0

Fiio x7 2

В современном обществе с его сложившейся традицией сверхпотребления невозможно долго выпускать один продукт и чувствовать себя уверенно (если, конечно, вы не «Hoegaarden Brewery»). Рынок персонального аудио не является исключением, принцип «беги вперёд или умри» тут также работает в полной мере. Поэтому FiiO не стали затягивать и обновили свой флагман X7.

Как это часто бывает, ничего сверхнового в компании делать не стали, основной груз инновационности в этом году пришёлся на третье поколение X5, недаром собравшее массу престижных дизайнерских наград. Посмотрев на это достижение X5-3, в FiiO решили, что и новому X7 нужна такая боковая панелька. Mark 2 её и получил. Про смену дизайна я расскажу в соответствующем разделе, а пока давайте про начинку. В плеере всё так же трудится 4-ядерный RK3188, процессор, конечно, не самый новый, но для портативных плееров более чем достаточный. Чтобы помочь ему справляться с тяготами и невзгодами, в FiiO добавили устройству ОЗУ, нарастив общий объём до 2 ГБ. Чтобы сделать приятное аудиофилам, ЦАП был обновлён до Pro-версии ESS Sabre 9028, также добавили третий задающий генератор, теперь DSD, частоты кратные 44,1 кГц и 48 кГц тактуются независимо. Немного увеличили объём батареи (чтобы нивелировать прожорливость более современного ЦАПа) и добавили поддержку Quick Charge. Для обладателей огромных коллекций сделали поддержку второго слота памяти, что в сочетании с 64 ГБ «на борту» даёт очень внушительный объём хранилища. Переработали и внутреннюю компоновку с экранированием, улучшив защиту от наводок при работе беспроводных модулей.

Также учли и жалобы на AM1 и, в духе модной тенденции «ни дня без баланса», оснастили X7 Mk2 «из коробки» специальной версией балансного усилителя AM3A со сниженной мощностью (что пошло на пользу и энергопотреблению, и шуму).

Цену же увеличивать не стали, плеер в США по-прежнему продаётся за те же 650 долларов, но сколько он будет стоить у наших дистрибьюторов, я не знаю (единственное, что можно сказать наверняка, — это то, что у официальных продавцов он будет дороже).

Технические характеристики

Линейный выход

3,5-мм выход

Балансный выход

Упаковка и комплект поставки

Коробки FiiO научились делать ещё лет 5 назад. Конечно, никаких деревянных шкатулок или там обтянутой дермантином фанеры тут нет. Традиционный чёрный картон основной коробки и чёрная же «суперобложка» с минималистичной полиграфией. Внутри, сразу под крышкой находится сам плеер, на слой ниже — комплектные аксессуары. В комплект входят:

  • Отвёртка для смены усилителей
  • Запасные винтики
  • Альтернативная боковая накладка для усилителей
  • Переходник для коаксиального выхода
  • MicroUSB-провод
  • Силиконовый чехол, сразу надетый на плеер
  • Чёрный с красными нитками чехол из кожзаменителя

Также сразу на заводе на экран плеера наклеили защитное стекло (за что производителю спасибо, я всегда его клею неровно и с пузырями).

В общем, комплект поставки более чем хорош, но не стоит забывать и об аксессуарах: док, пульт, усилитель K5 и всё остальное — это приятный плюс плеера. В комплект, кстати, положили буклет с рекламой всего этого добра, почему-то также упоминающий про наушники F1 и F3, хотя они явно не пара X7-2.

Дизайн

Основное изменение дизайна видно по фотографиям, на левой панели появилась такая же, как у X5-3, грань с качелькой навигации по трекам, колёсиком регулировки громкости и кнопкой воспроизведения/паузы. Также заметен «переезд» кнопки включения на верхнюю грань и добавление вокруг неё фирменного красного кольца (в FiiO решили задумываться над собственной айдентикой). На самом деле изменения в дизайне немного глубже, именно они придают X7 второго поколения более «взрослый» вид. Ушли выступы на передней и задней панелях, отличавшие первое поколение, экран теперь сделан почти вровень с корпусом. С передней панели пропал логотип (шаг, на который осмеливаются не все «крупные игроки»), слоты для карт памяти сделаны с лотками, и это смотрится намного солидней. Если к этому добавить качественную сборку (включающую в себя хороший клик кнопок, не болтающееся колёсико с качественным энкодером) и подгонку, то теперь FiiO можно сравнивать с игроками топового эшелона. Посмотрим, как поведёт себя модель за несколько месяцев эксплуатации, но, например, у моего A&K AK320 колесо громкости срабатывает чуточку хуже, чем у этого плеера.

Из элементов управления, которые я не упомянул выше, имеются ещё универсальное гнездо на верхней панели (к линейному и коаксиальному выходам добавился оптический) и разъёмы на модуле усилителя (обычный и балансный). Там же снизу находится и MicroUSB-коннектор. Конечно, в наш век бурного развития USB-C хотелось бы видеть именно его, но этот стандарт не позволяет вывести всё необходимое для работы фирменных док-станций, поэтому приходится использовать 11-пиновый MicroUSB, совместимый со стандартным.

Пожалуй, именно X7 второго поколения является для меня предельным по размерам карманным устройством. Будь он ещё хоть чуточку больше, носить его в кармане джинсов было бы нереально, а так плеер с небольшим трудом, но всё же входит туда. Новый асимметричный дизайн добавляет устройству эргономичности (у первого поколения плеера иногда забывалось, за что отвечают кнопки с каждой стороны). Тут же устройство само занимает удобное положение в руке, и пальцы сразу ложатся на кнопки управления.

Разумеется, вторая ревизия сохранила совместимость с модулями усиления первой модели. Чтобы увязать их визуально с новой боковой панелью, разработчики сделали часть выступа, приходящуюся на усилитель, съёмной. Подобное решение позволило убить сразу обоих зайцев — и дизайнерского, и обратносовместимого. Если вы планируете использовать X7-2 с K5, к вашим услугам тонкая версия насадки, входящая в комплект, с ней плеер без проблем встанет в док.

Если сравнивать новинку с X5-3, можно отметить, что «младший брат» выглядит более броско — абсолютно прямые углы, интересная текстура передней и задней панелей, чёрный цвет — всё это делает его более «вау-эффектным». Стальной «титановый» цвет X7-2 выдаёт устройство более сдержанное, так же как костюм зачастую подчёркивает социальный статус человека.

Не могу не отметить наличие функции QuickCharge. В моих замерах с MEEAudio Pinnacle P1 в роли нагрузки плеер проработал 8 часов 10 минут с обычного выхода и 7 часов 5 минут с балансного. Результат не рекордный, но это цена использования «полноценного» 9028 в не-мобильной версии. Таким образом, возможность зарядить плеер часа за полтора до 100% становится очень полезной прибавкой к функциональности.

Прошивка

Разумеется, основная работа по управлению ложится на сенсорный экран (его немного улучшили, разрешение осталось прежним, но контраст, запас яркости и углы обзора подросли). Под экраном по-прежнему находится плавно моргающая полоска-индикатор, которую так же по-прежнему можно отключить в меню.

В роли операционной системы, как и раньше, трудится Android, но с момента релиза первого поколения X7 его версия подросла до 5.1.1 (история была долгой и трудной). FiiO разрабатывают прошивки для всех трёх своих моделей с Android на общей кодовой базе, поэтому функционально они близки, да и ошибки исправляются сразу для всех.

Конечно, Android — не идеальная операционная система с точки зрения экономии батареи и стабильности, но на сегодняшний день это единственный способ без проблем реализовать поддержку стриминга и функций типа USB-OTG. Поэтому я процентов на 99 уверен, что будущее портативного аудио именно за этой ОС (кроме самых недорогих решений).

В X7 Mark II, как и у предшественников, есть два режима — Android и Pure Music, но разница между ними состоит лишь в том, что в последнем приложение плеера подменяет собой лаунчер ОС, убирая таким образом с глаз пользователя (но не из памяти устройства) лишние приложения.

Разумеется, приложение-плеер, названное просто FiiO Music, является центральным элементом прошивки, и в компании это понимают. Для X5-3 уже тестируется возможность автоматического обновления плеера без апгрейда всей прошивки, скоро эту функцию получат и остальные модели, что позволит обновлять программу чаще.

FiiO Music для X7-2 получил новую светлую тему, которая придала прошивке ощущение свежести, но в целом функциональность уже знакома тем, кто пользовался плеерами компании с ОС Android.

Сразу после запуска (загрузка плеера немного ускорилась и занимает 44 секунды) пользователя встречает знакомый экран. Сверху находится обложка текущего альбома, тап на неё открывает экран воспроизведения. Ниже расположены три кнопки: плей-листы, медиабиблиотека и DLNA. Традиционно медиатека позволяет просматривать треки полным списком, по альбомам, артистам, жанрам или папкам. Свайп по треку/папке позволяет проделывать с ними различные операции типа удаления. Тут же есть удобный поиск (вот он, плюс сенсорного ввода).

Вернёмся к главному экрану. Под кнопками медиатеки на основном экране находятся списки самых популярных, последних добавленных и недавно проигранных треков. В левом верхнем углу размещена кнопка с шестерёнкой, нажатие на неё открывает панель базовых настроек плеера (сканирование медиатеки, выбор темы, экран блокировки и ряд других опций). Тут же можно сменить тему, если вы заскучали и решили посмотреть, как выглядела самая первая прошивка прошлого X7. Внизу списка находятся эффекты от VIPER. Как и раньше, часть из них бесплатна, часть — стоит аж целых 50 центов за штуку, но для любителей «подкрутить звук» это всё равно интересная опция. Кстати, экран блокировки с полноразмерной обложкой альбома — очень хорош. Ещё одна классная «фишка» плеера — автоматическая загрузка обложек и текстов песен по Wi-Fi.

Часть настроек ожидаемо вынесена в «шторку», открываемую свайпом от верхнего края экрана. Тут находятся переключатели Wi-Fi, Bluetooth, перезагрузка режимов (Android/Pure Music) и ряд других опций.

Естественно, не обошлось и без третьего места с настройками, знакомая почти всем панель настроек Android предлагает и стандартные опции типа часов и языка ввода, и необычные: выбор одного из 7 фильтров, поддерживаемых 9028, баланса каналов и режима производительности. Последний, кстати, является нововведением. Вы можете выбирать между балансным режимом, обеспечивающим лучшее время работы батареи и ускоренным, предназначенным для воспроизведения самых огромных файлов DSD и прочих не особо полезных форматов.

Экран воспроизведения достаточно минималистичен, все расширенные опции скрыты за кнопкой в нижнем правом углу, открывающей меню. Тут можно удалить трек, добавить его в плей-лист, покрутить эквалайзер (традиционно лучше не надо) или посмотреть о нём информацию. Тап по экрану позволяет переключать режимы отображения: обложка альбома, краткая информация о треке, текст песни или симпатичный VU-метр. Малоизвестная фишка — свайп от левого края открывает панель с треками, входящими в текущий список воспроизведения.

В целом прошивка за последние годы была сильно допилена в сторону скорости и стабильности, никаких крупных багов или лагов я не заметил. Конечно, какие-то баги в ней определённо будут, особенно при работе со сторонним ПО, но это плата за «полноценный Android» на борту, альтернативой ему могут быть только жёстко ограниченные функционально прошивки а-ля A&K и theBit.

В режим Android я практически никогда не переключаюсь, но из позитивных изменений стоит отметить интеграцию Google Play и необходимых большинству программ Google Services.

В общем, расписывать функции ПО можно долго, но я не ставлю перед собой цели написать учебник «FiiO X7 Mark II для чайников» — прошивка достаточно простая, так что разобраться с ней можно за пару часов, а я уже и так написал больше 11 000 знаков, но не добрался до основного. Пора двигаться дальше.

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.

Основные «претензии», которые выдвигались к первому поколению FiiO X7 по звуку, были обусловлены штатным усилительным модулем AM1. В компании учли это и укомплектовали плеер балансным AM3A. «Оригинальный» AM3 отличается заметной прожорливостью и шумом с чувствительными наушниками, поэтому в FiiO уменьшили его мощность, успешно снизив влияние обеих проблем. К услугам пользователя по-прежнему весь модельный ряд усилителей компании (включая мой любимый AM2), но тут мы поговорим о стоковой конфигурации. Общая подача X7 по-прежнему нейтральна, но лишена излишней сухости.

Бас данного плеера нейтрален, без попытки акцентирования. Он подаётся без любимой многими накачки, создающей эффект «массы», так что любителям повышенного давления в области низа (звучит как эвфемизм) нейтральный AM3A не подойдёт, да и в целом лучше сразу смотреть на другие плееры. Конёк X7 Mark II — достоверность, контроль и текстурность, впрочем, когда необходимо, плеер вполне справляется с доставкой необходимых количеств баса без видимых проблем, говорить о легковесности тут не приходится (разве что по меркам безнадёжно загубивших свой слух и вкус бассхедством). Разумеется, глубокие НЧ также присутствуют и отыгрываются без проблем, эта часть диапазона — заметное улучшение по сравнению с первым поколением X7.

Среднечастотный диапазон также оттюнингован в сторону беспристрастности, плеер старается отыграть всё как есть, без сглаживания или добавления эмоций. С другой стороны, избегает новинка и скатывания в сухую мониторность, балансируя где-то между этими гранями. Конечно, о тотальной беспристрастности DX200 речь не идёт, но X7 Mark II тоже предъявляет высокие требования к материалу, поскольку услышите вы именно то, что записано, и, как и любая правда, это знание не всегда радует. Впрочем, покупать дорогой плеер и слушать на нём плохие записи — в целом идея так себе, но в данном случае для «желающих странного» есть добрый и гуманный модуль AM2A… Что-то я отвлёкся. У X7 Mark II хорошо получается строить воображаемую сцену, она не огромна, но явно не страдает от зажатости, причём это касается и глубины, и ширины. На некоторых треках вокалист выдвигается немного вперёд, что прибавляет подаче эффектности. Если же говорить «в целом», то передача характера инструментов — достоверная, равно как и эмоциональность качественно записанных треков, поэтому на хороших записях плеер звучит очень вовлекающе.

ВЧ-диапазон — ещё одна область кроме глубоких НЧ, где влияние нового ЦАПа (и, возможно, задающих генераторов) особенно заметна. Плеер хорошо справляется с отработкой атак и с разрешением ВЧ-диапазона, протяжённость тоже улучшилась. Затухания чуть смазаны, а общая «слоистость» ВЧ отстаёт от топовых моделей, но это не сильно заметно без прямого сравнения с чем-то из категории ≥1000 долларов. Тем, кто не любит ВЧ, плеер, естественно, не подойдёт, попыток скрывать что-то или специально смягчать плеер не делает, что в целом идёт на пользу его нейтральной подаче.

Разумеется, не обойдётся этот обзор без сравнений. В этот раз я ограничусь только моделями на Android и только теми, что у меня есть в наличии, писать подобные разделы «по памяти» — занятие малоперспективное.

FiiO X7 первого поколения. Разумеется, это первое и главное сравнение. Сопоставлял я эти плееры на одинаковых усилителях, используя для этого AM2 и AM3A. Сразу могу сказать, что разница не огромна, но чётко слышна. Второе поколение лучше прорабатывает НЧ, особенно нижние регистры, у Mark II лучше скорость и передача текстур. Также заметно лучше звучат ВЧ — улучшились и атаки, и протяжённость. В целом если вы уже владеете плеером первого поколения, кидаться срочно его апгрейдить — смысла нет, обновление тут всё-таки эволюционное, а не революционное. Если же вы только присматриваетесь к флагманам FiiO, то тут я советую всё-таки переплатить за Mk2, суммарно прирост в звуке и масса приятных улучшений в железе стоят этого.

FiiO X5-3. Как я уже писал выше, младшая модель, пожалуй, выглядит эффектней, да и более карманный форм-фактор говорит в её пользу. Если же сравнивать звук, налицо будут различные подходы к построению звучания. «Пятёрка» играет более слитно, с приятным налётом темноты и сглаженными, комфортными ВЧ. «Семёрка» же, как и подобает флагману, не пытается ничего изменить в подаче, а, наоборот, стремится отыграть понейтральней, как бы убрав саму себя из конечного результата.

iBasso DX200. Сравнивался на AMP1. Естественно, DX200 играет лучше — более хлёсткий бас, более проработанные ВЧ, разница не огромна, но она есть. С другой стороны, стоит отметить, что DX200 ещё критичней к качеству записей, крупней по размерам (для меня X7 ещё входит в разряд карманных устройств, а DX200 уже нет), да и стоит дороже. Так что выбирать надо исходя из того, является ли для вас звучание главным, и насколько качественный материал вы слушаете.

Совместимость

Запаса мощности AM3A хватит для подавляющего большинства разумных применений. Но именно в этом и состоит достоинство модульной конструкции, чего бы вы ни пожелали — огромной мощности или, наоборот, чего-то слабого, но долгоиграющего — вы можете это получить. Поэтому плеер можно адаптировать под практически любую модель наушников.

Стилистически новая семёрка вполне универсальна, при условии, конечно, что владелец предпочитает именно нейтральную подачу. В целом с плеерами подобного уровня желаемую окрашенность звука лучше получать с помощью наушников. К качеству записи плеер достаточно критичен, где-то на 8 из 10.

Традиционные треки-примеры

Dolores O’Riordan — Human Spirit. Прекрасная певица со сложнопроизносимой фамилией знакома нам в первую очередь как исполнительница хита «Zombie». Сольная карьера Долорес раскрывает её более лиричную сторону, причём, как это часто бывает у экс-рок-исполнительниц, трек достаточно сдержан по форме, но по сути эта сдержанность скрывает тонкую эмоциональную игру, которую способен раскрыть только техничный источник типа X7-2.

Green Day — Wake Me Up When September Ends. Как и сказано в названии, сентябрь закончился, и пора проснуться. Проснуться и отдать должное легенде поп-панка. Пожалуй, со времён расцвета Билли Айдола не было коллектива, так убедительно смешивающего бунтарство панка с эффектностью поп-музыки. Green Day выверены в каждом шаге, начиная с пафосного слезогонного клипа и заканчивая безупречным качеством записи. Именно последний фактор и позволил мне взять этот трек в подборку, флагман от FiiO отыгрывает его энергично, заставляя просто-таки погрузиться в трек.

Diane Coffee — Poor Man Dan. Ну и, пожалуй, ещё один поп-трек, на этот раз — очень интересный вариант калифорнийского попа, полного психоделических эффектов, местами в нём даже звучит что-то от классической Abbey Road. За простоватой внешностью скрывается очень плотная и насыщенная мелодия, расслушать которую целиком и помогает герой сегодняшнего обзора.

Выводы

Очень часто в обзорах продукции FiiO напрашиваются параллели с Apple. Обе компании явно входят в число лидеров своего рыночного сегмента как по продажам, так и по уровню решений. Обе компании подвергаются активной, но зачастую неадекватной критике, что, впрочем, не мешает им ставить рекорд за рекордом. Обе компании стараются развивать свою линейку эволюционно, что им вполне удаётся. Возвращаясь конкретно к X7 Mark II — очередной раз мы имеем одного из самых сильных игроков своего сегмента, не лишённого недостатков, но с лихвой компенсирующего их достоинствами.

В последнее время плеерам класса Hi-Fi всё труднее поднимать планку качественного звука — она упирается в потолок существующих технологий, которые в этой области не меняются уже добрый десяток лет. Вот и приходится делать ставку на новые функции и инновации, которые выделят новинку на общем фоне. Компания FiiO это понимает, потому выпустила флагманскую модель X7, основной «фишкой» которой стала модульная конструкция со сменными усилителями. Недавно плеер сменил ревизию, однако основная идея осталась прежней. Как же звучит обновлённый флагман FiiO X7-II? Давайте выясним.

Технические характеристики FiiO X7-II

Упаковка и комплектация

В этот раз к оформлению коробки FiiO подошли со всей серьёзностью: чёрная суперобложка с минимумом полиграфии скрывает такой же чёрный защитный кейс из плотного картона.

В его верхней секции лежит сам плеер, а под ним в отдельные коробочки упакованы кабель для зарядки, коаксиальный переходник, специальная отвёртка, позволяющая менять усилительные модули и традиционный комплимент от фирмы: два чехла, силиконовый и кожаный с красной прострочкой. Помимо них, есть ещё «скрепка» для microSD-лотков, запасные винты, накладка для установки разных усилительных модулей и всевозможная документация.

Внешний вид

FiiO X7-II стал эволюционным обновлением прошлого флагмана, а потому унаследовал от него многие черты: цельнометаллический корпус, большой сенсорный экран и «подбородок» съёмного усилителя, который акцентирован светящейся горизонтальной полосой. Ко всему этому плеер получил колесо регулировки громкости и кнопки управления треками, которые роднят его с новым FiiO X5-III.

Сверху находятся кнопка включения и совмещённый линейный/коаксиальный/оптический выход. На нижнем торце расположены 3,5-мм и 2,5-мм балансный выходы на наушники, а также разъём micro-USB.

Левая грань отведена под колесо регулировки громкости, кнопки пуска/паузы и перемотки. Справа разместились два слота под карты памяти microSD с металлическими лотками. В нижней части по бокам разнесены болты для фиксации сменных усилителей. Они утоплены в корпус для надёжности и выкручиваются комплектной отвёрткой.

Эргономика

Габариты FiiO X7-II существенно больше, чем у X5 третьей ревизии. За это, прежде всего, в ответе крупный отступ усилительного модуля, из-за которого плеер получился вытянутым в длину. Тем не менее он вмещается в карман куртки, пускай и отягощает её 212 граммами веса. В любом случае, к таким размерам можно привыкнуть, особенно если учесть удобное расположение всех элементов управления. Колесо регулировки громкости ложится аккурат под большой палец левой руки, кнопки управления треками легко нащупываются вслепую, а до любого места на экране несложно дотянуться.

По части ПО новая модель практически идентична FiiO X5-III. Плеер так же работает под управлением Android 5.1.1 с фирменным приложением FiiO Music, которое по умолчанию заменяет оболочку. В нём предусмотрены музыкальный плеер и все необходимые настройки.

«Шапка» главного экрана отображает проигрываемый трек с обложкой, а ниже расположено меню с тремя настраиваемыми пунктами, которые можно выбирать в настройках — для этого нужно сделать свайп влево от главного экрана.

Интерфейс проигрывателя интуитивно понятный и не требует привыкания.

В FiiO Music есть встроенный эквалайзер с несколькими готовыми пресетами. На наш взгляд, данная функция влияет на достоверность звучания, поскольку искажает фазу сигнала — но это вопрос вкуса.

Также есть пробная версия эквалайзера Viper с различными эффектами.

У шторки привычный для Android вид, но непривычное наполнение — в неё вынесены самые важные функции плеера: параметры USB (режим накопителя или USB-ЦАП), линейного выхода и цифрового фильтра.

Встроенный в плеер ЦАП поддерживает семь режимов цифровой фильтрации, и все они реализованы в фирменной прошивке. В зависимости от выбранного режима меняются линейность АЧХ и переходная характеристика, что позволяет менять характер звука — делать его более резким и детальным, либо более объёмным и мягким.

Также из шторки можно переключиться в полноценный Android-режим.

Плеер достаточно долго загружается при включении, однако в остальном претензий к быстродействию не возникает. За это стоит благодарить 2 ГБ ОЗУ, которые обеспечивают быструю и плавную работу операционной системы.

Аппаратная часть FiiO X7-II базируется на ESS 9028 PRO — флагманском ЦАП от Sabre, который обычно встречается в стационарных устройствах. В комплекте идёт сменный усилительный модуль AM3a, способный выдать до 400 мВт на 32-Омную нагрузку с балансного выхода. Помимо мощности усилитель впечатляет выходным импедансом менее 1,2 Ом и низким уровнем шума, так что по части наушников плеер максимально универсален — хорошо справляется как с чувствительной арматурой, так и с не самыми тугими полноразмерными мониторами. Однако, поскольку это всё ещё портативный источник, разумнее всего использовать с ним качественные внутриканальные наушники. В нашем случае это были арматурные Etymotic HF-5 и Audio-Technica ATH-IM02.

Звучание флагмана FiiO соответствует его позиционированию — рафинированная и техничная подача, которая не пытается завлечь избытком эмоций или напускной брутальностью. Однако он не скатывается в беспристрастную сухость, а играет мощно, ударно и динамично. Благодаря такому сочетанию качеств устройство превосходно справляется с самыми разными жанрами. Вот вы наслаждаетесь протяжными и утончёнными партиями Эрика Трюффаза на трубе, затем трясёте шевелюрой под бодрый поп-панк «Chunk! No, Captain Chunk!», а после этого смакуете громоподобные раскаты Ганса Циммера и зубодробительные пассажи «Motionless in White» — X7-II везде звучит без грязи или напряжения, отрабатывая материал до капли. Для максимальной универсальности советуем выбрать режим цифрового фильтра «Fast roll off minimum phase» — с ним плеер демонстрирует лучшую отработку атак и затуханий, что особенно важно в быстрой музыке с большим количеством инструментов.

Бас отлично читается вглубь и присутствует в достаточном количестве. При этом он не выделен на общем фоне и не привлекает к себе лишнего внимания. Ему немного не хватает агрессии на атаках, поэтому в тяжёлой музыке иногда возникает ощущение чрезмерной сглаженности низких частот. Однако эта особенность не настолько выражена, чтобы казаться проблемой, и, скорее, предстаёт частью рафинированного характера плеера. В остальном, НЧ достаточно плотные, тугие и создают мощный музыкальный фундамент. Инструменты нижнего регистра звучат максимально достоверно — удары в большой барабан ощущаются мощными и телесными, контрабас звучит очень глубоко и с приятной теплотой. Хотите прочувствовать потенциал плеера по части баса — включите альбом «Linkin Park — Hybrid Theory» и наслаждайтесь размашистыми переходами и динамикой низких частот.

Середина превосходна — гладкая, детальная и без недостачи в эмоциях. Гитарные рифы звучат с драйвом и энергией, голоса солистов выражены, бэк-вокал хорошо читается. Также отмечаешь, насколько масштабно и объёмно звучат композиции, причём это заметно даже в плохо сведённом металле. Пространство проработано как в ширину, так и в глубину, поэтому инструменты отчётливо локализованы: барабаны на заднем плане, гитары и клавишные по бокам, а в центре всего этого мощный, глубокий вокал с отличной проработкой тембров.

Однако главное отличие FiiO X7-II от среднебюджетных плееров — подача высокочастотного диапазона. ВЧ здесь лишены налёта синтетики, который можно заметить в том же FiiO X5-III. Верхние духовые звучат естественно и без лишней скандальности, перкуссия передаётся в мельчайших подробностях, а у тарелок плотный импульс на ударе и естественные послезвучия. При этом на сложной музыке высокие частоты не теряют в разборчивости и не сливаются в однородное месиво.

Автономность

Разумеется, у хорошего звука есть обратная сторона, и в случае с FiiO X7-II это высокое энергопотребление. Встроенный аккумулятор имеет приличную ёмкость в 3800 мАч, однако топовый ЦАП и мощный усилительный каскад разряжают аппарат за восемь часов воспроизведения музыки в паре с Audio-Technica ATH-IM02. При таком раскладе отрадно, что плеер поддерживает технологию быстрой зарядки QC3.0, с которой на полное восполнение энергии уйдёт всего 90 минут.

Итоги

FiiO X7-II — флагман во всех смыслах. В его распоряжении как интересные «фишки» — например, модульная конструкция, так и практически бескомпромиссный звук. Разумеется, всё это требует издержек, поэтому плеер не может похвастаться компактностью и выдающейся автономностью. Однако эмоции, которые он дарит при прослушивании, того стоят — были бы деньги.

Плюсы:

  • продуманная эргономика;
  • быстрая и функциональная прошивка;
  • рафинированный, высококлассный звук;
  • поддержка быстрой зарядки.

Минусы:

  • приличный вес.

Автор текста: Артём Багдасаров

Фото устройства: Дарья Голубович

Обращаем ваше внимание, что первые обзоры плеера FiiO X7 в сети содержат устаревшую информацию, с претензиями к прошивке 1.x, тогда как наш обзор основан на значительно более поздней прошивке 2.0. Многие замечания в первых обзорах плеера потеряли свою актуальность. Так, светодиодную синюю подсветку теперь можно настроить или вовсе отключить, а магазин приложений Google Play был добавлен в прошивку и прекрасно работает. Ранее высказывались сомнения, увидим ли мы опциональные усилительные модули. К счастью, модули уже поступают в продажу, и в данной статье мы специально подробно разберем один из таких усилителей, модель AM2.

FiiO X7 — это аудиофильский портативный плеер с поддержкой Hi-Res-форматов звука DSD и PCM 384/32. Это флагманская модель производителя, в которой инженерам удалось развернуться без оглядки на себестоимость и воплотить массу выдающихся возможностей.

Технические характеристики плеера FiiO X7

Страничка продукта на официальном русскоязычном сайте FiiO: fiio.net.ru/products/x7

Название FiiO X7 ОС кастомный Android 4.4.4
SoC RK3188 Ядер 4
Частота 1,4 ГГц ЦАП ES9018S для стационарных устройств
Ввод букв и цифр виртуальная клавиатура Управление сенсорный экран + аппаратные кнопки
Особые функции режимы Android и Pure Music, симметрично расположенные назначаемые кнопки, сменные опциональные модули наушникового усилителя, режим USB ЦАП (звуковая карта), подключение док-станции и др. Графический интерфейс Android 4.4.4 / ПО FiiO Music
Средняя цена T-13105749
Подключение
Wi-Fi 2,4 ГГц IEEE802.11b/g/n Bluetooth V4.0 + EDR
USB Micro USB2.0
Экран
Размер 3,97 дюйма Кол-во цветов 16,7 млн
Тип экрана IPS TFT Углы 178°
Разрешение 480×800 Плотность 233 ppi
Мультитач 5 одновременных касаний
Сенсоры
Освещенность да NFC нет
Акселерометр да
Память
ОЗУ 1 ГБ Набортная флэш-память 32 ГБ
Доп. разъем для карт памяти microSD Доступная часть флэш-памяти 27 ГБ
Максимальный объем внешней карты 128 ГБ
Кнопки и порты
Кнопки 6 по бокам + сенсорный экран Переназначение да (следующий, предыдущий, громкость + и −)
Наушниковый выход 3,5 мм TRRS (поддержка проводного пульта ДУ) Балансный выход да, докупается отдельно
Линейный выход / S/PDIF 3,5 мм TRRS совмещенный USB-разъем Micro-USB 2.0 (подзарядка / обмен данными / док-станция / USB ЦАП)
Общие
Цвет титан Размеры 130×64×16,6 мм
Вес 220 г Регулятор громкости 120 шагов, кнопками +/−
Рекомендуемая нагрузка 16–300 Ом (зависит от подключенного модуля усилителя) Эквалайзер 10-полосный ±6 дБ, 8 готовых пресетов + пользовательский (в будущем появится эквалайзер с произвольной кривой АЧХ, рисуемой пальцем по экрану)
Bass Boost нет Регулятор тембра нет
Баланс каналов макс. регулировка 10 дБ Усиление низкое / высокое
USB ЦАП (режим звуковой карты) до 384 кГц 32 бит + поддержка DSD (нужен отдельный драйвер)
Питание
USB БП для подзарядки рекомендуется 5 В 2 А Батарея внутренняя, 3500 мА·ч, Li-Pol
Индикация зарядки ЖК-дисплей и светодиод Индикатор состояния батареи да (точный, в %%)
Время подзарядки ≤4,5 ч через USB 5 В 2 А
Время работы от батареи (при половине громкости и наушниках 27 Ом)
Усилительный модуль AM1: ≥9 ч
Усилительный модуль AM2: ≥8 ч
Усилительный модуль AM5: ≥6 ч
Усилительный модуль AM3: ≥6 ч
Поддержка форматов файлов
Сжатие без потерь (Lossless): DSD: DSD64/128 (.ISO, .DSF, .DFF)
DXD: 352.8K
APE Fast/High/Normal: 384 кГц/24 бит
APE Extra High: 192 кГц/24 бит
APE Insane: 48 кГц/24 бит
Apple Lossless: 384 кГц/24 бит
AIFF: 384 кГц/24 бит
FLAC: 384 кГц/24 бит
WAV: 384 кГц/64 бит
WMA Lossless: 96 кГц/24 бит
Сжатие с потерями (Lossy): MP2, MP3, AAC, ALAC, WMA, OGG

Назовем три вещи, которые, на наш взгляд, делают FiiO X7 интересным любителям качественного звука:

  1. Дорогая полная версия ESS Sabre 32 ES9018S, а не мобильная 2M. Это самый дорогой чип на сегодняшний день, его цена в 10 раз выше стоимости топовых чипов других производителей.
  2. Сменные модули усилителя для наушников, сильно меняющие звучание и мощность.
  3. Конкурентоспособная цена за такой звук, без переплаты за традиционные атрибуты аппаратуры класса Hi-End (редкие породы древесины, кевлар, инкрустация, драгоценные металлы).

Производитель приводит подробные технические характеристики для линейного выхода и каждой из моделей усилительных модулей. Поскольку у плеера выведен и чистый линейный выход, владелец может подключить любой внешний портативный или стационарный наушниковый усилитель. Однако родные усилители стоят не так уж дорого, выполнены на высочайшем уровне и заслуживают самого пристального внимания.

Характеристики линейного выхода
КГ+шум Сигнал/шум ≥115 дБА
АЧХ 10 Гц – 62 кГц (−3 дБ) Динамический диапазон >115 дБ
Разделение каналов >100 дБ (10 кОм/1 кГц) Выходное напряжение >1,4 ВRMS (10 кОм/1 кГц)
Характеристики наушникового выхода
Усилительный модуль AM1 (маломощный для чувствительных наушников и вкладышей IEM; amp+buffer OPA1612 + AD8397, напряжение питания ±3,1 В, программная регулировка уровня)
Мощность 1 >100 мВт (32 Ом/1 кГц) Выходной импеданс
Мощность 2 >200 мВт (16 Ом/1 кГц) Разделение каналов >73 дБ (32 Ом/1 кГц)
Мощность 3 >10 мВт (300 Ом/1 кГц) КГ+шум
АЧХ 10 Гц – 76 кГц (−3 дБ) Размах напряжения >5,2 ВP-P
Сигнал/шум ≥115 дБА Максимальный ток >250 мА
Нагрузка 16 – 100 Ом (рекомендовано)
Усилительный модуль AM2 (средней мощности; amp+buffer MUSES02 + BUF634, напряжение питания ±7,5/5,3 В, аппаратная регулировка уровня)
Мощность 1 >300 мВт (32 Ом/1 кГц) Выходной импеданс
Мощность 2 >350 мВт (16 Ом/1 кГц) Разделение каналов >72 дБ (32 Ом/1 кГц)
Мощность 3 >30 мВт (300 Ом/1 кГц) КГ+шум
АЧХ 10 Гц – 51 кГц (−3 дБ) Размах напряжения >8,8 ВP-P
Сигнал/шум ≥118 дБА Максимальный ток >250 мА
Нагрузка 16 – 150 Ом (рекомендовано)
Усилительный модуль AM5 (высокой мощности; amp+buffer MUSES02 + TPA6120A2, напряжение питания ±9/5,3 В, аппаратная регулировка уровня)
Мощность 1 >500 мВт (32 Ом/1 кГц) Выходной импеданс
Мощность 2 >800 мВт (16 Ом/1 кГц) Разделение каналов >72 дБ (32 Ом/1 кГц)
Мощность 3 >55 мВт (300 Ом/1 кГц) КГ+шум
АЧХ 9 Гц – 84 кГц (−3 дБ) Размах напряжения >11 ВP-P
Сигнал/шум ≥120 дБА Максимальный ток >250 мА
Нагрузка 16 – 300 Ом (рекомендовано)
Усилительный модуль AM3 (обычный + балансный выход; amp+buffer 6×OPA1622, напряжение питания ±5 В, программная регулировка уровня)
разъем 3,5 мм для наушников
Мощность 1 >250 мВт (16 Ом/1 кГц) Выходной импеданс
Мощность 2 >190 мВт (32 Ом/1 кГц) Разделение каналов ≥72 дБА
Мощность 3 >25 мВт (300 Ом/1 кГц) КГ+шум
АЧХ 5 Гц – 83 кГц (−3 дБ) Размах напряжения >7 ВP-P
Сигнал/шум ≥115 дБА Максимальный ток >80 мА
Нагрузка 16 – 150 Ом (рекомендовано)
балансный разъем 2,5 мм TRRS для наушников
Мощность 1 >420 мВт (16 Ом/1 кГц) Выходной импеданс
Мощность 2 >540 мВт (32 Ом/1 кГц) Разделение каналов >100 дБ (32 Ом/1 кГц)
Мощность 3 >70 мВт (300 Ом/1 кГц) КГ+шум
АЧХ 5 Гц – 83 кГц (−3 дБ) Размах напряжения >11 ВP-P
Сигнал/шум ≥115 дБА Максимальный ток >160 мА
Нагрузка 16 – 300 Ом (рекомендовано)

Почему нельзя было сделать один единственный универсальный усилитель на наушники? Требования к усилителям для разного типа нагрузки полностью противоположны. В одном случае требуется высокий ток, в другом — большой размах напряжения. В стационарном устройстве можно сделать все характеристики с запасом или даже поставить пару разных выходов. В мобильной технике нет смысла просаживать батарею плеера или применять разные комплектующие под высокое напряжение, если у пользователя всегда будет подключена только низкоомная нагрузка с высокой чувствительностью.

Усилительный модуль AM1 идет в обычном комплекте с плеером. Его назначение — массовые низкоомные наушники и вкладыши. Более универсальный и мощный модуль AM2 рассчитан практически на любые наушники. AM3 и AM5 сделаны специально для аудиофильских, самых низкочувствительных наушников, а также для возможности балансного подключения. (Цифра 4 у азиатов традиционно пропущена, так как это аналог цифры 13 в западном мире.) Отвертка типа Т и запасные болтики идут в комплекте с плеером. Усилитель можно заменять и при включенном плеере, но производитель все таки советует отключать питание.

Почему бы просто не подключать мобильный ЦАП к смартфону? Тот же FiiO E18 прекрасно работает с Android-смартфонами. Однако при этом не получится просто так прослушать Native DSD и PCM 384 кГц, да и большую коллекцию записей хранить на телефоне непрактично — там обычно занимают много места программы, фотографии, видео. Кроме того, никакой смартфон не умеет работать в режиме звуковой карты при подключении к компьютеру. Но особенно в мобильном использовании раздражают соединительные провода. По опыту автора, FiiO E18 при тряске теряется телефоном из-за дребезга контактов, так что требует довольно аккуратного ношения. В то же время FiiO X7 сделан монолитным, даже сменные усилители фиксируются на стальных болтах. Никаких проблем от тряски, никаких ломких проводов и выскакивающих разъемов.

Что касается дизайна — упор здесь сделан на практичность. По сравнению с конкурентами плеер довольно тонкий, не громоздкий, прекрасно лежит в руке.

И конечно, сенсорный IPS-экран с красивыми обложками альбомов — это привычный современный уровень взаимодействия с пользователем, простой и интуитивный. FiiO X7 объединяет эргономику смартфонов и качество звука аудиофильских плееров (обычно допотопного вида и большого размера). Разрешение экранчика — 480×800 при диагонали 4″, что рекорд для плееров, но несопоставимо с современными смартфонами. Таким образом, фильмы и клипы лучше по-прежнему смотреть на экране смартфона или планшета, а плеер оставить только для высококачественного прослушивания музыки.

Указано, что экранчик выполнен из закаленного стекла (tempered glass). Для защиты от грязи и царапин в комплекте есть наклейки на экран. Одна из них приклеена на экран заранее.

Под экраном расположена полоса синей подсветки, которая может гореть либо красиво пульсировать. Главное ее функциональное предназначение — индицировать процесс подзарядки и правильность установки в док-станцию FiiO K5.

Плеер имеет сенсорный экран и основан на Android 4.4.4. Операционная система сразу выделяет его как среди прочих моделей FiiO, так и среди большинства конкурентов. (Тесты производительности плеера в AnTuTu Benchmark — это главная часть каждого обзора данного плеера в интернете. Мы же попробуем сосредоточиться на действительно важном для пользователей этого устройства.)

Какие плюсы дает Android? Стабильную работу, низкое энергопотребление, хороший перевод на национальные языки, Wi-Fi, Bluetooth, доступ к огромному числу музыкальных приложений и сервисов в Google Play, начиная от лицензионного Play Music, Sound Cloud, Youtube и заканчивая безумно популярными в Азии местными ресурсами с интерфейсом на китайском (где, насколько мы поняли, самая важная функция — плывущие иероглифы для пения караоке).

При этом не отменяется возможность закачки любых файлов пользователя в память устройства и на сменные карты microSD. Для DSD поддерживаются образы *.iso. Но никто не заставляет слушать на Hi-Res-плеере только форматы высокого разрешения. 99% музыки остается в 16 бит 44 кГц, и именно в этом формате плеер дает прекрасное звучание. Предпочтительнее форматы сжатия без потерь, но и MP3 играются прекрасно. Скажем так: FiiO X7 воспроизводит MP3 на порядок качественнее, чем потуги какого-нибудь типичного смартфона проиграть FLAC или Hi-Res.

Ну а оставшийся 1% музыки высокого разрешения плееру также по плечу. В отличие от тех же Android-смартфонов, аппаратная начинка здесь имеет специальный чип, отвечающий за DSD и 384/32, и специальный музыкальный плеер. Такой подход позволяет напрямую передавать музыку на высококачественный преобразователь ES9018S, а также управлять громкостью, не трогая сами данные. Изменять громкость Native DSD-потока программно в плеере невозможно физически. По поводу регулировки громкости в инструкции есть фраза «via analog-domain controller», но скорее всего, регулировка идет средствами цифрового регулятора внутри ЦАП ESS.

Плеер имеет два режима работы: Android и Pure Music (в русском варианте «Только музыка»). При выборе этого режима плеер перезагружается и сразу запускает FiiO Music. Из приложения нельзя выйти и нельзя запустить другие Android-программы. Мы не обнаружили никакой разницы по звуку между двумя этими режимами. Вероятно, Pure Music будет полезен для исключения запуска любых фоновых задач Android и для экономии батареи.

Эквалайзер в родном плеере FiiO Music сделан хорошо. Есть возможность отрегулировать самые низкие частоты. Согласно заявлению производителя, в будущих прошивках появится режим произвольной кривой АЧХ.

Мы установили несколько музыкальных приложений. Проблем с совместимостью или с удобством не возникло. Все программы работают точно так же, как на телефоне с Android. Если у пользователя есть лицензионные покупки музыки в Play Music, то они будут подгружаться на плеер и видеться точно так же, как в телефоне.

У нас устанавливались любые программы из Play Market, но пользователи пишут, что не все приложения общего назначения любят невысокое разрешение экрана 480×800. С другой стороны, для интернета и прочего всегда есть телефон и планшет.

Те программы, что устанавливаются, работают точно так же, как на телефонах. 4-ядерного чипа с ядрами Cortex-A9 и графическим процессором Mali-400 MP4 с запасом хватает даже в графических приложениях.

Емкой (3500 мА·ч) несменной батареи плеера должно хватать более чем на 9 часов непрерывного воспроизведения музыки на достаточной громкости. При установке более мощных модулей усилителя и применении низкочувствительных наушников время будет уменьшаться. Однако никто не мешает в стационарных условиях слушать плеер на подзарядке. Производитель специально оговаривает, что схема питания при 2-амперном адаптере обеспечивает одновременную подзарядку батареи и полноценную работу усилителя.

Звучание с низкоомными вставными наушниками хорошее, высококачественное. Однако штатный усилительный модуль AM1, на наш взгляд, не раскрывает возможностей плеера. Стереопанорама хорошая, все частоты на месте, но звук слишком мягкий. Ему недостает драйва даже при подключении вставных IEM-наушников с низким импедансом. Возможно, именно с этим связаны жалобы на ES9018: звук чистый, но синтетический. Хорошо, что мы взяли на тестирование опциональный усилитель AM2. Он основан совсем на другой начинке и кардинально меняет звук.

Интереснейшая особенность плеера — ЦАП ES9018S, который разработан для стационарной аппаратуры. На сегодня этот преобразователь обладает рекордными показателями сигнал/шум (135 дБ) и искажений (КГ+шум = −120 дБ), но из-за дороговизны и сложности цифровой части он обычно встречается только в дорогих устройствах. Конечно, высокие цифры спецификаций лишь очень косвенно говорят о качестве. Но важна сама идея: производитель решил поставить в устройство лучшее из имеющегося, чтобы выделиться среди прочих плееров.

После ЦАП в плеере стоят 2 преобразователя ток/напряжение OPA1612 и фильтр OPA1612.

В модуле AM1 используется усилитель напряжения OPA1612 и токовый буфер AD8397.

На наш взгляд, модуль AM2 получился гораздо интереснее. Он основан на аудиофильских ОУ Muses02 и токовом буфере BUF634.

По объективным параметрам разница вроде бы небольшая, в основном по максимальной мощности. Но звук у наушниковых усилителей получается очень разным.

Если бы существовали надежные методики измерения атаки, стереопанорамы, детальности, реверберации и прочего, то мы бы увидели различие по этим показателям качества. Пока же этого нет, мы можем только проводить экспертизу, подключая различные наушники и слушая музыку.

С модулем AM2 в любых наушниках, и во вставных, и в полноразмерных, звук нам показался более предпочтительным. Мы сравнили звучание со всеми имеющимися у нас звуковыми устройствами разных ценовых категорий. Связка FiiO X7 + AM2 выступает очень конкурентоспособно и выдает звук, по качеству сравнимый с дорогими стационарными ЦАП и усилителями для наушников. Для мобильных устройств это серьезная заявка на лидерство.

В чем главное отличие дорогой качественной аппаратуры от массовой — так это в получении удовольствия от процесса прослушивания музыки. Массовая аппаратура просто сообщает слушателю ритм, гармонию, слова композиции. На этом всё. Качественная аппаратура не просто имеет ровную АЧХ или запредельное соотношение сигнал/шум. Дело не в этом. Правильная аппаратура передает все детали исполнения, стереопанораму, какие-то подробности и эффекты, дополняющие звуковую картину. В итоге это позволяет слушателю находиться в центре музыки, получать подлинное эстетическое удовольствие от процесса прослушивания. Именно на это направлена битва за качество звука, применение все новых технологических возможностей. Самое интересное, что все новые ЦАП и усилители начинают по-новому играть старые привычные записи 16 бит 44 кГц, раскрывая их грани и удивляя слушателя. Ну и, конечно, поддержка Native DSD, с побитной доставкой данных этого формата в микросхему ЦАП — это неотъемлемый атрибут всех современных устройств.

Наша экспертиза привела нас к выводам, что FiiO X7 — это уже явно не бюджетная и не средняя категория. Это очень высокий уровень качества. Особенно хорошо начинают раскрываться дорогие наушники с низкой чувствительностью, непременно требующие усилителя. Чтобы случайно не спалить чувствительные наушники, в плеере имеется два режима усиления, высокое и низкое. Высокое следует выбирать только при самых проблемных наушниках, требующих большой размах напряжения на выходе. Производитель также заявляет, что в режиме низкого усиления тратится меньше энергии.

Пользуясь случаем, мы подключили новые наушники Audio-Technica ATH-A1000Z. Они играют примерно в стиле знаменитых M50, сбалансированно и детально, но намного дороже и выполнены уже на гораздо более современной базе. Чувствительность у наушников 101 дБ/мВт, импеданс 44 Ом, большая мембрана 53 мм. Наушники A1000Z очень хорошо спелись с FiiO X7 + AM2. Прекрасная связка, очень чистый, напористый детальный звук. Также в тестировании использовались наушники других известных производителей. При импедансе нагрузки 250-300 Ом у AM2 не чувствовалось никаких проблем с динамикой, также не было недостатка громкости. Более мощные усилители AM3 и AM5 рассчитаны, скорее, на экзотические модели наушников с импедансом 600 Ом или с балансным подключением. Конечно, это уже не совсем мобильное использование, такие наушники вряд ли будут использоваться на ходу. Но никто не мешает применять FiiO X7, сидя в кресле в любой комнате или в шезлонге на свежем воздухе. Раньше о таком использовании звуковой аппаратуры речи не шло, но с приходом возможностей меняются и привычки пользователей.

Также есть выбор интерполирующего фильтра — резкий или плавный. Эта опция была добавлена в прошивке 2.0. Плавный спад дает более короткий переходный процесс при резком изменении сигнала. Резкий фильтр дает более ровную АЧХ, но может привести к слышимому цифровому звону. Пользователь в данной ситуации сам решает, какой фильтр предпочесть и какой звук ему нравится больше.

При подключении FiiO X7 к компьютеру по USB возможны два варианта на выбор: режим внешнего хранилища для обмена файлами и режим звуковой карты. На сайте производителя есть драйвера под Windows с поддержкой ASIO.

Диагностика ASIO-драйвера

Device: FiiO ASIO Driver

Задержка регулируется в широких пределах. На качество звука размер буфера не влияет, поэтому можно смело выбрать большой буфер, например 2048 семплов, и забыть о щелчках в звуке даже при использовании маломощного ноутбука. foobar2000 работает с драйвером отлично.

При измерениях в RMAA мы уперлись в возможности измеряющей звуковой карты. Мы намерили соотношение сигнал/шум более 110 дБ и менее 0,0005% искажений, что подтверждает заявленные характеристики. Полностью же очень высокие паспортные параметры проверить можно только на специализированной измерительной аппаратуре.

В ходе нашего подробного тестирования мы выяснили, что FiiO X7 является прекрасным представителем аудиофильских портативных плееров нового поколения. Он объединяет в себе все преимущества специализированных высококачественных музыкальных плееров и все удобства смартфонов на Android.

Но главное в FiiO X7 — это прекрасный звук. Производитель постарался на славу и поставил в плеер лучшую начинку, да еще с возможностью апгрейда и экспериментов. Сразу посоветуем обзавестись модулем AM2, так как он полностью преображает звук плеера, намного лучше раскрывает возможности ЦАП при работе с наушниками. Также отметим, что FiiO X7 легко способен заменить звуковую карту, если требуется только воспроизведение.

Из недостатков можно посетовать на быстро засаливающийся экран, так что управлять лучше боковыми кнопками, и на долгую полную зарядку батареи, около 4 часов, что оправдано применением емкого аккумулятора на 3500 мА·ч.

Благодарим российских представителей компании FiiO
за предоставленные на тестирование плеер FiiO X7 и усилитель FiiO AM2

Редакция благодарит компанию Avero за любезно предоставленный на обзор плеер

Несмотря на сравнительно небольшой опыт в плееростроении (если быть точным, то с 2013 года), FiiO уже успела заработать популярность и плотно застолбить себе место среди более опытных игроков. На данный момент у FiiO уже есть 4 актуальных Hi-Fi плеера, две модели, которые уже сняты с производства и вариант поскромнее M3. Не долго FiiO X5 2nd gen почивал на лаврах флагмана линейки: относительно недавно в продажу поступил новый флагманский плеер X7, о котором ходило порядочно слухов и утечек и который ждали многие любители качественного портативного звука. Некоторые особенности, функции и характеристики были известны до анонса, но FiiO удалось все-таки удивить.

Чем интересен FiiO X7?

FiiO X7 — флагманский плеер компании, в котором FiiO реализовала ряд существенных и действительно важных нововведений. Он оснащен весьма продвинутым ЦАПом ESS SABRE ES9018S, сенсорным дисплеем (впервые в Hi-Fi плеерах компании), ОС Android, что позволяет расширять функциональность, в частности, плеер умеет проигрывать музыку из облачных хранилищ, поддерживает DLNA и так далее (функциональность растет с каждым обновлением). И самая интересная особенность — сменные усилители с удобной модульной конструкцией. Их уже запланировано четыре модели, в комплекте — самая простая модель AM1 для IEMов, будут еще более мощные варианты плюс модель с балансным выходом. Стоит ли упоминать всеядность по форматам? Само собой, поддерживаются DSD64/DSD128 (iso, dsf, dff), DXD: 352.8K, APE, ALAC, AIFF, FLAC, WAV, WMA LOSSLESS и пожатые форматы.

Что в коробке?

Упаковка чуть изменилась по сравнению с прошлыми моделями, стала больше похожа на смартфонную. На внешней обложке изображен сам плеер и, само собой, обозначение поддержки DSD 384/32. Внутри — еще одна черная коробка с логотипом FiiO:

Под крышкой красуется сам плеер, все остальное содержимое — на этаж ниже, в коробке поменьше. А именно: всяческие полезные бумажки, MicroUSB-кабель, переходник на коаксиальный выход, 2 дополнительные защитные пленки на экран (плюс одна наклеена сразу), прозрачный пластиковый защитный бампер на плеер (вместо силиконовых в прошлых моделях), отвертка для смены усилителей и запасные винтики. В нашем экземпляре их в комплекте уже не было, более того, те, которыми закреплен усилитель уже порядочно расковыряли до нас, так что я — далеко не первый пользователь данного экземпляра.

Симпатично ли выглядит?

Приятно радует то, что несмотря на эксперименты с дизайном, компоновкой и органами управления, компания по-прежнему использует металл. Это касается и X7. Плеер выглядит как увесистый угловатый металлический брусок размером со смартфон (если не учитывать большую толщину). Большую часть передней панели занимает сенсорный 3.97-дюймовый экран под защитным стеклом. Под ним — логотип FiiO и большой светодиодный индикатор вдоль почти всей нижней грани, на стыке с усилителем. Смотрится стильно.

Еще один крайне положительный момент (особенно важный в моем случае) — наличие аппаратных кнопок управления. На правой грани плеера — воспроизведение/пауза и спаренная качелька для переключения треков:

Наверх вынесен линейный выход, он же коаксиальный. Переключается в настройках:

Слева — аналогичные по расположению и форме кнопки: отдельная для питания и блокировки экрана и качелька регулировки громкости. Чуть ниже на этой же грани расположен единственный разъем для MicroSD объемом до 128 ГБ (в X5 2nd gen их два):

Разъем для наушников и MicroUSB расположились на нижней грани. Вполне логичное расположение, особенно если учесть, что FiiO уже выпустила универсальную док-станцию K5 для своих плееров. Все они подключаются по MicroUSB, так что стоит ожидать, что в обозримом будущем его расположение в новых моделях не изменится:

«Спинка» металлическая, что и так понятно, все-таки корпус монолитен. Сзади — еще одно лого и техническая информация. На усилителе указано, что это — AM1 для IEM-ов:

Любопытство очень склоняло все-таки попробовать отковырять винты с раздолбанными шлицами и снять усилитель, но фактор чужой вещи взял верх, тем более, что пока дополнительных нет (у нас) и менять не на что. Стоит отдать должное FiiO за удобную модульную конструкцию сменных усилителей, отличное решение. Смена усилителей — не новость на рынке, но для тех же HIFIman усилители поставляются в виде «голой» платы и для установки потребуется разобрать корпус:

Силиконовые чехлы значительно приятнее и удобнее, чем пластиковый бампер, но его использование в данном случае продиктовано большим сенсорным экраном. Силиконовый держался бы очень хлипко и слетал при погружении/извлечении из кармана. Вот так выглядит плеер в бампере:

Отличное качество сборки у FiiO — это уже традиция, X7 собран великолепно, корпус сделан из одного куска металла, а то немногое, что выступает наружу, подогнано идеально. Плеер смотрится очень стильно, добротно и солидно, я не нашел к чему придраться.

Насколько удобно пользоваться?

О компоновке кнопок уже написано выше, осталось добавить, что они также сделаны из металла, достаточно большие и достаточно выступают за пределы корпуса, так что переключать треки и регулировать громкость в кармане не составляет труда, что в моем случае крайне важно: 90% времени плеер используется в дороге и вынимать его из кармана каждый раз было бы очень печально. В дальнейших обновлениях прошивки обещают возможность переназначить кнопки-качельки. Теперь что касается интерфейса и вот этого вот всего. Я крайне скептически отношусь к использованию Android, iOS или какой-либо другой ОС в Hi-Fi плеерах. Главное — качественный звук, физические кнопки управления и автономность (а она явно страдает от большого сенсорного дисплея и Android).

С другой стороны, в этом есть и свои плюсы в виде дополнительной функциональности, которая растет с каждым обновлением. Плеер работает на ОС Android 4.4.4 KitKat с существенно кастомизированным интерфейсом. Функционирует это благодаря 4-ядерному процессору Rockchip RK3188 и 1 ГБ оперативной памяти. Есть 32 ГБ встроенной, из которой доступно около 27 ГБ. Начиная с прошивки 1.5 появился Google Play, так что можно устанавливать приложения и игры, хотя не уверен, что многим это понадобится, но такая возможность есть. Вместе с версией 1.8 появилась очень полезная и традиционная для плееров функция USB ЦАПа. Из прочего — возможность играть из облака (того же Dropbox, к примеру), поддержка DLNA. Плюс беспроводные интерфейсы позволят при необходимости подключить портативную Bluetooth-акустику (пригодится при выездах куда-нибудь), Bluetooth-гарнитуру (хотя это — кощунство) и лить музыку не подключая плеер по кабелю. Интерфейс Android 4.4.4 довольно привычен, но дополнен собственным плеером FiiO Music. Рабочий стол и настройки выглядят стандартно по-андроидовски:

Но есть одна крайне полезная возможность: при включении запускать «обрубленный» вариант, только фирменный плеер FiiO Music и больше ничего лишнего. Он довольно грамотно и удобно проработан, имеет все необходимые функции, начиная от отображения обложек и данных об аудиофайлах, режимов воспроизведения,серфинга и воспроизведения по разным папкам и заканчивая графическим эквалайзером, воспроизведением без пауз (Gapless), с последнего трека и работой с плейлистами. В этом режиме плеер и использовался практически все время (перегружался в полноценный Android только для скриншотов в обзор). Единственный минус — по-прежнему нет поддержки кириллицы в тегах, отображаются иероглифы. Интерфейс плеера:

Как звучит?

Переходим к самому интересному. Как мы уже написали выше, в плеере установлен топовый ЦАП ESS SABRE ES9018S, а усилитель в комплекте — наоборот, самый «простой» из запланированных четырех моделей: AM1 с операционным усилителем OPA1612 и буфером AD8397. Он предназначен для внутриканальных наушников или других вариантов с высокой чувствительностью и низким импедансом. Для тестирования использовались внутриканальные Ostry KC06, Audio-Technica ATH-CKR9, гибриды T-Peos H-300, закрытые мониторы Audio-Technica ATH-MSR7, Sony MDR-7506 и накладные Audio-Technica ATH-ESW9LTD. По сравнению с остальными моделями FiiO, звук стал более сухим и нейтральным. В том же FiiO X5 2nd gen, при всей детальности, оставалась некоторая «музыкальность», в данном же случае плеер строго играет содержимое записи, без каких-либо приукрашений. Если запись пожата и/или изначально плохо записана — таковым и будет результат. Плеер отлично подойдет для любителей «академического» звука с какими-нибудь дорогими арматурами.

Низкие частоты воспроизводятся быстро, детально и точно, со всеми нюансами. Удары бас-бочки читаются на любой скорости и не сливаются в гул, присутствует как и низкая составляющая, так и щелчок колотушки по пластику. В инструментах также слышны все нюансы, будь то «рычание» заведомо перегруженных бас-гитар и лязг струн о лады, или более мягкий звук безладовых басов и контрабасов. НО! В некоторых наушниках может не хватать глубины (в чистой арматуре например). Средние частоты прорабатываются великолепно, слышно абсолютно все, что есть в записи в мельчайших деталях и с отличным позиционированием и разделением инструментов. Высокочастотный диапазон также воспроизводится максимально точно, без каких-либо компромиссов. Опять напомню: стоит слушать максимально качественный материал, иначе на некоторых наушниках ВЧ могут резать по ушам, этот момент стоит учитывать и при принятии решения о покупке плеера, и при выборе наушников к нему. Подводя предварительный итог, можно сказать, что FiiO X7 по праву является флагманом в линейке, с точки зрения точности, детализации и скорости воспроизведения.

При сравнении с младшим X5 2nd gen, флагман X7 более детально и нейтрально звучит, в то же время X5 2nd gen менее привередлив как к материалу, так и наушникам, слегка сглаживает «острые края». Это делает его более универсальным. Первым конкурентом, который приходит в голову (и который недавно у нас побывал на обзоре) является уникальный в своем роде Questyle QP1R с токовым усилением (). Он дороже на 4000 грн, из его плюсов: субъективно чуть более детальное звучание, в частности ВЧ и НЧ, хотя разница минимальна, плюс абсолютная всеядность по наушникам без необходимости докупать дополнительные усилители (благодаря тому же токовому усилению). По поводу усилителей: уже запланированы AM3 с балансным выходом, AM5 (самый мощный в линейке) и средний по мощности AM2, из официального сайта: Medium-power type; усилитель MUSES02 плюс буфер BUF634. ±7.5/5.3V voltage supply, hardware gain. В заморских магазинах он уже появился в продаже, РРЦ — $100, на head-fi уже есть довольные владельцы, оттуда же и фото для ознакомления:

Сколько держит батарея?

Плеер оснащен литий-полимерным аккумулятором на 3500 мАч, при низком уровне усиления, средних значениях громкости, усилителе AM1 и выключенном экране плеер играет чуть более 9 часов, что приблизительно совпадает с заявленным на официальном сайте значением. Отличный показатель, учитывая серьезную начинку плеера и ОС Android на борту. С более мощными усилителями время автономной работы уменьшится, это стоит понимать. Заряжается плеер порядка 4 часов от ЗУ на 5В 2А.

В сухом остатке

В очередной раз FiiO удалось очень приятно удивить, X7 — отличный Hi-Fi плеер с очень внушительной аудионачинкой, великолепным честным звуком и возможностью кастомизации с помощью дополнительных усилителей. Само собой, в явные достоинства стоит добавить поддержку каких-попало форматов, включая DSD64/DSD128, DXD: 352.8K и APE до 384/24, отличный стильный корпус из металла, хорошее (по меркам своего класса устройств) время автономной работы, режим USB ЦАПа и всякие «рюшечки» в виде Android, сенсорного экрана, беспроводных интерфейсов и поддержки облачных хранилищ. С другой стороны, стоит учитывать ценник и потребность в соответствующих наушниках и аудиозаписях и только отдавая себе в этом отчет решаться на покупку. Если же планируется использование с низкоомными IEMами или не слишком «тугими» полноразмерными наушниками и надобности в смене усилителя явно не будет, да и всякие дополнительные функции не нужны, а плеер будет использоваться исключительно по непосредственному назначению,— стоит присмотреться к FiiO 2nd gen, который тоже великолепно звучит, менее привередлив и стоит в 2 раза дешевле.

6 причин купить FiiO X7:

  • отличное качество звука;
  • поддержка любых форматов, включая DSD64/DSD128, DXD: 352.8K и APE до 384/24;
  • возможность использования в качестве USB ЦАП;
  • возможность кастомизации с помощью сменных усилителей;
  • обилие дополнительных функций (Android ос всеми вытекающими, Wi-Fi, Bluetooth, поддержка Dropbox DLNA);
  • красивый металлический корпус.

2 причины не покупать FiiO X7:

  • вам нужен универсальный, менее привередливый к наушникам и записям плеер;
  • цена.

Также у нас можно почитать обзоры других актуальных моделей FiiO: X1, X3 2nd gen, X5 2nd gen

Совершенно случайно,благодаря доброй воле одного из моих клиентов, в мои руки попал текущий флагман довольно известной в портативе компании FiiO, обновленная версия 7 модели, под литерой mkII. Я довольно спокойно отношусь к устройствам на базе андроид, справедливо считая, что мне, как меломану-аудиофилу, продукты, адаптированные от телефонии, не особенно нужны. Предпочитаю устройства с собственными ОС, основанными на Linux и производных. Потому всякое андроидо-сенсорно-топовое китайское изобилие стараюсь обходить стороной.
Последним из подобных устройств был Cayin i5, который был мной отремонтирован, доработан и благополучно отправлен «в люди». Аппарат не безнадежный, но не заставивший захотеть себя оставить в коллекции. Итак, посмотрим, что предлагает нам рынок ноне, в лице флагманского устройства, ценой, внимание, вдвое больше чем у указанного Cayin и примерно в четверо(!) большей, чем топовый xDuoo X20.
Эргономика и антураж
Первое включение X7II и ожидание возможности «что-то послушать» в течении 45 секунд, сильно охладило интерес к продолжению тестирования. Все в старых-добрых отупительных традициях андроидо-платформ, памятных еще с времен DX100. Но не бросать же тест сразу на старте? Пришлось пересилить себя, помучится с открыванием слота под карту памяти (крутое дизайнерское решение, перенятое у Apple многими теперешними производителями портативное Hi-End, жутко неудобное на практике) и все же заставить себя потратить часокна знакомство с плером и попытку обзора.
С точки зрения дизайна и антуража, плеер выглядит превосходно, внешне оправдывая звание флагмана и высокий ценник. Этакий брутальный брусок, четкие грани, срезы по 45 градусов и тп. Да, симпатично и продуманно, спору нет. Антураж у устройства хорош. Но вот загрузка в течении минуты, все эти андроидные «штучки», мне не совсем близкие (я пользуюсь iOs) сильно удручили.
Эргономика, опять же страдает, из-за довольно крупных размеров сабж.
На практике аппарат габаритами больше(!), чем мой старичок MA9 в модном чехле из крокодильей кожи. Во всех размерах, кроме толщины. И если у МА9 все кнопочки под палец правой руки сгруппированы, то до симпатичнейших органов управления X7II надо тянуться, или работать с ним в две руки. Да и по весу пара аппаратов довольно близка, несмотря на то, что FiiO тоньше на глаз, миллиметров на 9.
В общем, аппарат из разряда тех, что способны вызвать внешним видом wow эффект у окружающих, но по факту непрактичны при использовании по своему предназначению. Ну и минутная загрузка\выгрузка добавляет негативного осадка. Прикрепления: 1130467.jpg(45.9 Kb)
Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *