0

Ноты и названия

—Рубрики

—Поиск по дневнику

Суббота, 06 Апреля 2013 г. 09:48 + в цитатник

Обычно я пишу посты когда что-то наталкивает меня на мысль, что неплохо было бы об этом написать. Вот и на этот раз, случилось именно так. Смотрел на днях последнюю версию «Анны Карениной» режиссера Джо Райта с великолепной музыкой Дарио Марионелли. Картина очень понравилась. Но сейчас разговор не о ней. Дело в том, что Дарио Марионелли использует в своей музыке к фильму всем знакомую мелодию «Во поле березка стояла». Вот это и натолкнуло меня написать данный пост.
Будет правильно начать со слов Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристо­кратическое общество с пренебрежением отно­силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос­толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде­ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ­ведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

М.И. Глинка. «Камаринская»

К его луч­шим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

М.И. Глинка. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин»

По «фольклорному» пути, проложенному Глин­кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине­ния.

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»)

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

П.И. Чайковский «Анданте кантабиле» из Струнного квартета №1

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

П.И. Чайковский. Симфония №4 — финал

Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня «Сидел Ваня», романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку» в финале Первого фортепианного концерта композитора.

С.В. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано (исп. Ван Клиберн)

В замечательном 3-м концерте для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
Можно перечислить черты русской лирической песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Те же черты — выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий — присутствуют в музыке русских композиторов.
Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот. Охватить полностью тему использования русских народных песен и мелодий в творчестве композиторов-классиков невозможно, так она обширна.
Мой пост не является уроком по данной теме, но все же, для желающих закрепить материал можно обратиться по ссылке.

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыка/Народная

Метки: народные песни народная музыка классическая музыка композиторы русские народные песни

Процитировано 17 раз
Понравилось: 16 пользователям

Класс: 7

Ключевые слова: викторина , патриотическое воспитание , Героическая тема в русской музыке , М.И.Глинка , опера «Иван Сусанин» , А.П.Бородин , опера «Князь Игорь» , С.С.Прокофьев , кантата «Александр Невский»

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока:

  • Образовательная: Вспомнить произведения великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся, помочь им осознать ценность русского классического музыкального наследия.
  • Воспитательная: Определять роль музыки в жизни человека; воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России. Воспитывать ценностное отношение к русской музыке, к великим произведениям русских композиторов, прославляющих героическое прошлое нашей Родины. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества.
  • Развивающая: Научить находить многообразие связей музыки, истории и литературы; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Формировать основы музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности общения с классической музыкой для духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.

Используемые технологии: информационная технология, коммуникативная технология, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения.

Ресурсы урока: конспект урока, презентационный материал, мультимедийное сопровождение, фортепиано, интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный и видеоматериал.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Итак, начнем. Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на картины и прослушайте музыкальный фрагмент. (Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»). Вам знакома эта музыка? (Ответы обучающихся.) Вам знакомы персонажи, изображенные на картинах? (Ответы суворовцев.) Верно, это картины известных русских художников: Павла Корина «Александр Невский», костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь». Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет, и предположите тему сегодняшнего урока. (Обучающиеся предлагают варианты темы урока).

Преподаватель: Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего урока: «Героическая тема в русской музыке» .

Преподаватель: Исходя из темы, предположите цель нашего урока. (Обучающиеся выдвигают свои версии.) Итак, цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке. .

Преподаватель: Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины и воспитывать молодёжь, изучая героическую музыку?» (Обучающиеся отвечают, доказывают свое мнение.) Большинство ребят думают, что героические произведения нужны и очень важны. В течение урока мы попробуем разобраться, в чем ценность героических произведений русских композиторов, и каким образом они влияют на наши эмоции и чувства.

В подтверждение ваших мыслей я хочу прочитать слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной — есть постыдное равнодушие».

Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое. Представьте себя русскими воинами, сильными, смелыми, решительными.

Я предлагаю вам разделиться на три славные дружины:

1. Народное ополчение Минина и Пожарского, ваш герой — Иван Сусанин (ставит портрет героя на стол, ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя — Ивана Сусанина).

2. Отважная дружина князя Игоря (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя-князя Игоря).

3. Непобедимая дружина Александра Невского (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя — Александра Невского).

Преподаватель: Вы разделились на три дружины, у каждой дружины – свой герой. Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении. Посмотрим, у кого рассказ получится красочнее и интереснее.

Итак, первый герой – Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки. «Глинка — наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений». (Б. Асафьев) . Давайте вспомним, что такое «опера».

Обучающиеся: Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное место принадлежит вокальному искусству. Все герои в опере поют.

Преподаватель: Глинка определил основную идею оперы так: любовь к Отечеству.

О подвиге Ивана Сусанина нам расскажут представители народного ополчения.

Обучающиеся: Иван Сусанин — народный герой, отдавший свою жизнь во имя спасения Отечества. Был он простым крестьянином, жил в селе Домнино с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Поляки, задумав убить царя и захватить власть в свои руки, ворвались в дом Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он отвел их к царю и указал дорогу на Москву. Иван Сусанин притворно согласился, а про себя подумал: «Пойду, пойду. Заведу поляков в болото, в глушь, в трясину, в топь». Он тайком отправляет своего сына Ваню предупредить отряд ополченцев о грозящей опасности и ведет поляков в лесную глушь, в непроходимые болота. Когда поляки поняли, что Иван Сусанин их обманул, они жестоко расправились с ним, изрубили его до смерти саблями, но и сами не смогли выбраться из топких болот. Так героически погиб Иван Сусанин, спасая царя и родную землю от врагов.

Преподаватель: В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария?

Обучающиеся: Ария — сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.

Преподаватель: Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.

(Просмотр видеофрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»).

Преподаватель: Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?

Обучающиеся: Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.

Преподаватель: Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой — ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет. Давайте посмотрим фрагмент из оперы. (Просмотр видеофрагмента – гибель Ивана Сусанина).

Преподаватель: В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества. Давайте и мы отдадим дань памяти нашим героям и все вместе исполним хор «Славься».

Преподаватель: Еще один замечательный русский композитор — Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), был он не только композитором, но и талантливым ученым-химиком, совершил более 40 открытий в области химии . И это не помешало ему создать великие произведения, музыкальные шедевры — жемчужины мирового музыкального искусства. Опера «Князь Игорь», над которой композитор работал 18 лет – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки. По мнению музыкального критика В.Стасова опера является славой и гордостью русской музыки. В основе либретто лежат события времен борьбы Руси с половцами, описанные в поэме Древней Руси 12 века «Слово о полку Игореве». Ребята, скажите, что такое «либретто».

Обучающиеся: Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.

Преподаватель: Об образе князя Игоря из одноименной оперы нам расскажут представители второй дружины.

Обучающиеся: Князь Игорь – смелый, мужественный, отважный воин, всеми силами защищал русскую землю от ненавистных кочевников. В то время, как он со своей дружиной собирался выйти в поход против половцев, случилось солнечное затмение. Люди восприняли это как дурной знак и стали уговаривать Игоря отложить поход. Но мужественный отважный князь не испугался и сказал, что ему велят идти в поход долг и честь. В бою дружина князя была разбита, а сам он попал в плен. В плену князь Игорь глубоко переживает свое поражение, беспокоится за судьбу Родины. Половецкий хан, восхищенный смелостью и отвагой князя, держит его в плену как дорогого гостя, пытается подкупить, предлагает свою дружбу. Но князь Игорь сохраняет честь и достоинство и думает только о спасении своего народа и родной земли. Совершив побег из плена, он возвращается в родной город и собирает новую дружину, готовясь к новому походу.

Преподаватель: Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы. Находясь в плену, князь глубоко переживает свое поражение, его гложет чувство вины и бессилия.

(Просмотр видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь» — ария Князя Игоря.).

Преподаватель: О, если бы он был на свободе, он бы все исправил и спас Русь от врагов! Основная, героическая тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы. Давайте, мы тоже проникнемся этими чувствами и исполним героическую тему арии.

Обучающиеся поют отрывок из арии князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».

Преподаватель: Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир . И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата?

Обучающиеся: Кантата — крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.

Преподаватель: О полководце Александре Невском, о его подвигах, воспетых С.С.Прокофьевым в одноименной кантате, расскажут представители третьей дружины.

Обучающиеся: Святой благоверный князь Александр Невский — великий полководец средневековой Руси. Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы в 1240 г. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 г. произошла еще одна знаменитая битва — Ледовое побоище, в которой Александр Невский также одержал победу над немецкими рыцарями. За подвиги во имя родной земли, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. В 1713г. по указу Петра I на месте, где князь одержал победу над шведами в Невской битве, в Санкт-Петербурге был построен храм — «Александро-Невская лавра». Учреждены также награды Александра Невского, которыми награждались особо отличившиеся в бою воины.

Преподаватель: Композитор С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» — это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины. Предлагаю исполнить отрывок из хора «Вставайте, люди русские».

Обучающиеся исполняют Хор «Вставайте, люди русские».

Преподаватель: Контрастом к хоровым номерам по замыслу композитора должны были стать оркестровые фрагменты, изображающие вражеское войско. Военный прием рыцарей назывался «Скок свиньи» и композитор почти буквально трактует это название: «рычащие тембры низких духовых инструментов дополняются визгливым тембром флейт и диссонансами буквально скрежещущих скрипок. И все это поддерживается механическим неостановимым ритмом ударных. Но вот в бой вступает русское войско, и композитор буквально наглядно рисует лязг железа, бешеную скачку коней, грохот смертельной битвы. Такое звучание создает небывалое эмоциональное напряжение».

(Просмотр видеофрагмента из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»).

Преподаватель: Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?

(Ответы обучающихся: любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину).

Преподаватель: Итак, сделаем вывод.

Обучающиеся: Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Я вам желаю быть такими же смелыми и отважными, настоящими защитниками своего Отечества.

Преподаватель: Для того, чтобы понять, что вы усвоили и запомнили на уроке, проведем блиц-викторину. Внимание на экран, начинаем. .

Преподаватель:

Проведем рефлексию. Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Для меня стало новым.
  • Меня удивило……..
  • Мне понравилось……..
  • Я оцениваю свою работу на….

Преподаватель: Я хочу обратиться к нашим гостям и спросить, какая дружина, по их мнению, была сегодня лучшей?

Все отвечающие и выступающие суворовцы получают отличные оценки.

Домашнее задание: Ответить на вопросы на стр. 37, 39 учебника «Музыка 7 класс». Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Преподаватель: Всем большое спасибо! Всех благодарю за работу!

Войти

Музыкальные произведения под названием «Мелодия»

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти. Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», — писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», — говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», — слова Р.Вагнера.

Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»

Например, пьеса немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий.

Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Самой маленькой частью мелодии является мотив — короткая законченная музыкальная мысль. Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы — в музыкальные предложения. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Антон Рубинштейн. Мелодия.

Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия». В ее основе — трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму – период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении, где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

В каждом произведении — вокальном или инструментальном есть одна или несколько мелодий. В больших, крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём рассказывает музыка.

Своим светлым, ясным лиризмом привлекает «Мелодия» Чайковского. наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения.

Чайковский. «Мелодия» для скрипки и фортепиано.

«Цыганская мелодия» А.Дворжака — это одна из семи » Цыганских мелодий,» созданная им по заказу певца Вальтера.

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития.

Дворжак. «Мелодия» или «Цыганская мелодия».

Глазунов. «Мелодия.»

Пьесы-фантазии для фортепиано ор. 3 — раннее сочинение Сергея Рахманинова, датированное 1892 годом. Цикл состоит из пяти пьес. Из них под номером 3 — пьеса «Мелодия.»

Пьесы цикла считаются одними из самых исполняемых произведений Рахманинова в студенческой среде, при этом отмечается, что ценность их не только в развитии техники правой руки пианиста, но и в образцовом представлении композиторского мышления с богатой мелодикой и выраженной фортепианной идиоматикой.

Рахманинов.» Мелодия.»

Текст из лекции преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Галиевой Ирины Аркадьевны и других источников.

Громкость (динамика) — сила звучания. Другое название — динамика. Для обо­значения динамики применяются музыкальные знаки, которые назы­ваются «динамические оттенки». Основные динамические оттенки — форте (громко) и пиано (тихо).
Джаз — род музыки чаще увеселительного, танцевального характе­ра. Истоки джаза находятся в негритянской народной музыке, которая была заимствована оркестрами США в 20-е гг. XX в. Выходец из рус­ских эмигрантов американский композитор Д. Гершвин долго изучал негритянские напевы, на основе которых создал ряд произведений, принесших джазовые особенности в классическую музыку («Рапсодия в стиле блюз», опера «Порти и Бесс»).
Диапазон — широта, объем звучания музыкального инструмента или голоса. Например, диапазон звучания рояля — восемь октав, а развитого человеческого голоса — около трех. Песенки для исполнения маленьки­ми детьми обычно пишутся в так называемом «примарном диапазоне», который включает в себя всего 4-6 рядом стоящих звуков.
Дирижер — музыкант, руководитель хорового или инструменталь­ного коллектива. С помощью приемов-жестов он указывает вступление и окончание звучания, темп и силу звука, вступления солистов и от­дельных групп. Дирижер должен иметь острый слух, высокое чувство ритма, хорошую музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра.
Длительность звука — долгота звучания. Невозможно написать ме­лодию, если все звуки в ней будут одной продолжительности — все длин­ные или все короткие. В каждом мотиве одни звуки бывают длинные, другие — более короткие, что при их написании обозначается специаль­ными знаками. При записывании звуков нотами, каждая из них имеет свою длительность — целая, половинная, четверть, восьмая и т. д.
Духовой оркестр — оркестр, состоящий из двух групп инструмен­тов — духовых (в основном — медных) и ударных. Количество участ­ников — от 12 до 100 человек. Благодаря своему звонкому, ликующему звучанию, духовой оркестр является постоянным участником празд­ников и парадов.
Дуэт — ансамбль из двух исполнителей.
Жанр (вид музыки) — разновидность музыкальных произведений. Жанры под­разделяются по характеру, тематике, средствам выразительности, ис­полнителям. Основные музыкальные жанры — песня, танец, марш, на основе которых впоследствии созданы опера, балет, симфония.
Запев — начало хоровой песни, которое исполняется одним или несколькими певцами. После запева песня подхватывается всеми участ­никами хора, ведущий певец хора обычно называется запевалой.
Импровизация — сочинение музыки во время ее исполнения. В на­родном творчестве певцы часто украшают импровизациями свое испол­нение. Этим приемом также пользуются в джазовой музыке.
Камерная музыка — инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. В перево­де с итальянского «camera» означает «комната». К камерной музыке относятся дуэты, трио, квартеты и другие сочинения, рассчитанные на небольшое число исполнителей.
Кант — вид старинной 3-голосной куплетной песни, распространен­ной в России в XVI-XVIII вв. Существовали канты разных жанров — торжественные, лирические, шуточные. Стиль канта был использован М. И. Глинкой при создании его знаменитого хора «Славься!» в финале оперы «Иван Сусанин».
Кантата — вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром.
Капелла — профессиональный хоровой коллектив.
Квартет — ансамбль из четырех исполнителей.
Квинтет — ансамбль из пяти исполнителей.
Классика — термин, применяемый по отношению к образцовым, совершенным произведениям искусства. Происходит от латинского слова «classicum» — образцовый. К области музыкальной классики относятся не только сочинения великих композиторов, но и лучшие образцы народного музыкального творчества. Классические произве­дения отличаются богатством содержания и красотой и совершенством формы. Про классические произведения всегда можно говорить, что они современны, так как обычно они существуют на земле уже не­сколько веков и всегда доставляют удовольствие своим слушателям. Это вечная музыка.
Классицизм — художественное течение в культуре европейских стран XVII-XVIII вв. Представители классицизма в живописи, скульп­туре и архитектуре взяли за образец лучшие произведения, которые были созданы еще в Древней Греции. Музыканты-классики стремились к созданию ясных и гармоничных по форме, возвышенно-благородных героических произведений на сюжеты античного искусства. В музыке наибольшую известность получил так называемый «венский классиче­ский период», во время которого творили композиторы Гайдн, Моцарт и Бетховен.
Композитор — автор, создатель музыкальных произведений. Сло­во произошло от латинского «compositor» — составитель, сочинитель. Профессиональные занятия композицией требуют от музыканта, по­мимо творческой одаренности, большой культуры и разносторонних музыкально-теоретических знаний.
Композиция — сочинение музыки, вид художественного творчества. Кроме общей культуры и одаренности композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармо­нии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки. Эти дисциплины изучаются будущими композиторами в консерваториях и училищах. Часто под композицией имеют в виду строение музыкаль­ного произведения, соотношение и расположение отдельных его разде­лов. Латинское слово «composition» означает не только «сочинение», но и «составление». В этом смысле, изучая музыкальное произведение, про него говорят «стройная композиция», «ясная композиция» или, наоборот, «рыхлая композиция».
Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение. Италь­янское слово «concervatorio» означает «приют». Первые консерватории появились в начале XIX в. в крупных городах Европы, а до этого суще­ствовали лишь в Париже. Консерватории имеются во всех музыкаль­ных центрах мира. Старейшие русские консерватории — Петербургская, основанная в 1862 г., и Московская, основанная в 1866 г. В настоящее время высшие музыкальные заведения именуются не только консер­ваториями, но и музыкальными академиями, высшими музыкальными школами, институтами и т. д.
Контральто — самый низкий по звучанию певческий женский го­лос. Иногда композиторы в операх поручают этому голосу мужские роли — Ваня в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин», Лель в опере «Сне­гурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений. По видам исполнения различаются концерты симфонические, камерные, сольные, эстрадные и т. д. Слово это произошло от двух источников: от латинского «concertare» — состязаться и от итальянского «concerto» — гармония, согласие. Концертом также называют виртуозное произведе­ние для солирующего инструмента, с сопровождением оркестра.
Концертмейстер — первый, «главный», музыкант в какой-либо группе оркестра. Например, концертмейстер первых скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей и т. д. Ведя за собой участников свей груп­пы, концертмейстер указывает им приемы исполнения, ему же обычно поручают ответственное соло. Концертмейстером также называют пиа­ниста, который помогает исполнителям (певцам, инструменталистам) при разучивании репертуара и выступает с ними на концертах.
Концертный зал — специальное помещение, предназначенное для проведения публичных концертов. Первые концертные залы появились в начале XIX в. Раньше концерты проводились в церквях, театрах, са­лонах, дворцах и частных домах.
Краковяк — польский народный танец. Краковяки — название жи­телей Краковского воеводства в Польше; отсюда произошло и название танца. Краковяк возник из старинного воинственного танца, поэтому сохранил темперамент, горделивость, женщины пляшут плавно, изящно, а мужчины — с резкими притоптываниями и выкриками. В XIX в. крако­вяк был распространен как бальный танец и нередко встречался в операх и балетах. Очень популярным является, например, краковяк М. И. Глинки, который звучит в «польском» действии его оперы «Иван Сусанин».
Кульминация — эпизод музыкального произведения, где дости­гается наивысшее напряжение, наибольший накал эмоций. От латин­ского слова «culmen» — «вершина». Обычно композиторы стараются подчеркнуть кульминацию произведения громким звуком, особенными музыкальными эффектами.
Куплет — раздел куплетной формы. Обычно мелодия куплета оста­ется неизменной при ее повторении в других куплетах. Однако словес­ный текст каждого куплета разный. Слово произошло от французского «couplet» — строфа. Если в песне есть куплет и припев, то куплетом называется та часть, текст которой при повторении изменяется.
Куплетная форма — распространенная форма вокальных произве­дений, в которых одна и та же мелодия повторяется в неизменном виде или слегка варьированном, но при каждом повторении исполняется с новым текстом. В куплетной форме мелодия должна отражать общий характер песни и подходить к тексту всех куплетов. Куплетными явля­ются большинство народных песен — русские, немецкие, итальянские ит. д.
Лад — взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласо­ванность между собой. Звуки, из которых складывается мелодия, сочи­ненная на ладовой основе, обладают различной степенью устойчивости по отношению друг к другу, и слух реагирует на них по-разному.
Лейтмотив — музыкальная тема или часть ее, характеризующая какой-либо образ, идею, явление. Применяется в крупных музыкальных формах — операх, балетах, симфониях, повторяясь при появлении дан­ного образа. Например, лейтмотив Снегурочки в опере Н. А. Римского — Корсакова «Снегурочка».
Либретто — литературный текст, лежащий в основе музыкально — сценического произведения, главным образом оперы. Часто словом «либретто» называют пересказ краткого содержания оперы или балета. От итальянского «libretto» — книжечка.
Мажор — один из двух (наряду с минором) наиболее распростра­ненный в музыке ладов. Наиболее распространенным мнением является присвоение музыке, написанной в мажорном ладу, характера реши­тельного, твердого, волевого. На итальянском языке слово «мажор» обозначается словом «dur», что значит жесткий.
Мазурка — польский народный танец. Название происходит от сло­ва «мазуры» — так называют жителей Мазовии. Для исполнения танца мазурки характерны подскоки, постукивание каблучками и шпорами. При сочинении мазурки композиторы используют пунктирные ритми­ческие фигуры.
Марш — пьеса в четком ритме для сопровождения военных походов, демонстраций и других шествий. Слово происходит от французского «marche» — ходьба. Часто государственные гимны пишутся в жанре маршей. В жанре марша написаны многие популярные песни, например «Песня о Родине» композитора И. О. Дунаевского.
Мелодия — осмысленно-выразительная одноголосная последова­тельность звуков, объединенных посредством ритма и лада. От грече­ского слова «melodia» — пение, напев.
Меломан — страстный любитель музыки, пения. В прошлом ме­ломанами называли людей, пылко увлекающихся музыкой, но, по су­ществу, не очень глубоко.
Менуэт — танец французского происхождения, популярный в Ев­ропе в XVII-XVIII вв. Исполняется мелкими шажками (название про­исходит от французского «menu» — мелкий).
Меццо-сопрано — женский певческий голос, средний между кон­тральто и сопрано. По характеру звучания и тембровой окраске этот голос близок к контральто. Для меццо-сопрано написаны многие ве­дущие партии в известных операх, например Кармен в одноименной опере Ж. Бизе.
Минор — один из двух (наряду с мажором) наиболее распространен­ных в музыке ладов. Окраска минорного лада — мягкая элегическая. По латыни обозначается словом «moll», что в переводе означает «мягкий». Но в минорном ладу написано и большое количество музыки веселой, радостной, юмористической.
Мотив — мельчайший элемент музыкальной формы, любой наи­меньший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.
Музыкальная форма — построение музыкального произведения, соотношение его частей.
Музыкант — человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением, дирижированием, ис­полнением.
Напев — небольшая вокальная мелодия. В обиходе часто заменяется словом «мотив».
Ноктюрн — мечтательная, певучая пьеса, навеянная образами ночи. Ноктюрн пишется главным образом для фортепиано. Происходит от французского «nokturn» — ночной.
Нота — условный графический знак, находящийся на нотном стане и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Нота состоит из белой или затушеванной головки и небольшой палочки — хвостика, идущей вверх или вниз. Слово происходит от ла­тинского «nota» — письменный знак.
Нотация — способ записи музыки с помощью особых графических знаков. Слово происходит от латинского «notatio» — записывание.
Одночастное произведение — произведение, в котором отсутствует деление на самостоятельные части.
Опера — вид театрального искусства, в котором сценическое дей­ствие тесно связано с музыкой — вокальной и оркестровой. В переводе с итальянского «ореrа» — сочинение. Первые оперы были созданы в Ита­лии на рубеже XVI-XVII вв. В XIX в. одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская музыка, в которой основы национальной оперы заложил композитор М. И. Глинка. Традиции М. И. Глинки были блестя­ще развиты его продолжателями — композиторами А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, а также композиторами XX века — Д. Б. Кабалевским, С. С. Прокофьевым, Т. Н. Хренниковым, Р. К. Щедриным, Д. Д. Шостаковичем.
Оперетта — музыкальная комедия. Музыкально-сценическое произ­ведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами.
Оратория — вокально-симфоническое произведение из многих частей. Оратория обычно состоит из чередования хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и вокальных номеров — арий, ансамблей, речитативов. Отличается от кантаты большим масштабом и развито­стью сюжета. Возникла на рубеже XVI-XVII вв. Жанру оратории близки произведения под названием «Реквием». Образцы русской оратории возникли в начале XIX в., этот жанр стал достаточно популярен в XX в. К нему обращаются С. С. Прокофьев (оратория «На страже мира»), Д. Д. Шостакович («Песнь о лесах»), Д. Б. Кабалевский («Реквием»).
Оркестр — многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. Иногда оркестры состоят из однородных инструмен­тов, однако чаще они составлены из разных инструментальных групп. В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименова­ния — духовой, камерный, народных инструментов, симфонический, эстрадный.
Партитура — нотная запись многоголосного произведения для хора, оркестра или камерного ансамбля. В партитуре сведены воедино партии отдельных голосов и инструментов. Партитура представляет собой толстую объемную книгу в жестком переплете, которая при исполнении музыкального произведения кладется на дирижерский пульт. Партии в партитуре располагаются одна над другой, построчно. Слово проис­ходит от итальянского «partitura» — разделение, распределение.
Переложение, аранжировка — переработка музыкального произ­ведения, написанного для определенных голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами, напри­мер, переложению симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни и т. д. Слово «аранжировка» проис­ходит от французского «arranger» — обрабатывать.
Песня — одна из форм вокальной музыки, широко распространен­ная в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке. В наши дни песня бывает эстрадной, хо­ровой, массовой, народной и адресована широкому кругу любителей музыки.
Полонез — танец польского происхождения. Полонез носит ха­рактер блестящего шествия. Танцующие движется плавно, величаво, слегка приседая на 3-й четверти каждого такта. Слово происходит от французского «polonaise» — польский танец.
Припев — часть куплетной формы. Обычно в песне припев сле­дует после запева. Но при повторении припева его слова и мелодия не меняются.
Программная музыка — инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, т. е. какой-либо конкретный сюжет. Про­граммность музыки может излагаться в ее названии (например, сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, увертюра «Ромео и Джуль­етта» П. И. Чайковского), в эпиграфе (Седьмая симфония Д. Д. Шоста­ковича: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается») или в специальной программе, которая подробно рассказывает о содержании музыки («Фантастическая сим­фония» Г. Берлиоза).
Ритм — чередование различных длительностей звуков в музыке, коротких и длинных. Один из основных элементов выразительности ме­лодии. Слово происходит от греческого «rhythmos» — соразмерность.
Романс — произведение для голоса с инструментальным сопровож­дением. Жанры романса разнообразны — лирика, сатира, повествование и др. Большое распространение в России романс получил в XIX-XX вв. Классические образцы романсов создали композиторы М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский.
Романтизм — художественное течение в культуре на рубеже XVIII — XIX вв., которому свойственны пылкость, возвышенная устремленность идей. Романтизм стал прародителем новых музыкальных жанров — бал­лада, фантазия, поэма. Крупнейшие музыканты-романтики: Ф. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист.
Рондо — музыкальная форма, состоящая из многократного построе­ния основного раздела — рефрена, с которым чередуются другие эпизо­ды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы круг. Оно и происходит от французского слова «rond» — хоровод, хождение по кругу.
Симфонический оркестр — музыкальный коллектив, наиболее совершенный и богатый по своим выразительным возможностям. Круп­ные симфонические оркестры насчитывают более 10 музыкантов. Воз­можности этого оркестра очень велики. Современный оркестр состоит из четырех основных групп: струнная группа, группа деревянных духо­вых, группа медных духовых и группа ударных инструментов. Симфо­нический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также кантат, ораторий.
Симфония — произведение для оркестра, написанное в форме со­натного цикла. Встречаются симфонии в виде расширенного цикла — до 6-7 частей, и в виде неполного — вплоть до одночастных. Слово про­исходит от греческого «simphonia» — созвучие. Широкой известностью пользуются симфонии В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Некоторые симфонии являют­ся программными — «Фантастическая» Г. Берлиоза, «Патетическая» П. И. Чайковского, «Пасторальная» Л. Бетховена.
Солист — исполнитель музыкального произведения, предназначен­ного для одного голоса или инструмента. В опере солист — исполнитель ответственной роли.
Соло — эпизод в вокально-симфоническом, камерном, хоровом произведении, выполняемый одним певцом или инструментом. Слово происходит от итальянского «solo» — единственный, один.
Соната — произведение для одного или двух инструментов, напи­санное в форме сонатного цикла. Слово происходит от итальянского «sonare» — играть на каком-либо инструменте.
Сопрано — самый высокий женский певческий голос. В музыкаль­ной практике бывает сопрано драматическое, лирическое и колоратур­ное. Слово происходит от итальянского «sopra» — наверху, выше.
Тема — мелодия, обычно короткая, выражающая основную мысль произведения и являющаяся материалом для дальнейшего развития. По-гречески «thema» — то, что лежит в основе.
Тембр — специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу. Характер тембра зависит от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. Тембр может быть глухим, звонким, ясным и др.
Темп — скорость движения. Темп произведения зависит от его ха­рактера, настроения, содержания. Отклонение от правильного тем­па ведет к искажению содержания. Слово происходит от латинского «tempus» — время.
Тенор — самый высокий по звучанию мужской певческий голос. Различаются две основные разновидности тенора: лирический — мягкий по тембру, нежный, и драматический — более сочный, крепкий. Кроме певческого голоса тенором еще называют медный духовой инструмент среднего регистра, отличающийся теплым и насыщенным тембром.
Трио — ансамбль из трех исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них. Трио также называются произведения для такого ансамбля. Вокальные трио именуются терцетами, существуют как ка­мерный жанр. Слово «трио» также означает среднюю часть в некоторых музыкальных пьесах 3-частной формы — танцах, маршах, скерцо.
Трубадур — странствующий поэт и певец во Франции в эпоху Сред­невековья. Слово произошло от провансальского «trobar» — изобретать, слагать стихи. Главные темы в искусстве трубадуров — воспевание люб­ви, подвигов, красоты природы.
Труппа — творческий коллектив артистов театра.
Туш — краткое музыкальное «приветствие» фанфарного склада. Исполняется обычно на торжественных церемониях.
Увертюра — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища. По-французски слово «ouverture» — означает «открытие».
Фольклор — устное народное творчество (староанглийское слово «folklore» — означает «народная мудрость»). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Основная область музыкального фольклора — народная песня.
Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. В переводе с латинского слово «фуга» означает «бег». Высшего своего развития фуга достигла в твор­честве немецкого композитора И.-С. Баха. Часто фуга исполняется в со­четании с другими музыкальными пьесами — прелюдией, токкатой, фантазией.
Хор — певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, пре­имущественно многоголосую. Различаются однородные (мужские и женские), смешанные и детские хоры. Слово происходит от латин­ского «chorus» — толпа, собрание. По манере исполнения хоры делятся на академические и народные.
Хормейстер — дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют помощника руководителя хора, который работает с коллективом при разучивании репертуара. Ответственный руководитель хорового кол­лектива в оперном театре также именуется хормейстером.
Хота — испанский народный танец, исполняется в быстром темпе, сопровождается игрой на гитаре, мандолине, щелканьем кастаньет. Жанр хоты использован М. И. Глинкой при создании его испанской увертюры «Арагонская хота».
Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. Появились в начале XX в. Слово «час­тушка» произошло от слова «частый», много раз повторяющийся. По содержанию частушки бывают сатирические, озорные, лирические и др. Медленные любовные частушки обычно называются страданиями.
Шарманка — механический духовой инструмент, получивший рас­пространение в среде бродячих музыкантов Европы в начале XVIII в. Шарманка — небольшой ящик, внутри которого помещен механизм из трубки, меха и валика. При вращении рукоятки звучит какая-либо музыкальная пьеса, обычно очень простая по мелодическому рисунку. Пьеса «запрограммирована» в шарманке, поэтому игра на ней не тре­бует особых навыков.
Шумовой звук — звук не имеющий (в отличие от музыкального) ясно выраженной высоты. К шумовым звукам относятся гул, треск, звон, шорох и др. Некоторые шумовые звуки нашли применение в му­зыке: барабанная дробь, щелканье кастаньет, удары тарелок и др.
Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. По-гречески «elegeia» — жалоба.
Эстрадный оркестр — укоренившееся в нашей стране название оркестра, который исполняет «легкую» музыку. В такой оркестр входит группа духовых инструментов, набор ударных, фортепиано, гитары, иногда несколько скрипок.
Юмореска — небольшая пьеса юмористического, причудливого характера. В музыке популярностью пользуются музыкальные пье­сы под названием «Юмореска» композиторов А. Дворжака, Э. Грига, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

Ещё бы! Конечно можно.

Нотная грамота, безусловно, необходима для музыканта, но когда музыка живёт внутри, когда ней думаешь и дышишь, можно обойтись и без неё.

Если читать биографии некоторых композиторов,можно узнать,что Моцарт,например, вначале играл по слуху,стараясь повторить за сестрой. Гораздо позже отец обучил его нотам.

Самым известным «незнающим» современности был Лучано Паваротти, не скрывавший, что почти не умеет читать ноты. Слух и собственная система разучивания оперных партий помогли ему несмотря ни на что стать одним из величайших теноров XX века. Но все-таки верность нотному оригиналу сегодняшние исполнители считают чем-то само собой разумеющимся.

Depeche Mode и Nirvana — известные? В нотах не ведают и музыкальных школ не заканчивали. И этот список можно продолжать до потери пульса.

Вот еще сюда можно добавить японского композитора и мультиинструменталиста Kitaro или Джимми наш Незабвенный Хендрикс.

Возьмите, к примеру, самого богатого музыканта планеты сэра Пола Маккартни. Уже будучи суперпопулярным солистом и бас-гитаристом Битлз, он не знал нотной грамоты, но это не мешало ему писать бессмертные шедевры и так мастерски исполнять свои партии. Хотя некоторые утверждают, что это все таки большое преувеличение, вот например:

— Джон был уже навеселе, он стоял у меня за спиной, наваливаясь на плечо, и дышал перегаром. Все мы успели выпить. Я думал: «Черт, а это еще кто такой?» Но ему нравилось то, что я играл, — «Whole Lotta Shakin’ Goin’ On» в до-мажоре, а еще я знал «Tutti Frutti» и «Long Tall Sally». Потом я заиграл на гитаре, держа её по-своему. Я сыграл песню «Twenty Flight Rock», все слова которой я знал. The Quarrymen были потрясены тем, что я действительно знаю и умею петь эту песню. Вот так я и попал в Beatles.

Вот что писал в свое время сам Римский-Корсаков: «Страсть к музыке развивалась. В сезон 59\60 я бывал в симфонических концертах… В Глинку я был влюблён… В опере слышал «Моисея” Россини”, «Жизнь за царя”, «Руслана” Глинки… На имевшиеся карманные деньги я скупил нумера из «Руслана”, полную оперу «Жизнь за царя”… как музыкант я был тогда мальчик-дилетант в полном смысле слова. С Улихом занимался несколько лениво, пианизма приобретал мало; в 4 руки играть ужасно любил. Пения, квартетной игры, хорошего исполнения на фортепиано я не слыхал. О теории музыки понятия не имел, не слыхивал ни одного названия аккордов, не знал названия интервалов; гамм и их устройства твёрдо не знал, но сообразить мог. Тем не менее я пробовал оркестровать антракты «Жизни за царя” по имевшимся в фортепианном переложении надписям инструментов… Никто меня ничему тогда не выучил, никто не направил; а было бы так просто это сделать, если б был такой человек.»

А знаменитый Mark Knopfler (Dire Straits) в одном из своих интервью сказал: » Когда он познакомился с нотной грамотой, то чувствовал себя человеком, научившимся читать».

Еще один из самых поражающих примеров — это испанский гитарист виртуоз Пако де Лучиа. Он не знает нот.

Второй интересный вопрос был по поводу альбома «Paco de Lucia performs Manuel de Falla». Пако спрашивали, как он, будучи гитариристом-самородком, не знающим нот, смог сыграть произведения знаменитого испанского классика. На это Пако ответил, что он, конечно, может по слуху кое-что сыграть, но в данном случае это было бы неуважением к творчеству Мануэля Де Фальи. Поэтому ради такого дела он выучил, что означают эти нотные значки.

На самом деле, чтобы играть на любом инструменте, знать ноты совершенно не обязательно. Точнее, не сами ноты, а нотную запись, то есть каким образом музыку можно записать на бумагу.
Думаю, Вы наверняка знаете, что существуют слепые музыканты, которые никогда не могли видеть нотные записи, но тем не менее они могут играть на инструментах, даже не видя самих инструментов, не то что НОТ!

Может быть для вас будет шоком, когда вы узнаете, что Эррол Гарнер совершенно не знал нот. И вы можете подумать, что он был, например, слепым, или бедным, или ещё каким-нибудь таким человеком, для которого изучить нотную запись было невозможно. И Вы будете совершенно неправы!

Эррол Гарнер родился в 1921 году в семье МУЗЫКАНТОВ (!), где и родители и все братья и сёстры умели играть на музыкальных инструментах. Несмотря на это, Эррол не хотел учиться нотной грамоте и вообще проявлял к образовательному процессу крайне скудный интерес. Ему было интересно подбирать музыку с пластинок и играть на слух, чем он и занимался. Когда его показали одному профессору музыки и посетовали на его нотную «безграмотность», профессор сказал, что этому мальчику не нужны ноты.

Впоследствие он стал очень известен благодаря своему неповторимому стилю игры, который до сих пор остаётся неповторимым. Он выпустил десятки пластинок, расходившихся миллионными тиражами.

Одной из самых известных композиций, сочинённых Эрролом Гарнером, стало произведение «Misty»:

А вот как он играет всем известную композицию «Караван» (запись в студии), где раскрывается его талант не только исполнителя, но и великого импровизатора своих времён:

Его умение играть двумя руками абсолютно независимо друг от друга в целом объясняется тем, что он был ни «правшой», ни «левшой». Например, он мог расписываться как правой, так и левой рукой, а на концертах умудрялся утирать пот со лба полотенцем левой рукой, в то время как правой рукой продолжал исполнение произведения.

Каждый раз теперь, как я слушаю его музыку я говорю себе — и это человек, который НЕ ЗНАЛ НОТ. И это еще раз доказывает то, что главное в музыкальном образовании — не ноты, а умение играть и слышать музыку. Только это позволяет играть действительно свободно.

Arjen Anthony Lucassen родился 3 апреля 1960 года в городе Хилверсюм, Нидерланды. Композитор и музыкант более известен своими альбомами, вышедшими под именем «AYREON». Прекрасно играет на самых разнообразных инструментах, в первую очередь, гитарах и синтезаторах, также, на менее популярных, таких, как флейта и меллотрон. Кроме того, иногда в музыке он использует свой голос. Хотя Arjen Anthony Lucassen не знает нотной грамоты, он является профессиональным музыкантом и экспертом в технических аспектах. Он наделён талантом руководителя, о чём свидетельствует успешное существование альбомов «AYREON». Почти во всех них он грамотно объединил таланты многих отдельных вокалистов и музыкантов, которые записывали свои выступления в индивидуальном порядке. Это обстоятельство делает весьма затруднительной организацию живых выступлений, и, поэтому, Arjen Anthony Lucassen редко появляется на концертах, хотя они и бывают (как, например, во время его выступлений с группами «STAR ONE» и «STREAM OF PASSION»). (источник)

Майк Паттон. Он пишет музыку и поет не только не зная нот, но и не умея играть ни на одном инструменте.

Believer: Ты не большой любитель читать по нотам.

Майк Паттон: Нет. Абсолютный ноль. Я вообще ничего не читаю.

Believer: Если ты не используешь традиционную нотную грамоту, как ты записывал всю камерную музыку для фильмов в последние годы?

Ну и так далее, наверное как тут уже упоминалось, это можно продолжать бесконечно 🙂

Людей, которые начали заниматься музыкой волнует еще один вопрос: «Сколько нот в музыке?»
Каждый из нас, наверное, еще со школы помнит, что в музыке всего семь нот. И конечно же, каждый задумывался, как из такого небольшого количества нот создается совершенно разнообразная музыка, разные мелодии, произведения искусства, совершенно непохожие друг на друга. Действительно, за все время сколько существует человечество, на свет родилась уже не одна уникальная прекрасная композиция, покорившая сердца многих слушателей.
На самом деле все эти семь нот просто составляют одну октаву в определенной тональности. Каждый из нас, и не один раз видел клавиатуру фортепиано. Всего на ней насчитывается 64 клавиши. Каждая клавиша — это определенная нота. Так сколько нот в музыке? Их точно насчитывается всего семь штук? А как же тогда у музыкантов получается так быстро ориентироваться при таком то разнообразии звуков? Сколько нот в музыке на самом деле? Тут нужно разобраться.
Для начала, чтобы научиться быстро ориентироваться среди такого большого количества нот, необходимо, прежде всего, их систематизировать. Для этого в музыке существует разделение нот по высоте. Согласно этому свойству все ноты разбиваются на небольшие группы, получившие название октавы. Клавиатура пианино насчитывает в себе октавы в количестве 8 штук. Каждая из октав имеет в себе 12 звуков.
Звучание большинства звуков в сочетании друг с другом плохое и совершенно некрасивое. В музыке подобное явление получило название «диссонанс»). Для того, чтобы упростить создание композиции, дабы не «спотыкаться» о те ноты, между которыми появляется диссонанс, из всех нот образуются тональности. Тональность представляет собой набор нот, между которыми полностью отсутствует диссонанс. То есть, это явление, при котором ноты, воссоединяясь, образуют невероятно красивые и гармоничные звуки. Такое явление в музыке имеет название «консонанс». Чтобы в создаваемых вами произведениях не случалось возникновение диссонанса, а присутствовал лишь консонанс, необходимо освоить основы теории музыки.
Так все-таки, сколько нот в музыке? Семь или двенадцать? Эти семь ноток, о которых шла речь прячутся в так называемой тональности. Каждая тональность состоит из этих семи нот. Все эти ноты отлично сочетаются друг с другом и придают звучанию композиции очень красивого оттенка. Благодаря существующей теории музыки, значительно упрощается жизнь композиторам, так как можно определить, звучание каких звуков будет приятно для восприятия нашим ухом, а звучание каких, наоборот, будет резать слух. Поэтому, в конце концов, у нас есть несколько октав — в каждой из них по семь нот. Поэтому всегда говорят, что в музыке семь нот.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *