинания: «Омский аэропорт, как оператор аэропортового и аэродромного комплекса, выполняет только наземное и аэропортовое обслуживание воздушных судов авиакомпаний».

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания расставлены верно.

Вопрос № 290554

Здравствуйте! Прошу аргументированного, с точки зрения грамотного присвоения наименования документу, разъяснения. Составляю инструкцию для оператора пункта приёма заявлений, которая будет утверждена приказом руководителя организации. Как правильно сформулировать название документа, «Инструкция оператору пункта выдачи» или «Инструкция оператора пункта выдачи»? Заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

В ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» зафиксирован пример заголовка для инструкции с формой родительного падежа без предлога: Должностная инструкция ведущего эксперта. И эта модель является широко распространенной в делопроизводстве.

«Словарь грамматической сочетаемости слов русского языка» Е. М. Лазуткиной (М., 2012) указывает на возможные варианты управления: инструкция для кого (чаще) и инструкция кому. Эта рекомендация, по-видимому, обусловлена тем, что конструкция с родительным падежом без предлога в некоторых контекстах двусмысленна: ее можно понять и как «инструкция, адресованная кому-то», и как «инструкция, составленная кем-то».

Вопрос № 288152

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не требуются: Техническая база ТОО «Востоктелеком» как оператора сети стандарта CDMA/EVDO-450 увеличена до 805 базовых станций.

Все мы видели, что во время съёмок фильмов, клипов и телепередач часто используют зеленый экран на заднем фоне. Он используется для того, чтобы не искать разные места для съемок или придумывать реквизит! Ведь после съемок задний фон можно просто заменить на смоделированный на компьютере или снятый в другом месте материал. Такая технология называется хромакей (Chroma Key).
Хромакей — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рир-проекция. Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение.
Технология рир-проецирования

Самыми распространёнными цветами, использующимися при рир-проецировании, являются зелёный и синий (голубой), но теоретически (и практически) может использоваться любой цвет, в том числе белый и чёрный.

Самый популярный цвет фона для комбинированных съёмок в кинопроизводстве — зелёный (что дало название технологии «Greenscreen»). Связано это с тем, что данный цвет не содержит тона человеческой кожи и его можно легко заменить.

Кроме того, зеленые экраны обычно требуют меньше света, чтобы правильно их осветить. Также часть деталей в зеленом канале цвета, сохраняют цифровые камеры, который в большей мере используются на сегодняшний день!
Технология хромакей позволяет экономить большое количество денег и времени в процессе съемки фильмов или телепередач. Единственным минусом является то, что если одежда съемаемого содержит цвет сходный с цветом фона, человек начинает «просвечивать» («светиться»). В связи с чем, при подборе костюма для актеров или телеведущих избегают цветов совпадающих с фоном.
В кинематографе до появления телевизионных технологий и цифровых способов кинопроизводства применялись способы совмещения актёрской сцены с фоном, известные как «рирпроекция», «фронтпроекция» и «блуждающая маска», дающие сходный с хромакей изобразительный эффект.

Tags: greenscreen, Рир-проецирование, Рир-экран, Хромакей

В этой статье всё, что нужно знать о гринскрине. О том, что такое хромакей и как он работает в кино и на ютубе, и как получить идеальный зеленый экран для спецэффектов.

По нашим оценкам, почти каждый большой фильм, снятый в последние 10 лет, использовал хромакей хотя бы для одной сцены. Это, конечно, не статистические данные, но, учитывая доступность и несложность технологии гринскрина, скорее всего, так оно и есть. Сейчас любой желающий применяет chromakey: от компании Marvel до блогеров на ютубе.

Лучший способ понять, что такое хромакей — это посмотреть, как его применяют в фильмах. Для этого можете посмотреть на ютубе ролики по запросу «green screen movies behind the scenes».

Использование гринскринов прошло долгий путь за последнее десятилетие. Технологию, которая была зарезервирована для голливудских блокбастеров, теперь используют тысячи ютуберов. Видео блогеры применяют green screen и делают освещение для хромакея как в кинематографии.

Что такое хромакей и гринскрин?

Прежде чем мы перейдем к тому, как использовать green screen, давайте узнаем, что такое хромакей, и познакомимся с несколькими ключевыми терминами.

Chroma Key (хромакей) — синоним зеленого экрана. Это технология наложения или компоновки двух, или нескольких изображений на основе оттенков. Каждый цвет имеет диапазон цветности, отсюда и терминология.

Почему хромакей зеленого цвета

Green Screen (гринскрин): технически относится к цветному фону, который делают прозрачным и удаляют из кадра. Это бывает однотонный матовый красный или черный фон. Но обычно ярко-зеленый, потому что это цвет, наиболее далекий от оттенков человеческой кожи. Синие экраны нужны в пленочном кинематографе и ночных съёмках.

Иногда термин chromakey используют для кеинга.

Keying (кеинг) — это удаление зеленого фона экрана в постпродакшене через программы для редактирования видео. После удаления зеленого цвета, фон будет полностью прозрачным. Затем вы можете заполнить эту прозрачную область другим изображением или видео. Цель кеинга состоит в том, чтобы получить максимально чистый фон.

Spill (рассеивание или рефлекс): это цвет, который отражается на объект с зеленого экрана. Такие рефлексы часто появляются на светлых объектах, особенно если фон ярко освещен.

Шесть основных правил, которые заложат хорошую основу для вашего следующего хромакей проекта:

  • Начните с правильного цвета. Используйте матовый зеленый материал для экрана, ищите цвета «chroma key green” и «digi green». Эти цвета используют для гринскринов. Синие фоны тоже можно использовать, особенно для воспроизведения ночных сцен. Посмотрите ролики на тему «зеленый фон против синего», чтобы выяснить, какой цвет подходит для вашей съемки.
  • Отделите свой предмет от фона. Располагайте объект съемки на расстоянии не менее полутора метров от зеленого экрана. Это помогает свести к минимуму рефлексы и нежелательные тени, появляющиеся на зеленом фоне экрана.
  • RAW — это важно. Снимайте с высоким битрейтом / наименее сжатым кодеком, который вы можете. 10-битный цвет будет лучше 8-битного. ProRes 442 и 444 — хорошо, а RAW еще лучше.
  • Выставляйте фон правильно. Освещайте передний и задний план отдельно. Равномерно освещайте зеленый фон для съемки, потому что правильное освещение помогает избежать чрезмерного рассеивания цвета.
  • Устраните размытость. Съемка на короткой выдержке уменьшает размытость движения и обеспечит более чистый кеинг. Добавить вторичное размытие движения обратно можно в программе для монтажа видео для ютуб (постпродакшн).
  • Пусть программное обеспечение сделает работу. Скачайте приложение для кеинга, например Delta Keyer в DaVinci Resolve.

Материал для зеленого экрана

Если у блогера нет денег на зеленую студийную площадку или панораму, тогда ваши варианты — это самодельный гринскрин или универсальный набор для съёмок.

Ваш бюджет и сценарий для видео — основа ролика. О том, как написать сценарий к видеоролику мы писали в блоге.

Самодельный гринскрин

Новички думают, чтобы сделать гринскрин, достаточно размазать по стене немного ярко-зелёной краски и дело в шляпе. Но не всё так просто. Самый главный нюанс, от которого зависит качество хромакея, — это материал для гринскрина. Можно использовать краску, муслин, нейлон, доска. Но перед тем, как подбирать материал для фона, подумайте о факторах:

  • Транспортабельность — планируете ли вы создать студийное пространство или мобильный вариант? Легкие, эластичные ткани лучше для перевозки.
  • Терпение — есть ли у вас терпение (или время), чтобы гладить или распаривание морщины на ткани? Если это так, берите тяжелую ткань, которая легко мнётся, но зато обеспечивает отличную съёмку.
  • Рабочая зона — вы снимаете целую сцену или предмет с близкого расстояния? Ширина и высота вашей рабочей зоны будет определять, сколько материала вам нужно. Если область охвата небольшая, то можно обойтись и плакатной доской.

Готовые наборы для хромакея

Готовые наборы продают для видео блогеров, которые хотят сразу приступить к съемкам.

Делают от небольших портативных экранов до полноразмерных установок для долговременного монтажа. Продают наборы специально для небольших съёмок на YouTube. Они разработаны для сегментов «говорящей головы», при этом имеют широкую рабочую зону, чтобы получить прозрачный фон вокруг лица автора.

Наборы для мобильных съёмок просты в сборке, их легко демонтировать и удобно хранить. Мобильные наборы пригодятся для путешествующего кинорежиссера или тревел — блогера.

Как снимать сцену с зеленым экраном

При съемке с гринскрином планируйте финальную сцену . В этом поможет концепт-арт и раскадровка видео. Читайте что такое раскадровка видеов в нашем блоге.

Но главная цель — спланировать, что реально, а что нет в сцене. Автор должен заранее определить, что будет физически присутствовать в сцене, а что будет добавлено во время монтажа.

На съемочной площадке требуется реальный реквизит, на который могут ориентироваться актеры. В закулисных кадрах видно теннисные мячи, висящие на зеленом экране. Это визуальные ориентиры для актеров.

Освещение — второй пункт. Подумайте о том, как выставить свет для вашего персонажа, чтобы это соответствовало освещению окружающей его среды. Это будет иметь значение, когда дело дойдет до финальной работы над хромакеем и композитинга всех слоев сцены.

Шаг 1: Планирование съемок с green screen

Перед съёмками нужно рассчитать масштаб вашей финальной сцены, и выбрать объективы. При съёмке на широкоугольный объектив, необходимо выставить правильное расстояние от объекта. Этот зависит от угла обзора объектива для съемки фона.

Снимайте передний и задний план с одинаковым фокусным расстоянием объектива.

Более широкие форматы съемки, захватывающие все тело актёра, и экшн-сцены движений, потребуют полного зеленого покрытия, включая землю и, возможно, боковую часть кадра. Если это так, убедитесь, что экран не имеет краев, чтобы потом, при обработке хромакея не возникло трудностей. Возможно, придётся использовать изогнутый экран или занавес без жестких краев.

Подготовьте актеров и реквизиты для съёмки на гринскрине. Естественно, избегайте зеленого цвета! Не одевайте актеров в зеленое, иначе они окажутся прозрачными при кеинге.

Избегайте блестящих предметов, так как на них может отражаться зеленый цвет хромакей, что приведёт к прозрачным пятнам. Когда нужно снимать отражающие свет предметы, то автору придется вручную маскировать их при монтаже. Это может занять много времени.

Шаг 2: Освещение

Существует три непреложных правила при освещении сцен с гринскрином:

  • Делайте освещение ровным.
  • Освещение должно быть мягким и рассеянным.
  • Зеленый экран освещайте отдельно от объекта съемки.

При работе с хромакеем результат зависит от однотонности гринскрина. Поэтому при настройке освещения ваша, цель состоит в том, чтобы сделать его как можно более равномерным. Это гарантирует, что зеленая окраска будет ровной, без бликов или теней.

Вам также нужно будет настроить освещение отдельно для актеров и гринскрина. Желательно, чтобы реквизит и актеры находились не менее полутора метров от зелёного фона. Сопоставьте освещение на актере со сценой, в которой он появится, после замены фона на видео.

Секрет равномерного освещения при съёмках хромакея, как других видах съемок — используйте большие, мягкие источники света. Жесткие источники света без диффузии создадут блики и светлые пятна на зеленом фоне экрана.

Чтобы рассеять свет, применяйте светоотражатели, их ещё называют модификаторами света и диффузорами. Если у вас ограниченный бюджет, сделайте светоотражатель из белой простыни на подставке перед источником света.

Размещение световое оборудование правильно. Когда работают только два источника света для фона, поставьте по одной лампе на каждой стороне зелёного экрана под углом 45 градусов. Настроить и отрегулируйте угол наклона каждого источника света, чтобы они не перекрывались слишком сильно в центре.

На масштабных съемках вам может потребоваться использовать верхнее освещение, дополнительное освещение или большее рассеивание, но основные принципы, изложенные здесь, будут теми же самыми.

Шаг 3: Получение чистого хромакея

Chroma key относится к технике комбинирования двух изображений (или видеоклипов) на основе оттенков. В хромакее применяют зеленый экран для замены второго плана за актерами. Можно часто услышать термин «чистый хромакей”, когда редакторы ссылаются на обработку зеленого экрана, ведь конечная цель — чистый контрастный цветной фон, который легко удаляется.

Предотвращение рефлексов

Чистый хромакей — это гарантия того, что у актеров или объектов будут четкие, точные края, которые выглядят естественно. Но часто на зеленом экране могут появляться цифровые артефакты, дрожащие и неровные края и цветовые пятна.

Отражение – враг №1 в хромакее. Это когда зеленый экран отражается на реквизите, создавая зеленый ореол, от которого трудно избавиться в постобработке.

Вот несколько полезных советов и приемов, которые дадут чистый хромакей, и предотвратят рассеивание.

Один из первых пунктов — нужно решить, какой экран использовать — синий или зеленый фон. На цифровых камерах зеленый цвет, скорее всего, даст самый лучший результат. Однако, если у актера светлые волосы или зеленая одежда, тогда, лучше поставить синий экран, так как зеленый цвет может отражаться на светлых волосах.

Эффект Motion Blur

Весь смысл техники хромакея- получение четких контуров, но эффект размытия при движении может всё испортить. Делайте съёмку на короткой выдержке, чтобы исключить размытие движения.

А чтобы движения актёров выглядели естественно, можно добавить эффект размытия при постобработке. Для этого можно использовать эффект CC Force Motion Blur в After Effects или скачать плагин ReelSmart Motion Blur.

Съёмка с низким ISO

ISO – это параметр, управляющий светочувствительностью матрицы камеры. Мы рекомендуем самую низкую настройку ISO, доступную вашей камере.

Высокие уровни ISO создают шумовые артефакты, и они будут появляться на зеленом фоне экрана. Это приведёт к появлению десятков «неокрашенных» пятен, что затруднит процесс кеинга.

Как обрабатывать сцену с гринскрином

Если вы до сих пор следовали рекомендациям по работе с green screen, то кеинг футажей будет намного проще. Всегда исправляйте любые проблемы на съемочной площадке, если вы их заметили.

Если при обычной съёмке многие шероховатости можно исправить при монтаже видео, то в случае с гринскрином это не сработает. Это многогранный процесс, который требует скоординированного хода работ.

Кеинг в нелинейном монтаже

На картинке видно, как заменить фон на видео без ошибок: за светлыми волосами на голове человека не видно рефлексов. Кадр будет выглядеть естественно.

Сейчас для работы с хромакеем есть десятки программ. Почти в каждом традиционном нелинейном редакторе есть встроенный хромакейер. Есть даже бесплатное программное обеспечение HitFilm Express и DaVinci Resolve.

Кеинг в DaVinci Resolve

DaVinci Resolve — это бесплатный видеоредактор для цветокоррекции. Читайте обзор как сделать цветокоррекцию видео в нашем блоге.

В Давинчи есть инструменты для хромакея. Эффекты Resolve применяют на основе узлов, к которым нужно привыкнуть. Однако эта узловая система в конечном счете дает больше возможностей для обработки футажа кеинговыми эффектами.

Хромакей в Афтер Эффект

Поскольку After Effects — программа для композитинга, то в ней есть несколько встроенных опций, чтобы убрать хромакей в after effects. Например, бесплатный встроенный эффект Keylight — мощный инструмент, разработанный компанией The Foundry.

Кеинг в Premiere Pro

Программа Премьер про — это нелинейный редактор, в нем также встроено много кеинговых эффектов, способных убрать хромакей в adobe premiere pro как в After Effects. Эффекты кеинга в Premiere Pro отличная вещь, если нужно быстро сделать обработку в проекте без переходов в After Effects, что сэкономит вам время рендера и управления файлами.

Единственным недостатком Premiere Pro будет то, что придется делать много ручной маскировки. Для такой работы всё-таки лучше After Effects.

Кеинг в Final Cut Pro

В Final Cut Pro X работа с хромакеем — это более интуитивно понятный процесс по сравнению с другими программами. Это может быть удобно для пользователей любительского видео или ютуберов, которым просто нужно быстрое решение.

Добавьте кадры с гринскрином на временную шкалу (таймлайн), а затем примените к ним эффект Keyer из опций Effects — Keying. Он автоматически удалит весь зелёный цвет с футажа. Если результат не устраивает, то можете зайти в настройки и отрегулировать параметры эффекта Keyer.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *