0

Погиб Гагарин

Сегодня, спустя 50 лет после трагедии, споры о ней не утихают. Среди прочих звучат конспирологические версии, озвучиваются догадки одна абсурднее другой, выдвигаются теории. Наверное, потому, что сама личность первого покорителя Вселенной не дает оснований верить в «бытовую» версию трагического летного происшествия.

«Прошу разрешения на разворот»

Это был обычный полет, хотя и с не совсем обычными пилотами. Оба полковника, оба — кавалеры Золотых Звезд, опытные военные летчики. Владимир Серегин, командир полка при Центре подготовки космонавтов ВВС, звания Героя был удостоен за боевые подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. На своем Ил-2 он совершил около 140 вылетов на штурм позиций противника, выполнил полсотни разведывательных полетов, провел около двух десятков воздушных боев. Большую летную практику имел и Юрий Гагарин, хотя те полеты он выполнял после перерыва, вызванного защитой дипломной работы в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Известно, что Гагарин после своего космического триумфа очень хотел летать, хотя его и отговаривали — никто не желал рисковать жизнью первого покорителя Вселенной. Тем не менее в середине марта 1968 года он приступил к тренировочным полетам на МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — так называемая «спарка»). До злополучного вылета 27 марта полковник 18 раз поднимался в небо с инструктором, налетав в общей сложности около 7 часов. «Обкатку» космонавта взял на себя лично командир полка Владимир Серегин.

Они стартовали утром с подмосковного аэродрома Чкаловский. Задание на полет было несложным — упражнение Курса боевой подготовки истребительной авиации: пилотаж с выполнением виражей, витков малой спирали, пикирований, боевых разворотов, «бочек», полета на минимальной скорости горизонтального полета. Вскоре последовал доклад Гагарина:

«625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320».

«625-й, разрешаю», — ответил руководитель.

«Понял, выполняю», — сказал Гагарин.

После этих слов радиообмен прекратился, и больше на запросы 625-й не отвечал. Когда стало ясно, что у самолета уже должно было закончиться топливо, начались экстренные поиски. Через три часа одному из вертолетов аварийно-спасательной службы удалось обнаружить обломки в районе деревни Новоселово Владимирской области: как выяснится позже, самолет буквально вонзился в землю на огромной скорости. На месте падения были обнаружены фрагменты тел пилотов, опознанные родственниками и сослуживцами, личные вещи пилотов — в том числе, бумажник с водительскими правами Гагарина и его талонами на питание в летной столовой.

Для расследования причин катастрофы была сформирована специальная Госкомиссия. Первое, что было установлено, — какие-либо отказы или неисправности техники отсутствовали. Кроме того, проведенный химический анализ останков и крови летчиков не выявил никаких посторонних веществ. Отчет комиссии составил 29 томов и долгое время находился под грифом «Секретно». Лишь к 50-летнему юбилею космического старта Гагарина некоторые выводы о возможных причинах трагедии 1968 года были преданы гласности. Наиболее вероятной причиной падения самолета, согласно открытым данным, был назван резкий маневр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложненной метеорологической обстановки это привело к попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию.

Не хватило секунд и метров

С самого момента трагедии версий ходило множество, причем некоторые из них напоминали плод больного воображения. Например, говорилось, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и его гибель была подстроена. Утверждалось также, что первый космонавт погиб не 27 марта, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля. Совсем уж абсурдными оказались слухи о том, что Гагарин сам сымитировал свою гибель, спрятавшись от людей и закончив жизнь отшельником.

В 1987 году профессор Сергей Белоцерковский и член первого отряда космонавтов, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов выступили со своей версией случившегося. Они сослались на расчеты, проведенные группой специалистов по динамике полетов. Основной вывод: МиГ оказался на закритическом режиме в положении отвесного пикирования потому, что либо натолкнулся на препятствие (например, на стаю птиц), либо попал в след пролетевшего самолета, ушел в резкий крен и свалился, либо в связи с тем, что оказался в восходящем вертикальном потоке воздуха, который мог изменить характер обтекания МиГа в горизонтальном полете. При этом эксперты отметили, что оба летчика, по всей видимости, не растерялись, а сделали все возможное для выхода из критической ситуации. В течение нескольких секунд Гагарин и Серегин, сохраняя согласованность действий, выводили самолет из пикирования, хотя и находились под воздействием значительных перегрузок. Им не хватило двухсот метров высоты — всего двух секунд полета.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Аксенов 27 марта 1968 года также выполнял тренировочный полет с аэродрома Чкаловский и вместе с Гагариным проходил предполетное медобследование. Свою версию причины гибели космонавта №1 он изложил в книге «Дорогами испытаний», вышедшей ограниченным тиражом. При этом космонавт сослался на мнение члена Госкомиссии, заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Сергея Анохина. По оценке этого эксперта, Гагарин и Серегин, выполнив переворот, задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь авиагоризонта, это могло увести машину в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх — в срыв в скоростной штопор.

«Причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4 километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего Серегиным, сложности метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования», — заключил автор книги «Дорогами испытаний».

Стечение человеческих факторов

Бывший офицер ФСБ, проходивший в свое время службу при Центре подготовки космонавтов, полковник Николай Рыбкин свое мнение о причинах трагедии 27 марта 1968 года изложил в книге «Записки космического контрразведчика». Кстати, он одним из первых сообщил, что расследованием катастрофы вместе с другими специалистами занимались и представители КГБ, причем комиссию возглавлял один из руководителей Управления контрразведки.

«В 1991 году я готовился к защите кандидатской диссертации, работал в архивах военной контрразведки, — вспоминал Николай Рыбкин. — Среди других бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина. И тщательно изучил их. У меня сложилось впечатление, что Гагарина — конечно, ненамеренно — подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли…»

По оценке Рыбкина, проведенное в тот период чекистское расследование было абсолютно беспристрастным.

«Сразу же были выдвинуты четыре версии: умышленные действия по выводу техники из строя (во враждебных целях или из низменных побуждений), некачественная подготовка матчасти к полетам, недостаточная подготовленность летчиков, а также неудовлетворительное руководство полетом, — отмечает полковник. — Диверсию после всех проведенных проверок исключили, а вот действительно тревожным звоночком стало то, что бригада, которая руководила полетом, была, скажем так, не на уровне. Руководитель в сложных ситуациях проявлял нервозность и растерянность, из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полеты, принимал поспешные и неправильные решения. Дежурный штурман был суетлив, решения принимал поспешно, делал ошибки в расчетах времени прибытия самолетов, плохо знал характеристики радиолокаторов и другой техники. Помощник руководителя злоупотреблял спиртным, к служебным обязанностям относился недобросовестно. За неделю до трагедии самолет Серегина оказался в секундах от катастрофы: руководитель полетами не проанализировал метеообстановку, в результате чего не заметил снежного заряда. В условиях ограниченной видимости Серегину разрешили посадку, и тот произвел ее с перелетом. Выкатывание самолета и возможная авария были предотвращены лишь благодаря применению специального тормозного устройства».

В сам день последнего полета тоже хватало «накладок». Так, была поздно произведена разведка погоды, кроме того, пилотов могли дезориентировать неправильные данные о высоте облачности.

«Самая расхожая версия: МиГ-15 угодил в критическую ситуацию (врезался в зонд, птицу, уклонился от близко пролетавшего самолета) и сорвался в штопор, — пишет в своей книге полковник Рыбкин. — Однако летчики вышли из него и почти вывели машину из пикирования. Об этом свидетельствует все: положение закрылков, рабочие позы Гагарина и Серегина, даже отсутствие в их крови большого количества адреналина говорит о том, что они не успели испугаться и были уверены, что спасут машину и себя. Но — не хватило высоты. Гагарин и Серегин были уверены: под нижним слоем достаточный запас. Оказалось, его просто нет».

Космическая эра начиналась с неожиданностей. Испытавшему подобное народные приметы обещают «многая лета»


Юрий Гагарин в автобусе на Байконуре за несколько минут до старта. В этот момент он еще не знал, что ему будет дана возможность в случае возникновения нештатной ситуации перевести корабль в ручной режим управления

12 апреля 1961 года старший лейтенант ВВС СССР Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) на корабле «Восток» совершил первый в мире полет в космическое пространство.

Человек вышел в новую, не известную ему среду, и столько было на пути препон и рогаток, столько возникло проблем и задач, которые никогда раньше не решались в науке и технике. И самое главное — даже неизвестно было, сможет ли он существовать в космосе.

«Только бы слетал и вернулся живым!» — сказал Королев после старта ракеты-носителя. Он выразил общую мысль: все — и руководители космической программы, и создатели ракетно-космической техники, и те, кто готовил космонавта к полету, — все думали: «Только бы слетал и вернулся живым!»

Конечно, тщательно готовили технику, старались предусмотреть все, даже самое невероятное. Все, что можно было проверить, проверили и тысячу раз перепроверили на мышах и собаках. Собаки (которые возвращались), возвращались в полном здравии. А человек? Что станет с его психикой, когда он увидит, что Земля, на которой он родился и жил и которая всегда казалась ему необъятной, так мала, что её можно охватить одним взглядом?! От одного этого может помутиться рассудок. И мало ли какие ещё сюрпризы может преподнести Космос… Эти опасения невозможно было проверить, чтобы отбросить, и нельзя было отбросить, не проверив.


На момент старта Гагарина жидкотопливная трехступенчатая ракета-носитель «Восток» использовалась уже четыре года. С ее помощью выводились на орбиту не только космические аппараты «Восток», но и многие искусственные спутники. Иллюстрация: Richard Terry/DIA, US DoD

Оставалось одно — попробовать.

Ветераны космической техники, руководившие подготовкой и проведением первых пилотируемых полетов, хотя и признаются, что во время вывода корабля на орбиту в бункере царило «колоссальное напряжение», тем не менее единодушно заявляют, что у них была «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина.

Однако, если бы при выводе на орбиту на ракете произошла авария, катапультируемое кресло оказалось бы бесполезно, и шансов остаться в живых у космонавта было бы немного. А если бы ракета, потеряв управляемость, начала «кувыркаться» (что в практике запусков случалось), направление катапультирования могло оказаться любым, в том числе и к земле. К тому же двигатели кресла не обеспечивали увод на безопасное расстояние, и горящая ракета могла упасть рядом с космонавтом. Существовала также опасность приземления в котлован, в который отводится выхлоп двигателей. А котлован за его размеры и форму на космодроме называли стадионом.

Конечно, для спасения космонавта делалось все возможное. Ту часть котлована, на которую он мог приземлиться, закрыли металлической сеткой, которую на космодроме называли «батут». Поблизости соорудили бункер, где дежурила бригада спасателей. В случае аварии они должны были выскочить, подхватить космонавта и утащить в бункер. Как пишет обо всех этих мерах летчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов, принимавший участие в проектировании корабля «Восток, «все это сейчас может показаться неправдоподобным в своей примитивности, но тогда ничего другого придумать было нельзя».

К счастью, ничего катастрофического при выводе корабля «Восток» на орбиту не случилось, однако и не все прошло гладко: из-за отказа в системе радиоуправления ракеты высота апогея оказалась примерно на сто км больше расчетной. А с точки зрения последствий это вовсе не безобидно: время существования такой орбиты 23–25 суток, а ресурс системы жизнеобеспечения рассчитан на десять. И если бы отказал тормозной двигатель, по исчерпанию запасов воздуха космонавт погиб бы от удушья…

Спуск корабля с орбиты происходил по резервному варианту, и разделение приборного отсека и спускаемого аппарата произошло не через десять секунд, как предполагалось на земле и к чему готовился космонавт, а через десять минут. Кроме того, не разъединились кабели между приборным отсеком и спускаемым аппаратом, связка начала вращаться с большой скоростью, и этот «кордебалет», как выразился Гагарин в своем послеполетном отчете, продолжался до тех пор, пока кабели не перегорели в плотных слоях атмосферы. Можно себе представить, каково ему было сидеть в беспорядочно вращающемся корабле, не зная, когда и чем все это кончится.

Но все же «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина имела основания — отработка техники проводилась самым тщательным образом, люди вкладывали в эту работу не то что всю душу, а, без преувеличения можно сказать, — всю свою жизнь. Но это — уверенность на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне уверенность (да и то не «стопроцентную»!) дает положительная статистика, которой тогда ещё не было.


Так космонавты-художники Алексей Леонов и Андрей Соколов изобразили заключительную стадию полета Гагарина. Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист.
Иллюстрация: Алексей Леонов, Андрей Соколов из архива NASA

A posteriori вероятность благополучного возвращения Гагарина разными исследователями была оценена в 40–70%.

Нам, первой женской группе космонавтов, посчастливилось тесно общаться с Гагариным во время нашей подготовки к первому женскому космическому полету. В 1962-м и до июня 1963 года мы проходили подготовку и жили в профилактории Центра подготовки космонавтов.

Гагарин был тогда командиром отряда космонавтов, и нашу группу опекал особо: мы были «трудным контингентом» — пятеро девчонок, все разные, и все без малейшего понятия о воинской дисциплине. Мне кажется, он нас жалел: знал, чего стоит подготовка к полету.

Иногда он приходил вечером к нам в профилакторий. Расспрашивал, как идут тренировки, какие есть проблемы. Говорили обо всем: иногда о литературе, иногда о космосе. Юрий Алексеевич рассказывал об испытаниях — что особенно трудно, где какие есть подводные камни, как надо готовиться и как себя вести во время испытаний, чтобы хватило сил и выдержки и чтобы «перехитрить» докторов. Охотно рассказывал о своем полете — все было так недавно, так свежо в его памяти и, наверное, каждый раз, рассказывая, он переживал все заново.

Как командир он никогда не бывал мелочен: мелкие нарушения пропускал как бы мимо внимания, оставляя возможность для «саморегулирования». Но если вдруг что-то «выходило за рамки», умел проявить жесткость, не заботясь о том, чтобы друзья-космонавты не подумали: «Вот, занесся…»

Наверное, было ему не так просто найти верный тон общения с другими космонавтами: совсем недавно они были «на равных», и вот теперь — Командир, Герой, Любимец планеты… Тогда ещё помнили, что на его месте мог оказаться любой из первой шестерки. Ни ордена и звезды, ни уникальная слава и популярность во всем мире не избавляли его от необходимости заработать в своем новом качестве авторитет у товарищей, которые теперь стали и подчиненными. Может быть, это удалось ему не сразу, но удалось.

Он всегда вел себя естественно, так, как считал нужным, и, как правило, «попадал в десятку». Эта его искренность, полное отсутствие какой-либо рисовки очень меня привлекала: я всегда почитала искренность за одну из ценнейших человеческих добродетелей. Тем более, что встречается она весьма нечасто…

По всеобщему молчаливому согласию Гагарин считался «самым главным» в Центре: он должен был все знать и за все быть в ответе. Что бы у кого ни случилось, по службе или дома, бежали искать помощи и спасения у Гагарина. Конечно, он не был всемогущ, и всем, кто искал его помощи, помочь не мог, но на его внимание и участие мог рассчитывать каждый. Я думаю, основой, стержнем его личности было чувство высочайшей ответственности перед людьми. Перед всеми людьми.

Может быть, перед человечеством…


Сообщение о гибели Юрия Гагарина стало одной из главных новостей 28 марта 1968 года.
Фото: iras62

27 марта 1968 года. День гибели Гагарина.

Ничто не предвещало беды, не было никаких предчувствий — день как день. Утром одни пошли на тренировки, другие поехали на полеты, и Гагарин тоже. В обед, как всегда, собрались в столовой. Пришел Беляев с каким-то странным неподвижным лицом. И я услышала, как он негромко сказал Жоре Шонину:

— Потеряна связь с Гагариным.

Шонин так же негромко спросил:

— Когда?

Павел Иванович ответил:

— В 10.30.

А был уже второй час дня…

После обеда в «отрядную» комнату начал стягиваться народ. Сидели, ждали. Тревога росла. Никаких определенных известий не было. В конце дня сообщили, что обнаружено место падения самолета.

В гибель Гагарина и Серегина никто не верил: надеялись, что они катапультировались. Ждали — вот-вот будет звонок откуда-нибудь из сельсовета, скажут, что вот пришли ваши, приезжайте за ними. По глубокому снегу в летном обмундировании нескоро ведь до жилья доберешься…

Истекло время рабочего дня, но никто не уходил. А звонка все не было… Наконец, собрались с духом и пошли домой. Около дома нас встретили женщины. Они уже знали, какое известие мы несем, только не знали — кому…

К ночи ничего не прояснилось. Оставалось надеяться на чудо, на то, что этого просто не может быть.

Рано утром на место падения самолета выехала группа поиска, в нее вошли и космонавты. Вернулись они измотанные и подавленные — целый день бродили по глубокому снегу, и страшно подумать, что они там находили…

Чудо не состоялось…

Вечером (или, может быть, ночью) этого дня была кремация. Помню мрачную черную дорогу. Наш автобус замыкал колонну, и на поворотах я видела бесконечную вереницу красных огней и их отражение на мокром асфальте. Красное на черном — как символ трагедии.

В крематории нас повели вниз, к печам. Оба гроба стояли на подставках напротив топки. Служитель сказал: «Юрий Алексеевич первый» и вкатил гроб прямо в пламя. Эти слова пронзили меня острой болью — и здесь он был первый…

29-го урны с прахом были установлены для прощания в Центральном доме Советской Армии. Помню, в какой-то момент, уже в темноте, я стояла у окна и смотрела вниз, на длинную очередь, которая медленно двигалась к дверям. Кроме шарканья ног ничего не было слышно. Была уже ночь, а люди все шли и шли, и шли…

Какой он был, Гагарин, мы до конца осознали тогда, когда его потеряли. Только потом я поняла, какое ощущение оставалось в душе от общения с ним, даже обыденного и мимолетного — ощущение глубины, значительности и силы личности. «Красивые — всегда смелы!» — сказал наш великий пролетарский писатель. А я сказала бы так: смелые — всегда красивы. Он был красив — настоящей и полной человеческой красотой.

Мы очень долго не могли смириться с его гибелью, это никак не укладывалось в сознании. Все наши мысли и разговоры крутились вокруг этого. Мы пытались понять, как же могло это произойти, как допустили. Искали тот роковой шаг, который привел к катастрофе, — как будто бы можно было его отменить! И без конца спорили, очень хотелось убедить себя, что все делалось правильно, что не было тут человеческой оплошности, а — Судьба…

Одни говорили, что нельзя было разрешать ему летать, он один на Земле на все времена — первый человек, поднявшийся в космос. И нужно было всячески ограждать его от риска, и не нужны были ему эти полеты. И если бы не этот злосчастный полет, был бы он сейчас с нами…

Но ведь он был летчик, — возражали другие — а жизнь летчика в том и состоит, чтобы летать. И ни за что не согласился бы он сидеть в золотой клетке.

Я тоже так думаю — несмотря на непредставимую громадность потери — нельзя было ему не летать!

Удивительные слова сказал Гагарин перед стартом: «Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением». На наше горе слова эти оказались пророческими…

«Ты прожил, как молния, однажды блеснувшая и угасшая. А молнии высекаются в небе. А небо вечное. И в этом мое утешение». Эти потрясающие слова написал Чингиз Айтматов. Одно прекрасное мгновение Юрия Гагарина…

Биографическая справка

Родился 9 марта 1934 г., в с. Клушино Гжатского р-на Смоленской обл.

В 1941 г. поступил в первый класс, но учебу прервала война. В 1945 г. семья переехала в Гжатск. В 1949 г. поступил в ремесленное училище № 10 в г. Люберцы Московской области. Получил специальность «формовщик-литейщик». В 1951 г. был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум, в 1955 г. закончил с отличием по специальности «литейное производство». Одновременно закончил Саратовский аэроклуб и был направлен в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков в г. Оренбург. Окончил в 1957 г. по истребительному профилю по первому разряду. Попросился на север (Мурмаская обл.) Оттуда попал в отряд космонавтов.

Валентина Пономарева, 12.04.2007

51 год назад, 27 марта 1968 года, произошла трагедия мирового масштаба. Недалёко от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время учебного полёта на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ погиб Юрий Гагарин, ставший легендой при жизни. Ему было всего 34 года. Вместе с ним в тот роковой полёт отправился герой войны, опытный лётчик и пилот — инструктор Владимир Серёгин.

Гибель космонавта номер один стала для всех шоком. Сразу появились всевозможные версии, многие из которых обросли разными домыслами. Подчас фантастическими.

Самая невероятная гласит, что Гагарина похитили инопланетяне. Ещё одна, вызывающая недоумение, указывает на то, что Гагарин устал от свалившейся на него славы и, инсценировав гибель, уехал жить в глухую деревню. Но всё это лишь народный фольклор. Люди на протяжении длительного времени отказывались верить в трагическую и такую раннюю смерть своего героя. О гибели Гагарина на официальном уровне говорили довольно сухо. Из заключения комиссии следовало, что

наиболее вероятной причиной катастрофы стало выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Резкий маневр привёл к попаданию самолёта к закритическому режиму полета и сваливанию в штопор в условиях усложненной метеорологической обстановки.

Самолёт действительно сорвался в штопор и врезался в землю. Удар был такой силы, что машина разлетелась вдребезги. Тела лётчиков разорвало на мелкие части и разметало по окрестностям, потому обнаружить их удалось не сразу.

МиГ-15УТИ. Фото: www.globallookpress.com

У многих сперва возникло предположение, что Гагарин с Серёгиным живы и смогли катапультироваться. В пользу такой версии при первом осмотре места катастрофы говорило ещё и то, что были найдены ранцы без парашютов. Всем тогда хотелось верить в чудо. Но мысли о благополучном исходе мгновенно улетучились, когда там же, в воронке, образовавшейся от падения самолета, были найдены искорёженные катапультные кресла. Это означало, что лётчики не смогли или не успели вовремя катапультироваться. Сами парашюты, как выяснилось позже, срезали и утащили какие-то местные мужики, ставшие невольными свидетелями трагедии.

В том, что пилоты погибли, сомнений не было никаких. Останки лётчиков собирали практически по крупицам. Их находили повсюду — в земле, на деревьях, глубоко в сугробах. В снегу были найдены пачка сигарет полковника Серёгина «Новости» и портмоне Гагарина с деньгами. На одном из деревьев обнаружили куртку Гагарина с талонами на питание в кармане. Всё тщательно собиралось в специальные ящики и отправлялось на экспертизу.

К расследованию причин катастрофы были подключены лучшие специалисты. Внимание уделялось всем деталям. Земля в радиусе трёх километров от места падения МиГ-15УТИ была практически просеяна. Поиски фрагментов тел и разбор обломков затрудняли высокие сугробы: март тогда выдался очень снежным. Да и погода мешала: в тот роковой день она выдалась, мягко сказать, «нелётной», что и стало одной из причин катастрофы. Из-за сильной облачности не было видно земли и горизонта. Совершать полёты при таких метеоусловиях было крайне опасно. Но, несмотря на это, вылеты в 70-м особом истребительном авиационном полку отменены не были.

Место гибели. Фото: www.globallookpress.com

Арсений Дмитриевич Миронов, член лётной подкомиссии, расследовавшей причины гибели самолёта Гагарина, главный научный сотрудник Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, в своих воспоминаниях особо отмечал недисциплинированность авиаполка. Гагарин и Серёгин должны были вылетать с аэродрома Чкаловский в Щёлково в девять утра. Через полчаса в небо на таком же истребителе должен был подняться летчик Андреев. Однако Серёгин на вылет, как выяснилось, опоздал, его задержало руководство. Поэтому интервал взлёта двух самолётов составил не полчаса, как планировалось, а всего три минуты.

Из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.

Целью полёта была проверка готовности Гагарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по метеосводке и по сведениям лётчиков других самолётов, которые потом получила комиссия, нижняя кромка облаков располагалась на высоте примерно 600 метров, верхняя — на 5000. У Гагарина плановая высота — 4200. У Андреева — 3000. Один интересный момент. Пересекаются две барограммы на высоте 3000 метров — Андреева и Гагарина. Здесь они могли сблизиться сколь угодно близко. Сближались они или нет, неизвестно, но объективно ясно, что могли.

По мнению Миронова, Гагарин и Серёгин, чтобы избежать столкновения с самолётом Андреева, замеченного в густой облачности, предприняли маневр и попали в закритический режим полёта. Возможно, летчики пытались вывести свой самолёт из штопора, но не смогли.

Продолжительность полета составила всего 12 минут. С момента последней связи Гагарина с землёй до падения прошла минута. Многие спустя время писали и говорили, что во всём виновата самонадеянность и чрезмерная уверенность лётчиков в себе. Гагарин — Герой СССР, первый космонавт на земле, Серёгин — тоже Герой СССР, получивший почётное звание за военные подвиги.

Указывали также в различных изданиях и на отсутствие должного опыта у Гагарина. Свой уровень лётной подготовки он начал восстанавливать в 1967 году, разрешение на самостоятельный вылет на МИГ-17 получил только в конце осени, но приземлиться с первого раза не смог. За это он даже был отстранён от полётов во избежание дальнейших инцидентов. Однако сидеть на земле без дела и упиваться одной лишь славой Гагарин не мог, его бесконечно тянуло в небо. Он добился допуска к полётам и приступил к восстановлению своих навыков. Все попытки перекинуть вину на неподготовленного Гагарина были отметены, ведь он выполнял свой учебный полёт под присмотром опытного инструктора. Однако, как отметил Арсений Дмитриевич Миронов, у Серёгина самого были очень давние сроки лётной проверки и он не отрабатывал полёты на больших углах атаки, когда самолёт уходит в штопор.

Ю. Гагарин. Фото: www.globallookpress.com

По определённому графику каждый лётчик должен регулярно летать с инструктором и проходить контрольные режимы. У него такой полёт был очень давно. Ни одного полёта на МиГ-15УТИ на больших углах и в сваливании я лично в лётной книжке Серёгина не нашёл. А за это могли погореть и офицеры, и генералы,

— из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.

На несоблюдение правил лётной безопасности указывает, по мнению Миронова, множество фактов. Было выявлено 11 серьёзных нарушений. Это и опоздание, и вылет в неподходящую погоду, и неработающее радиолокационное оборудование на аэродроме Чкаловский, и отсутствие должной проверки кабин самолёта, и прочие.

Другое дело, что обнародование таких нюансов могло стоить многим погон и должностей. В том числе и председателю комиссии, расследовавшей гибель Гагарина и Серёгина, кандидату в члены ЦК КПСС Устинову. Он курировал одновременно и космическую отрасль, и оборонную промышленность. Но и любые мало-мальские попытки свалить вину на лётчиков, на справившихся с задачами тренировочного полёта, воспринимались бы обществом как оскорбление памяти двух Героев СССР. Тогда решено было искать внешние причины авиакатастрофы, потому как в правде заинтересованных просто не было. Замначальника НИИ ВВС лётчик-испытатель Степан Микоян предложил разработать идею с зондами. Действительно, поблизости, в Долгопрудном, был метеорологический институт, откуда их запускали. К тому же на месте крушения самолёта было обнаружено порядка 10 старых и целых зондов. Написать в заключении строку о столкновении с зондом было невозможно, потому как разбитый шар так и не нашли, поэтому, по утверждению А.Д. Миронова, решено было использовать формулировку «уклонение от зонда».

В последние годы стала также очень популярной версия лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который был в тот роковой день в Киржаче на прыжках, неподалёку от места трагедии.

Ссылаясь на секретные документы, он утверждает, что в районе, где выполняли свой полёт Гагарин и Серёгин, несанкционированно оказался самолет Су-15, вылетевший с аэродрома Жуковский. Его пилот якобы нарушил высоту, прошёл на скорости звука на очень близком расстоянии — 10-15 метров — от МиГ-15УТИ и своим потоком просто его перевернул. Леонов при этом не раскрывает имени лётчика, управлявшего Су-15, потому что тот ещё жив и здравствует. Официального подтверждения этой версии, как и других, кроме озвученной много лет назад комиссией под руководством Устинова, до сих пор нет. Кто-то считал, что на борту произошёл взрыв аккумулятора, разгерметизация, заклинило управление, потерял сознание Серёгин и т. д. и т. п. Но большинство специалистов уверены, что если бы речь шла не о Гагарине, то никакой тайны и загадок в этом деле бы не было.

Фото: www.globallookpress.com

Многочисленным версиям и домыслам есть объяснение: людям очень не хочется верить в то, что гордость страны, живую легенду, первого человека, покорившего космос, банально не уберегли и что он так нелепо мог погибнуть в самом расцвете сил.

ВСЕ ФОТО Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова очень сожалеет, что только сейчас, спустя десятки лет, обнародована правда о гибели Юрия Гагарина. «Истинная причина», рассекреченная ранее на этой неделе Алексеем Леоновым, ставит точку в расследовании,
Russian Look Говоря о гибели первого космонавта планеты, Терешкова, с трудом скрывая чувства, заметила, что «его до сих пор не хватает». «И не только нам, космонавтам, но и всей космонавтике»
Russian Look Прославленный космонавт Алексей Леонов сообщил 11 июня, что «20 лет боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина»
Russian Look Юрий Гагарин и военный летчик Владимир Серегин разбились во время одного из тренировочных полетов на самолете МиГ-15УТИ возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области
Russian Look

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова очень сожалеет, что только сейчас, спустя десятки лет, обнародована правда о гибели Юрия Гагарина. «Истинная причина», рассекреченная ранее на этой неделе Алексеем Леоновым, ставит точку в расследовании, поделилась мнением Терешкова на пресс-конференции в штаб-квартире ООН в Вене, где принимала участие в заседании комитета этой международной организации по мирному использованию космического пространства.

Говоря о гибели первого космонавта планеты, Терешкова, с трудом скрывая чувства, заметила, что «его до сих пор не хватает». «И не только нам, космонавтам, но и всей космонавтике», — цитирует ее ИТАР-ТАСС.

50-летие полета Терешковой будет отмечаться 16 июня. Она и сама 30 лет хранила тайну о нештатной ситуации во время своего путешествия на орбиту.

Прославленный космонавт Алексей Леонов сообщил 11 июня, что «20 лет боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина». «В официальном (заключении) написали, что самолет (Гагарина) совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред!» — заявил он, выступая в Звездном городке.

«На самом деле все было по другому, — приводит рассказ Леонова РИА «Новости». — 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (Гагарина) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет (Гагарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей».

Леонов, допущенный к рассекреченным документам следственной комиссии, подчеркнул, что это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта. «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин (Николай Каманин), знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья (Гагарина) знала правду о гибели», — сказал Леонов.

На вопрос агентства о том, кто именно пилотировал самолет Су-15 и по неосторожности привел к гибели Гагарина, Леонов ответил так: «Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову».

Версии и слухи: от стакана водки до секретного космического корабля

Юрий Гагарин и военный летчик Владимир Серегин разбились во время одного из тренировочных полетов на самолете МиГ-15УТИ возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Поскольку выводы госкомиссии долгие годы были засекречены, специалисты и коллеги первого космонавта выдвигали собственные версии, в том числе самые невероятные.

Например, поговаривали, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и специалисты КГБ якобы подстроили катастрофу. Или что он был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии умер.

Высказывалось предположение, что Гагарин инсценировал смерть, а остаток жизни провел под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. А некоторые верили, что первый космонавт погиб за несколько дней до даты падения самолета во Владимирской области — во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

Кроме того, ходили совсем уж бытовые слухи — будто бы Гагарин с Серегиным перед полетом выпили по стакану водки, из-за чего потеряли контроль над своими действиями. Однако экспертиза не обнаружила в организме обоих пилотов никаких признаков алкоголя — так, по крайней мере, сказано в официальном заключении.

Все эти версии были в ходу до апреля 2011 года, когда к 50-летию полета Гагарина в космос госкомиссия обнародовала засекреченные выводы. Согласно им, Гагарин погиб по собственной вине, совершив резкий маневр — «для отворота от шара зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности».

Именно эти выводы Алексей Леонов теперь назвал «бредом», пересказав совершенно иные рассекреченные данные той же следственной комиссии.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *